Гарантийный... Возврат Порядок

Тех карта имя существительное. Технологическая карта урока по русскому языку "имя существительное и его роль в речи"

Плешанова Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №61
Населённый пункт: г. Челябинск Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока русского языка Образовательная система: «Школа России» Тема: Имя существительное. Упражнения на повторение. (Урок развития умений)
Дата публикации: 02.05.2018
Раздел: начальное образование

Технологическая карта урока русского языка

Класс: 4

Образовательная система: «Школа России»

Тема: Имя существительное. Упражнения на повторение. (Урок развития умений)

Цель :

обобщить

систематизировать

постоянных

непостоянных

признаках

существительного,

развивать умение применять их в практической деятельности, создать наглядную таблицу - кластер « Признаки имени

существительного»

Планируемые результаты:

Предметные:

знать постоянные и непостоянные признаки имени существительного;

уметь распознавать признаки существительного в практической деятельности.

Метапредметные:

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в

совместной

деятельности;

осуществлять

взаимный

контроль

совместной

деятельности,

адекватно

оценивать

собственное поведение и поведение окружающих;

Личностные :

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не

создавать конфликтов.

Межпредметные связи - технология

Используемая технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методы:

По источникам и типу подачи информации:

разговорный метод с помощью речи: собеседование с учащимся;

наглядный метод, воздействующий на визуальное восприятие информации: демонстрация пособий;

практический метод: изготовление кластера

По взаимодействию учителя и обучаемого:

Стратегия «Зигзаг»;

метод совместного поиска истины;

метод исследования и познания.

По основным методам, употребляемым учителем в своей работе:

организационные методы;

методы стимуляции и мотивирования учебного процесса;

контролирующие методы.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийная установка;

Карточки с дифференцированными заданиями (прил. 1);

Ключевые слова (прил.2), маркер, листы для кластера, клей, листы с цветовыми метками.

Организация пространства –групповая работа

Этапы урока

Ход урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Формирование

Актуализация

знаний.

Стратегия

«Зигзаг»

Ребята! Я рада приветствовать вас на нашем

уроке русского языка.

Покажите

настроение. Я хочу, чтобы такое настроение

сохранилось до конца урока.

Сегодня на уроке русского языка мы будем

работать

Посмотрите

друга. Что вы заметили?

Как вы думаете, что означает номер?

Верно, это номер группы, а что означает

цвет - узнаете позднее.

Какие правила вы

должны помнить, работая в группе?

А тему нашего урока вы узнаете, отгадав

Слайды 1,2,3

2. Словарная работа.

эмоциональный

настрой на работу

Организует беседу

Проводит

инструктаж.

существляет

фронтальный

Настраиваются на

Отвечают на

вопрос: у каждого

члена команды

своя цветовая метка

Номер команды,

Формулируют

правила поведения

на уроке и

аргументируют их

Отгадывают ребусы

Личностные УУД:

Выражать

положительное

отношение к

процессу познания,

проявлять внимание.

Регулятивные УУД:

Нацеливание на

успешную работу.

Коммуникативные

Умение слушать и

слышать друг друга;

Высказывать свои

Познавательные

Постановка

цели и задач

урока.

Мотивация

учебной

деятельности

учащихся.

Стратегия

«Зигзаг»

III этап.

Тренировочны

е действия с

изученным

материалом

Какие слова получились?

(месяц, облако, пятница)

Что вы можете сказать о них?

Кто сейчас уже сможет сказать тему нашего

Верно, тема нашего урока

«Имя существительное. Обобщение и си-

стематизация знаний»

В результате вашей работы в группе вы по-

лучите продукт, изделие. А какое -узнаете

Сейчас вы достаете задания из файла. То,

которое соответствует вашему цвету кружка

Ваше задание. Выполняем на листочке.

Организует беседу,

выявляющую

знания детей по

теме. При

необходимости

корректирует

результаты ответов

Организует

индивидуальную,

дифференцированн

ую работу

Отвечают на

поставленный

вопрос: это имена

существительные,

муж.,жен. и ср.рода

Мы будем говорить

существительном

Выполняют

задания по

карточкам

индивидуально

ориентироваться в

своей системе знаний

по данному вопросу,

Владение общими

приёмами

выполнения заданий;

Извлекать

информацию из схем,

иллюстраций

Личностные УУД:-

укреплять

мотивацию к

обучению и

целенаправленной

познавательной

деятельности

Стратегия

«Зигзаг»

Физминутка

«Гимнастика

для глаз»

Закончили работу? Берем лист с заданием

и идем к тому столу, где находится карточка

с вашим цветом.

