Меню
12+

Газета «Правда Севера». Издаётся с 1 апреля 1934 года

27.04.2019 10:35 Суббота
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 27.04.2019 г.

Светлое Воскресение

Автор: Дмитрий Засимов
Главный редактор
Источник: "Правда Севера"

 Христос воскрес! — и для всего мироздания началась истинная весна, светлое, радостное утро новой жизни. Воскресение Господа Иисуса — первая действительная победа жизни над смертью.

28 апреля православный мир празднует праздник Пасхи. Светлое Христово Воскресение — самый большой и просветлённый христианский праздник. Этот праздник еще называют Пасхою Христовой, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти — к жизни и от земли — к Небу. Пасха — самый древний и важный праздник богослужебного года. Установлен в честь Воскресения Иисуса Христа, которое является центром всей библейской истории и основой всего христианского учения. В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова "праздников праздник и торжество из торжеств".

Праздник Пасхи каждый год совершается в разные числа месяца и время его празднования "переходит" по своей дате, но всегда приходится на воскресный день. Все праздники, связанные календарно с Пасхой (а это Вербное Воскресение, Антипасха, Вознесение и Троица), тоже меняют свою дату и называются переходящими или подвижными. Другие двунадесятые праздники (Рождество Христово, Крещение, Сретенье и другие) имеют постоянную дату и называются непереходящими или неподвижными.

Если Пасха совпадает с праздником Благовещения, который отмечают 25 марта (7 апреля), то она называется Кириопасха (Господня Пасха).

В этом году празднование выпало на 28 апреля, в следую-щем оно будет 19 апреля, ещё через год — 2 мая, а в 2022 году — 24 апреля.

Празднование Пасхи в правос-лавной традиции имеет целый корпус обычаев и примет. Издревле на Руси Пасху праздновали широко, щедро, накрывали столы на 48 блюд, главными из которых, естественно, были крашеные яйца, куличи и творожные пасхи. Сейчас, как и несколько веков назад, к Пасхе начинают готовиться загодя. В Чистый четверг обязательно начисто убирают дома и квартиры, избавляются от хлама, моют окна и моются сами. Подстригают волосы, усы и бороды; если в доме маленькие дети, то впервые их лучше всего стричь именно в Чистый четверг. При мытье в Чистый четверг в лохань с водой опускают имеющиеся в доме монеты самого крупного достоинства, считается, что таким образом "намывается" богатство, хотя по канонам к деньгам прикасаться не рекомендовалось — в память о серебряниках Иуды. Считается, что до Пасхи уже нельзя брать в руки тряпки и веник, поэтому и стараются хозяйки подготовить дом к празднику. Вечером вся семья красит яйца и печет куличи, готовит творожную пасху с изюмом и орехами. До 12 ночи все дела должны быть сделаны, поэтому помогают все — и дети, и мужчины. В субботу все пасхальные угощения относят к церкви, где батюшка освятит их. А в воскресенье радостные нарядные люди садятся за накрытые столы и поздравляют друг друга со Светлым Христовым Воскресением.

Мы поговорили о Пасхе, и вообще о церковных праздниках с настоятелем храма Святителя Николая Чудотворца, свящёнником отцом Николаем:

- Тема церковных праздников — непростая тема даже для верующего человека. Связано это с тем, что в христианском ощущении жизни очень много пластов. И по мере духовного становления человек имеет возможность всё более глубокого взгляда на праздник. Первый, самый простой пласт — уровень традиций и обычаев.

Одним из самых распространенных предпраздничных вопро-сов, задаваемых свящённику, например, касается того, можно ли работать в праздник. Многие сталкивались с тем, что самый удачный день для посадки картофеля выпадает на Троицу, или Духов День. И вот, встаёт неразрешимая дилемма, что же делать, караул — и картошку надо в землю запихать, и соблюсти церковные правила. Но дела в том, что это — внешняя канва. Смысл любого, в том числе и церковного, праздника в том, чтобы каждый человек сумел вырваться из колеса обычной суеты. Задумался о смысле праздника и и посвятил себя тому, что поднимает его над повседневным горизонтом — Бог, его Рождество, Воскресение и так далее. Формальный запрет на выполнение домашних хлопот — он служит для того, чтобы дать людям возможность, что называется — остановиться, оглянуться... Посвятить этот день Богу.

Верующие люди в Пасху идут в храм, совершают таинство причастия. То есть у нас есть не просто возможность вспомнить о Спасителе, но нам дан дар Божий — возможность соединиться с ним. До конца, словами, объяснить это не возможно, потому то это и таинство, тайна. Но эта возможность именно то, что отличает христианскую веру от любой другой. Очевидно, что если отнять поход в храм, молитву, размышление о Боге, о месте Бога в своей жизни то смысл в праздничном "ничегонеделание" пропадает абсолютно. Для христианина это — вопрос веры. Который стоит следующим образом: могу ли я ради молитвы, похода в храм и любых иных богоугодных дел отложить на день домашние хлопоты?

Вера — это понятие не умственное. Я верю что Бог есть не равняется тому, что я допускаю мысль о том, что Бог существует или признаю его существование. Вера — категория нравственная. То есть, вера в Бога подразумевает готовность человека к изменениям, которые Бог, несомнено, ждёт от него. И эти изменения, в первую очередь, нужны не Богу, а самому человеку. Формализация церковных традиций — постов, праздничных запретов ведёт в их обесценива-нию.

Подгонять модные диеты под соблюдение поста, ради сжигания лишних килограммов — пустой звук в диалоге со Спасителем. Килограммы может, и пропадут, а внутреннее несовершенство (греховность) останется.

Наше предназначение и приз-вание — к свободе. Но эта свобода — не в угождении плоти, а в любви к ближним и к Богу. Это та свобода, для которой искупил нас пострадавший на Кресте и воскресший Сын Божий. Его Воскресение показало нам путь к воскресению и вечной жизни для каждого, кто уверовал во Христа как в Спасителя. Поэтому и поет Церковь с древних времен: "Пасха — Христос Избавитель!" О том, что значит Пасха для современного человека, можно говорить много. Но главное — то, что распятие, смерть и воскресение Христа — это реализация нашей свободы. Свобода — составная часть образа и подобия Божьего в нас. Именно воскресением Христа Бог и воссоздал Свой образ и подобие в человечестве после грехопадения. Смерть больше не владеет нами!

Подготовил

Дмитрий Засимов.

«“Христианская вера призвана для того, чтобы постоянно ставить перед человеком один и тот же вопрос: "Зачем?". Зачем я делаю то или иное. Зачем я мщу, лукавлю или завидую? Зачем?»

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

4