Гарантийный... Возврат Порядок

Житие никиты новгородского. Житие никиты новгородского Софийский кафедральный собор в Новгороде


Преподобный Никита, родом киевлянин — один из первых постриженников Киево-Печерской обители. Он подвизался там при преподобном игумене Никоне (1078—1088). В молодости инок Никита, желая прославиться среди монахов, стал просить игумена, чтобы он благословил его подвизаться наедине, в затворе. Игумен препятствовал ему, говоря: «Чадо! Не полезно тебе, будучи юным, сидеть праздно. Лучше пребывать тебе с братией, работая вместе, и ты не лишиться награды своей. Сам ты видел брата нашего Исаакия пещерника, как он был прельщен в затворе бесами; и только благодать Божия да молитвы преподобных отец наших Антония и Феодосия спасли его. Желание твое выше сил». Никита же вовсе не хотел внимать словам игумена, так как не мог преодолеть сильного рвения своего к затворнической жизни и поэтому, чего захотел, то и сделал. И он, затворившись, заградил дверь крепко и, не выходя, пребывал один в молитве. Прошло немного дней, как инок не избег сетей диавольских. Во время пения своего он слышал некий глас, как будто бы кто-то вместе с ним молился. Никита обонял при этом и благо-ухание неизреченное. Затем предстал перед ним бес в образе Ангела. И неопытный подвижник, прельстившись, поклонился ему, как Ангелу. Тогда сказал ему бес: «Отселе ты уже не молись, но читай книги и будешь беседующим с Богом и подашь полезное слово приходящим к тебе. Я же всегда буду молить Творца о твоем спасении». Никита, поверив сказанному и прельстившись еще более, перестал молиться, но прилежнее начал читать книги, видя при этом беса, непрестанно молящегося о нем. Никита радовался, думая, что сам Ангел творит за него молитву.

В скором времени Никита столь усовершенствовался в изучения Ветхого Завета, что знал его наизусть. Так же с приходящими к нему много беседовал от Писания о пользе для души. По внушению искусителя он начал пророчествовать, и великая слава распространилась о нем, все дивились исполнению его пророческих словес. Так, Никита сообщил князю Изяславу об убийстве новгородского князя Глеба Святославича. Действительно, вскоре пришла весть, подтвердившая его слова. В летописях сообщается, что князь Глеб был убит 30 мая 1079 года. Так что пророчества Никиты с удивительной точностью исполнялись. Это убеждало затворника в правильности избранного им пути. О молитве же и покаянии Никита не помышлял.

Он часто беседовал о Священном Писании Ветхого Завета, но избегал даже упоми-наний имени Господа Иисуса Христа, избегал разговоров о Святом Евангелии. Узнав об этом, святые отцы Киево-Печерской лавры поняли, что инок находится в опас-ном состоянии духовной прелести. Они не оставили в беде своего собрата. Преподобные отцы, совершив многие молитвы о Никите, изгнали из него беса. После этого они спросили Никиту; знает ли он что-либо из книг Ветхого Завета. Никита клялся, что он никогда их не читал и даже оказался забывшим грамоту, так что отцы снова научили его чтению и письму. Тогда, придя в себя, Никита «исповеда грех свой и плакася о том горько, дав себе в великое воздержание и послушание, восприем чистое и смиренное житие, яко превзыти ему всех добродетелию». Чело-веколюбивый Господь, видя столь великие подвиги блаженного, а также и прежние его добродетели, принял его истинное покаяние. И как Петру, трижды отрекшему-ся, Христос сказал после его покаяния: «Паси овцы Моя», так явил Свою милость Господь и покаявшемуся искренно Никите, ибо потом возвел его в епископа Новгородского.

В 1096 году преподобный Никита был возведен митрополитом Киевским Ефремом (вторая половина XI века) в епископский сан и назначил на кафедру Великого Новгорода. В «Росписи, или кратком летописце Новгородских владык» святитель Никита значится шестым Новгородским епископом.

Со времени епископской хиротонии труды святого Никиты умножились, а подвиги, которые он совершал в обители, возросли. «Он же паству приим и различными добротами себе наипаче украси, имея бо в себе молчания корень, воздержания ветвь, пощения цвет, смирения плод, любовию украшен, милостынею совершен, чистотою, и целомудрием, и правдою от обоюду, аки стенами, огражден и всеми благими нравы по многу изобилен». Предмет особых забот святителя Никиты была миссионерская деятельность по утверждению христианства, распространению и поддержанию благочестия в епархии. В течение двадцатилетнего архиерейского служения он был для своей паствы примером добродетельной жизни. В Похваль-ном слове святителю Никите говориться, что он тайно подавал милостыни бедным, исполняя слово Божие: Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне (Мф. 6, 3—4).

Святитель Никита был усердным молитвенником и ходатаем за свою паству, и Господь прославил его добродетельную жизнь, дав дар чудотворения. Летописи сохранили свидетельства о двух случаях чудесного спасения Новгорода от бедст-вий: в 1097 году святитель Никита своей молитвой угасил пожар, истреблявший город, а в другой раз во время губительной засухи низвел дождь. Очевидно, поэто-му он почитается верующими как защитник от пожаров и покровитель земледелия. Известно также, что святитель Никита чтился и как защитник отечества, покровитель воинов. Летописец, рассказывая о походе Новгородского князя Мстислава и о его победах, замечает, что Мстислав вернулся «в град свой молитвами преподобно-го Никиты, епископа Новгородского».

Новгородские святители первыми проявили свою деятельность в различных обще-ственных начинаниях: они строили и украшали храмы с помощью лучших мастеров, которых приглашали из Византии и Западной Европы. Наиболее значительные литературные произведения Новгорода создавались главным образом при Владычнем дворе. Благодаря трудам святителя Никиты в Новгороде было построено несколько храмов, не сохранившихся до наших дней, сведения о которых имеются в летописях и древних житиях: Спасо-Преображенский храм на Ильине улице (перестроен в 1574 году), Благовещенский храм на Городище (перестроен в 1342 году), деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Антониевом монастыре.

Антониев монастырь — второй в Новгороде — был основан по благословению святителя Никиты преподобным Антонием Римлянином († 1147 г.; память 17/30 января, 3/16 августа, также в первую пятницу после дня памяти апостолов Петра и Павла) в начале XII века. При содействии святителя Никиты преподобный Антоний получил для монастыря территорию на берегу реки Волхов, где остановился камень, на котором Антоний чудесно приплыл из Рима. Незадолго до кончины святитель Никита вместе с преподобным Антонием разметил место для нового каменного монастырского храма, который благословил освятить так же, как и преж-ний (деревянный) в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Святитель Никита собственноручно начал копать ров под его основание. На построен храм был уже при его преемнике — епископе Иоанне (1108—1130).

13 лет управлял святитель Никита новгородской паствой и мирно скончался в 1109 году, 31 января.

Уже после кончины святителя Никиты была начата роспись стен новгородского собора во имя Святой Софии Премудрости Божией по завещанию святителя Ники-ты.