Давайте немного отдохнем. Пока вы перехо-

дили из группы в группу, вы размялись. А

солнышком

Слайд 4

каждого из вас? Верно, новую группу.

Перешли, посмотрели на ваших новых чле-

Организует

групповую работу

Организует

физминутку

Переходят в другую

группу - по цвету.

Выполняют

гимнастику для

Отвечают на

поставленный

вопрос: цвет

означает

другую команду –

Регулятивные УУД

- Развиваем умение

высказывать своё

предположение на

основе работы с

материалом

упражнения.

Уметь планировать

свои действия в

соответствии с

поставленной

IV этап.

Самостоятель-

работа

применением

имеющихся

знаний

Блиц-опрос

нов команд.

Теперь вы должны обсудить с вашими това-

рищами по команде, какое общее задание

было у вас в упражнениях Напоминаю, что

упражнения у вас всех разные. Когда вы

найдете, поднимите руку.

Кто готов озвучить?

Правильно,

признаки существительного

Теперь посовещайтесь и придумайте вопро-

сы о своем признаке имени существитель-

ного для других команд.

Организует

поисковую

деятельность

Обобщает

высказывания

обучающихся

Работают в группе,

находят признак

объединения

Команда белых-род

Команда синих-род

Команда красных-

склонение

Команда желтых

Команда зеленых-

существительных.

Формулируют

вопросы и

отвечают.

Познавательные

выявлять сущность и

особенность

объектов;

на основе анализа

объектов делать

Коммуникативные

Развиваем умение

слушать и понимать

Строить речевое

высказывание в

соответствии с

поставленными

задачами.

Оформлять свои

мысли в устной

Умение работать в

Рефлексия

Сейчас вы возвращаетесь в свои первона-

чальные команды

уже каждый со своим

знанием признака существительного, изго-

тавливаете

совместно

Необходи-

Организует

групповую работу

Составляют

кластер «ИМЯ

СУЩЕСТВИТЕЛЬ

Познавательные

обобщать и

классифицировать по

мые материалы у вас на столах, не забываем

о правилах работы в группе.

Кто готов – прикрепляет кластер на доску.

Обсудим, у какой группы получился самый

точный логичный кластер.

Эта схема будет теперь наглядным пособи-

ем в нашем классе.

Организует

обсуждение

Обсуждают, чей

кластер самый

логичный

признакам.

Регулятивные УУД:

Осуществлять

самоконтроль,

взаимоконтроль.

познавательную и

личностную

рефлексию

Оценивать учебные

действия в

соответствии с

поставленной

КоммуникативныеУ

Умение заслушивать

выступления других.

При необходимости

исправить и

дополнить, уточнить

озвученный ответ.

Строить

высказывания,

понятные для других.

Личностные УУД:

развитие

доброжелательности,

готовность к

VI. Итог урока.

Скажите, когда нам может пригодиться эта

изготовить

маленькую?

Вы все поработали отлично, одну отметку

получите

другую-за

письменную работу.

Что вам больше всего понравилось делать

на уроке?

Кто может похвалить своего товарища по

команде за отличную работу?

Открепите

нарисуйте

инструкциям на слайде 5.

Организует беседу

Организует

оценочную

деятельность

Отвечают на

При разборе имени

существительного,

как части речи.

Морфологический

Ответы учащихся

сотрудничеству

развивать умение

У рок русского языка в 5 классе « Имя существительное” (урок актуализации знаний и умений, урок повторения).

Цель: обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);

Задачи:

    совершенствовать навыки морфологического разбора; повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;

    способствовать развитию ов самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся; способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению ировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;

    содействовать формированию осознанного а к изучению русского языка.

Вид урока : урок актуализации знаний и умений .

УМК: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская.

Оборудование: кроссворд «Спрятанное слово», фотографии с видами городка, карточки с заданиями, толковый, орфографический словари, словарь синонимов.

Технологическая карта урока

Этап урока,

время

Учитель

Ученики

Универсальные учебные действия ученика

I. Организационная часть

Здравствуйте, ребята! Встаньте красиво, улыбнитесь друг другу и проверьте, готово ли ваше рабочее место к уроку: на столах обязательно должны лежать учебник, рабочая тетрадь, словарь, под ними дневник.

