Гарантийный... Возврат Порядок

Когда принимается дуа.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Дуа – это оружие верующего, опора религии и свет небес и земли». Верующий знает, какой силой и мощью обладает искреннее дуа – мольба к Самому Милостивому и Милосердному, которому подвластно все.

Всевышний Аллах говорит в Священном Коране: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, быть может, они последуют верным путем» .

Если взывающий к Аллаху не может избежать того, что препятствует ответу на его мольбы, он все равно должен просить Аллаха с убежденностью, что получит ответ. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Взывайте к Аллаху с убежденностью, что получите ответ».

Есть времена большей вероятности ответа на дуа, и верующему следует их придерживаться. Временем, когда дуа принимаются больше всего, являются:

  1. Последняя треть ночи

Пророк (мир ему) сказал: «Величие Нашего Господа спускается на нижнее небо каждую ночь в последнюю треть ночи, и Он говорит: «Кто взывает ко Мне, чтобы Я ответил? Кто просит Меня, чтобы Я дал ему? Кто молит о прощении, чтобы Я простил его?»

Это невероятно благословенное и особенное время, которое предоставляет верующему возможность взывать к Всевышнему со своей мольбой. Ночь – это то время, когда поклонение приносит наибольшую пользу, когда принимаются молитвы и просьбы о прощении, когда отпускаются грехи, а тело становится здоровым. За такие намазы мы получаем больше всего вознаграждений, именно в эти часы мы меньше всего отвлекаемся.

  1. Во время поста

Рамадан – это благословенное время, когда верующий пребывают в особенном состоянии. Именно в это время он наиболее смиренен и близок ко Всевышнему. Именно в это время он осознает свое истинное предназначение и подвластность Творцу. Рамадан – это месяц очищения сердца. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Поистине, небесные врата отверзаются в первую из ночей Рамадана и не закрываются до последней из ночей месяца».

Пророк (мир ему) сказал в хадисе: «Люди, приближается великий и благословенный месяц. В этом месяце есть ночь, которая лучше тысячи месяцев. Аллах сделал пост в течение дня этого месяца обязательным и молитва ночью похвальна в течение этого месяца. Кто будет делать добрые дела по своей доброй воле в течение этого месяца, то эти дела приравниваются к выполнению обязательного доброго дела в другое время, а кто сделает обязательное доброе дело, это приравнивается к выполнению семидесяти обязательных добрых дел в другое время. Это месяц терпения, а награда за терпение – Рай. Это месяц доброты и милосердия. В этот месяц степень верующего увеличивается. Любой, кто в этот месяц даст пищу постящемуся, получит прощение за свои грехи и спасется от адского огня... первая треть месяца Рамадан является временем милости, вторая треть – прощения, третья предназначена для освобождения от адского огня...»

  1. Между асром и магрибом

Абу Хурайра передает, что Расуль, упоминая пятничный день, говорил: «Есть отрезок времени, когда Аллах дает мусульманину, выстаивающему молитву, все, что он попросит». И он показал своей рукой, насколько короткий этот промежуток времени. Поэтому один из главных адабов в день Джума – чтение дуа весь день и всю ночь, в надежде на то, что ваше дуа попадет в этот обещанный отрезок времени. Ищите это время, особенно в период между асром и магрибом, так как Анас ибн Малик передал, что Пророк сказал: «Ищите час, в который есть надежда, что на мольбы будет дан ответ, в пятницу между молитвой аср и заходом солнца».

  1. В момент до ифтара

Момент до ифтара человек смиренен больше всего, он прожил день без еды и питья и осознает свое истинное положение перед Всевышним. Когда человек голоден, жаждет воды и испытывает слабость, он осознает, насколько он бессилен без насущных вещей, которые предоставляет Аллах. В этот момент он по-настоящему смиренен, и дуа, которое он совершает со смирением в сердце, имеет больше шансов быть принятым и отвеченным.

  1. В пятницу

Абу Хурайра передает, что Расуль, упоминая пятничный день, говорил: «Есть отрезок времени, когда Аллах дает мусульманину, выстаивающему молитву, все, что он попросит». И он показал своей рукой, насколько короткий этот промежуток времени. Поэтому один из главных адабов в день Джума – чтение дуа весь день и всю ночь, в надежде на то, что ваше дуа попадет в этот обещанный отрезок времени.