Доныне цел каменный корпус новгородского архиерейского дома, и в памятниках, и в народном предании известного под именем Никитинского. Это самое древнее из дошедших до нашего времени строений архиерейского корпуса было перестроено до средних сводов.

При многочисленных трудах и заботах по благоустройству Новгородской епархии святитель Никита никогда не оставлял сугубого подвига монахов-отшельников: под святительскими одеждами он носил тяжелые железные вериги. Погребен святитель в новгородском Софийском соборе, в приделе во имя святых Иоакима и Анны — родителей Пресвятой Богородицы.

В 1547 году, при архиепископе Новгородском Феодосии (1542—1551), некий благо-честивый христианин в пасхальную ночь за богослужением получил в откровении повеление украсить покровом гробницу святителя Никиты, что и было исполнено. В том же году на церковном соборе состоялось общероссийское прославление святителя. Через несколько лет архиепископ Новгородский Пимен (1553—1570) совершил открытие гробницы по благословению митрополита Московского Макария († 1563). Обретение нетленных мощей святителя Никиты состоялось 30 апре-ля 1558 года. Примечательно, что по благодатной помощи святителя получают исцеление преимущественно больные глазами и слепые.

Мощи святителя были переложены в 1629 году из обветшавшей гробницы в новую, деревянную, обложенную басменным серебром. Так как Иоакимовский придел был небольших размеров, то по благословению архиепископа Новгородского Пи-мена с восточной стороны придела была сделана полукруглая пристройка, соеди-ненная аркой с Рождественским приделом. Под этим сводом и были положены в гробницу мощи святителя. Новгородцы принесли в дар своему небесному покро-вителю лампаду с вызолоченной надписью: «Свеча Великого Новгорода, всех православных христиан поставлена новому Новгородскому чудотворцу Никите в лето 7066, 30 апреля, при архиепископе Пимене». Эта «свеча» святителя Никиты вместе с древней гробницей, облачением, посохом и веригами позднее хранились в ризнице Новгородского Софийского собора.

В настоящее время гробница святителя Никиты находится в храме во имя святого апостола Филиппа, где пребывает в северном приделе во имя святителя Николая.

Память святителя совершается 31 января/13 февраля, в день преставления, и 30 апреля/13 мая, в день обретения мощей (1558 год).

В православном мире имя Никиты Новгородского известно многим. Инок совершил множество богоугодных дел, но его путь к Господу был тернистым и полным испытаний.

Никита Новгородский стал подвижником с юношеских лет, тем самым определив для себя жизненный путь. Он решил в одиночестве совершить путь монахов-затворников, но не справился, и лишь святые отцы смогли спасти его от гибели. Тогда-то Никита и открыл для себя путь к спасению, к которому пришел через искреннее раскаяние.

История и описание иконы Никиты Новгородского

О ранних годах святого нет достоверных сведений. Информация о жизни Никиты сохранилась со времен правления князя Изяслава в Киеве, с 1058 по 1078 год. Юноша пришел в монастырь, чтобы принять послушничество, и сразу же, без промедления, готов был стать затворником. Настоятель монастыря был против, ведь для начала юноша должен был пройти послушание, которое длится не менее двух лет. Однако самонадеянный Никита стал истово молить Господа и не смог отказать явившемуся к нему ангелоподобному существу, которое повелело ему оставить учение и начать принимать людей.

Со временем слава о юноше, который обладал даром пророчества, распространилась. Однако до святых отцов дошла информация о том, что инок не признает Нового Завета. Они поняли, что юноша одержим дьявольскими силами, и поспешили ему на выручку. После того, как Никита вышел из кельи, он будто прозрел и искренне раскаялся в своем грехе. С тех самых пор Никита всего добивался усердием и больше не торопил события. К 1096 году он стал епископом Новгородским, и нередко по благословению Высших Сил являл свои способности. Во время засухи его молитвы породили дождь, спасший город от голода, а также уняли разбушевавшийся пожар. Примечательно, что на иконе Никита Новгородский изображается безбородым. Чаще всего его выписывают в полный рост, с разведенными в стороны руками, в левой находится крест. Нередко Никиту Новгородского изображают в юном возрасте со Священным Писанием в руках.

В чем помогает икона святого

Перед ликом святого молятся для защиты от любого обмана и лжи. Искренние молитвы помогают противостоять дьявольским проискам и со смирением принимать свою судьбу. Молятся Никите Новгородскому, чтобы оградить свой дом от пожара и иных бедствий, а также чтобы защитить домочадцев от любого негатива. Нередко перед ликом святого отца молятся при различных заболеваниях, в том числе и глазных. Старец помогает исполнить мечты и найти достойную работу с хорошим заработком.

Дни празднования

В православном мире трижды в год вспоминают святого Никиту Новгородского: 13 февраля (31 января по старому стилю), 13 мая (30 апреля) — день обретения его мощей, 27 мая (14 мая по старому стилю). В эти дни каждый может попросить у святого покровительства и защиты не только для себя, но и для всех живущих на Земле.

Молитва перед иконой святого Никиты

«Преподобный Никита Новгородский, славим Тебя и деяния Твои святые. Просим защиты и покровительства от искушений дьявольских, от бед и несчастий, пожаров и разорения. Помолись Господу за души наши да ниспошли благость свою на нас, рабов Его верных. Убереги от лести и лжи, обмана и предательства да не позволь самим обманывать и идти по пути, ведущему к очернению душ наших. Аминь».

Где находится образ

Иконы Никиты Новгородского не являются редкими, поэтому найти изображения святого не составит особого труда. Наиболее известные лики находятся в Великом Новгороде, Москве и Санкт-Петербурге. Иконы с изображением святого часто преподносят в дар, особенно в семьи с новорожденными, которых нарекли именем епископа. Мощи святого находятся в соборе Великого Новгорода, и ежегодно паломники направляются туда для поклонения и молитв.

Каждая из икон, будь она подлинником или написана по памяти, является уникальным предметом. Постоянные молитвы нередко творят чудеса, и икона начинает помогать обращающимся к ней людям. Начинайте каждый день с молитвенных слов, и тогда вы сможете избежать многих проблем. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

27.02.2018 05:31

Икона «Одигитрия», почитаемая как чудотворная, известна на Руси с древних времен. Православные христиане особенно ценят...

Во времена, когда в Киеве правил князь Изяслав Ярославович (1058–1078), в Киево-Печерском монастыре юноша по имени Никита принял иночество. О прошлом его, о том, кто он, из какой семьи, сведений не сохранилось. Но известно, что сразу же он пожелал совершить подвиг, уйдя в затвор. Игумен возразил против его решения. Обычно затвору должен предшествовать период послушничества, длящийся не меньше трех лет. По его мнению, молодой инок не был готов проводить дни и ночи в одиночестве и молитве.

Затвор – сложное испытание для подвижника. Находясь в нем, необходимо молиться. Человек часто испытывает искушение отвлечься от молитвы в положенное для нее время и дать своим мыслям ход для обыденных и даже греховных мечтаний. Казалось бы, чтобы преодолеть испытания, нужна только воля. У молодого затворника ее было достаточно. Но всем сердцем стремясь к подвигу, он не знал, какая опасность подстерегает его. Несмотря на запрет игумена, он решил настоять на своем.

