Гарантийный... Возврат Порядок

Кул шариф история. Мечеть, которую разрушил иван грозный

В 1990-е годы общественность Татарстана подняла вопрос о восстановлении исторической мечети Кул-Шариф в Казанском Кремле. В ноябре 1995 года по Указу президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева было принято решение о её воссоздании, а в 1996 году началось строительство . Восстановление мечети стало всенародным делом.

Образное, объёмно-пространственное и планировочное решение главной мечети Татарстана и татарской диаспоры объединило идеи и замыслы казанских архитекторов, победителей республиканского архитектурного конкурса на проект возрождения мечети Кул-Шариф: Айвара Саттарова, Искандера Сайфуллина, Михаила Сафронова, Шамиля Латыпова и Сергея Шакурова.

Строительство было завершено накануне празднования 1000-летия Казани. 24 июня 2005 года состоялось торжественное открытие, собравшее большое количество горожан и приезжих. Прошло более 450 лет с момента разрушения мечети, а историческая память народа была жива. Люди плакали, не скрывая свои эмоции…

Архитектура Кремля ханской Казани известна лишь по данным средневековых летописей. Некоторые следы существовавших когда-то величественных построек были обнаружены при археологических раскопках, проводившихся в наше время. Известно, что в пределах крепостных стен располагался комплекс культовых и гражданских построек, возведённых в XV – первой половине XVI веков.

Знаменитая мечеть Кул-Шариф была одной из самых почитаемых в ханской Казани, центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI века. Видный татарский просветитель Шигабуддин Марджани писал, что в крепости (Кремле) была восьмиминаретная главная мечеть, во главе которой стоял сеид Шарифкол, пользовавшийся большим почётом.

После восшествия на казанский трон хана Едигера, Кул-Шариф вошёл в состав правительства и активно участвовал в повседневных делах ханства. В летописях он упоминается как один из влиятельных и уважаемых религиозных деятелей. При мечети была основана школа – медресе, собрана огромная библиотека. Именно при Кул-Шарифе комплекс мечети-медресе был превращён в центр просвещения, который и был назван его современниками именем выдающегося сеида.

На пятничную молитву сюда собиралось практически всё мужское население города, здесь проходили церемонии возведения ханов на престол. Восемь минаретов окружали купол мечети, и это необычное число связывают с напоминанием о восьми провинциях Булгарского государства.

Мечеть Кул-Шариф расположена в западной части Казанского Кремля, во дворе бывшего Юнкерского училища, и доминирует над окружающей застройкой. Благодаря перепаду рельефа участка, двор мечети разделён на две платформы – верхнюю, для ритуальных целей, и нижнюю, для музейно-экскурсионных мероприятий. В комплекс также включены два павильона и декоративно-теневые навесы.

Здание относится к типу центрально-купольной мечети, четыре основных минарета высотой 58 метров поставлены по диагональным осям на стилобат, два малых минарета расположены с северной и южной сторон. Главный купол стрельчатых очертаний поставлен на наружный барабан; его орнаментальные формы воспроизводят популярный в искусстве тюркских народов мотив тюльпана.

В мечети четыре уровня. На нижнем размещены Музей Ислама в Татарстане, женский распределительный вестибюль и гардеробы, мужской и женский залы для омовения, административные и технические помещения. На первом этаже находятся мужской вестибюль и гардеробы, кабинет имама. Молитвенный зал площадью 500 кв. метров, рассчитанный на 720 человек, устроен на втором этаже. Над залом расположена женская галерея вместимостью 300 человек. Высота мужского зала до верхней отметки купола составляет 32 метра, диаметр внутреннего опорного кольца – 16 метров.

Фасады отделаны белым мрамором, со стороны входа стены украшены рельефными кораническими надписями. Купол мечети и шатры минаретов покрыты металлической черепицей бирюзового цвета, а алемы купола и миаретов выполнены из сплава тринитротитана.

Интерьеры мечети Кул-Шариф следуют общим принципам исламских эстетических норм, татарским национальным художественным традициям, а также современным тенденциям.