  1. Между азаном и икаматом

Пророк Мухаммад велел просить у Аллаха между азаном и икаматом что-то из мирских благ или вознаграждение в Ахирате. В это время между верующим и Всевышним поднимаются завесы, и Аллах исполняет просьбы своих рабов.

Анас ибн Малик рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Мольба между призывом на намаз и объявлением о его начале не будет отвергнута».

  1. После чтения Корана

Коран – слова Всевышнего Аллаха, читая которые с искренностью, мы очищаем свои сердца и становимся ближе к своему Творцу. Завеса между рабом и Его Всевышним опускается.

В хадисах сказано: «Принимаются дуа человека совершившего хатм Коран».

«Дуа принимаются во время чтения Корана и азана, во время сражения с вражеским войском, во время дождя, подпавшего под злодеяние».

  1. В ночь Предопределения

В хадисе сказано: «Ночь Предопределения (или величия) лучше тысячи месяцев». Потому что в эту ночь Всевышний ниспосылает великое множество благ за молитвы и поклонения, нежели в иные месяцы года. В эту ночь на землю ниспосылается множество ангелов во главе с Джабраилем. Они по воле Творца предопределяют судьбу каждого смертного на предстоящий год. А всем, кто в эту ночь совершает намаз, соблюдает уразу, эти ангелы даруют приветствие Всевышнего.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «В Ночь Могущества Ангел Джибраиль (мир Ему) спускается на землю с группой ангелов. И они молятся за каждого раба Божьего, которого застанут в эту ночь в служении Аллаху. А в день Праздника разговения (Ид аль-Фитр) Аллах говорит ангелам: «О Мои ангелы, какая награда полагается тому, кто хорошо справился со своей работой?» Они скажут: «О наш Господь, такому человеку надо дать полную награду». Тогда Аллах ответит: «О мои ангелы, поистине, Мои создания, мужчины и женщины, должным образом выполнили свои обязательства соблюдения поста и пришли нa Праздник (Ид), и молились Мне. И Я клянусь, что я обязательно отвечу нa мольбы этих людей», после чего Аллaх обратится к людям: «Идите, Я простил вам грехи вaши, и Я заменил ваши плохие делa нa хорошие». И вернутся эти люди с Праздника прощенными Аллaхом».

  1. Во время дождя

Пророк (мир ему) сказал: «В двух ситуациях Аллах непременно принимает мольбу: во время азана на молитву и во время дождя».

Дождь – это время, когда милость Аллаха ниспосылается на землю, поэтому дуа имеет больше шансов на то, чтобы быть отвеченным.

  1. Также дуа принимаются после фарз намазов и в особо важные даты в исламе: в 1-й день месяца Раджаб, в 15 день Ша’бана, в 1-й день Рамазан байрама и в день Арафа.

Сайда Хайат

Полезная статья? Сделайте репост на Facebook, пожалуйста!

Хвала Аллаху, Который отвечает на мольбы взывающих к Нему. Хвала Ему в этой жизни и в Последней, и к Нему мы вернемся.

Да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и всех сподвижников.

Дуа – это один из величайших видов поклонения. Многие мусульмане не придают ему должного значения и забывают о нем. Дуа – это прочная связь человека с Аллахом (Свят Он и Велик).

Перечислим некоторые отличительные особенности и достоинства дуа:

Во-первых, Аллах (Свят Он и Велик) приказывает нам взывать к Нему. Всевышний сказал: «Ваш Господь сказал: -Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам» (Прощающий, 40:60).

Он также сказал: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» (Корова, 2:186).

Во-вторых, дуа – это и есть поклонение.

Передается, что «Дуа – это поклонение».

В-третьих, посредством дуа Аллах (Свят Он и Велик) избавляет человека от бед.

Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мольба приносит пользу в том, что постигло, и в том, что может постичь. Так обращайтесь же с мольбой к Аллаху, о рабы Аллаха!»

В-четвертых, Аллах всегда с теми, кто взывает к Нему.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) передал слова Всевышнего: «Я рядом с мыслью раба обо мне. И Я вместе с ним, когда он упоминает Меня».

