Гарантийный... Возврат Порядок

Развитие инновационной деятельности в апк крыма. Аспекты развития инновационной деятельности в ар крым Библиографический список использованной литературы

На современном этапе развития мировой экономики в связи с усилением глобализации и активизацией процессов регионализации, повышение конкурентоспособности национальных экономических систем и регионов становится приоритетной задачей экономического развития. В условиях евроинтеграции Украины актуальной является проблема формирования и реализации региональной инновационной политики, необходимость рассмотрения которой, продиктована развитием регионов как структурных единиц государства, имеющих стратегическое значение для развития страны, являясь ее экономической и социальной базой.

Стратегия инновационного развития АР Крым на период до 2015 года, предусматривает один из основных принципов - устойчивое инновационное развитие региона. В соответствии с данной стратегией, экономическая политика должна быть направлена на достижение стабильного уровня конкурентоспособности региона. Реализация данной стратегии требует создания эффективного механизма управления инновационной деятельностью, с учетом региональных инновационных приоритетов, которые не противоречат государственным и отвечают особенностям производственного, ресурсного, кадрового и научного потенциала. Следовательно, важнейшей стратегической целью инновационной деятельности является повышение конкурентоспособности экономики.

Инновационная экономика в регионе формируется под влиянием двух основных факторов: 1) создания условий для перехода на инновационный путь развития и 2) появления мотиваций у субъектов рынка для активизации инновационных процессов. Следовательно, инновационная политика региона включает такие основные цели как: формирование долгосрочных конкурентных преимуществ; развитие инновационного потенциала; стимулирование инновационных процессов; создание благоприятного инвестиционного климата. Основой разработки инновационной политики на региональном уровне является комплексное исследование имеющегося инновационного потенциала и результатов его реализации. Под региональным инновационным потенциалом следует понимать совокупность научно-технических, материально-финансовых, кадровых, институциональных и иных ресурсов региона, используемых для инновационной деятельности. Уровень развития инновационного потенциала отражает эффективность инновационной деятельности, при этом анализ показателей необходим для формирования действенной инновационной стратегии региона.

Важнейшим показателем восприимчивости экономики к новым достижениям является инновационная активность предприятий. В соответствии со статистическими данными за 2009г. в АР Крым одно из одиннадцати промышленных предприятий было инновационно активно, тогда как в Европейских странах – каждое второе предприятие. По уровню инновационной активности АР Крым занимает 21 место среди регионов Украины. Инновационной деятельностью в 2010 году занималось 37 промышленных предприятий или 11,1% общего количества исследуемых (в 2009г. – 9,2%). Инновационную продукцию в 2010 году реализовали 18 промышленных предприятий. Объем реализованной продукции составил 163,0 млн.грн или 1,1% общего объема промышленной продукции (в 2009г. – 174,5 млн. грн и 1,4% соответственно). Согласно статистическим данным, начиная с 2006 года, начинается значительное падение объема реализации инновационной продукции, в связи с сокращением выпуска инновационной продукции, обусловленное наличием ряда факторов, сдерживающих развитие инновационных процессов в регионе.

Анализ динамики и структуры удельного веса предприятий и их отраслевой принадлежности в инновационной деятельности, позволяет определить приоритетные для государственной поддержки виды экономической деятельности предприятий, формирующие ядро инновационного развития региона. В структуре отраслей инновационно активных предприятий более 80% занимает перерабатывающая промышленность, где практически в равных долях (с небольшим преимуществом в разные годы) преобладают предприятия машиностроения (ремонт и монтаж машин и оборудования) и пищевой промышленности (основной являются предприятия виноделия). Анализ статистических наблюдений в сфере инвестиций, аналогично показывает, что промышленность является одной из наиболее инвестируемых отраслей экономики АР Крым. Несмотря на то, что ежегодно на развитие промышленности автономии направляется от 20 до 30% всех капитальных вложений, – на инновации используются только 2-3%. Вместе с тем, износ основных фондов приблизился к 60%, а уровень их обновления колеблется в пределах 4%.

В современных условиях процесс развития инновационной деятельности значительно зависит от объема финансирования, в свою очередь, дефицит собственных и привлеченных средств у субъектов инновационной деятельности и неприемлемые условия предоставления кредитов, сдерживают данный процесс. Анализ структуры объема финансирования инновационной деятельности, позволяет констатировать, резкое сокращение финансирования в 2009г. по всем видам источников, средства из госбюджета отсутствовали полностью, а в 2010г. увеличение на 13%, и полное отсутствие финансирования со стороны иностранных инвесторов. Данные тенденции крайне негативно влияют на развитие инновационной деятельности региона, так как недостаточность финансирования приводит к распылению имеющихся средств и их нерациональному использованию.