Оставшись в одиночестве, святой Никита был уверен, что Господь наградит его даром чудотворения. Он стал молиться. В один из дней ему вдруг показалось, что воздух в келье стал свежее и по помещению разлился приятный аромат. Юноша сразу же подумал, что ощущает присутствие Святого Духа. Он стал просить неистово, чтобы Господь явил себя перед ним. Вскоре он услышал голос, который высказал сомнение, не слишком ли молод инок и готов ли к служению. Святой Никита воскликнул: «Я обучен всему, сделаю все, что ты велишь!»

Наконец его глаза увидели существо, которое предстало перед ним в облике ангела. Святой Никита даже не усомнился в Божественной природе своего видения. Безумием с его стороны было принять дьявольское искушение за милость Божию. Но он стал выполнять данный ему приказ: «Ты больше не молись, читай книги, принимай людей, я сам буду молиться вместо тебя».

Через некоторое время к святому Никите действительно стали приходить люди. Он разговаривал с ними о душе, иногда пророчествовал. Оказалось, что предсказания его сбываются. Однажды он послал князю Изяславу сообщение о том, что убит его брат Глеб и нужно срочно отправлять сына на княжеский престол в Новгород. Когда же все подтвердилось, слава о пророке быстро распространилась среди людей. К затворнику стали обращаться знатные люди, князья и бояре.

О предстоящих и случившихся несчастьях святой узнавал от того, кого считал ангелом. Он был рад принимать людей, которые приходили в его келью, те относились к нему с большим почтением. Посетители поражались, насколько хорошо он знает книги Ветхого Завета. Святой мог прочитать все их наизусть. Но что удивительно, инок не признавал Нового Завета, он даже не хотел обсуждать эту тему. Для людей знающих это было очень странно. Когда об этом узнали святые отцы из монастыря, они сразу поняли, что инок находится под влиянием дьявольских сил.

Святые отцы с молитвами вывели из кельи святого Никиту. В тот же миг юноша пришел в себя. Его попросили прочесть наизусть что-нибудь из Писания, но он стал уверять, что никогда не знал его хорошо. Когда молодой человек осознал, что творилось с ним в затворе, он искренне раскаялся в своем грехе.

С тех пор в его жизнь вошло смирение. Он с любовью относился к людям, а те ценили его добродетель. В 1096 году святой Никита стал епископом Новгородским. Тринадцать лет до самой кончины управлял он паствой. В эти годы он проявил дар чудотворения. Однажды в год страшной засухи, по молитве его, с неба хлынул долгожданный дождь. В другой раз, когда случился пожар в городе, молитвы епископа остановили бушующий огонь. В 1108 году святой Никита, епископ Новгородский отошел к Господу. Его похоронили в церкви Святых Иоакима и Анны.

Значение иконы

Икона Святого Никиты Новгородского рассказывает нам историю человека, который всеми помыслами был устремлен к свершению подвигов. Не имея при этом необходимых знаний, не слушая советов мудрых людей, он неудержимо продвигался к своей цели. Так часто гордыня обманывает нас, заставляя встать на ложный путь. Каждый может совершить подобную ошибку. Но история святого Никиты Новгородского убеждает нас в том, что через искреннее раскаяние можно получить прощение Господа. Жизнь праведная, смирение и скромность, любовь к ближним – вот то, что присуще святости. Иногда она остается незамеченной, прославление происходит через многие годы, как это случилось со святым Никитой Новгородским.

Какое чудо произошло

Спустя четыреста пятьдесят лет после смерти святого Никиты, епископа Новгородского в ночь на 30 апреля 1558 года святитель Пимен увидел необычный сон. К нему явился мужчина, который назвался Никитой, епископом Новгородским и повелел ему открыть свои мощи народу. Утром святитель сразу же отправился в собор. Там он встретил местного жителя по имени Исаакий, который поспешил поведать ему о своем сне, в котором к нему тоже являлся святой Никита с тем же поручением. Сомнений в том, что случилось чудо, не оставалось. Когда открыли гробницу, все увидели, что нетленными остались не только мощи, но и одеяние. Правая рука, которой епископ при жизни благословлял прихожан, лежала у него на груди, а левая – вдоль тела.

В честь обретения мощей был отслужен молебен. В это время одному из иноков было видение: святой Никита поднялся из гроба, прошел по церкви с кадилом, а потом исчез. В те же дни случилось еще одно чудо – по молитве, обращенной к святому, слепая девочка обрела зрение.

Помощь от святого Никиты приходила каждому, кто к нему обращался. Так новгородцы, участвовавшие в войне с ливонцами, рассказывали, что при взятии Нарвы они видели святого, которому молились, на поле с жезлом в руке, ограждающим от врага русские войска.

Мощи святого Никиты, епископа Новгородского в настоящее время хранятся там же, где были обретены, между пределами Иоакима и Анны и Рождества Пресвятой Богородицы в Софийском кафедральном соборе.

Память его празднуется месяца января в 31-й день, месяца февраля в 10-й день, месяца апреля в 30-й день, месяца мая в 14-й день и месяца октября в 4-й день

+ 1108

На Новгородской кафедре c 1096 по 1107 или 1108 гг.

C вятой Никита святительствовал в Новгороде в счастливое княжение здесь Мстислава Владимировича Храброго - сына Мономахова. Он в сонме иерархов Новгородских более известен как строгий подвижник, по выражению составителя службы, он был «делатель винограда Христова, ум божественный, орган духовный, светильник света и струя любви неистощимая». Жизнеописатели исключительно занимаются описанием его подвигов. С этой стороны жизнь святителя весьма поучительна, потому что Господь и ему, как некогда апостолу Петру, попустил пасть, но, внимая его покаянию, восставил его, чтобы сам он, быв искушен, мог оказать помощь и искушаемым.

Святитель Никита был родом киевлянин и один из первых пострижеников Печерской обители, в памяти которых еще живо сохранились духовные подвиги первых основателей лавры. Желая стать наряду со многими, сиявшими тогда святостью жизни подвижниками Печерскими, Никита пожелал затвора. Опытный игумен долго уговаривал его остаться в обители для услужения братии, указывал на его молодость, неопытность и опасность сего подвига, указывал на поучительный пример Исаакия, который в то время еще был в живых, но юный подвижник ни о чем, кроме затвора, не хотел и слышать. Наконец пламенное его желание было исполнено. Никита, напутствуемый благословением и молитвами старцев, удалился в уединенную келью и завалил в нее вход. Но в уединенной пещере недолго продолжались его мирные подвиги. Искушение, некогда постигшее Исаакия, постигло теперь и юношу Никиту. Однажды, когда он стоял на молитве, вдруг ему послышался голос некоего, невидимо молящегося с ним, и в то же время пещера наполнилась необыкновенным благоуханием. Неопытный Никита эту прелесть духа принял за посещение ангела Божия и начал умолять невидимого гостя, чтобы тот явился ему чувственным образом. Но таинственный голос отвечал: «Не явлюсь тебе ради твоей юности, чтобы ты не превознесся», - утверждая еще более этими хитрыми словами затворника в его прелести. Когда же он начал умолять со слезами и дал обещание во всем исполнять его волю, тогда искуситель явился ему чувственно, и обольщенный поклонился ему. «Теперь тебе уже не для чего молиться, - сказал ему враг Бога и людей, - ибо я за тебя стану воссылать мольбы, ты же читай только книги и подавай полезные советы приходящим к тебе». Послушался и этой прелести духа злобы неопытный затворник, ибо искуситель показывал вид, что он непрестанно молится за него.