Ученики проверяют свои рабочие места, улыбаются друг другу, приветствуя. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.

II. Беседа с классом.

С давних времен существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое название. Что это за части?

А кто правит этой страной?

Почему ей дано такое право?

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. по необходимости корректирует работы на урока.

Отвечают на вопросы вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа.

Л : , смыслообразование; П :моделирование, построение логической цепи рассуждений; Р : , волевая саморегуляция; К : учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками

III . Объявление темы и целей урока

В самой древней части этой страны живут имена существительные. В гости к существительным мы и отправимся. Запишите тему нашего урока: «Имя существительное – часть речи удивительная».

Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Вспомнить все, что знаем об имени существительном, чтобы доказать, что это удивительная часть речи).

Все задания, которые вы выполните, помогут вам сделать домашнюю работу: написать сочинение-миниатюру на тему: «Чем меня удивило имя существительное?» или выполнить задание по карточке, показав знания по данной теме. У каждого есть выбор

Записывают тему урока в тетрадях.Ученики пытаются вспомнить все, что знают об имени существимтельном как части речи.

Формулируют тему урока.

Фиксируют возникшее затруднение (забыли склонение имени существительного). Повторяют и проговаривают

по опорной схеме.

П: формулирование проблемы; Р: целеполагание; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с ми и условиями коммуникации, осо приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор

IV. Игра «Спрятанное слово»

Для чего необходимы имена существительные?

Первое задание: узнайте слово-существительное по его значению и объясните, к какой группе названий предметов его можно отнести

1) Синий цвет, синеватая окраска (есть у неба, у воды, может быть под глазами), объясните орфограммы.

2) Рыба, название которой в славянском языке переводится как «пугать», «страх» (и зубы у нее страшные и острые – есть даже на языке и небе)

3) Синоним слова бескорыстие

4) Это слово имеет значение«соединение заметок, группа записей»

5) в переводе с индоевропейского слово означает «жизненная сила рода»

6) войсковое подразделение,состоящее первоначально из ста человек.

7) Синоним слов «работа, занятие»

8) Часть суток от захода до восхода солнца

Какие словари помогли мне подготовить данное задание?

Какое «спрятанное» слово получилось?

Какое оно имеет отношение к существительному?

Пытаются формулировать ответ (Дают названия различным предметам)

Называют различные варианты ответов, неправильные исправляют, работая со словарями. Объясняют правописание безударных гласных в корне. Ответы записывают на доске, решают кроссворд.

Называют словари.

определяют слово «сущность»

Пытаются ответить (Сущность – это главное, объективное. Существительное называет все то, что существует в мире, что окружает человека, что он видит, слышит, чувствует).

П: , синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Р : , ; К

V. Проверка домашнего задания: защита рисунков (мини-проектов)

Того, к кому мы идем в гости,нужно обязательно знать в лицо. В качестве домашнего задания вам было предложено представить себе имя существительное и нарисовать его портрет . У кого получилось?

Предъявляет образец, на основании которого необходимо зашитить свой проект.

Значит, можно сказать о существительном словами Анатолия Шибаева:

Всему название дано:
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!

Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку

На основе образца защищают свои проекты-рисунки. Выявляют лучшие работы, аргументируют ответы.

П: , синтез, подведение под понятие, выведение следствий, моделирование, использование знаково−символических средств, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового хар ера. Р: , ; К : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с ми и условиями коммуникации, осо приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

VI Определение роли существительных в речи

Организует работу по выявлению роли существительных в речи.

Дается стихотворение:

Море. Солнце.

Песок. Ветерок.

Чайка летает.

Волна играет.

Купанье. Веселье.

Смех. Умиротворенье.

Выпишите имена существительные. Для чего они необходимы в данном стихотворении?

В художественной литературе часто встречается олицетворение. В нашем стихотворении оно встретилось? Для чего, какова его роль?

Какое из записанных вами существительных можно исключить и по какому признаку?

А что еще помогает разграничить одушевленные и неодушевленные существительные?

Выбирают способ , на котором будет основано учебной задачи. Формулируют все «за» и «против», проговаривают вслух.

Выписывают имена существительные в тетрадях.

Дают ответы, пытаются исключить и существительные по разным признакам.

Правильный ответ: чайка – одушевленное

П: Р: ; К:

VII. Прием «Докажи»: как различить одушевленные и неодушевленные существительные?

Организует работу на доске и в тетрадях.

