Меню
12+

Газета «Правда Севера». Издаётся с 1 апреля 1934 года

20.09.2013 14:57 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск №36 от 14.09.2013 г.

У истока "Угрюм-реки"

Автор: Марина Зарукина
корреспондент
К 40-летию музея им.В.Я.Шишкова

 

             Немногим более ста лет прошло с того времени, как завершил свое путешествие по Нижней Тунгуске инженер, а позднее  - знаменитый писатель, автор знаменитого романа "Угрюм — река" Вячеслав Яковлевич Шишков. Эта дата, к сожалению, осталась на Катанге незамеченной. Совсем скоро катангчане отпразднуют следующий юбилей, связанный с его  именем — сорокалетие со дня открытия музея В.Я.Шишкова. На сей раз запланировано провести целый  ряд мероприятий, посвященных знаменитому путешественнику, прославившему Катангский район.            Накануне юбилея хочется вновь полистать страницы книги, в которой описан наш край, его люди, вспомнить предысторию создания этого произведения.

 

             Далекий  1911 год -  год, когда, как гласит сохранившийся документ, "в связи с ростом земледельческих культур в Сибири был поднят вопрос о необходимости создания вывоз-ных путей для избытка хлеба и других сельскохозяйственных продуктов…"             Тогда  был подго-товлен ряд проектов морского транзита, среди них — проект оборудования непрерывной водной магистрали с выходом в Охотское море.  Во исполнение этого предписания и  была организована экспедиция на реку Нижняя Тунгуска (правый приток Енисея). Возглавил ее В.Я.Шишков — техник путей сообщения Управления Томского округа. Ранней весной партия выехала на реку Лена в село Чечуйское (ныне Чечуйск) и приступила к работе. К июню исследователи добрались до деревни Подволочная ( в настоящее время — довольно большое село Подволошино).   

             Делясь впечатлениями от поездки, сам Вячеслав Яковлевич рассказывает так:  "Помимо беспрерывных физических усилий и постоянного напряжения воли, без которой немыслимо идти вперед, в первобытно — дикой обстановке жизнь отравлялась тучами болотных комаров, способных валить с ног крупных животных. Уже к концу первой недели лица у всех вспухли и походили на бурые, окровавленные маски".              

             Одна тысяча двести двадцать шесть верст… Таков был путь, пройденный  этой экспедицией по Тунгуске. Около семидесяти картин — карт  составил исследователь с ее изображениями. Если соединить их вместе, получится одна 100 -метровая карта. На ней горные кряжи, луга, пашни, ягельные выпасы и леса — для  каждого ландшафта свой цвет. И, конечно же, населенные пункты, где он останавливался, выходил к людям. Преображенка, местечко Лаврушка, Даниловская сопка, деревни Данилова, Соснино, Лужки, Юрьева, Мога и другие. Большинства из них на Катанге уже нет. Не обделил вниманием он и Ербогачен — Ербохомохлю, как назвал в романе, оказавшийся на пятьсот двадцать седьмой версте его пути. Здесь он познакомился со ссыльным Громовым, чью фамилию, как предполагается, и дал главному герою, еще один ссыльный — Ткаченко из Подволоч-ной фигурирует в романе как Шапошников.

             "Ербохомохля — маленькое, захудалое село. Есть деревянная церковь, но колокола ее давным — давно безмолвствуют: пятый год нет постоянного священника. Жители в селе — старожилы. Предки их перекочевали сюда из Руси еще при царе Алексее Тишайшем, частью беглые от крепостного права, от солдатчины или осевшие тут казаки, что отвоевали когда — то земли сибирские. Теперь добрая половина жителей занимается звероловством, часть — допотопным способом ковыряет землю, что — то сеет и находится в полной кабале у обманчивой природы. Остальная же часть, и немалая — отъявленные жулики".                              Здесь, в райцентре, он прожил несколько дней в доме у старожилов Мунгаловых. В "Угрюм — реке" их фамилия звучит как Сунгаловы. Спустя шесть десятилетий, в 1973 году их дом был перенесен на берег реки Нижняя Тунгуска и в нем открыт музей В.Я.Шишкова, а часть улицы Набережной, прилегающая к нему, названа в честь автора книги.                                                        Этот музей, без преувеличения, является гордостью катангчан и местом непременного посещения гостями Катанги. Солидная доля его фондов посвящена периоду пребывания Шишкова в наших краях.       

             В частности, в нем хранится переписка с его женой Клавдией Михайловной, передавшей в дар альбом фотографий, сделанных им во время экспедиции с подписями, личные вещи Вячеслава Яковлевича, среди которых сувениры, шляпа, подаренная проводнику Константину Фаркову, книги, написанные  уже после поездки, копии карт, составленных им.  В музее оформлено несколько экспозиций, посвященных пребыванию автора, прославившего землю катангскую, на этой земле. Здесь же собрано немало воспоминаний о встрече с ним людей, проживавших в те годы на Катанге.              