Михраб стал средоточием богатого декоративного оформления, его мозаика и позолота усиливают символическое значение михраба, как напоминания о Рае-Фирдаус. Он украшен с обеих сторон кораническими надписями, а справа от него установлен монументальный мраморный минбар, украшенный резьбой и мозаикой. По замыслу архитекторов, в молитвенном зале ковровое покрытие разбито на отдельные ячейки, призванные все вместе символизировать необозримость уммы.

Ковры ручной работы изготовлены в Иране и переданы в дар правительством страны. Молитвенный зал освещает центральная хрустальная люстра, также устроена отдельно подсветка подкупольного пространства. Стены молитвенного зала облицованы мрамором светлых оттенков.

Цветовая гамма выдержана в светло-голубых тонах, в сочетании с надписями золотом. Коранические надписи и панно с 99 «Прекрасными именами Аллаха» – «аль-Асма уль-Хусна» размещены на парусах подкупольного пространства. Высокие и узкие оконные проёмы, завершённые стрельчатыми арками, заполнены цветными витражами.

Опорное кольцо купола опоясывает каллиграфическая надпись с текстом суры «Имран», выполненным позолотой на голубом фоне. Купол украшен декоративной росписью, в которой звучат мотивы татарского орнамента; центральная купольная розетка также заполнена каллиграфией. В угловых нишах главного зала помещены каллиграфические панно с текстами сур «аль-Ихлас» и «ан-Нас» в фигурных картушах.

Деревянные двери богато оформлены резьбой, потолки украшены росписью, бордюры стен и потолочных балок облицованы декоративной керамической плиткой с орнаментом. Лаконичные и строгие колонны облицованы белым мрамором. В боковых нишах установлены четыре орнаментальных панно из фаянсовых изразцов с подглазурной росписью. Для мужского вестибюля общий цветовой строй был выбран охристо-голубой, для женского охристо-зелёный.

В основе образного решения интерьера Музея Ислама в Татарстане лежит идея преемственности мусульманских традиций в культуре татарского народа. Беломраморные, стоящие попарно колонны несут декоративную балочную конструкцию, имеющую очертания восьмилучевой звезды. В центре зала установлена люстра конической формы. Главная реликвия – старинная рукопись Корана – размещается в стеклянной витрине в центре круглого зала.

По периметру помещения расположены витрины с экспонатами, рассказывающими о принятии Ислама и его современном развитии на землях Татарстана. Здесь представлена коллекция рукописей и старинных изданий.

Строительство мечети Кул Шариф осуществлялось нашими современниками. День открытия приходится на 2005 год. В этот период состоялся тысячелетний юбилей знаменитого города Казани. В настоящее время обитель является действующей. Сюда каждый день приходит большое количество мусульман, а также приезжие. Для туристов специально организованы балконные зоны. Здесь можно остановиться для того, чтобы полюбоваться местными красотами и «ощутить размах».
Современное архитектурное творение отличается необычайной красотой. Мечеть расположилась на территории Древнего Казанского Кремля в республике Татарстан. Удивительным образом здесь переплетаются различные эпохи и культуры. Поблизости разместился Благовещенский собор и здание Губернаторского дворца — это советские постройки.

Общие сведения

Ранее тут концентрировались казармы и воинские плацы. Строительные мероприятия шли основательно и с размахом, а полученный результат оправдал все ожидания. Сегодня это самая крупная обитель в Республике и является ее символом.

Кул Шариф – это непростое название. Так, когда-то называли историческую личность, которая занималась общественной, преподавательской деятельностью, увлекалась поэзией. Кул Шариф с помощью своих учеников принимал участие в воинских сражениях против Ивана Грозного. Большая часть учеников погибла, некоторым даже не было 15 лет. Они доблестно сражались за защиту своего народа. Известная личность на многих картинах написана с книгами в руках. Подвижник мог похвастаться довольно неплохой библиотекой.