Одной из важнейших составляющих инновационного потенциала является кадровое обеспечение научной и научно-технической деятельности. В АР Крым наблюдается относительно невысокий кадровый потенциал и нестабильная динамика измения показателей научно-технических кадров, данная ситуация требует создания со стороны государства благоприятных экономических и организационных условий, для привлечения большого количества невостребованного научного потенциала.

В результате проведенного статистического анализа следует, что негативных тенденций в инновационном развитии региона значительно больше, чем позитивных, что говорит о низкой эффективности государственной инновационной политики в регионе. Механизм реализации государственной инновационной политики должен быть, прежде всего, направлен на эффективную организацию системы государственной поддержки научной и научно-исследовательской деятельности, обеспечивающей оперативное и постоянное продвижение научно-технических разработок во всех направлениях и сферах деятельности региона; содействовать поиску разнообразных форм и источников финансирования и непрямого стимулирования исследований; максимально стимулировать и оказывать поддержку инновационному предпринимательству различных форм собственности, а также содействовать эффективному взаимодействию отечественных и иностранных инвесторов, заинтересованных работать в экономике регионе. Чрезвычайно важным является формирование эффективной инновационно-инвестиционной стратегии региона заключающейся в выявлении наиболее эффективных источников финансирования инновационной деятельности. Для стимулирования инновационной активности предприятий, необходимо создание льготного налогообложения, благоприятных условий для внедрения инвестиционных проектов, подразумевающих минимизацию рисков и способствующих повышению личной заинтересованности предприятия. Инвестирование в развитие региональной инновационной инфраструктуры, обеспечивающее научно-техническое развитие региона и реализацию инновационной деятельности. Создание благоприятного инвестиционного климата, повышающего инновационную привлекательность региона для иностранных инвесторов.

Литература

1. Инновационная деятельность промышленных предприятий / Экономический доклад // ГУ статистики в АР Крым. - Отдел статистики науки, инноваций и обследовании предприятий сферы услуг. – Симферополь. – 2010.

2.Наукова діяльність в Автономній Республіці Крим /(статистичний збірник). – Сімферополь: Головне управління статистики в Автономній Республіці Крим, 2011.- 266с.

Хаирова Э.А.
Культура народов Причерноморья. - 2012. - №219. - С.98-100.

Постановка проблемы. Мировая экономика XXI века характеризуется термином «глобальная экономика знаний», или «инновационная экономика», главными факторами формирования и развития которой, становятся знания и человеческий капитал.

В современных экономических условиях, характеризующихся усилением глобализации и активизацией процессов регионализации, повышение конкурентоспособности национальных экономических систем и регионов становится приоритетной задачей экономического развития и определяется эффективностью научно-технической и инновационной деятельности. В условиях перехода экономики Украины на инновационный путь развития, актуализируется проблема формирования и реализации региональной инновационной политики.

В отечественной экономической литературе проблемам формирования национальной и региональной инновационных систем посвящены труды таких ученых как: З.О. Адаманова, Л.Л. Антонюк, Н.В. Апатова, В.С. Савчук, Н.Я. Петраков, СВ. Кортов, Н.Бекетова, В. Подколзина, А. Шабарова, Л. Шаховской.

Целью статьи является рассмотрение основных аспектов развития инновационной деятельности в АР Крым, разработке мероприятий по совершенствованию системы управления инновационной деятельности в АР Крым.

Результаты исследования. Мировой опыт свидетельствует, промышленно развитые страны совершили свой прорыв на мировой рынок, прежде всего через развитие инновационной деятельности и мобилизацию интеллектуальных ресурсов. В условиях глобальной экономической конкуренции главенствующие позиции занимают государства, обеспечивающие наиболее благоприятные условия для инновационной деятельности и применяющие наиболее эффективные методы управления инновационными процессами. Успешность инновационной деятельности определяется, прежде всего, эффективностью реализации государственной инновационной политики.