В дуа человек показывает Аллаху (Свят Он и Велик) свою покорность и беспомощность, тем самым признавая свое рабство перед Ним. Он полностью, всем сердцем, уповает на Аллаха и ни на кого другого, наряду с Ним.

Дуа – это одно из самых благородных дел перед Аллахом. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет ничего благороднее перед Аллахом, чем дуа».

Если раб не получает в этой жизни то, что он просил у Аллаха, то ему записывается за это награда, которая накапливается для него до Судного Дня. Там она принесет человеку больше пользы, чем здесь.

Необходимо помнить о правилах мольбы к Аллаху:

1. Человек должен быть убежденным в том, что Аллах ответит на его просьбу.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда кто-то из вас обращается к Аллаху с просьбой, пусть будет целеустремлен, и не говорит: «Господи! Прости меня, если хочешь, помилуй меня, если хочешь, дай мне, если хочешь». Потому что ничто не может вынудить Аллаха поступить против Его собственной воли».

2. Раб должен просить Аллаха всем сердцем и не проявлять небрежности во время дуа.

«Делайте дуа Аллаху, будучи уверенными в ответе, и знайте, что Аллах не отвечает на дуа того, чье сердце беспечно и праздно».

3. Надо просить Аллаха всегда, какими бы ни были обстоятельства.

Передается от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто хочет, чтобы Аллах отвечал ему в бедствиях, пусть чаще обращается с мольбой в благополучии».

Во время дуа также желательно понижать голос; произношение должно быть чем-то средним между шепотом и громким разговором. Надо просить Аллаха, упоминая Его прекрасные имена. В начале дуа необходимо воздать хвалу Господу и попросить мира и благословения нашему пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует). Надо стараться просить Аллаха в те периоды, когда дуа чаще принимается. Не нужно рифмовать дуа намеренно. Желательно во время дуа быть в омовении и повернуться лицом к Кыбле, подняв при этом ладони к небу. Раб должен смиренно просить Аллаха (Свят Он и Велик), показывая перед Ним свою слабость и беспомощность.

В какие периоды времени лучше принимается дуа:

— в ночь предопределения,
— глубокой ночью,
— в конце обязательных намазов,
— между азаном и икамой,
— во время земного поклона,
— в последний час пятницы.

Также дуа лучше принимается от путника, постящегося, от родителей и дуа, которое ты делаешь за своего брата в его отсутствии. Не упускай возможность попросить Аллаха в эти периоды времени и ситуации, чтобы Он вел тебя прямым путем, принял твое покаяние и простил грехи, упущения и ошибки. Проси Его, чтобы Он укрепил тебя в религии до самой смерти, уберег тебя от огня, наделил высшей степенью в Раю, и чтобы конец твоей жизни был благополучным. Не забывай также о своей семье и о своих детях. Многие пророки часто просили за своих детей. Проси и за мусульманскую молодежь. Попроси Аллаха отдельно за ученых, проповедников, правителей мусульман и праведников. Попроси для них благополучия, благоразумия и прямоты.

Остерегайся вещей, которые преграждают путь мольбе.

Иногда мольба человека остается без ответа, и причиной этому оказывается он сам.

1. Первая причина – это когда раб ждет быстрого ответа от Господа на его дуа.

Передается от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всегда на молитву раба будет отвечено, если только он не помолится о совершении злодеяния или разрыва кровных уз, и если только не станет торопить события». Его спросили: «О посланник Аллаха ! Что значит торопить события?» Он ответил: «Это когда раб говорит: «Я обратился с мольбой к Аллаху много раз, но не получил ответа!» и тогда он отчаивается и перестает просить Аллаха».

2. Если пища человека греховная. Например, его доход – это ростовщичество, взятки, воровство, присваивание имущества других людей (особенно сирот), вероломное отношение к имуществу людей, нанятых рабочих, обман доверия.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал о человеке, который поднимает руки к небу и молит: «О Господи! О Господи!» Но пища его харам, питье его харам, одежда его харам и напитан он харамом… Как же будет отвечено такому на его призыв?!»