Красивое сооружение по форме похоже на тюльпан. В процессе возведения использовалась арочная система. Оконные проемы и двери красиво обрамлены полукругом, а арки имеют заостренную вершину. Большое количество полумесяцев выступают символом сложенные руки — молитвенный жест мусульман. Одна из арок обладает четырьмя минаретами, высота которых достигает 58 метров. Помещение внутри достаточно просторное. Оно способно вместить до 1500 человек, более того, на придворовой части могут поместиться еще 1000 верующих.

Отдельного внимания заслуживает основной купол. Он выступает в роли символа «Казанской шапки», которая у тартаров применялась в качестве короны. Впоследствии данная шапка оказалась в Москве и служила, как трофей. Внешний вид конструкции является тщательно продуманным. Он комбинирует в себе традиции ислама и обычаи татар. Сбор материалов для возведения святыни производился по частям. К примеру, мрамор и гранит был доставлен с Урала, а великолепные ковры привезены иранцами в роли презента. Центральная люстра, выполненная из хрусталя, изготовлена чешскими мастерами.
Внутреннее убранство завораживает с первого взгляда. Оно состоит из большого зала, предназначенного для молитв, музея, библиотеки, центра управления. Оно продумано до мельчайшей подробности, каждый штрих находится на своем месте. Величественная красавица в вечернее время подсвечивается специально иллюминацией. Она эффектно подчеркивает все выигрышные стороны проекта.

Как добраться?

Доехать до пункта назначения несложно. Конечный пункт прибытия Кремль. Для этого достаточно воспользоваться станцией «Кремлевская». Также можно воспользоваться автобусом. Ехать потребуется до остановки «Батурина». Ходят разнообразные маршрутки, и курсирует троллейбус под номером 2.

История создания

Здание, расположенное на площади Тысячелетия сразу приковывает к себе внимание. Оно несет в себе не только большое религиозное значение, но и является центром просвещения, содержит в себе памятные материалы национального характера. Монтаж конструкции выполнялся на участке старой церкви. В 1552 году она была разрушена вследствие атак Ивана Грозного. Оборону из последних сил держал Кул Шариф. В тот период погибло много невинных душ. В честь имени воина и была названа новая постройка.

Вскоре, в 1995 году, был подписан указ о воссоздании мечети. На тот момент президентом являлся М. Ш. Шаймиев. В этот период проходил конкурс на утверждение самого лучшего эскиза. Создатель одержал заслуженную победу. Его работа вызвала всеобщи восторг. В строительных — операциях принимало участие более 40 тысяч людей. Их имена занесены в книги, которые хранятся до настоящего времени. 24 июня 2005 года храм был открыт официально.

Особенности архитектуры

Невероятно удачно было подобрано место будущего строения. Оно расположилось в самой роскошной точке населенного пункта. Это был когда-то двор юнкерского училища. Сегодня впереди находятся только кремлевские стены и выполнен небольшой спуск с холма. Мечеть высоко возносится своими минаретами, словно доминируя над возвышенностью. Пропорции святыни гармонично вписываются в общую картину белокаменной цитадели, оригинально дополняя ее.
Огромная площадь перед церковью в праздник собирает многочисленную толпу молящихся людей. Процесс возведения преимущественно осуществлялся на добровольные пожертвования. В одном из залов хранится летопись, где описаны лица, внесшие свою лепту в зарождение обители.

Корпус самого здания направлен на Мекку. Он исполнен с помощью двух квадратов, которые установлены параллельно друг другу. Такое расположение является повторением символики – «благословение Аллаха». Купольная мечеть с восьмью лучами со всех сторон обрамлена эффектными минаретами в количестве 55 штук. Согласно задумке архитекторов основной свод должен выходить на первый план и представлять собой легенду казанских ханов – шапку.