Формирование инновационной модели развития региона происходит под действием общемировых и национальных тенденций, с учетом региональных инновационных приоритетов, не противоречащих государственным и соответствующих особенностям производственного, ресурсного, кадрового и научного потенциала. В этой связи, инновационную систему региона можно рассматривать как подсистемы инновационного сектора страны и социально- экономической сферы региона. Следовательно, создание инновационной системы предполагает формирование комплекса научных, техническо-технологических, социально-экономических, правовых условий для устойчивого развития экономики, повышения жизненного уровня населения на основе трансформаций экономики региона и создания конкурентоспособной продукции. Исходя из этого, основными целями инновационной политики региона являются:

Перманентное наращивание конкурентных преимуществ,
- активизация инновационных процессов,
- повышение уровня развития инновационного потенциала,
- создание благоприятного инвестиционного климата,
- повышение инновационной активности.

Развитие региона на основе инноваций является важнейшим фактором его конкурентоспособности. В общем виде, инновационный процесс можно представить как механизм повышения инновационной активности, включающий в себя наличие действенной региональной инновационной системы, для реализации имеющегося инновационного потенциала в сложившихся условиях, с целью создания востребованных инновационных продуктов, их дальнейшей успешной коммерциализации и как следствие повышение конкурентоспособности региона.

Разработка стратегии региональной инновационной политики, должна, прежде всего, соответствовать приоритетам социально-экономического развития региона в целом. Основными направления стратегии социально-экономического развития АР Крым на 2011-2020 гг. являются :

1) реформирование санаторно-курортного и туристического сектора, в частности всесторонняя реализация потенциала санаторно-курортного лечения и туризма за счет внедрения инновационных технологий в рекреационную деятельность;
2) формирование агросектора ХХI века, предполагающего развитие высококачественного сельскохозяйственного производства на базе современных наукоемких и экологически чистых технологиях;
3)модернизация отраслевой структуры промышленности, предполагающая создание конкурентоспособной промышленности на основании использования передовых достижений науки и техники в производственной деятельности;
4) развитие транспортного потенциала, включающего повышение уровня, качества и диверсификации транспортных коммуникаций;
5) создание условий для повышения уровня жизни населения.

Инновационное развитие экономики АР Крым, с учетом основных направлений социально-экономического развития, предполагает :

Усиление инновационной ориентации экономики, увеличение объемов производства конкурентоспособной продукции, курортно-реакционных услуг и развития социальной сферы;
- экологизацию производства, сбалансированное использование и восстановление рекреационных и других природных ресурсов;
- ускорение развития приоритетных отраслей экономики, обеспечивающих население и рекреационно-туристический комплекс высококачественными продуктами питания, товарами и услугами, расширение их экспортных возможностей.

Основой разработки инновационной политики на региональном уровне является комплексное исследование имеющегося инновационного потенциала, его динамику, результатов реализации. Уровень развития инновационного потенциала отражает эффективность инновационной деятельности, определяет приоритетные направления развития экономики региона (табл. 1).

Таблица 1.

Показатели инновационной деятельности АР Крым в период 2005-2010гг..

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Количество инновационно активных предприятий, ед. 33 24 33 40 31 37
Объем реализованной инновационной продукции, млн. грн. 932,2 557,9 624 280,1 174,5 163
Объем затрат на инновационную деятельность, млн.грн 93,6 90,2 185 225,6 129,8 146,7
Объем затрат на исследования и разработки в промышленности, млн. грн 1,5 2,8 9,4 12,3 21,2 12,7
Удельный вес реализованной инновационной продукции в объеме промышленной,% 14,5 7,9 6,5 2,3 1,4 1,1
Доля промышленных предприятий, внедряющих инновации, % 6,6 6,1 8,7 9,9 6,8 6,9
Количество выполненных научно-технических работ, ед. 2996 3053 1545 1304 1019 1005
Удельный вес инновационно активных предприятий АР Крым в общем объеме предприятий Украины, % 11,9 11,2 14,2 13,0 12,8 13,8

Характеризуя развитие инновационной деятельности в АР Крым, следует отметить, что до начала кризисных явлений 2008 г. наблюдается позитивная тенденция инновационного развития, но по результативности, в сравнении с лидирующими регионами Украины, Крым значительно отстает. За последние годы, экономика региона продолжает медленно наращивать утраченные показатели инновационного развития, однако принимая во внимание то, что износ основных фондов в АР Крым с каждым годом увеличивается и продолжает использоваться устаревшая материально-техническая база, сокращая при этом результативность производства, необходимо безотлагательно активизировать процесс инновационной деятельности, посредствам реализации действенной государственной инновационной политики.