Никита, успокоенный тем, что за него молится ангел, сам оставил молитвенный подвиг и начал читать книги и беседовать с приходящими о пользе душевной. Иногда даже предсказывал будущее, ибо тот же искуситель, чтобы укрепить обольщенного, предварял о некоторых событиях. Однажды он послал к великому князю Изяславу сказать: «Сегодня убит в Заволочье племянник твой Глеб Святославич, поспеши послать на княжение в Новгород своего сына Святополка». Вскоре полученная весть оправдала слова прозорливца, и с этого времени народ начал собираться к нему во множестве для пользы душевной. Но вот что обличило пророка: Никита знал наизусть все книги Ветхого Завета, но ничего не мог сказать из Нового Завета и даже не хотел о нем слышать. Смутилась братия Печерская, узнав об опасности, в какой находился неопытный затворник. Тогда еще находились в живых преподобные Никон игумен и преемник его - Иоанн, Пимен постник, Исаия - епископ Ростовский, Матфей и Онисифор прозорливые, Агапит врач, Никола, епископ Тмутораканский, Феоктист, епископ Черниговский, Григорий чудотворец и Григорий, творец канонов, Нестор летописец и Исаакий затворник – тот самый, который сам незадолго пред тем временем тоже подвергся тяжкому искушению от духа злобы и едва был спасен молитвами святых отцов Печерских. Этот живой сонм праведников, еще подвизавшихся тогда в пещерах, явившись к обольщенному, силой своей молитвы отогнали от него искусителя. И что же? Когда вывели его из затвора и стали спрашивать его о Ветхом Завете, тогда Никита искренно признался, что никогда не читал тех книг, которые доселе знал наизусть, и это подтвердил клятвой. «К сим же, - прибавляет списатель его жития, - и ни едино слово знаяше, яко едва научиша его грамоте».

Освободившись таким образом молитвами святых отцов от козней искусителя, затворник Никита исповедал пред всеми свой грех и долго и горько оплакивал свое глубокое падение. К этому он присовокупил великое воздержание и послушание и проводил столь смиренное и чистое житие, «яко превзыти ему всех добродетелию». Спасенный братской молитвой, Никита вскоре и сам был избран орудием спасения других.

В 1096 г. скончался в Новгороде епископ Герман, и на его место святителем за свои высокие добродетели был избран святой Никита, рукоположен киевским митрополитом Ефремом и в том же году прибыл на свой престол. С этого времени труды и заботы святителя Никиты умножились, но подвиги, которыми он украшался в Печерской обители, и теперь не уменьшились. Железные вериги, снятые с мощей святителя, весом в 14 фунтов, - верный тому свидетель, что святитель до самой кончины своей ревностно подвизался против плоти. За то и Господь вскоре прославил его даром чудотворений, который был так благотворен для паствы. На другой год его святительства в Новгороде сделался ужасный пожар. Святитель помолился, его слезная молитва потушила страшный пламень. В другой раз в Новгороде и его окрестностях была страшная засуха, грозившая всем ужасной гибелью. Святитель опять помолился, и Господь послал обильный дождь на пажити. Силой своей молитвы он ограждал свою паству даже за пределами Новгорода. Летописец, сказав о походе Мстислава - князя Новгородского, против Олега и о двух победах первого над последним, заключает свой рассказ тем, что Мстислав возвратился в Новгород «во свой град молитвами преподобного Никиты, епископа новгородского».

Примером святой своей жизни святитель Никита немало содействовал к распространению и поддержанию благочестия в своей пастве. При нем Новгород украсился святыми храмами. Из церквей тогдашнего времени замечательна Благовещенская на Городище, построенная Мстиславом, сыном Мономаха, в 1103 г., которая существует доныне. При нем же в Новгороде положено начало иноческой жизни преподобным Антонием Римлянином, который приплыл сюда чудесно на камне за год с небольшим до кончины святителя.

Достойно замечания первое дружеское свидание этих двух угодников Божиих. Здесь вполне открылась святая душа архипастыря. «Как скоро дошел слух до епископа Никиты о чудесном пришельце, - сказано в житии преподобного, - святитель тотчас пожелал видеть его. Движимый радостью и страхом, с глубоким смирением пошел к нему преподобный. Святитель ввел его в свою келью. Входя, преподобный сотворил обычную молитву и, когда святитель сказал «аминь», со страхом и любовью принял от него благословение, как от руки Божией. Провидя уже, по научению Божию, все чудесное в жизни преподобного, святитель, несмотря на то, начал расспрашивать его об отечестве, откуда и как он прибыл в Великий Новгород. Преподобный не хотел было открывать святителю таинственно-чудесного события в своей жизни, славы ради человеческой. «Мне ли, брате, - сказал тогда святитель, - не поведаешь своей тайны. Или не знаешь, что Бог откроет нашему смирению все, яже о тебе, а ты тогда заслужишь осуждение преслушника воли Божией?» И потом настоятельно, еще и с заклинанием, попросил у него ответа. Преподобный пал после сего ниц пред святителем и горько плакал, умоляя никому не открывать его тайны, пока он жив, и потом откровенно рассказал ему о месте своего рождения и воспитания, и о том, как прибыл в Новгород. Слушая эту чудную повесть, святитель подумал, что видит пред собой не человека, но ангела Божия, встал со своего места, положил в сторону пастырский жезл и от умиления и радости долго молился Господу, дивному и славному в истинных и верных рабах своих. После молитвы, на которую преподобный сказал «аминь», смиренный святитель Божий пал пред ним на землю и сам начал просить его молитв, то же сделал и преподобный, умоляя святителя благословить его и молиться за него, а себя называя грешным и недостойным. «Ты удостоен чрезвычайных даров от Господа, - говорил преподобному святитель Никита, - ты уподобился древним чудотворцам – Илии Фесвитянину или апостолам, которые из различных мест Божественною силою принесены были к успению Пресвятые Богородицы. Тобою, своим угодником, осенил и благословил Господь наш город, людей новопросвещенных святою верою». «Ты - архиерей Бога Вышнего, - говорил ему преподобный, - ты - помазанник Божий, тебе должно молиться за нас». И долго находились они преклоненными на землю, проливая обильные слезы и прося один у другого молитв и благословения, как бы соревнуя друг другу в смирении, которое так естественно душе с правильно развитым сознанием и христианской совестью. Наконец святитель, встав, воздвигнул и преподобного, благословил его, братски облобызал и долго с любовью беседовал с ним. После этого он стал уговаривать преподобного остаться жить с ним до смерти, но Антоний отвечал: «Господа ради, святче Божий, не нуди мене. Я должен подвизаться в терпении на том самом месте, где повелел мне Господь». Не настаивая более на своем желании, святитель еще раз благословил его, отпустил с миром на указанное ему Богом место. Таково было первое свидание святителя с преподобным Антонием».