Наружная облицовка выполнена уральскими плитами белоснежного цвета. Внешний вид конструкции отдаленно напоминает булгарский собор Аль-Кабир. Напомним, что он выступает символом поволжского ислама. Оконные и дверные проемы обрамлены по булгарским мотивам. Строение выполнено в виде изысканного тюльпана и олицетворяет возрождение и прогресс. Оконные арки отдаленно похожи на татарские юрты и смотрятся невероятно оригинально. Разноцветные витражи, арабская вязь удачно вписываются в данную картину, выступая завершающе нотой.

Постройка из пяти этажей включает в себя три наземных, технических и цокольных этажа. Сегодня для посещения туристов открыты наземные этажи. Здесь находится достаточно вместительная гардеробная и молельный зал. Также предусмотрены — музей, библиотека и ряд административных помещений.

Внутренняя отделка

Внутреннее убранство выполнено на основе использования керамики, росписи, резьбы по дереву. Также периодически прослеживаются элементы римской мозаики, Корана, полумесяцев. Все это гармонично соединяется в единый ансамбль. Многочисленные ковры умело дополняют общий интерьер, делая его по-особенному уютным. В центральной части пространства красуется величественная, хрустальная люстра. Она в высоту достигает 5 метров. Общий вес осветительного прибора – более 2 тонн.
При входе в святилище необходимо руководствоваться установленными правилами — при входе необходимо снимать обувь, а голова должна быть покрыта платком. Вход в сооружение открыт с северной части. Именно там и находится главная молитвенная площадь. Для посещения музея необходимо направится в южную часть.

Экспозиция музейной части непременно заслуживает вашего внимания. Здесь вы сможете более глубоко проникнуться мусульманской религией, узнать немало интересного и увлекательного о Поволжье. Очень примечательны религиозные мусульманские атрибуты. К примеру, здесь хранится немало предметов для проведения молитвенных обрядов. Потолок оформлен великими художниками татарской земли. Все изображения первоначально сделаны на холсте, а затем специальным образом подняты к потолку.

Достопримечательность создавалась умелыми руками. Олицетворение веры различных народных традиций построено основательно – арки с аятами, изящные орнаменты, косички, полумесяцы. Славный цветок — это отождествление восьми минаретов прошлого. Интерьер комбинирует в себе все типы работ и отделки. Его реализация выполнялась на основе использования технологий 16 века. Применяемые материалы (камень, дерево, алебастр) отбирались с особой тщательностью. Восхищает множество позолоченных деталей пространства. Они наполняют его светом и торжественностью. Лепнина и мозаика придают дополнительную гармонию.

Интересно, что данная постройка — это непросто перечень сооружений, а целый комплекс большого размера. Высота центрального купола достигает 39 метров. Большое количество гостей пребывает сюда, чтобы поближе познакомиться с местной культурой. Местный музей хранит в себе немало тан и массу интересного. Это популярное место для проведения обрядов бракосочетания. Венчание приходит по шариату. Запись на обряд должна осуществляться заранее, так как число желающих велико.

В процессе строительства перед архитекторами стояла достаточно непростая задача. Им требовалось на основе использования имеющихся архитектурных средств воссоздать традиции исламской культуры татарских земель. Следует отметить, что авторам полностью удалось раскрыть тему. Конструкции арок в форме стрелок полностью отражают задумку. Отдаленно возведение похоже на каркасные строения юрт. Они отличались мобильностью у кочевников.

Как известно, у древних булгар символом счастья выступал тюльпан. Именно он и взял на себя функцию главного художественного образа. Более того, перед архитекторами стояла задача выигрышно совместить мусульманскую и православную религию. Они являются ведущими в Республике. Художественный образ творения удивительным образом комбинирует в себе государственность, мемориальность, воспоминания о непростом военном периоде.

Святыня, появившись в поселении, несколько перевернула сознание местных жителей. Она привнесла определенные изменения в градостроительный уклад района. Здание дает возможность по-иному взглянуть на внутренний уклад страны, глубже понять ее материальное и духовное содержание.

Обитель была воссоздана заново, буквально по крупицам. Она стала своеобразным религиозным центром, заманивающим верующих со всех уголков планеты.

Где остановится на ночлег?