3. Когда раб перестает побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Клянусь Аллахом, вы обязательно должны побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, а иначе Аллах не замедлит подвергнуть вас наказанию, после чего вы будете просить Его, но Он вам не ответит».

Когда спросили Ибрахима ибн Адхама: «Почему наши дуа остаются без ответа?», он ответил им: «Потому что вы узнали Аллаха, но не подчинились Ему, узнали Посланника, но не последовали по его пути, узнали Коран, но не действуете согласно его законам, пользуетесь милостями Аллаха, но не благодарите Его за это, узнали Рай, но не стремитесь к нему, узнали Ад, но не опасаетесь его, узнали Шайтана, но не враждуете с ним, а соглашаетесь с ним; узнали смерть, но не готовитесь к ней, хороните ваших мертвых, но не извлекаете для себя из этого урок, забыли про свои недостатки и занимаетесь недостатками других людей».

Тот, кто взывает к Аллаху, знает, что дуа успокаивает душу человека, и ему становится легче переносить трудности. Это указывает на то, что дуа было принято.

Взывай же чаще к Аллаху (Свят Он и Велик), проси Его и не становись одним из тех, о ком посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самыми слабыми из людей являются те, кто не может делать дуа, а самыми скупыми являются те, кто скупится на приветствие».

Послушай слова Аллаха Всевышнего, Который обращается к тебе: «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам» (Прощающий, 40:60).

Он также сказал: «Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!» (Муравьи, 27:62).

О мусульманин! Сказал поэт:

Не проси нужды своей у потомка Адама,

Проси Того, Чьи двери всегда открыты для просящего.

Аллах гневается, если ты прекращаешь просить Его,

А потомок Адама гневается, когда к нему обращаются с просьбой.

Не проси у тех, кто закрыл двери перед тобой, а проси Того, Чьи двери всегда открыты. Он приказывает тебе просить у Него и обещает, что на твою мольбу будет отвечено.Проси Аллаха искренне, всем сердцем, с надеждой, что Он услышит и выполнит твою просьбу, ведь Он щедрый, Добрый и Милосердный.

О Аллах! Прими от нас наши дуа, поистине, Ты — Слышащий, Знающий. И прими наше покаяние, ведь Ты – Прощающий,­­ Милосердный.

О Аллах! Убереги нас от того, чего мы опасаемся, и скрой наши недостатки.

О Аллах! Прости нас, наших родителей и всех мусульман.

И да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и всех сподвижников.

Урок тридцатый
Абдуль-Малик аль-Касим
“40 уроков тем, кто застал Рамадан”
Переведено сайтом «Почему Ислам?»

  • Абу Дауд (1479), Насаи (11464), Тирмизи (3596), Ибн Маджа (3829), Албани (3407).
  • Тирмизи (3780), Хаким (1\493), Албани (3409).
  • Муслим (2675).
  • Тирмизи (3593), Ибн маджа (3829).
  • Бухари (7477), Муслим (2679).
  • Тирмизи (3709), Албани (245).
  • Тирмизи (3606), Хаким (1\544), Албани (6290).
  • Муслим (2735).
  • Муслим (1015).
  • Ахмад (5\388), Тирмизи (2259), Албани (7070).
  • Табарани (5587), Ибн Хиббан (14\7), Албани (1044).

В книге «Правовые положения, касающиеся дуа и поминаний Аллаха»:

«Из тех, о ком пришло в сунне, что их дуа не отвергается:

- дуа постящегося, до тех пор пока он не прервет пост;- дуа путника;- дуа кого-либо из родителей за своего ребенка, или против него;- дуа того, с кем обошлись несправедливо.