Важнейшим показателем инновационности экономики является инновационная активность предприятий, среди факторов, сдерживающих инновационные процессы на предприятиях, выделяют такие как :

Недостаточность собственных денежных средств (44,5%),
- высокая денежная стоимость инновационных затрат (34,8%),
- наличие более конкурентоспособных организаций (20,3%),
- недостаточность государственного финансирования (19,4%),
- недостаточность внешнего финансирования (16,3%) и другие (табл.2).

Таблица 2.

Распределение факторов, сдерживающих инновационные процессы в АР Крым .

Фактор Число случаев в % от общего их количества, когда предприятие указало на предлагаемый фактор
Недостаточность средств в пределах организации или группы 44, 5
Инновационные затраты слишком высокие 34,8
На рынке преобладают хорошо оснащенные организации 20,3
Недостаточное государственное финансирование 19,4
Недостаточное финансирование с источников за пределами организации 16,3
Трудно найти партнеров по сотрудничеству 16,3
Нет надобности, так как нет спроса на инновации 8,8
Недостаточно квалификационного персонала 7,5
Отсутствует точная информация о спросе на инновационные товары (услуги) 6,6
Недостаточно информации о рынках 5,3
Недостаточно информации о технологиях 4
Нет надобности, так как недавно были внедрены инновации 1,8

Следовательно, для предприятий автономии, наиболее значимым сдерживающим фактором инновационного процесса является нехватка финансирования, причем всех источников: собственных, государственных и иных привлеченных средств.

АР Крым обладает значительным научно-техническим и инновационным потенциалом для развития инновационной деятельности, однако, вследствие накопившихся нерешенных проблем, в частности увеличения разрыва между наукой и производством; затянувшаяся трансформация административно-командного управления экономикой в рыночную систему хозяйствования; отсутствие льгот и преференций, а также благоприятных условий для финансирования инновационной деятельности; отсутствие последовательного и системного характера проведения инновационного менеджмента в регионе, инновационное развитие региона становится крайне затруднительным.

С учетом региональных инновационных приоритетов, анализа развития инновационной деятельности АР Крым и рассмотрением существующих проблем развития инновационной деятельности в регионе, для интенсификации и эффективности инновационной деятельности необходимо проведение следующих мероприятий:

Формирование региональной системы управления инновационной деятельностью;
- формирование эффективной инновационно-инвестиционной стратегии для развития рекреационно-туристического комплекса – как базовой отрасли экономики региона;
- формирование кластеров «инновационной активности» - как эффективного инструмента активизации инновационной деятельности.

В сложившихся экономических условиях развития АР Крым, одним из основных стратегических приоритетов, является формирование региональной инновационной системы, обладающей развитой инфраструктурой и эффективным механизмом регулирования. Эффективное управление инновационным процессом необходимо для реализации следующих мероприятий:

Координации научных исследований,
- стимулировании инновационной активности,
- усовершенствовании законодательной базы,
- целевом финансировании,
- регулировании международного сотрудничества и пр.

Совершенствование системы управления инновационной деятельностью должно быть основано на создании систем соответствующих органов управления инновационными процессами в АР Крым. Основными элементами которого, по нашему мнению, могут быть:

Региональный инновационный фонд – ведущий орган по интенсификации инновационной деятельности региона;
- региональный венчурный фонд, осуществляющий поддержку инновационного бизнеса;
- региональный центр инновационного развития;
- центр инжиниринга и трансферта технологий;
- совет научно-технической деятельности;
- центр технологических исследований;
- фонд поддержки малого и среднего бизнеса;
- центр маркетингово-аналитических исследований и экспертизы;
- агентства по привлечению инвестиций.

Главным моментом в формировании региональной системы управления инновационной деятельностью является определение основополагающей роли государства в осуществлении финансовой поддержки и внедрении организационных и нормативно-правовых мероприятий.

С учетом специфики нашего полуострова, разработанная правительством программа социально-экономического развития Крым на 2011-2020 гг., определяет одним из важнейших стратегических приоритетов - эффективное функционирование рекреационно-туристического комплекса и формирование его на инновационной основе как основной отрасли экономики республики. Важным в данном направлении является формирование эффективной инновационно-инвестиционной стратегии региона, направленной на создание благоприятного инвестиционного климата, повышающего инновационную привлекательность региона для иностранных инвесторов, реформирование налогового законодательства для активизации инвестиционной деятельности, актуализация инвестирования в кадровый потенциал, для повышения интеллектуального потенциала региона.