В Казани предусмотрено немало гостиниц и отелей, где можно организовать ночевку. Буквально в каждом районе имеются номера, которые вы можете забронировать заранее. Доступны решения на любой бюджет и вкус. Для экономии времени на дороге можно порекомендовать воспользоваться отелями, расположенными в центре. Повышенным спросом пользуются такие гостиницы, как «Островский», «Мираж», «Джузеппе», «Ногай», «Волга» и многие другие. Вы с легкостью найдете подходящее решение.

Выводы

Это самое высокое здание комплекса Кремля. Оно названо в честь национального героя и пользуется невероятно популярностью. Ранее, достопримечательность выглядела иначе. Сейчас она имеет другое обличие, так как была заново восстановлена после атак царя. Воссоздание святого места началось в 1996 году. Этот процесс шел до 2005г. Открытие было приурочено к юбилею города. Был организован большой праздник.
Ансамбль имеет глубокий художественный и духовный смысл, который помогает совместить два вероисповедания – ислам и православие. Композиция является симметричной и смотрится величаво. Мечеть находится в самой центральной точке комплекса. Она умело дополняет несколько сдержанный мемориальный комплекс.
Над интерьерами работал А.Г. Саттаров. Отделка произведена с применением гранита и мрамора. Люстра из роскошного цветного стекла подчеркивает презентабельность декора. Богатое оформление пространства поддерживает значимость и величие обители. В оформлении использовались уникальные материалы и технологии. Даже пожарная часть полностью гармонирует с общей стилистической задумкой.

Адрес: улица Кремлевская, 13

Режим работы: 9.00-19.30

Сегодня великолепное архитектурное сооружение - знаменитая мечеть Кул-Шариф является, пожалуй, самой основной визитной карточкой города Казани. Находящаяся на удачно выбранном месте и установленная в очень респектабельном ракурсе беломраморная мечеть отлично просматривается из любой точки города аж за 20 км, как бы паря над стенами древнего Казанского Кремля.

Сегодня мечеть, находящаяся в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, стала центром паломничества мусульман со всех концов света и одной из главных туристических достопримечательностей города.

История создания

В 90-е годы в нашей стране началось возрождение утраченных ранее культовых исторических сооружений. Возрождались из пепла и строились новые многочисленные православные храмы, церкви и соборы, а в Татарстане, конечно же, наравне с православными появляется целая россыпь мусульманских религиозных сооружений. Безусловно, что основным таким сооружением становится удивительной красоты Мечеть Кул-Шариф , построенная на западных землях мемориального Кремлевского комплекса.

Мечеть возводится как своеобразный памятник о трагических событиях 1552 года, в октябре которого при штурме Казанской крепости многочисленными отрядами Ивана Грозного в кровопролитных боях пало смертью храбрых большинство мужественно защищающегося населения. Погиб в тот день и духовный вдохновитель обороны города Кул-Шариф – настоятель главенствующей мечети Казанского ханства.

Сегодня он числится непосредственным потомком пророка Мухаммеда и мечети присвоено его имя. Кул-Шариф для своего времени был широко образованной личностью, знающей множество наук, в том числе и астрономию, интересующейся историей и политикой.

Все культовые сооружения татарского ханства после покорения Казани и установления власти Москвы постепенно начали уничтожаться, а взамен им возводились православные церкви и монастыри. Население подвергалось насильственному крещению. Не крещенное оставшееся в живых татарское население было выселено за реку Булак, где вскоре образовалась Татарская Слобода , сохраняющая мусульманские традиции края.

В 19 веке известный татарский просветитель и философ Ш.Марджани , в результате проведенных им исторических исследований, сумел приподнять туманную завесу веков и воссоздал историческую картину татарского периода Казани. Он писал, что Казанский Кремль когда-то украшала главная соборная мечеть , которая являлась центром мусульманского просвещения Поволжья 16 века.


И вот спустя четыре с половиной века историческая справедливость была восстановлена. На высокий кремлевский холм вернулась главная мечеть мусульман.