             Местные жители, с которыми он общался в тот период, очень тепло отзывались о нем. "Приветливый, обаятельный. Одет был в белый китель, черные брюки навыпуск, на голове белая фуражка с кокардой, на ремне через плечо — сумка — саквояж". Рассказывали, что очень щедро платил за любые, оказываемые ему услуги.           

             Экспедиция 1911 года на Нижней Тунгуске была сопряжена с большими опасностями: в сентябре ударил внезапный мороз, приспособленные для жилья три большие деревянные лодки (шитики) замерзли во льду…               

             Как в своих воспоминаниях описывает Шишков: "От последнего жилого места мы отплыли почти на 1000 верст. Нервы наши напряжены. А плыть вперед до Енисея, где есть люди и откуда мы можем выбраться на Божий свет, по крайней мере, месяц. Люди говорят: "Не  доплыть — замерзнем посередине реки. Сухарей мало — пропадем с голоду". Спасли путешественников от столь горькой участи эвенки из ближайшего стойбища, проезжающие на оленях берегом реки. Через непроходимую тайгу, по снегу эти люди вывели исследователей на юг, к Ангаре.

 

      Эвенки, а в те годы их называли тунгусами, неоднократно сопровождали партию Шишкова в этой экспедиции. Люди тайги, мало общающиеся с людьми другой расы, не  низкопоклонны, отважны, горды, — так отзывался о них автор романа. Исследователь постарался изучить их быт, ознакомился с их языком. В романе встречаются слова из эвенкийского языка: бойе — друг, гуливун — костер, амикан — медведь, халми — кожаный нагрудник, ровдужины — выделанные оленьи кожи. В поездке Шишков сделал более сорока снимков притунгусских и илимпейских тунгусов. Некоторые из них бережно хранятся в музее с.Ербогачен.     

             Посильную помощь в поездке путешественникам оказывали и жители катангских деревень. Из деревни Соснино — Е. Зырянов и Г. Салаткин, рассказавший о шаманке  Синильге, которую упоминал автор в своем произведении, а также К.Фарков — крестьянин из деревеньки Лужки.

             Это о нем в романе написано "Чернобородый мужик лет пятидесяти, длиннорукий, жилистый, скуластый, сидел в лопашных веслах. Он нанялся поводырем — вроде лоцмана, и поведет шитик до Ербохомохли, до последнего жилого места на Угрюм — реке." Константин Алексеевич, действительно, сопровождал экспедицию до этого населенного пункта, и, не сумев отговорить геологов от дальнейшего путешествия, отказался ехать дальше…

             На знаменитом пути в эвенкийской тайге, который Шишков позднее назовет страшным, нечеловеческим испытанием, пути длиною в 500 верст от Нижней Тунгуски к Ванаваре — спасению, проводником был эвенк Василий Каплин.  

             Угрюм — река! Была ли ты когда — нибудь в природе, есть ли на свете та земля, которую размывали твои воды? Пусть так, пусть тебя не было вовсе на белом свете, но вот теперь ты, Угрюм — река, получила право на свое существование, ты знаменуешь собой жизнь… Так напишет автор в своем романе, над которым работал почти пятнадцать лет.

             "Угрюм — река" — это эпопея жизни разных слоев русского общества в сложнейший для России предреволюционный период. Судьба  трех поколений семьи Громовых отслеживается в ней: дед Данила — разбойник, погубивший ни одну человеческую душу, оставляет сыну Петру свое наследство, Петр — в свою очередь, передает его сыну Прохору — главному герою повествования, по сути, гениальному, деловому человеку, строящему в глухой тайге заводы и фабрики, и трагически погибшему в зените славы на пике своего благополучия.

             Личность, ее становление и распад под  давлением накопительства и алчности — вот  та тема, которую раскрывает автор на протяжении всего романа.

             Здесь есть любовь и ненависть, есть чистая правда и вымысел, есть противостояние между добрыми побуждениями и лютой злобой, есть тонкий юмор и необъяснимое предательство человека, которому главный герой обязан жизнью. К слову, черкес Ибрагим — оглы, находящийся с Прохором Громовым в самый трудный период жизни, персонаж не вымышленный, а вполне реальный. Его настоящее имя — Чабар Алимардан — оглы, и в Сибирь он был сослан за кровное убийство.

             И за всем этим жизненным хаосом проступает величественная, порой спокойная, порой бушующая Угрюм — река, так назвал автор Нижнюю Тунгуску. Широким плесом она по — прежнему катит свои воды с востока на запад среди бескрайнего моря тайги, словно подтверждая, что время над ней не властно.

             Нам — катангчанам, эта книга дорога тем, что в показанной в ней России на перепутье времен, мы находим и частичку себя — свою родину, своих земляков и испытываем чувство гордости от того, что живем на земле, воспетой Шишковым.

             Он так мечтал посетить наши места еще раз. Жаль, не довелось…                                               

Марина Зарукина.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

318