Святая и самая тесная дружба связывала обоих святых мужей и после - до самой кончины святителя. Сразу после чудесного прибытия преподобного Антония в Новгород положено основание и его будущей обители. Искренно полюбя Римлянина, святитель Никита приказал близ камня его построить малую деревянную церковь, которую сам и освятил, и «тогда же едину келейцу постави» на прибежище инокам. На следующий год приготовлено было место для основания и каменной, доныне существующей церкви Рождества Богородицы. Незадолго до кончины святитель вместе с преподобным размерял место для храма и сам начал копать ров для основания, но церковь построена уже при его преемнике, епископе Иоанне.

Желая оставить по себе память в храме Святой Софии, Никита хотел было украсить его настенным писанием, но смерть помешала исполниться его усердному желанию. А потому собор был расписан уже после его кончины стяжанием, как замечено в летописи, святого Никиты епископа, согласно завещанию его. Поныне еще цел каменный корпус, построенный святителем Никитой для Новгородского владыки, он и в памятниках, и в народном предании известен под именем Никитского, как построенный святителем Никитой. В летописях ничего не говорится о том, принимал ли какое-нибудь участие святитель Никита в делах внешней новгородской политики. Вероятно, при тогдашней неурядице во всех краях России, он много заботился о соблюдении миролюбивого духа в своей пастве. Этим отчасти и объясняется то, почему новгородцы мало участвовали в тогдашней междоусобной войне князей, и если поднимали оружие против Олега Святославича Черниговского, то единственно за свою личную безопасность.

Одиннадцать лет правил паствой святитель Никита. Он преставился в 31 день января 1107 или 1108 г. и был погребен в приделе Богоотец Иоакима и Анны. Мощи его скрывались в земле 450 лет и были открыты в самую тяжкую годину для Новгорода, когда собирались над ним все ужасы гнева Иоанна IV . Почивший святитель опять явился, как бы живой, посреди скорбной своей паствы. За семь лет до открытия мощей его, именно в 1551 г., один благочестивый царедворец, которому поручено было строение дел церковных в Новгороде, внимая в пасхальную ночь чтению деяний апостольских в Софийском храме, поскорбел духом о небрежении, в каком находилась гробница древнего великого святителя Никиты. Движимый тогда непостижимым тайным чувством, он возымел пламенное желание дознать хранились ли внутри гроба мощи святителя? Провертев отверстие в верхней доске каменной раки и опустив туда свечу, он поражен был изумлением. Он увидел, что тело угодника не было подвержено тлению ни в одном из членов. Тогда же он поусердствовал сделать на раку богатый покров, и в таком положении оставалась она при архиепископах Феодосии и Серапионе. Между тем православные, движимые верой, приходили ежедневно посмотреть сквозь отверстие на нетленные останки их древнего пастыря, и все пламенно желали их открытия. Наконец в 1558 г. архиепископ Пимен, донес о чудном явлении мощей святителя Никиты царю Иоанну и митрополиту Макарию. Получив благословение первосвятителя и согласие царя на открытие мощей, архиепископ Пимен увидел во сне мужа с едва заметной бородой и услышал слова: «Мир тебе, возлюбленный брат! Не бойся, я предместник твой, шестой епископ Новгорода, Никита. Приспело время, и Господь повелевает мощи мои явить народу». Проснувшись, Пимен услышал звон к заутрени и поспешил в собор. На пути встретился ему благочестивый новгородец по имени Исаакий, который в эту ночь также видел во сне святителя Никиту, повелевавшего ему передать владыке, чтобы не медлил с открытием мощей и молился о победе царя над врагами и об изобилии плодов земных. Услышав от Исаакия о бывшем ему видении, архиепископ немедленно приступил к открытию святых мощей святителя Никиты. Прежде приготовил Пимен новое полное облачение на нетленное тело угодника и, подняв крышку, в присутствии всего духовного собора обрел усопшего совершенно целым. В нетленных чертах лица сохранился даже отпечаток того духовного подвига и небесного мира, с каким заснул он на земле. Правая рука лежала на персях, и персты ее были сложены для благословения, а левая была простерта. Самая одежда на святителе, состоящая из простой священнической фелони, коришневого штофа с зелеными окраинами, и поверх нее был омофор, не только не истлела, находясь 450 лет под землей, но и могла служить для священнодействия преемников усопшего. Современный повествователь об открытии и прославлении мощей святителя справедливо заметил, что этим прославлением святителя посрамлена «безбожная ересь Башкина», отвергавшего все сверхъестественное, и благодать Божию, и все чудеса христианства. Святитель с молитвой облечен был в новые ризы, и нетленное тело его было поставлено посреди храма. Народ, обрадованный явлением своего древнего архипастыря, еще при жизни засвидетельствованного чудесами, теперь во множестве притекал к нему с молитвой о своих нуждах, и тогда же, по словам очевидца торжественного открытия, многие слепые, сухие, расслабленные и другие недужные мужи и жены получили исцеление от прикосновения к нетленным останкам. И не только в Новгороде, но и вдали от него: в рядах русских воинов, осаждавших ливонский город Нарву, святитель Никита являл свою чудесную силу и помощь в день открытия мощей его. Многие ливонцы видели тогда между русскими полками ездившего по берегу реки Наровы мужа безбородого, в ризах святительских, с жезлом и крестом. Это был не иной кто, как святитель Христов Никита. В это же время, в Нарве один немец пивовар бросил в огонь, разведенный под котлом, две иконы, похищенные из Ивангорода. На одной из них изображена была Богоматерь с Предвечным Младенцем, а на другой - угодники Божии: Николай чудотворец, Власий, Козьма и Дамиан. Внезапно поднялся сильный ветер, и пламя, разливаясь из-под котла, охватило весь город. Не только дома, но и стены, и ворота сгорели, а войска русские, вместе с жителями Ивангорода, воспользовавшись смятением немцев, быстро переправились через реку и овладели Нарвой (Ругодивым) без приступа и стенобитных орудий. К довершению чудного события обе иконы, брошенные в огонь злочестивыми последователями Лютера, были найдены невредимыми на месте пивоварения. Таковы чудесные знамения на помощь и славу правоверных и на посрамление неверия совершались при открытии мощей святителя Никиты и вне Новгорода, в стране чужой. Архиепископ поставил их сначала с правой стороны алтаря Софийского, а потом перенес их на то место, где они почивали прежде.

Ныне мощи святителя почивают открыто в богатой серебряной раке, в которую были переложены с великим торжеством 30 апреля 1846 г.