Архитектура

Место для возведения самой роскошной казанской мечети было выбрано очень удачно. Во дворе бывшего юнкерского училища , которое осталось позади храма, и теперь зонально отделяет территорию мечети, впереди - только кремлевские стены и спуск с кремлевского холма. Мечеть как бы взлетела своими минаретами над холмом, став городской доминантой.


Дизайнеры идеально вписали пропорции мечети в ансамбль кремлевской белокаменной цитадели, построенной псковскими мастерами в середине 16 века. Перед мечетью имеется большая площадь, вмещающая в праздничные дни до 10 тыс. молящихся. На ней находится так же Памятный камень , посвященный закладке мечети, и Пожарная част ь, выстроенная в стиле самой мечети.


Строительство самой красивой мечети города велось в 1996-2005 годы в основном на добровольные пожертвования . В одном из залов мечети сегодня вы сможете увидеть книги, в которые вписаны все, вносящие средства на эту монументальную стройку века – что составляет более сорока тысяч организаций и отдельных граждан.

Сооружение мечети, сориентированное точно на Мекку , организовано двумя квадратами, расположенных относительно друг друга под углом в 45 градусов. Это повторение символического знака мусульман - «благословение Аллаха». Центральная восьмилучевая купольная мечеть окружена четырьмя 55 метровыми минаретами.

Главный купол по замыслу его проективорщиков (Латыпова Ш.Х., Саттарова А.Г., Сафронова М.В и Сайфуллина И.Ф.) должен был выглядеть словно «Казанская шапка» - легендарная корона казанских ханов. Мечеть снаружи облицована белыми уральскими плитами мрамора и гранита, а центральный купол и шапки минаретов – бирюзовые. Внешний вид мечети повторяет собой булгарскую мечеть Аль-Кабир - символ поволжского ислама до периода Казанского ханства.

В оформлении оконных и дверных проемов использован традиционный мусульманский булгарский архитектурный мотив тюльпана , означающий возрождение и процветание. Арки окон напоминают татарские юрты, а разноцветные витражи стекол содержат в себе выразительный татарский орнамент и арабскую вязь.


Пятиэтажное здание храма состоит из трех наземных, цокольного и технического этажей. Для посещений доступны наземные, в которых имеется просторный вестибюль, молельный зал на 1,5 тыс. человек, два балкона для экскурсантов, издательский центр, музей-библиотека и административные помещения.

Во внутренней отделке мечети использованы керамика , роспись , резьба по дереву и камню, римская мозаика , аяты Корана и 8 полумесяцев . Множество ковров, украшающих интерьер, получены в подарок от иранских властей. А над главным залом мечети висит произведение искусства - хрустальная чешская люстра, диаметром до 5 метров и весом более 2 тонн.


Чтобы войти и осмотреть внутреннее убранство мечети нужно соблюсти всего два основных правила правоверных: снять при входе обувь и покрыть голову. Войти в саму мечеть можно с севера, т.е. с главной молитвенной площади,

а чтобы посетить Музей ислама , нужно обойти мечеть и войти с ее южной стороны.


Экспозиции музея, размещенные в двух залах, познакомят вас с историей самой мусульманской религии, расскажут о ее проникновении в Поволжье и о ее роли в жизни общественного социума.

Также вы сможете осмотреть религиозные мусульманские атрибуты, например, четки или обязательные для проведения намаза (молитвы) предметы. На музейных стендах выставлено множество изданий Корана и книг известных татарских просветителей.

Где находится строение Кул Шариф, и почему оно так популярно у верующих мусульман? Ответы на поставленные вопросы вы найдете в материалах представленной статьи.

Где располагается?

Строение Кул Шариф (от татарского слова «Кол Шәриф мәчете» или же «Qol Şərif məçete») представляет собой главную джум-мечеть, которая располагается в городе Казань (республика Татарстан). Если быть точнее, то этот храм находится на территории Кремля (Казанского), куда по приходит множество верующих людей.

