Меню
12+

Газета «Правда Севера». Издаётся с 1 апреля 1934 года

30.05.2015 12:28 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 20 от 30.05.2015 г.

ЭВЕНКИЙСКИЕ ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ

Автор: Н.В.Монго
, библиотекарь краевед-ческого отдела "Катангская ЦБС".
Источник: "Правда Севера"

Великим народом Сибири назы-вают эвенков, так как территория которую они занимают, огромна — это пространство от левых притоков Енисея на западе до острова Сахалин на востоке, от зоны лесотундры на севере и до Амура. Издавна жили они и живут на территории Иркутской области и являются одним из древних коренных народов, населяющих территорию Катангского района. По данным 2013 года в Катангском районе насчитывается 586 эвенков.

Мастера северного Прибайкалья

За последние годы жизнь эвен-ков неузнаваемо изменилась. Теперь все они имеют современ-ное жилье, обеспечиваются меди-цинским обслуживанием, учатся в школах, вузах, осваивают технику и приобретают современные про-фессии. Тем не менее, они продол-жают заниматься традиционными промыслами, сохраняют свою культуру, но к большому сожале-нию, не многие знают и владеют эвенкийским языком. Несмотря на различные связи с другими народами и оторванность друг от друга в течение веков эвенки сохраняют свою культурную, духовную и языковую общность, основа которой жива и в наши дни.
Вся жизнь эвенков тесно свя-зана с природой. Их традиционный уклад жизни обусловлен природ-ными условиями, т.к. основными видами хозяйственной деятель-ности были и остаются охота, оленеводство, рыболовство и собирательство.
Основа культурного наследия эвенков, формировавшаяся тыся-чилетиями, обусловила их особое отношение к природе и жизни, что проявилась в разного рода оберегах, действиях и обрядах. Но современная жизнь внесла определённые коррективы. Если раньше эвенки проводили обряды строго в своём роду, то в настоящее время проведение эвенкийских обрядов носит коллективный характер, основной целью которых является общение эвенков между собой и приобщение детей к традиционной и духовной культуре.
С целью сохранения и возрож-дения эвенкийской культуры ежегодно проводятся различные национальные праздники, обря-ды, спортивные игры и выставки по декоративно-прикладному искус-ству.
Особо хочется остановиться на значении и проведении эвенкий-ских обрядов. Обряд очищения проходит через идол чичипкан (букв. лазейка) — добрый дух.
О лазейке Г.М. Василевич пишет: "…была различной формы: салгат — в виде человека с раздвину-тыми ногами; саканан — в виде большого отверстия". Чичипкан эвенки делают из двух берез в виде человека с раздвинутыми ногами. По поверьям эвенков, считается, что проход через идол принесёт удачу и убережёт от дурного глаза. После его прохождения эвенки очищали себя путем окуривания дымом, как правило, багульника, так как огонь обладает очисти-тельными свойствами, и может уничтожить или изгнать злых духов, несчастья, неудачи и болезни.
Обряд имты — кормление огня, поскольку огонь считается главной святыней — хранителем семейного благополучия и обладает сверхъ-естественной силой. По представ-лениям эвенков, в образе духа огня выступает энекэн-того, что в переводе с эвенкийского означает "бабушка-огонь", потому что хранителем очага у эвенков испокон считалась женщина. А.И. Мазин отмечает очень важный момент в мировоззрении эвенков, связанный с огнем: "… когда чествовали защитников и кормильцев семьи по случаю удачной охоты, прежде всего угощали дух огня. В представлениях и обрядах, связанных с культом огня, он выступает, с одной стороны, как хозяин и глава семьи и рода, а с другой — как хранитель душ членов этой семьи и рода".
Поскольку огонь считался хра-нителем благополучия сородичей, в костер всегда бросали самый лучший кусок пищи обязательно с просьбой послать удачу на охоте.
Обряд кормления огня — это своего рода отражение обычая угощения и дележа добычи среди сородичей, что символизирует общее благополучие, достаток и продолжение жизни. Все эти представления вылились в некото-рые малые обычаи-запреты — "оде" по отношению к огню. Так, напри-мер, нельзя оставлять нож, иглу острием к огню, нельзя кидать в костер шишки, лить смолу, воду, а также колоть вблизи дрова и разделывать убитых животных. В свою очередь, как считают старики, огонь, заботясь о людях, может предупреждать человека, его "языком", по их мнению, является особенное потрескивание или писк горящих дров — "хинкэн". Если слышали эти звуки утром, значит, огонь предвещал хорошее, если вечером — то плохое, если слышали во время еды, то понимали, что надо собираться и уходить, если огонь пощелкивал во время ухода на охоту, то охотник оставался в стойбище, так расценивалась в этом знаке неудачная охота.
"Обряд добывания удачи" — синкэлэвун, хинкэлэвун, шинкэлэ-вун" был характерен для всех групп эвенков. Он представлял собой магическое забивание изображения парнокопытного животного. Его выполняли только охотники. В случае неудачи на охоте охотник связывал из прутьев изображение оленя или лося, приготавливал маленький лук, стрелу и уходил в тайгу. Там он ставил изображение животного и стрелял в него с небольшого расстояния. Если стрела попа-дала, то охота предстояла удач-ной, тогда охотник имитировал разделку туши, часть ее он обязательно прятал, а часть уносил с собой, чтобы из стойбища отправиться на охоту.
Шаманы развили этот обряд, добавив к нему хождение к духу хозяину тайги для "прошения" у него животных "синкэн", а также обряд очищения охотников.
Обряд "икэнипкэ" представ-лял собой восьмидневную охот-ничью мистерию-погоню за божественным оленем, его забивание и приобщение к его мясу. Шаманы добавили к этому обряду гадание, предсказание и обновление частей шаманского костюма и атрибутов. Существо-вание этого обряда определяло почитание эвенками оленя и лося. Они верили, что души съеденных животных воскреснут, и их пошлет обратно на Землю добрых дух — хозяин Верхнего мира и дух хозяин тайги.
Несмотря на то, что в современном обществе быт и жизнь эвенков изменилась, но мы должны продолжать сохранять и передавать подрастающему поколению свой язык, культуру, обычаи, обряды.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

445