«Много высокого видел я, - говорит очевидец - описатель сего торжества, - на священных торжествах православной Родины, но ничего подобного не видел». Рака поставлена в арке стены, отделяющей придел Рождества Богородицы от придела Богоотец Иоакима и Анны, где святитель был погребен. Память его совершается 31 января - в день преставления, и 30 апреля – в память обретения мощей.

Тропарь, глас 4

Насладився, Богомудре, воздержания и желание плоти твоея обуздав, на престоле святительства сел еси, и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца зарями чудес твоих, отче наш, святителю Никито, и ныне моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак, глас 6

Архиерейства саном почтився, и чисте чистейшему предстоя, прилежно моление за люди твоя приносил еси; яко и дождь молитвою свел еси, овогда же и града запаления угасил еси. И ныне, святителю Никито, моли Христа Бога, спасти люди твоя молящиеся, да вси вопием ти: радуйся святителю, отче предивный.

Когда и где родился святой Никита, кто были его родители, о том не дошло до нас никаких известий. Мы ничего не знаем также о годах его детства и отрочества. Известно только, что в княжение великого князя киевского Изяслава Ярославича он был уже юным иноком Киево-Печерского монастыря и здесь испытал великое искушение, о чем повествует святой Поликарп в послании к архимандриту печерскому Акиндину.

Юный инок Никита, с благоговением взирая на высокие подвиги печерских братий и отчасти увлекаясь славой и честью мирской, пожелал подвизаться в затворе. Он испрашивает благословения у своего игумена преподобного Никона. Но, запрещая Никите поступать по своему желанию, игумен говорил ему: «Чадо, не будет тебе никакой пользы от того, что в годы юности ты станешь сидеть наедине в праздности; гораздо лучше тебе остаться жить вместе с братиями и работать на них - тогда ты не лишишься награды своей. Ты сам видел брата нашего Исаакия, как он в затворе прельщен бесами; но его спасла великая благодать Божия по молитвам преподобных Антония и Феодосия, которые и доныне творят много чудес».

Никита отвечал, что он уже не прельстится подобно Исаакию, но крепко будет стоять против козней диавола и молиться Богу, чтобы Господь и его сподобил дара чудотворений, как Исаакия затворника. Но игумен снова возразил ему: «Желание твое свыше сил твоих; берегись, чадо, чтобы, превознесшись, не пасть тебе. Смирение наше велит тебе служить на святую братию, и за это ты будешь увенчан от Бога».

Не послушался Никита игумена и сделал то, что задумал: затворившись накрепко в своей келлии, он молился в ней неисходно. Но прошло несколько дней, и его искусил диавол. Однажды, воспевая молитвы, Никита услышал голос, молящийся вместе с ним, и почувствовал неизъяснимое благоухание. Прельщенный инок подумал: «Если бы это был не Ангел, то не молился бы со мною и не было бы здесь такого благоухания Святаго Духа».

Никита начал с большим жаром молиться, взывая: «Господи, явись мне Сам, чтобы я мог видеть Тебя». И тогда был к нему голос: «Не явлюсь тебе, потому что ты юн, - чтобы ты не возгордился и не упал». Затворник же со слезами говорил: «Не прельщусь я, Господи, игумен наказал мне не внимать бесовской прелести. Я готов исполнить Твои повеления».

С этой минуты взял над ним власть обольститель и сказал: «Невозможно человеку во плоти видеть меня, но я посылаю ангела моего, который пребудет с тобою, ты же исполняй его волю».

И тотчас стал перед Никитой бес в образе Ангела. Инок поклонился ему как Ангелу. И тогда сказал ему бес: «Ты больше не молись, а читай книги, и через это будешь постоянно беседовать с Богом и подавать полезные советы приходящим к тебе. Я же непрестанно буду молиться Творцу всех о твоем спасении».

Прельщенный затворник совсем перестал молиться и, видя постоянно молящегося беса, радовался, что Ангел молится за него; сам же только и делал, что прилежно читал книги и поучал приходящих к нему, а по временам пророчествовал.

Однажды он послал сказать князю Изяславу, чтобы тот скорее отправил сына своего Святополка на новгородский престол, так как князь Глеб Святославич убит в Заволочье. И действительно, через несколько дней пришла весть, что князь Глеб убит заволоцкой чудью. Случилось же это 30 мая 1078 года.

С этого времени пошла большая слава о затворнике Никите. Князья и бояре верили, что затворник - пророк, во всем и во многом слушались его. Хотя бес и не знает будущего, но он возвещает то, что сам делает или чему научает злых людей: убить ли кого, украсть ли. Так было и с Никитой: когда приходили к нему за словом наставления и утешения, тогда бес, мнимый Ангел, сообщал затворнику о случившемся, а тот пророчествовал, и предсказания сбывались.

Но вот что обратило на себя особое внимание Печерских подвижников: инок Никита знал наизусть все книги Ветхого Завета и не хотел ни видеть, ни слышать, а не только что читать Евангелие и Апостол - тех Священных книг, которые преданы нам благодатью для нашего исправления и утверждения в вере. Для всех стало ясно, что инок Никита прельщен врагом человеческого рода. Не могли потерпеть этого преподобные отцы Печерские.

Вместе с игуменом своим преподобным Никоном пришли они к прельщенному затворнику и силою своих молитв прогнали прочь от него беса.
Выведя Никиту из затвора, спрашивали его о Ветхом Завете, но он клялся, что никогда не читал тех книг, которые прежде знал наизусть; он даже не умел прочесть ни одного слова в них, и братия едва научили Никиту грамоте. Придя в себя по молитвам святой братии Печерской, Никита исповедал и горькими слезами оплакивал перед ними свой грех, а затем обрек себя на строгое воздержание и иноческое послушание. Чистой и смиренной жизнью он стяжал высокие добродетели, слава о которых разнеслась далеко за пределы Киевской земли.

Человеколюбец Бог принял истинное покаяние Никиты и поставил его пастырем словесного стада Христова. В 1096 году святой Никита Божиим Промышлением был избран и посвящен во епископа Великого Новгорода, где Господь прославил Своего угодника даром чудотворений. На втором году своего святительства Никита молитвами своими прекратил большой пожар в Новгороде. В другой раз во время засухи, грозившей Новгородской земле голодом, по его молитвам дождь оживил поля и луга с полями и травами.

По сказанию жития преподобного Антония Римлянина, подвижник чудесным образом прибыл в Новгород при жизни святителя Никиты и с его благословения основал свой монастырь.


Святитель Никита был озабочен устройством и украшением храмов Божиих в Новгороде, но из церквей, построенных в его время, уцелела до наших дней одна - Благовещенская на Городище. И доныне существует памятник его забот о благоустройстве Новгородского архиерейского дома - это каменный корпус, который и в памятниках письменности, и в народном предании известен под именем Никитинского.

