Меню
12+

Газета «Правда Севера». Издаётся с 1 апреля 1934 года

29.01.2020 16:47 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 2 от 25.01.2020 г.

О проекте «Прямые выплаты»

Автор: Дмитрий Засимов
Главный редактор
Источник: "Правда Севера"

Актуальная информация для работодателей и работников.

С 1 января 2020 года Иркутская область вступает в пилотный проект Фонда социального страхования РФ «Прямые выплаты». Изменение порядка выплаты пособий коснется всех работающих граждан. Учитывая высокую социальную значимость и масштабность проекта, который охватывает большое количество жителей региона, предлагаем читателям «Правды Севера» интервью с управляющим ГУ-Иркутским региональным отделением Фонда социального страхования РФ Яной Соболь.

- Расскажите о пилотном проекте «Прямые выплаты», кого он затрагивает?

- В настоящее время Иркутское региональное отделение Фонда работает с организациями по зачетному принципу, то есть пособия работнику выплачивает непосредственно работодатель, а в Фонд он перечисляет разницу между суммой начисленных страховых взносов и выплаченных им пособий. Но возникает ряд ситуаций, когда, например, на предприятии создается тяжелое финансовое положение или когда страхователь (работодатель) оказывается недобросовестным, в результате чего происходит задержка или невыплата пособий работающим.

Пилотный проект «Прямые выплаты» предусматривает изменения в порядке выплат пособий по временной нетрудоспособности, материнству и в связи с несчастным случаем на производстве и (или) профессиональным заболеванием. Он затрагивает не только работодателей, но и всех граждан, работающих по трудовым договорам, и направлен на защиту прав работников. Новый порядок выплаты пособий дает гражданам гарантии независимо от финансового положения работодателей получить пособия своевременно и в полном объеме.

Пилотный проект предусматривает выплату пособий работникам непосредственно Иркутским региональным отделением Фонда социального страхования без посредника, которым сейчас выступает страхователь. Получать пособия работающие граждане с 1января 2020 года будут напрямую из Фонда на счет в банке, карту МИР или почтовым переводом в зависимости от собственных предпочтений.

- Выплаты каких пособий касается новый порядок?

- Новый порядок выплаты касается следующих пособий:

- по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с несчастным случаем на производстве и (или) профессиональным заболеванием);

- по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

- оплата отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) застрахованному лицу, пострадавшему на производстве.

- Что дает работодателю уход от зачетного принципа?

- Отказ от «зачетного механизма» по которому работаем со страхователями сейчас отразится на порядке уплаты страховых взносов. Страховые взносы на обязательное социальное страхование с 1 января 2020 года не будут больше уменьшаться на сумму расходов (т.к. работодатель больше не несет расходов на выплату пособий), а будут уплачиваться в полном объеме!

Работодателю не придется отвлекать собственные оборотные средства на выплату пособий своим работникам.

Значительно упростится процесс составления расчетов по начисленным страховым взносам, представляемым в налоговые органы, и отчетности по форме 4-ФСС.

- В чем по проекту прямые выплаты заключается главная обязанность работодателя?

- После обращения работника работодатель формирует пакет документов или электронный реестр с необходимыми сведениями для назначения, расчета и перечисления пособий: о среднем заработке, периоде страхового случая, расчетном периоде и т.д. Обязанность работодателя – передать необходимые сведения в Иркутское региональное отделение Фонда в течение 5 календарных дней.

От качества заполнения заявления работником (указание корректных реквизитов счета, персональных данных), полноты и корректности представленных документов страхователем зависит своевременность выплаты пособия!

Обратите внимание: пособие по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем за счет собственных средств, а за остальной период, начиная с 4 дня временной нетрудоспособности, — Иркутским региональным отделением Фонда.

- Какие виды страхового обеспечения должен выплачивать работодатель?

- Работодатель будет назначать и выплачивать работающим гражданам следующие виды страхового обеспечения:

- оплата 4-х дополнительных дней по уходу за детьми-инвалидами;

- социальное пособие на погребение;

- пособия по временной нетрудоспособности за первые 3 дня болезни работника.

Первые две из перечисленных выплат будут возмещены работодателю из средств Фонда при его обращении.

- Все ли работодатели должны представлять информацию в электронном виде?

- Работодатели, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий расчетный период составляет свыше 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность работников превышает данный предел, предоставляют информацию в Иркутское региональное отделение Фонда исключительно в электронном виде, с ЭЦП.

Работодатели с численностью работников 25 человек и менее, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации с указанной численностью, могут направлять информацию также в электронном виде или на бумажном носителе.

Преимущества электронного документооборота: первичные документы (заявления, справки, листки нетрудоспособности и др.) при подаче электронного реестра в Иркутское региональное отделение Фонда не представляются. А вот в случае с бумажным носителем придется все документы представлять в региональное отделение.

- Куда должен обратиться человек, если находясь в отпуске по уходу за ребенком не получил пособие?

- Обязанность отделения Фонда сообщать работодателю или работнику о размере пособия действующим законодательством не предусмотрена.

Если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком не получило пособие, то необходимо обратиться к работодателю и уточнить, когда были представлены сведения для назначения пособия.

- Работник получил травму, которая не связана с производством. Как в этом случае будет производиться оплата?

- Если работник болел или получил травму, не связанную с производством, то, как и прежде, оплата первых 3 дней временной нетрудоспособности, производится работодателем за счет своих средств, а начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности – за счет средств Фонда.