История казанской мечети

В 1552 году (а точнее, 2 октября) русское войско под предводительством Ивана Грозного ворвалось в город Казань. Несмотря на отчаянную оборону татарской армии под командованием сеида Кул Шарифа, в ходе ожесточенных боев многоминаретная мечеть была полностью выжжена. После штурма погибли и все ее защитники, которые стали национальными героями.

Особенности мечети

Спустя много времени после захвата Казани татарский философ, просветитель и ученый Марджани провел собственное исследование, в ходе которого выяснил, что когда-то в Кремле располагался соборный храм. Во главе мечети стоял сеид Шарифкол, пользующийся огромным почетом и уважением среди других религиозных деятелей.

Более чем четыреста лет тому назад великолепная изящная мечеть украшала город Казань. Ее красота была неописуема, а в библиотеке хранились тысячи уникальных писаний. Как известно, в своем исследовании Ш. Марджани отметил, что этот собор являлся не только центром развития наук, но и центром религиозного посвящения Среднего Поволжья XVI века. Назвали казанскую мечеть в честь сеида Кул Шарифа.

Решение о восстановлении мечети

После разрушения строение Кул Шариф мечтали восстановить многие жители Татарстана. Но это произошло лишь после наступления демократии, когда общественность стала остро ставить вопрос о строительстве когда-то утраченного здания.

Таким образом, в 1995 году Шамиев Ш. М. подписал Указ о том, чтобы воссоздать мечеть Кул Шариф. Зимой того же года был объявлен конкурс на самый лучший проект. Место под это здание было определено там, где когда-то располагалось юнкерское училище.

Весной 1996 года конкурс был удачно завершен, а уже летом в Казань прибыл Президент РФ Б. Н. Ельцин, который одобрил строительство, и даже пообещал выделить на это денежные средства.

Строительство

Новая Кул Шариф, а точнее, ее архитектурное проектирование осуществлялось большим коллективом, который победил в республиканском конкурсе. В их число входили такие специалисты, как Латыпов Ш. Х., Саттаров А. Г. Сафронов М.В. и Сайфуллин И. Ф.

Строительство нового здания в основном велось на пожертвования, в которых приняло участие около 40 тысяч обычных граждан и организаций. Стоимость этого проекта оценивалась в сумму 400 млн. рублей (по смете - около 500 млн. рублей).

В результате долгой и упорной работы новая многоминаретная мечеть была полностью достроена в 2005 году (к 1000-тию города Казань). Кул Шариф открылся для посетителей летом, 24 июня.

Новая мечеть

Новая построенная мечеть представляет собой не просто самую главную мечеть в Казани, но является и одной из крупнейших в Европе. Сегодня Кул Шариф - это некий символ республики Татарстан и ее многомиллионной столицы. Мечеть является одним из национальных образов и притягательным центром для всех мусульман мира. Нельзя оставить без внимания и тот факт, что не так давно ее включили в Список всемирного наследия Юнеско.

Архитектура

Архитекторы полностью восстановили конструкцию здания, стремясь передать ту красоту и величие, которыми обладал храм до наступления русского войска на Казань. Создатели постарались возвратить ее в родную татарскую культуру. Реконструкция сооружения имела огромное культурное и историческое значение. Она символизировала возрождение татарской государственности и память о погибших защитниках города.

Мечеть Кул Шариф (фото строения представлено в данной статье) состоит из 4-рех основных минаретов, высота которых достигает 58-ми метров. Купол здания был декорирован такими формами, которые ассоциируются с декоративными деталями и образами «Казанской шапки» (так называемой короны казанских ханов, которая была увезена в Москву после падения города).

Архитектурно-художественное решение внешнего облика новой мечети было достигнуто специалистами благодаря разработке тех смысловых элементов, которые сближают внешний вид здания с местными татарскими традициями. Мрамор и гранит для постройки сооружения были привезены с Урала. Что же касается внутреннего убранства, то оно так же прекрасно, как и весь внешний облик мечети. Ковры были доставлены и подарены правительством Ирана, хрустальная цветная люстра - диаметром до пяти метров и весом около 2-х тонн - сделана в Чехии. Стоит также отметить, что лепнина, витражи, позолота и мозаика добавляют храму особое величие и красоту.