Святитель Никита имел намерение украсить живописью стены храма Святой Софии; но это не удалось ему: «на иждивение святителя» роспись собора была произведена лишь после его кончины, спустя несколько месяцев. Преставился святитель Никита 30 января 1108 года, после 13-летнего управления Новгородской епархией. Честные мощи его были погребены в соборном Софийском храме, в приделе богоотец Иоакима и Анны.

Вероятно, местное празднование памяти святому Никите началось вскоре после его кончины. От половины XII столетия сохранилось известие: «И ныне со святыми чтут его, святаго и блаженнаго Никиту». Но неизвестно в какое время, во всяком случае до половины XVI века, в Новгороде прекратилось чествование его памяти. Повсеместное празднование святому Никите установлено было если не на Московских Соборах 1547 и 1549 гг., то вслед за открытием его мощей, которое совершилось 30 апреля 1558 года.

Обретение честных мощей святителя Никиты произошло при следующих обстоятельствах.

В 1551 году вечером в Великую Субботу, когда христиане собрались в Софийский собор, чтобы слушать чтение Деяний апостольских перед светлой заутреней, пришел туда и боярин, который ведал царские дела в городе, и, обходя паперти соборные, занятые гробницами епископов, зашел в придел богоотец Иоакима и Анны, в котором гробница святителя Никиты находилась в полном небрежении. Церковный чтец в это время спал, опершись на нее. Выйдя из предела, боярин пошел в главный храм, где на левой стороне близ дверей, ведущих в жертвенник, сел и вскоре сам задремал. Во сне он услышал голос, который говорил ему: «Покрыт должен быть гроб епископа Никиты».


Повинуясь этому голосу, боярин пошел домой; оттуда вскоре вернулся с покровом, который и возложил на гробницу святого Никиты, прежде очистив ее от пыли и сора. Побуждаемый желанием взглянуть на мощи святителя, боярин проделал щель в гробнице и увидел, что тело святителя лежит покрытое покровом на церковном помосте, совершенно целое, без признаков разрушения. Мало-помалу об этом узнали и другие жители этого города, время от времени посматривали в щель гробницы и дивились виденному. Так продолжалось до 1558 года.

В этом же году архиепископ Пимен, убедившись через других и лично в нетленности мощей святителя Никиты, письменно донес об этом царю и митрополиту, которые с великой радостью повелели ему открыть гробницу святого, переложить тело его в новую деревянную гробницу так, чтобы оно открыто почивало, и установить общецерковное празднование святому. Чтобы открыть гробницу святого, пришлось разбирать иконостас, так как придел богоотец Иоакима и Анны был очень мал и половина гробницы святителя была в алтаре.

Когда гробницу открыли, то увидели, что тело святого покоилось в земле, на два локтя ниже помоста церковного; оно было покрыто плащаницей, а лицо святителя озарено небесным светом; правая рука его благословляющая лежала на персях, левая же была простерта к коленям; правая нога обращена была подошвою вверх, левая же в сторону. Облачив святителя в новые архиерейские одежды, его снова положили в гробницу на прежнем месте.

В назначенное время архиепископ Пимен с многочисленным собором духовенства совершил при гробнице святителя Никиты молебное пение, во время которого честные мощи его были переложены на «уготованный одр» и перенесены в главный соборный храм, где затем было отслужено всенощное бдение. Во время богослужения, когда происходило уставное чтение и священнослужащие сидели, одному из игуменов было видение, что святитель Никита, восстав из гроба, в фелони и с кадилом в руках пошел сначала кадить в алтарь, а затем в храм и вскоре сделался невидим.

По окончании всенощного бдения народ приложился к мощам святителя, а архиепископ переложил их в гробницу, которая временно, по повелению митрополита, была поставлена на правой стороне храма у малого столпа против амвона до окончания работ по расширению придела богоотец Иоакима и Анны.

Вскоре по обретении мощей святителя Никиты один из начальствующих города обнаружил свое сомнение в их нетленности. Чтобы рассеять его сомнения, архиепископ Пимен открыл покров на мощах святого до персей. Увидев лицо святителя, как у здорового спящего человека, градоначальник раскаялся в своем грехе. Несмотря на это, вскоре затем пришли к архиепископу городские священники с просьбой дать им возможность убедиться воочию в нетленности мощей святого Никиты.

Архиепископ наложил на них семидневный пост для покаяния в своих грехах, по истечении которого духовенство собралось к мощам святителя Никиты, и тогда архиепископ, сняв покров с них, показал им тело святого до конечностей ног, затем подложил свои руки под голову святителя так, что она приподнялась, а с ней и все тело пришло в движение. Священники были поражены чудом и просили архиепископа дозволить им ежегодно в память этого происшествия отправлять всем собором при мощах святителя молебное пение, почему и установлен был архиепископом праздник в пяток второй седмицы в неделе Всех святых.

Требование, предъявленное духовенством Новгорода к своему архипастырю об осмотре мощей святителя Никиты, можно объяснить так. В то время сильно была распространена ересь Феодосия Косого, отвергавшая, между прочим, почитание святых икон и мощей; она имела свое действие и на духовенство и поколебала отчасти его веру в чудеса.

Между тем чудес при мощах святителя Никиты, по обретении их, совершилось немало: получали исцеление расслабленные, хромые, сухорукие, прокаженные, бесноватые, но особенного внимания достойно то, что преимущественно получали исцеление больные глазами, слепые или с испорченным зрением.

Когда были обретены честные мощи святителя Никиты и совершилось поразительное исцеление одного расслабленного, многие жители Новгорода и окрестностей начали притекать к мощам чудотворца со своими недужными. Среди больных была приведена старая и слепая Ксения, ничего не видевшая 12 лет. В то время шла литургия. Ксения молилась Господу об исцелении, обращалась своей мыслью к святителю Никите, а потом со слезами сказала во всеуслышание архиепископу Пимену, стоявшему в храме: «Молюсь тебе, преосвященный архиепископ: помолись своему сослужебнику, великому святителю и чудотворцу Никите, чтобы он даровал мне прозрение».

И не раз повторяла слепая мольбу свою. Видя настойчивость женщины и ее слезы, архиепископ сказал: «Отойди от меня, старица, отойди, иди ко святому Никите, и он спасет тебя по вере твоей, если восхочет».

У гроба святого Ксения усердно молилась, и один глаз ее прозрел. Но она взяла смелость снова обратиться к архиепископу Пимену, припадая к ногам его, и со слезами радости опять умоляла, чтобы молитвами архиепископа прозрело и другое око ее. Владыка ей ответил: «Вижу, старица, что тебе много лет, и довольно бы одного глаза на службу тебе до смерти твоей».

Но Ксения с прежней настойчивостью слезно умоляет архиепископа. Тот посылает ее снова ко гробу святителя Никиты со словами: «Тот, кто отверз тебе одно око, откроет и другое».

Ксения опять приходит к раке чудотворца, прилагает к слезам слезы и сплетает молитвы с сердечными воздыханиями и верою. И надежда женщины не была напрасной: прозрела она и на второй глаз к общему удивлению бывших тогда в храме Святой Софии.