Поэтому и выплата «придет» двумя суммами. За первые 3 дня болезни – от работодателя в сроки, установленные для выдачи заработной платы, за остальные дни — от Иркутского регионального отделения Фонда в течение 10 календарных дней с момента представления работодателем сведений.

В случае, если работник находился на больничном в результате производственной травмы, то пособие за весь период временной нетрудоспособности назначает и выплачивает Иркутское региональное отделение ФСС.

- Бывает, что работник одновременно сдает на оплату три больничных листка. Сколько он должен написать заявлений?

- Если работник представляет на оплату одновременно три больничных листка, являющиеся продолжением первичного. Заявление работник должен написать на каждый больничный, т.е. три заявления?Да, нужно писать заявление на каждый больничный.

- Как осуществляется выплата пособий получателю Фондом социального страхования?

- Выплата пособия получателю осуществляется Иркутским региональным отделением Фонда путем перечисления суммы пособия способом, указанным самим получателем в заявлении: на лицевой счет в банке, на карту национальной платежной системы «МИР» или почтовым переводом (получение в почтовом отделении).

При этом, если получатель пособия в связи с материнством (по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком) указал в заявлении лицевой счет в банке к которому выпущена карта «Виза» и т.п., а не карта «Мир», то получение возможно только наличными непосредственно в банке. Банк должен уведомить такого получателя о поступлении средств на счет и невозможности их зачисления на карту.

- Куда должен обратиться человек, чтобы получить справку2-НДФЛ?

- За справкой 2-НДФЛ работнику необходимо обратиться в Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ. Заявление на получение справки 2-НДФЛ о суммах выплаченных пособий оформляется в произвольной форме. В нем необходимо указать ФИО, СНИЛС, паспортные данные, полное наименование работодателя, адрес проживания застрахованного.

Подать заявление можно:

1) через «личный кабинет застрахованного», размещенный на сайте Фонда по адресу: https://lk.fss.ru/recipient/.

2) обратившись лично в Иркутское региональное отделение Фонда.

3) направить заявление о предоставлении справки по почте по адресу: 664007, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 35.

В случае невозможности получения данной справки лично она может быть направлена Вам заказным письмом с уведомлением.

Для предоставления справок о полученных пособиях в органы социальной защиты населения нет необходимости, т.к. имеется межведомственное взаимодействие и осуществляется обмен такой информацией

- Сколько дней дается работодателю на формирование пакета документов для выплаты пособия?

- Для выплаты работнику пособия по временной нетрудоспособности (больничный лист) работодатель формирует электронный реестр с необходимыми сведениями или пакет документов для назначения, расчёта и перечисления пособий: о среднем заработке, периоде страхового случая, расчётном периоде и т.д. Обязанность работодателя – передать необходимые сведения в Иркутское региональное отделение Фонда в течение 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом заявления и всех необходимых документов. На принятие Фондом решения и перечисление выплаты работнику закон отводит еще 10 календарных дней.

- Женщин, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком, конечно интересует вопрос: подлежит ли пересчету пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, назначенное до 01.01.2020 г. при переходе на пилотный проект «Прямые выплаты»?

- Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет при переходе на пилотный проект «Прямые выплаты» пересчету не подлежит, сумма пособия, назначенного до 01.01.2020 г. не изменяется.

- Как получить пособие напрямую лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет?

- Лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, для получения выплат с 1 января 2020 года необходимо обратиться к своему работодателю и оформить заявление на получение пособия напрямую от регионального отделения Фонда, указав способ получения пособия это может быть: счет в банке, или номер платежной карты «Мир», или почтовый адрес.

Если вы хотите получать пособия по материнству на карту, и выбираете именно карту как способ получения пособий, то обращаю внимание: пособия, связанные с рождением ребенка, назначенные после 01 мая 2019 года, выплачиваются на карту если только это карта платежной системы «Мир», это не может быть какая -либо другая карта.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком будет перечисляться с 1 по 15 число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается пособие. Конкретная дата не устанавливается.

- В течение какого времени после страхового случая работник может обратиться за пособием?

- Работник может обратиться за пособиями не позднее 6 месяцев с даты окончания страхового случая, т.е., к примеру, за единовременным пособием при рождении ребёнка — не позднее 6 месяцев со дня рождения ребёнка, по уходу за ребёнком — не позднее 6 месяцев со дня достижения ребёнком возраста полутора лет.

Работодатель в течение 5 календарных дней с момента подачи документов и заявления работником обязан передать электронный реестр сведений в региональное отделение ФСС РФ.

- В каких случаях возникает необходимость в перерасчете пособий?

- работница не воспользовалась своим правом на замену лет расчетного периода, в течение которых была в декрете или отпуске по уходу за ребенком. Соответственно, пособие было рассчитано в меньшем размере.

- работник не представил в бухгалтерию справку о сумме заработка за два календарных года предшествующих году наступления страхового случая. В связи с чем, пособие было начислено исходя из МРОТ.

- совместитель забыл принести сведения о страховом стаже по основному месту работы. Из-за этого пособие было исчислено в меньшем размере.

- Какие действия необходимо предпринять работнику и работодателю для перерасчета пособия?

- работник (или его представитель) должен обратиться в бухгалтерию с заявлением о перерасчете и документами, необходимыми для его проведения.

- бухгалтер организации должен передать представленные работником документы для перерасчета в территориальный орган Фонда в течение пяти календарных дней.

При наличии всех необходимых документов специалисты территориального отделения фонда пересчитают пособие за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующие дню представления документов.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

8