Четыре ученика (работают у доски, определяют, какими являются существительные снеговик, кукла, мертвец, труп – одушевленными или неодушевленными.

Скажите, по системе окончаний снеговик и кукла – существительные одушевленные, но ведь это игрушки, вроде бы как и не живые предметы? (Вспоминаем, что ребенок воспринимает куклу и снеговика именно как живых существ. С куклой играют, ее одевают, кормят, учат говорить.

А вспомните страшные истории, которые вы любите рассказывать друг другу (собиратели фольклора называют их страшилками). Кто в них вылезает из могил и пугает прохожих? (Мертвецы, они-то и воспринимаются как одушевленные существа, но никогда вы не скажете – трупы.).

Остальные учащиеся – в тетрадях. (Проверяют окончания в именительном, родительном и винительном падежах, выясняем, что все существительные одушевленные, кроме слова «труп».)

Выбирают способ , на котором будет основано учебной задачи. Формулируют все «за» и «против», проговаривают вслух

Р: (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) (внесение необходимых дополнений и корректив в и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осо учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осо качества и уровня усвоения). К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с ми и условиями коммуникации

IX. Творческая работа: составление коллективного сочинения. Определение синтаксической роли существительных

Групповая работа.

Существительные помогают найти нужные учреждения, магазины, выбрать книгу, правильно написать адрес. Какие это существительные А какие еще есть существительные? А в чем между ними разница? - Перед вами несколько фотографий с видами нашего поселка. Сделаем под ними подписи. Составляя предложения, не забывайте употреблять имена собственные. (Каждая группа работает со своими фот графиями.)

Какие имена собственные употребили? Для чего?

В нашем коллективном сочинении есть вступление, основная часть, но нет заключения.

Давайте вместе придумает концовку. Существительные подчеркнем как члены предложения.

Сделаем вывод: каким членом предложения может быть имя существительное?

Выбирают задания , самостоятельно выполняют задания по выбору. Через 10 минут работа проверяется по эталонам. Ученики сами оценивают результат работы

Сочинение записывается в тетрадях, существительные подчеркиваются как члены предложения. Делаются выводы.

П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: Р: ; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

X. Игра «Четвертый лишний»

Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках.

Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?

а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .

Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа.

Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.

б) Умница, работяга, молодчина, зараза.

Общее: существительные общего рода.

Исключить: слово «зараза»характеризует отрицательное качество человека. (НО: 200 лет назад это слово имело значение «прелесть, очарование»). Какой словарь помог мне об этом узнать? (Этимологический)

в) Осло, кофе, кенгуру, пони.

Общее: неизменяемые существительные мужского рода. Исключить: кофе – современный словарь допускает употребление слова кофе и как существительное среднего рода.

г) Песни, ножницы, кони, бури.

Общее: все во множественном числе.

Исключить: ножницы –употребляется только во множественном числе; кони – одушевленное существительное.

д) Грач..., печ..., ноч...,доч... .

Общее: существительные с шипящей на конце.

Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом.

- С какой целью мы выполняли данное задание?

Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными ми, оценивают свою и; К : учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать кон с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника

XI. Обобщение знаний

(морфологический разбор)

У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться. Существительные являются жителями страны Речь, а у каждого жителя этой страны есть свой документ – морфологический разбор.

Разбор слова «Поселок» (Предложение взято из коллективного сочинения).

Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта.

Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.

1. Моя начальная форма: ____________________.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное-неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);

б) непостоянные: стою в форме______________ (числа), ______________ (падежа).

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль_____________________

П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания,освоение способа проверки: Р: ; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

XII .Рефлексия и домашнее задание

Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках.

У кого в гостях мы сегодня побывали?

Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи? деятельность товарищей.

П : способов и условий действия, и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка (выделение и осо учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осо качества и уровня усвоения).

1.Задание:запишите имена сущ. в три столбика:

Конь,гнездо,дядя, пурга,окно,постель,папа,простыня,полотенце,бельё.

Проверим!(презентация)

2.-Как вы думаете, всегда ли легко определить род имен существительных? Например, какого рода будут такие слова как мозоль, тюль, вуаль, лебедь, шампунь, кофе, шимпанзе?