Иконописцу Симеону архиепископ Пимен приказал написать икону Богоматери с Богомладенцем, а пред Ними стоящего и молящегося с воздетыми руками святителя Никиту. У святителя совсем не было бороды. И иконописец думал, что следует изобразить на иконе хотя бы малую браду на лице святого Никиты. Размышляя об этом, Симеон начал дремать, пошел к постели своей и заснул. И вот в тонком сне он внезапно услышал голос: «Симеон, ты думаешь написать браду у епископа Никиты! Не помышляй об этом, ибо не было брады у него. И прочим иконописцам возвести, чтобы не писали на иконах епископа Никиту с брадою».

Симеон проснулся, но никого не видел. Поспешил передать видение свое архиепископу Пимену, и архиепископ прославил Бога. Образ святителя написан был так, как он сам повелел.

В то же время на всяком месте и при всяких обстоятельствах святитель Никита являлся на помощь тем, которые с верой и молитвой прибегали к нему. Во время обретения мощей святителя Никиты, по молитвам его, Бог увенчал победой русское оружие в войне с ливонцами. При взятии Ругодива и в русском войске, и в неприятельском видели, что святитель Никита ездит по берегу реки Наровы на коне в святительских одеждах и с жезлом в руке, увенчанным крестом, отражает врагов от русских полков. Это засвидетельствовали сами воины, вернувшиеся в Новгород; то же подтвердил и старейшина града Ругодива - латинянин, по имени Иоанн, когда увидел образ свт. Никиты.

В настоящее время мощи святого Никиты открыто почивают на том же месте, где были обретены: под аркой между приделами богоотец Иоакима и Анны и Богородице-Рождественским в богатой серебряной раке, в которую переложены из древней в 1846 году, 30 апреля.

Память святителя празднуется дважды в году : 31 января/13 февраля и 30 апреля/3 мая по старому стилю - в день обретения честных его мощей.

Почитание, чудеса

Самое первое житие святого Никиты встречается в послании Поликарпа к Акиндину XIII века. В 1547 году последовало его прославление для общецерковного почитания во всей Русской Церкви. В ночь на 30 апреля 1558 года во сне Новгородскому святителю Пимену явился муж, с едва заметной бородой, и сказал: «Мир тебе, возлюбленный брат! Не бойся, я предместник твой, шестый епископ Новгорода, Никита. Приспело время, и Господь повелевает открыть мощи мои народу

Проснувшись архиепископ Пимен услышал звон к утрени и поспешил в собор. На пути встретился ему благочестивый новгородец Исаакий, который в ту же ночь также видел во сне святителя Никиту, повелевшего ему передать владыке, чтобы не медлил с открытием мощей. Услышав от Исаакия о бывшем ему видении, архиепископ немедленно приступил к открытию святых мощей. Когда была поднята крышка гробницы, увидели священные сокровища благодати: не только тело угодника Божия, но и ризы его сохранились в нетлении. Тогда же с лика святого был нарисован посмертный портрет, уточнены детали облика и облачения святителя, и сведения отправлены в Москву митрополиту Макарию чтобы уточнить иконописную традицию. Мощи впоследствии покоились в церкви святого апостола Филиппа.


В 1942 году фашисты угнали в Литву свыше трех тысяч новгородцев. Осенью того же года в литовский городок Векшни, в который и определили новгородцев на поселение, немецкий военный эшелон привёз пять серебряных рак с мощами новгородских святых. Приехавший незамедлительно настоятель местного храма архимандрит Алексий (Черань) первой опознал раку святителя Никиты.

Все мощи сразу же были перевезены в церковь, и митрополит Литовский Сергий (Воскресенский) в телефонной беседе поручил настоятелю до всенощного бдения открыть раки и поправить одеяния святых.

Сам отец архимандрит пишет: «После долгого путешествия святые в раках сдвинулись с места и их надо было положить надлежащим образом, и поэтому сподобил меня, недостойного, Господь поднять святителя Никиту целиком, на моих руках, при помощи иеродиакона Илариона. Святитель был облачен в темно-малиновую бархатную фелонь, поверх которой лежал большой омофор кованной золотой парчи. Лик его был закрыт большим воздухом; на главе — потемневшая от времени золотая митра. Лик святителя замечателен; всецело сохранившиеся черты его лица выражают строгое спокойствие и вместе с тем кротость и смирение. Бороды почти не видно, только заметна редкая растительность на подбородке. Правая рука, благословляющая, сложена двуперстием — на ней ярко выделяется сильно потемневшее место от прикладывания в течение 400 лет. Дивен Бог во святых Своих! »

Весь православный народ, оказавшийся в том литовском краю, с трепетом и воодушевлением встретил святые мощи. Тогда же иеродиакон Иларион, помогавший настоятелю храма привести в порядок мощи святых, человек не очень образованный, но горевший верой, дважды увидел один сон: святитель Никита, облаченный в мантию, стоял посреди храма и читал покаянный канон.

Иеродиакон, вошедший в храм и увидевший епископа, сразу же пал ему в ноги и попросил благословения. Святитель жестом благословил новгородца и произнес: «Молитесь все об избавлении от бедствий, грядущих на родину нашу и народ. Враг лукавый ополчается. Должно вам всем перед службой Божией принимать благословение «.

После этих слов святитель стал невидим. Узнав об этом, митрополит Сергий установил правило, чтобы перед началом каждой службы при открытии раки святителя Никиты выходить священнослужителям и прикладываться к деснице святого Никиты, возвращаться в алтарь и тогда лишь начинать литургию.

Эта традиция чтится и ныне новгородским священством. Мощи святителя Никиты ныне почивают в Софийском соборе, и священники собора обязательно прикладываются к ним перед началом богослужения.

Дни памяти:

  • 17 июня (переходящая) – Собор Новгородских святых
  • 13 февраля
  • 13 мая – Обре́тение мощей
  • 27 мая

НИКИТЕ НОВОГОРОДСКОМУ
Тропарь, глас 4

Н асладився, богомудре, воздержания / и желание плоти твоея обуздав, / на престоле святительства сел еси, / и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца / зарями чудес твоих, отче наш, святителю Никито, / и ныне моли Христа Бога, / да спасет души наша.

Иной тропарь, глас 2

Н ебеснаго пространства желая, / от юности в тесне месте затворился еси, / в немже прельщен быв от врага, / паки смирением и послушанием / победил еси прелестника крепце, Никито, / и ныне, предстоя Христови, / моли спастися всем нам.

Кондак, глас 6

А рхиерейства саном почтився / и чисте Чистейшему предстоя, / прилежно моление за люди твоя приносил еси, / яко и дождь молитвою свел еси, / овогда же и града запаления угасил еси. / И ныне, святителю Никито, / моли Христа Бога / спасти люди твоя молящияся, / да вси вопием ти: / радуйся, святителю отче предивный.

Иной кондак, глас 1

П обедив вражия лести добле / и светло добротедельми просияв, / святительства одеждою облеклся еси, преславне Никито, / в немже светом жития твоего и чудесы сияя паче солнца, / многих просветив, привел еси Христови, / Егоже моли о нас, поющих тя.