Инновационным направлением развития туристической отрасли в Крыму должно стать создание курортополисов в прибрежных городах. Организация курортополисов, предусматривает создание свободных экономических зон, и способствует развитию инфраструктуры городов, активизации инвестиционной деятельности, а, следовательно, улучшению инвестиционного климата. В связи с этим целесообразно предоставить Южном берегу Крыма (ЮБК) статус туристическо-рекреационной зоны, свободной от налогов и имеющей различные виды льготного налогообложения, способствующей появлению конкурентоспособного туристского продукта, переводу индустрии гостеприимства, отдыха и путешествий на инновационный путь развития.

Обязательным условием развития региональной инновационной модели АРК является использовании кластерной стратегии. Характерная для инновационного кластера коммуникационная сеть создаст благоприятные условия для диффузии новых технологий и основывается с учетом комбинации внутренних возможностей и внешних стимулов участников для активизации инновационной деятельности. Осуществление структурных преобразований региона на основе развития кластеров заключается в формировании инновационных кластеров как целостной системы создания новых продуктов и технологий, взаимосвязанных между собой и сконцентрированных в определенном экономическом пространстве. Целесообразным является создание следующих кластеров «инновационной активности»:

Промышленных парков (Бахчисарай, Джанкой, Красноперекопск),
- агропромышленных комплексов (Красногвардейское, Джанкой),
- наукоемких кластеров (Симферополь, Севастополь).

Выводы. В результате проведенного исследования выявили основные аспекты развития инновационной деятельности в АР Крым, определили приоритетные мероприятия для активизации инновационного процесса в регионе, в частности касающиеся усовершенствования системы инновационного менеджмента в регионе, создания эффективной инновационно-инвестиционной стратегии, формирования инновационных структур в туристической отрасли, развития экономики региона на основе кластерной стратегии. Проведение данных мероприятий направлено на активизацию инновационного развития региона, повышение его конкурентоспособности, улучшению социально-экономического положения и обеспечения устойчивого развития.

Источники и литература

1. Крым в условиях глобализации мировой экономики: монография / под ред. проф. А.М. Клейменова. – Симферополь: КРП «Изд-во «Крымучпедгиз», 2008. – 196 с.
2. Наукова діяльність в Автономній Республіці Крим: стат. зб. – Сімферополь: Голов. упр. статистики в АРК, 2011. – 266 с.
3. Организация территориальных инновационных структур (полисов): [Электронный ресурс] // Труды Крымской Академии Наук. – Режим доступа: http://www.crimea.edu
4. Резник В.Г. Внедрение инновационных технологий – путь повышения конкурентоспособности малых предприятий Крыма / В.Г. Резник // Наука и бизнес. Проблемы развития малого инновационного предпринимательства: материалы науч.-практ. конф. – Симферополь: Минэконом АРК, 2008. – 131 с.
5. Стратегия экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minek-crimea.gov.ua
6. Тухбатуллина А.Б. Региональная инновационная система как основа формирования кластеров в регионе / А.Б. Тухбатуллина // Социально-экономические явления и процессы. – 2008. - №4(012). - С.79-82.

Для устойчивого развития предприятий агропромышленного комплекса решающее значение имеет рост инновационной активности, что включает разработку и внедрение новаций, а также умелое использование достижений НТП.

Одной из основных отраслей АПК Крыма является сельское хозяйство. Введение инноваций на сельскохозяйственных предприятиях, связано, прежде всего с высокой степенью риска вкладываемых средств, так как существует риск неопределенности получения повышенного результата.

Инновационная деятельность в сельском хозяйстве может принести как положительные результаты для АПК, так и поставить в сложное положение агропромышленное предприятие, в случае если новации окажутся ниже ожидаемых результатов. .

В связи с чем, одним из главных условий развития аграрного производства в современных рыночных отношениях является повышение эффективности инновационной деятельности в сельском хозяйстве.

Инновация является основным элементом развития рыночной экономики, представляет собой нововведение, которое обеспечивает функционирование новых процессов или разработку продукции, востребованной на рынке.

Инновационная стратегия развития сельского хозяйства напрямую связана с разработкой и освоением инноваций, которые обеспечивают конкурентоспособность произведенной сельскохозяйственной продукции. .

