Меню
12+

Газета «Правда Севера». Издаётся с 1 апреля 1934 года

04.10.2014 09:53 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 38 от 06.10.2014 г.

Иннокентий Вениаминов, митрополит Московский и Коломенский

Источник: "Правда Севера"

Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский — апостол Сибири и Америки, оставил после себя заметный след как выдающийся церковный, культурный и общественный деятель.

26 августа 1797 г. в с. Анга Верхоленского округа Иркутской губернии у пономаря церкви святого Ильи Пророка Евсевия Попова родился сын Иван (Иоанн). В девять лет он был привезен в Иркутск и определен в духовную семинарию. В 1814 г. Иван Попов получил фамилию Вениаминов в честь умершего епископа Иркутского Вениамина (Багрянского).
Уже в семинарские годы Вениаминов отличался огромным трудолюбием, ответственно относился к любой работе. Он очень много читал. Учась в семинарии, попутно овладел ремеслами механика, часового мастера. В 1817 г. посвящен в дьяконы Благовещенской церкви, женился на дочери священника Е. И. Шавриной, с 1821 г. — священник той же церкви. По воскресеньям собирал в церкви детей и вел с ними "христианские уроки".
В 1823 г. добровольно отправился священником на о. Уналашка, во владения Российско-Американской компании. Там он обучал группу алеутов плотницкому мастерству и вместе с ними построил церковь. Ревностно выполнял обязанности священника, проповедуя не только на Уналашке, но на близлежащих Лисьих островах. В 1833-1838 гг. — священник в Ново-Архангельске (о. Ситха). Быстро овладел местными языками, много раз помогал алеутам в конкретных бытовых вопросах, обучал их грамоте, ремеслам, огородничеству.
С распространением христианства среди алеутов стали прекращаться многоженство и внебрачное сожитие, а также ритуальные убийства. Даже ссоры и драки стали происходить редко, а междоусобия, сильно распространенные до того, совсем прекратились.
Изучив язык и быт алеутов, о. Иоанн изобрел азбуку и перевел Катехизис и Евангелие от Матфея. Туземцы с большой радостью стали усердно учиться грамоте. Проповедуя Слово Божие, о. Иоанн Вениаминов часто бывал и на других островах, преодолевая расстояния на утлой лодке в холод и непогоду. По своим наблюдениям за природными явлениями он составил "Записку об островах Уналашкинского отдела". Хорошо изучив фауну островов, он даже давал ценные советы русским промышленникам относительно охоты на морских котиков, для умножения стада этих ценных животных. Организовал перевод важнейших богослужебных книг на язык аборигенов. Много внимания уделял изучению островов и этнографии.
В 1839 г. Вениаминов после смерти жены и по настоянию Синода постригается в монахи, получив имя Иннокентия. В декабре 1840 г. он назначается главой новой епархии — Камчатской, Курильской и Алеутской. Его деятельность в обширной епархии была столь же активной, как и прежде. С 1850 г. — архиепископ. В 1852 г. к епархии присоединена Якутская область, центром которой стал Якутск. Вениаминов организует перевод и печатание богослужебных книг на якутский язык. В 1857 г. кафедра епархии перенесена в Благовещенск, Вениаминов переезжает в Приамурье и принимает активное участие в освоении нового края.
В 1868 г. назначен митрополитом Московским и Коломенским. Много времени отдает Троице-Сергиевcкой лавре, священноархимандритом которой был, открывает богадельни, основывает миссионерское общество, обращает особое внимание на нужды сирот, духовенства, посещает семинарии, нередко служит в церквях сам. Вениаминов отличался искренностью, стремлением помочь нуждающимся, был простым и доступным в общении человеком, пользовался любовью населения и духовенства.
Большинство трудов Иннокентия Вениаминова увидело свет при его жизни, среди них: Автобиографическая записка. — М., 1886; Речь Архимандрита Иннокентия, по наречении его Епископом Камчатским, Курильским и Алеутским, сказанная 1840 года, Декабря 13 дня. Христианское чтение. — СПб., 1841; Письма (1823-1878 гг.): собраны И. Барсуковым, 3 т. — СПб, 1897, 1901 и многие другие.
С середины 1878 г. митрополит Иннокентий почти непрерывно болел. На Страстной неделе, почувствовав приближение кончины, он попросил себя пособоровать. Умер 31 марта 1879 г. в Москве, похоронен в Троице-Сергиевской лавре.
В 1974 г. Святейший Синод Православной Церкви в Америке обратился в Москву с просьбой изучить вопрос о канонизации митрополита Иннокентия. Три года ушло на изучение бережно собранных в США и на родине святителя свидетельств о его жизни и равноапостольных трудах. 6 октября 1977 г. Священный Синод Русской Православной церкви определил: приснопамятного митрополита Иннокентия, святителя Московского и апостола Америки и Сибири, причислить к лику святых.
В 2014 г. Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского планирует издание труда протоиерея П.В. Громова "Припоминания современника о высокопреосвященном Иннокентии, Митрополите Московском", которое впервые увидело свет в 1879 г. в г. Иркутске.
В преддверии 220-летия и 40-летия канонизации святителя Иннокентия Правительством Иркутской области совместно с правительствами субъектов Сибирского и Дальневосточного округов, региональ-ными отделениями Российского географического общества и Русской Православной Церковью разрабо-тан долгосрочный национальный проект "Путь Святителя Иннокентия".  Участие в этом проекте, поддерживаемом Русским географическим обществом, подтвердили девять субъектов РФ, а также Япония, Аляска, Калифорния и Гавайи. Утвержден график движения экспедиции. В 2014 году мероприятия пройдут в Забайкальском крае, Республике Саха (Якутия), Амурской области, в 2015 году — в Хабаровском и Камчатском краях, Чукотском автономном округе, в 2016 году — в Сахалинской области, Японии, в 2017 году — на Аляске, в Калифорнии, Гавайях и Иркутской области. Кроме того, в 2017 году, в Москве состоятся торжественные мероприятия, посвященные 220-летию Иннокентия Вениаминова, в частности, заседание Русского географического общества, а также пройдет молебен в храме Христа Спасителя.
Долгосрочный национальный проект "Путь Святителя Иннокентия" способен стать духовно-исторической силой, которая объединит народы Сибири и Дальнего Востока в сбережении нравственных и духовных ценностей России и привлечет внимание россиян к наследию святителя.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

386