Определить род некоторых имен существительных очень сложно. Есть слова, род которых нужно запомнить, сверять по орфографическому словарю. В этом и заключается богатство русского языка. Например, слова кофе и шимпанзе – это слова м.р. и употребляться они будут только с именами прилагательными м.р. (Крепкий кофе, большой шимпанзе)

Но есть одна подсказка, которая поможет вам определить род имен существительных, оканчивающихся на ь знак.

Род имен существительных с ь на конце можно определить по окончанию Р.п. Существительные мужского рода в Р.п. в ед.ч. имеют окончание –я: тюль - тюля, лебедь - лебедя; существительные ж.р. – окончание –и: вуаль – вуали.

Определим род имен существительных мозоль, шампунь.

(мозоль – мозоли (ж.р.); шампунь – шампуня (м.р.).

А теперь посмотрите на доску.В предложениях допущены ошибки.Устно исправьте их.

В скачках участвовала жокей.(В скачках участвовал жокей.)А кто такой жокей?(Это наездник.)

Фауна пустынь очень своеобразен.(Фауна пустынь очень своеобразна.)А что такое фауна?(животный мир)

Запишите исправленное последнее предложение и сделайте синтаксический разбор письменно в тетрадях и у доски.Кто хочет разобрать предложение?

Фауна-подлежащее,выраженное существительным.Своеобразна-сказуемое,выраженное кратким прилагательным.Своеобразна как?Очень-обстоятельство,выраженное наречием.Фауна чего?Пустынь-дополнение,выраженное существительным.Предложение повествовательное,невосклицательное,простое,

распространённое.

3.Есть и еще одна загадка в русском языке. К какому роду мы отнесем такие слова как неряха, зазнайка, задира, умница, молодец?

Это слова общего рода, они могут относится к лицам и женского, и мужского рода. Например,

Настя, ты такая умница! Спасибо, что помогла маме убраться по дому.
Петя, ты большой умница! Получил «5» по такой сложной теме!

4.Откройте учебник(стр.56)

Упр.502

-Это упражнение мы выполним устно, по цепочке.Не забывайте называть главное слово в словосочетании.К примеру:сильное впечатление-впечатление-главное слово,среднего рода,поэтому и прилагательное будет ср.рода с окончанием-ое.

(выполнение упражнения по цепочке)

4.Представим, что наша планета находится под угрозой. И только от нас с вами зависит, удастся ли ее спасти. А спасти нашу планету мы можем, правильно определив род имен существительных и подобрав код.

Перед вами 12 слов, все они пронумерованы. Ваша задача определить род каждого из них и занести номера, под которыми записаны эти слова в таблицу. Это и будет код спасения земли.

Мужской род

Женский род

Средний род

1.Рояль (м.р)
2.Полотенце (ср.р)
3.Простыня (ж.р)
4.Конфета (ж.р)
5.Солнце (ср.р)
6.Корабль (м.р)
7.Фамилия (ж.р)
8.Село (ср.р)
9.Впечатление (ср.р)
10.Путь (м.р)
11.Тюль (м.р)
12.Радость (ж.р)

Мужской род

Женский род

Средний род

Среди существительных встречаются слова, у которых трудно определить род. В таких случаях необходимо обращаться к толковому словарю.

5.Задание: Запишите имена существительные, определите их род. Устно согласуйте с ними имена прилагательные.

Письменно самостоятельно выполняет весь класс, комментированная проверка одним учащимся.

Бандероль (ж. р.), вестибюль (м. р.), рояль (м. р.), шампунь (м. р.), тюль (м. р.), вуаль (ж. р.), мозоль (ж. р.), умница (общ.) полотенце (с. р.), трудяга (общ.), лебедь (м. р.), Сочи (м. р.), плюш (м. р.), молодёжь (ж. р.), фасоль (ж. р.), метро (с. р.), гуашь (ж. р.), фрау (ж. р.).

5.Тестирование.

У вас на столах лежат карточки с буквами м,ж,с.

Проверяем,поднимая правильную карточку

1. Определи род имени существительного
ШАМПУНЬ.

2. Определи род имени существительного
КАРТОФЕЛЬ.

а) мужской род; б) женский род; в) средний род.

3. Определи род имени существительного
МАШИНА.

а) мужской род; б) женский род; в) средний род.

4. Определи род имени существительного ТЮЛЬ.

а) мужской род; б) женский род; в) средний род.

5. Определи род имени существительного ПОЛЕ.

а) мужской род; б) женский род; в) средний род.

6. Определи род имени существительного
ПЕЧЕНЬЕ.

а) мужской род; б) женский род; в) средний род.