Развитие инновационной деятельности в агропромышленном комплексе невозможно без финансовой поддержки и поэтапного восстановления сельскохозяйственного производства. Поэтому существует ряд факторов, влияющих на развитие инновационной деятельности в АПК, которые можно представить следующим образом (см. таблицу 1).

Таблица 1

Факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности в АПК

Сложность внедрения новаций в аграрном секторе определена усилением роли государства в стимулировании инноваций, сочетанием различных типов и методов управления инновационной деятельностью.

Разработка и внедрение инноваций в АПК Крыма осуществляется в соответствии со стратегией развития инновационной деятельности в АР Крым на период до 2020 года, разработанная на основе Стратегии экономического и социального развития Автономной республики Крым на период до 2020 года.

В настоящее время сельскохозяйственный комплекс ориентирован на обеспечение продукцией растениеводства и животноводства преимущественно локальных внутренних рынков, обслуживающих санаторно-курортный и туристический комплексы.

Основными проблемами, сдерживающими развитие инноваций, являются отсутствие современной инфраструктуры аграрного рынка; низкая инвестиционная привлекательность и неудовлетворенное состояние внедрения инноваций в сельскохозяйственном производстве. Предприятиям АПК присущ низкий уровень переработки сельскохозяйственной продукции отечественного производства и ее несоответствие международным стандартам качества.

Основной целью стратегии развития инновационной деятельности предприятий АПК является достижение устойчивого уровня и качества жизни на основе социально-экономической системы инновационного типа, которая будет осуществляться в рамках следующих направлений:

Развитие высококачественного сельскохозяйственного продукта;

Формирование базы современных экологически чистых технологий;

Повышение экспортного капитала;

Формирование действенного информационного сопровождения;

Внедрения кластерных принципов хозяйственной организации сельскохозяйственных предприятий.

Инновационная стратегия предприятия определяется такими важнейшими составляющими, как объект и ресурсы, которые имеет предприятие АПК, рыночными позициями и общехозяйственные структурой (контролируемая доля рынка, доступ к источникам финансирования и сырья, состояние конкурентоспособности).

Развитие высококачественного сельскохозяйственного производства на базе современных экологически чистых технологий, способного обеспечить продовольственную безопасность населения и рекреантов и повысить экспортный потенциал традиционных отраслей региона, а также возродить социальную сферу села является одним из приоритетных направлений стратегии развития инновационной деятельности АПК Крыма. .

Низкий уровень обеспеченности инновационными технологиями по переработке и хранению продукции показывает преимущественное сырьевое развитие сельскохозяйственного производства, у большинства сельскохозяйственных производителей отсутствует возможность поставки сельскохозяйственной продукции на рынки сбыта.

Рыночная экономика, которой присуща острая конкурентная борьба, предполагает особый подход к инновациям. Имея целью повышения эффективности, инновации открывают широкие перспективы для развития современного предпринимательства. Успешная инновационная деятельность дает возможность предприятию сформировать позитивный имидж, повысить конкурентоспособность, эффективнее использовать ограниченные ресурсы, увеличить прибыль. Разработка стратегии инновационного развития обеспечивает поступательное, пропорциональное, эффективное развитие предприятия, его экономическую устойчивость и безопасность. В современных условиях хозяйствования необходимо обеспечить продовольственную безопасность Украины, что является одним из приоритетных направлений стратегии развития региона. Продовольственную безопасность можно обеспечить лишь стабильной работой отечественных сельхозпроизводителей, это является возможным лишь при государственной поддержке инновационной деятельности агропромышленного комплекса. Поэтому необходимо прямое участие государства в повсеместном применении современных модернизированных инновационных технологий.

Таким образом, основой достижения экономического успеха сельскохозяйственных предприятий является разработка соответствующей инновационной стратегии, улучшение технологичности производства, экономический эффект и результаты внедрения инновационного обновления предприятия. Современный уровень развития инновационной деятельности АПК Крыма напрямую зависит от привлечения внебюджетных источников финансирования, осуществления микрокредитования на государственном уровне, а также формирования агропромышленных кластеров.

Использованные источники

1. Лукінов І.І. Стратегія і механізми реформування АПК України. / І.І. Лукінов "3бірник наук., праць ХДАУ" № 5, 2001, с. 26.

2. Стратегия социально-экономического развития Автономной республики Крым на 2011-2020 гг. № 1-1/1790 от 12 августа 2010 г.