Внутри мечети, а точнее, слева и справа по отношению к главному залу располагаются два смотровых балкона, которые предназначаются для экскурсионного посещения.

Комплекс Кул Шарифа включает в себя не только само религиозное здание, но и музей истории, а также комнату для проведения такого свадебного торжественного обряда, как никах, и кабинет имама.

Все строение и его окружение имеют довольно эффектную ночную подсветку. Кстати, мечети может вместить в себя около 1,5 тысяч человек. Что же касается площади перед мечетью, то она рассчитана еще на десять тысяч верующих людей.

Ее начали строить в 1996 году на месте разрушенной мечети: во время штурма в 1552 году войска Ивана Грозного разрушили ее. Мечеть Кул Шариф именуется в честь имама сеида Кул Шарифа, который держал оборону города.

Мечеть Кул Шариф находится в западной части Казанского кремля и состоит из здания мечети, двух павильонов и комплекса. Весь комплекс является симметричным и за счет этого имеет необычный вид.


Архитектура данного места очень богата и имеет царский облик. Высота каждого из минаретов составляет 55-57 метров. Задумка строительства купольного здания с четырьмя минаретами по углам состояла в том, чтобы воссоздать разрушенную соборную мечеть аль –Кабир, которая находилась в городе Булгар. Именно она являлась символом поволжского ислама.

В Казани существует поверье, что данная мечеть является самой высокой в Европе.

Минареты окрашены в голубоватый цвет, дабы придать светлость казанской мечети.

Купол сделан по типу «Казанской шапки» — короны Казахских ханов.


Внутри мечети Кул Шариф в Казани есть несколько смотровых балконов.

В комплекс казанской мечети входит: здание мечети, музей истории Ислама на территории Среднего Поволжья, комната для проведения свадебного обряда — никаха, кабинет имама.

Здание мечети и ее территория имеют ночную архитектурную подсветку, что придает еще более удивительный вид данному месту.


История ислама в России берет начало с 654 года, в это время арабы пришли на территорию Дагестана и основались в городе Дербент. Мечеть Кул Шариф в Казани является подтверждением того, что ислам появился на этой территории давно. На сегодняшний день мечеть является одним из красивейших уголков России.


К основной части мечети пристроен двухэтажный полуцилиндр, здесь находятся псевдоминареты, которые создают вход в мечеть. Вестибюль главного входа находится недалеко от помещения имама, балкона и молельного зала. Неотъемлемой частью мечети является сооружение пожарной части. Купол мечети отделан мрамором, что придает ей богатый вид.

Архитекторы решили воплотить в мечети Кул Шариф традиции татарского зодчества. Эта задумка нашла свое отражение в конструкции арок, которые украшены мрамором и аятами из Корана, а также орнаментом косичка. Арки похожи на юрты. Окна заполнены разноцветными витражами и имеют форму тюльпана, который символизирует возрождение и процветание.

Мечеть украшена 8 полумесяцами: такое количество минаретов было у исторической мечети 16 века. Отделка мечети выполнена из керамики, росписи, резного ганча. Интерьер украшен римской мозаикой, ручной резьбой по камню и дереву. Фасад мечети украшен мрамором, гранитом и камнем-змеевиком.

Огромная хрустальная люстра мечети имеет диаметр 5-6 метров и вес около 3 тонн.


Казань — город ислама и христианства. Здесь находится множество красивейших мечетей, которые восхищают и завораживают взор. Мечети города Казани имеют величественный и изящный вид. Мечеть Кул Шариф является главной мечетью Казани.

На момент своего открытия данная мечеть была провозглашена самой крупной мечетью Европы, хотя по своим показателям таковой не являлась.

Мечеть Кул Шариф в Казани является олицетворением существования двух конфессий в Татарстане – православной (христианства) и мусульманской (ислама).