7. Определи род имени существительного
КРОВАТЬ.

а) мужской род; б) женский род; в) средний род.

8. Определи род имени существительного
СНЕГИРЬ.

а) мужской род; б) женский род; в) средний род.

9) Определи род имени существительного СОЛНЦЕ.

а) мужской род; б) женский род; в) средний род.

10) Определи род имени существительного РОЯЛЬ.

а) мужской род; б) женский род; в) средний род.

7.Развитие речи.Творческое задание.

(работа над составлением текста по опорным словам.)

Вот и проходит холодная, морозная, снежная _______ . Уже совсем скоро запоют ________. Всё чаще нас будет радовать ________ своим теплом. На деревьях начнут распускаться душистые _________. Приходи скорее к нам, _________!

Как вы думаете, каким будет задание?

(Составить текст на тему «Весна»).

Верно. Ваша задача составить текст по опорным словам и записать его к себе в тетрадь. Слова какой части речи вы вставили?

(существительные)

Правильно! Напишите над вставленными существительными род. Что у вас получилось?

Вот и проходит холодная зима. (ж.р.) Уже совсем скоро запоют птицы.(не определяем, потому что во мн.ч.) Все чаще нас будет радовать солнышко (ср.р.) своим теплом. На деревьях начнут распускаться душистые почки.(мн.ч.) Приходи скорее к нам, весна (ж.р.)!

Хотите лучше владеть компьютером?

Внимание детей сложно удержать, особенно если подача информации однообразна и скучна. Современные дети воспринимают всё преимущественно визуально, причем, чем ярче — тем лучше. Хотите вовлечь школьников в процесс обучения? Вам поможет современная программа для создания презентаций. В этой статье расскажем про ФотоШОУ PRO. С помощью редактора вы сможете в считанные минуты сделать ролик, который добавит креативности в обычный урок и позволит усовершенствовать процесс обучения.

Читайте новые статьи

Направление, по всей видимости, в первую очередь потребует рассуждений о любви. Просто потому, что это наиболее часто встречающийся тип отношений между мужчиной и женщиной. Но возможны также варианты ненависти, дружбы и служебных отношений. Нет смысла перечислять все возможные варианты произведений, затрагивающих тему любви. Однако желательно учитывать при подготовке к итоговому сочинению, что тема может касаться как взаимной, «правильной» любви, так и любви неразделенной или «преступной», то есть незаконной. Стоит заранее обдумать, как раскрывать такие темы и на каком материале. Если, например, пишущий намерен рассматривать «преступную» любовь как вариант желательного самовыражения, то стоит обратиться к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (Маргарита замужем, но любит Мастера); если же выпускник считает такую любовь недопустимой, он может сослаться на роман в стихах «Евгений Онегин».

Технологическая карта урока

Предмет________Русский язык ___________________________

Класс___________2 _____________________________________

Тема урока______Имя существительное _________________________________

Тип урока_______открытие новых знаний ________________________________

Цель: Познакомить обучающихся с именем существительным как частью речи.

З адачи:

1) ввести понятие «имя существительное»;

    показать различия между одушевленными и неодушевленными существительными;

    определить тематические группы, в которые могут входить одушевленные и неодушевленные существительные;

    обогатить речь детей словами - названиями инструментов;

    пропедевтически познакомить с ролью местоимений в речи (без введения термина).

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся распознавать имена существительные, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уроке; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

I . Орг. момент. Эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперед, за новыми знаниями!

Приветсвуют учителя.

Настраиваются на урок.

II . Орф ографическая минутка

Прочитайте слово, вставьте пропущенную букву, объясните орфограмму.

Д.рев.я, м.л.дая, тра.ка, скв.рцы,прил.тели, прекрас.ная, заз.л.нела, гр.чи.

Составьте с данными словами предложение.

Проговаривают пропущенные буквы, составляют предложение.

Определять и объяснять орфограмму.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний(Познавательные УУД).

III. Создание проблемной ситуации.

Сегодня мы с вами начнем изучать новую часть речи - имя существительное. Но я думаю, что многое об этой части речи вам уже известно. Просто раньше мы называли слова этой части речи по-другому. Как? Подумайте и ответьте после выполнения заданий.

Выполняют задание. Отвечают на вопросы учителя.

В ысказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

О тличать новое от уже известного с помощью учителя(Познавательные УУД).

IV. Формулирование темы урока и постановка учебной задачи.

На какие вопросы отвечают?

