Ненужных детей не бывает
20 ноября по инициативе ООН объявлен Международным Днем ребенка. В связи с этим, мы встретились с руководителем одной из организаций района, ставящей своей задачей обеспечение счастливого детства и защиту детей, попавших в трудную жизненную ситуацию - К.В.Развозжаевой, возглав-ляющей отдел опеки и попечительства района.
Более шестидесяти детей сегод-ня состоят на учете в органах опеки по Катангскому району. Из них 38 являются воспитанниками коррек-ционной школы-интерната с.Ербо-гачен, как дети, оставшиеся без попечения родителей, 23 нахо-дятся под опекой, как правило, у людей, приходящихся им близкими родственниками.
- В этом году нами выявлено семь несовершеннолетних, остав-шихся без попечения родителей, в их числе — один ребенок - сирота,- говорит Ксения Владимировна, — Все эти дети устроены в семьи, и что хочется отметить особо, именно в нашем районе.
- Скажите, в большинстве случаев взрослые сами предлагают свою помощь ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, или инициатива исходит от организаций, стоящих на защите прав ребенка?
- Принять решение стать опеку-ном для несовершеннолетнего действительно очень сложно. Пожалуй, основная трудность зак-лючается в невозможности изоли-ровать ребенка от его бывшей семьи. Как правило, семья, взявшая малыша на воспитание, и семья, в которой он проживал ранее, находятся в одном населенном пункте. Проходя сложнейший период привыкания к новой семье, ребенок, по-прежнему, тянется в родную семью, скучает, ждет встречи с мамой, которой он не нужен. Только по этой причине находится немного желающих взять малыша. Добавьте к этому предсто-ящее обучение его социально-бытовым навыкам, привыкание опекуна к своему подопечному и опекаемого к новоиспеченному родителю. Пройдет длительный период времени, когда ребенок поверит в то, что взрослые желают ему только добра, поймет, что они для него — самые родные люди.
Помимо этого, готовясь принять ребенка в семью, опекуны не могут предусмотреть все риски, поэтому, могут возникнуть и непредвиденные проблемы. На мой взгляд, сумма ежемесячного пособия на содер-жание опекаемого ребенка, состав-ляющая 6500 рублей, слишком мала.
В районе небольшое количество детей — сирот, значительно больше сирот социальных, чьи родители живы и здоровы, но либо лишены родительских прав, либо находятся в местах лишения свободы, или отказались от своих детей.
- Реальны ли ситуации, когда дети возвращаются в свою семью?
- За десять лет, что я работаю с неблагополучными семьями, лишь двое родителей были восстановлены в родительских правах, и две мамы, поняв, что самое важное для них — это их дети, которых у них могут забрать, смогли изменить свой образ жизни. Таким образом, четыре семьи были сохранены.
Смена семьи, конечно же, большой стресс для ребенка, и огромная ответственность для их приемных родителей. Но какое счастье наблюдать за тем, как дите оттаивает, меняется, из оз-лобленного, затравленного чело-вечка превращается в спокойного, отзывчивого и жизнерадостного ребенка, способного не только принять доброе отношение, но и подарить тепло своей души окру-жающим его людям.
К слову, адаптация ребенка в новой семье проходит легче, если в ней проживают дети. По словам собеседницы, последние очень терпимо относятся к появлению еще одного члена семьи, при их участии и процесс перевоспи-тания проходит более ненавяз-чиво и увлекательно.
Излишне говорить о том, что каждый из взятых под опеку детей пережил немало трагедий в своей жизни.
Оленьке родительница без утайки заявила, что девочка ей и сожителю не нужна. О том, что им нужна только водка, изредко выходящая из пьяного угара нигде не работающая, молодая и потерявшая все человеческие качества особа не пояснила.
Однако, в роли стороннего наблюдателя, глаз с ребенка не спускает. Выведав по телефону, что малышка идет в магазин за сладостями с деньгами, которые ей дала приемная мама, подка-раулила ее на улице и выпросила деньги якобы на хлеб. Продукт, понятное дело, был куплен соро-каградусный.
Есть дети, которых приходи-лось приучать к собственному спальному месту, потому что раньше у них его не было вообще. Один мальчик спал только на полу, другой - где придется.
Сережа боялся кушать и долго не мог понять, что все, что стоит на ку-хонном столе, приготовлено для него, и, помимо завтрака, обеда и ужина он, проголодавшись, может перекусить, попить чай. В своей быв-шей семье трехразового питания он не знал, а когда во время беско-нечных попоек родителей пытался взять со стола хотя бы кусочек хлеба, бывал наказан за покушение на и без того скудную закуску.
А сколько случаев, когда родст-венники обещают прийти к своему ребенку в гости, принести ему гостинцы, а то и еще круче — подарить сотовый телефон, игру, планшет… Малыш им верит, ждет день, два, месяц, другой, и не может понять, что его обманули.
- Ксения Владимировна, что в вашей работе является самым трудным?
- Непросто приходится, когда изымаем детей из семьи. Самое страшное при этом видеть насколько сильна любовь ребенка к матери, которой он не нужен.
- Как считаете, почему так устойчив этот парадокс: дети, настрадавшиеся в социально-опасных семьях собствен-ных родителей, став взрослыми, идут по проторенной ими дорожке?
- Дети, которых не любили, не умеют любить… В их несчастливом детстве не было примера для подражания, им не привили нравст-венные ценности. Если у них и появляется желание изменить свою жизнь, усилий для этого они не прилагают. Вот и получается, что вырастая в неблагополучной семье, они вновь создают неблагополучную семью, и их дети также.
- Если бы предоставилась возмож-ность исполнить только одно желание, что бы выбрали?
Думала недолго. — Пусть все дети будут счастливыми. И пусть каждый человек — и маленький, и взрослый будет знать, что его любят, и он кому-то нужен.
Марина Зарукина.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.