А знаем ли мы, как называется эта часть речи?

- Какая проблема возникла?

- Какую цель поставим перед собой сегодня на уроке?

Оказывается в русском языке существуют слова, которыми можно назвать каждую часть речи. Группы слов, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО? и обозначают всё то, что можно увидеть, услышать, потрогать, почувствовать и т.д.- называют что-то существующее.

Как бы вы назвали эту часть речи?

Сформулируйте тему урока.

- Итак, какие задачи поставим перед собой?

Отвечают на вопросы.

(Узнать, как называется эта часть речи и научиться определять её среди других частей речи)

Называют тему и задачи урока.

(Имя существительное)

Формулируют задачи.

1. Распознавать имена существительные по значению и вопросу

2. Различать одушевлённые и неодушевлённые существительные

У меть определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД).

V. Открытие нового знания.

Выписывать слова из текста надо в начальной форме, чтобы они отвечали именно на вопрос кто? или что?

Введение термина «имя существительное» при чтении сообщения Самоварова (с. 77).

Выписывают из текста слова, отвечающие на вопросы кто? и что? (упр. 93)

Читают правило.

Различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?

Д обывать новые знания(Познавательные УУД).

VI. Физминутка.

Наши ручки

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Выполняют разминку.

VII. Первичное закрепление. Работа в группах.

Задает вопросы: Вы можете теперь отгадать мою загадку? Как мы называли эту группу слов раньше? А как будем называть теперь? Какие имена существительные называются одушевленными? а неодушевленными?

Работая в группах найдите неодушевленные (упр. 94) и одушевленные (упр. 95) имена существительные.

Определите, к какой из тематических групп относятся эти слова.

Особое внимание надо обратить на названия инструментов: Знакомы ли вам эти вещи? Умеете ли вы ими пользоваться?

Работа по вопросам учителя.

Выполняют упражнения. В группах находят одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Определяют тематические группы (названия инструментов, животных).

Различать

одушевленные и неодушевленные существительные

С лушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

VIII. Закрепление. Самостоятельная работа.

Работа с текстом «Скворец» по заданиям учебника (упр. 96).

Показывает различие в значении имен существительных и местоимений: имя существительное точно называет какой-либо предмет, а местоимение может заменять другие слова и само по себе предмет не обозначает: Когда мы говорим скворец, мы точно называем птицу. А кто такой он ? Мальчик? Карандаш? Дом? Скворец? А для чего тогда нужно в речи слово он ?

Самостоятельно выполняют упр. 96, читают текст.

Наблюдение за ролью местоимения («маленького слова») он .

(Чтобы можно было не повторять одно и то же существительное, а заменить его словом он .)

Роль местоимений в речи

В носить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок(Регулятивные УУД).

(Познавательные УУД).

IX. Итог урока

Рефлексия

Вернёмся к цели урока. Какую цель ставили?

Вернёмся к записанным словам.

Деревья, трава, скворцы, грачи .

К какой части речи относятся слова, которые мы выписали вначале урока?

Что называется именем существительным?

Какие бывают имена существительные?

Какие задания вы выполняли с удовольствием?

Кого бы вы сегодня похвали за работу на уроке?

Возьмите конвертики, я приготовила для вас листочек, цветочек и яблочко.

Если вы считаете, что поработали хорошо, усвоили материал урока, то возьмите плод - красное спелое яблочко – это значит, вы работали плодотворно;

Если вы думаете, что вам необходимо ещё поработать над этой темой и у вас на уроке были затруднения при выполнении заданий, возьмите цветочек.

Если для вас задания были сложными и тема урока показалась трудной, то возьмите листочек.

(По рядам обучающиеся выходят к доске и выставляют на дерево выбранную картинку)

Посмотрите на дерево, …(у нас ещё присутствуют листочки, значит на следующих уроках мы продолжим работу по этой теме; на нашем дереве мы видим только плоды и цветы – это значит материал урока усвоили)

Спасибо за урок.

(Узнать, как называется часть речи и научиться определять её среди других частей речи)

Подводят итоги по теме урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свои знания.

Распознавать имена существительные среди других частей речи.

О ценивать правильность выполнения действия на уроке(Регулятивные УУД).

У меть проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности(Личностные УУД).

Н аходить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Домашнее задание:

Выписать из словаря по три слова, отвечающих на вопрос кто? или что? ; упр. 144 из РТ.