В «Сунан аль-кубра» аль-Байхакы передал от Абу Саида аль-Худри, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Дуа трех человек не отвергается: дуа родителя, дуа постящегося и дуа путника» . (Аль-Байхакы 3/345. Достоверность подтвердил шейх аль-Альбани в «ас-Сахиха» 1797)Передали ат-Тирмизи, Абу Дауд и Ибн Маджа от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «На три зова (дуа) будет отвечено, нет в этом сомнений: дуа того, с кем обошлись несправедливо, дуа путника и дуа родителя для своего ребенка» . (Абу Дауд 1536, Ибн Маджа 3762, ат-Тирмизи 1905. Шейх аль-Альбани подтвердил, что хадис хороший в «ас-Сахиха» 596) Это также передал имам Ахмад в «Муснаде», но со словами: «Дуа родителя против своего ребенка» . (Ахмад 2/258)

Также о дуа того, с кем обошлись несправедливо, передан хадис от Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, о том, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправлял Муаза в Йемен. В нем слова: «И бойся дуа того, с кем обошлись несправедливо, ведь нет между его дуа и Аллахом преград» . (Аль-Бухари 2448)Труды по биографиям и сообщения об исторических событиях полны упоминаний и свидетельств, подтверждающих это. Из таких сообщений, например, то, что передал имам Муслим в своем «Сахихе» от Урвы ибн Зубейра, что Арва бинт Увейс обвинила Саида ибн Зейда в том, что он присвоил себе часть ее земли и обратилась с тяжбой к Марвану ибн аль-Хакаму. Сказал Саид: «Как я мог присвоить часть ее земли после того, что я слышал от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?» Сказал Марван: «Что же ты слышал от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?» Ответил Саид: «Я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Кто присвоит пядь земли несправедливо, того погрузят в семь земель » . Марван сказал: «После этого я не прошу у тебя доказательств» . Сказал Саид: «О Аллах, если она солгала, то лиши ее зрения и убей на ее же земле» . Сказал (Урва): «И она не умерла, пока не лишилась зрения, и затем однажды шла по своей земле, упала в яму и умерла» . (Муслим 3/1231)

Также сунна указывает на то, что дуа мусульманина за его отсутствующего брата не отвергается. Передано в «Сахихе» Муслима, что Умму Дарда, да будет доволен ею Аллах, сказала Сафуану: «Ты хочешь совершить Большое паломничество (хадж)?» Он ответил: «Да» . Она сказала: «Обращайся же к Аллаху с дуа о благе для нас (когда будешь в хадже), ведь пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Дуа мусульманина за своего отсутствующего брата заслуживает ответа. У его головы находится ангел, и всякий раз, когда он просит о благом для своего брата, говорит ангел приставленный к нему: «Амин (о Аллах, ответь), и тебе того же» . (Муслим 2733)И передал Муслим в «Сахихе» от Абу Дарда, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Какой бы мусульманин из рабов (Аллаха) ни обратился с дуа за своего отсутствующего брата, говорит (при этом) ангел: «И тебе того же» . (Муслим 2732)

Также из того, что пришло в сунне об ответе на дуа – достоверный хадис в «Сахихе» аль-Бухари от Убады ибн Самита, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто будет ворочаться ночью и скажет: нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, Он – один, и нет у него соучастников, Ему принадлежит власть и Ему вся хвала, и Он над всякой вещью мощен. Вся хвала Аллаху и свят Аллах, и нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, и Аллах велик, и нет силы и мощи кроме как от Аллаха, -

لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ الْحَمْدُ لِلَّهِ وَسُبْحَانَ اللَّهِ وَلَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَاللَّهُ أَكْبَرُ وَلَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللَّهِ

(Ля иля ха и лля Ллах, уа хдаху ля шари ка лях, ляху ль му льку уа ляху ль хамд, уа ху ва ‘аля ку лли ше й-ин кади р. Альха мду лиЛля х, уа субха на Ллах, уа ля иля ха и лля Ллах, уаЛла ху акбар, уа ля ха уля уа ля ку ввата и лля биЛля х),

- а затем скажет: о Аллах, прости мне, -

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي

(Аллаху мма, гфир ли)

- или обратится с дуа – будет ему отвечено. А если он совершит омовение и сделает намаз, то будет принят его намаз» . (Аль-Бухари 1154)И передал Абу Дауд в его «Сунане», Ахмад в сборнике «Муснад» и другие от Муаза ибн Джабаля, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Какой бы мусульманин ни проводил ночь, поминая Аллаха, будучи в ритуальной чистоте, и, ворочаясь ночью, просил бы у Аллаха добра в этой жизни и в жизни последней – даст ему это Аллах» . (Абу Дауд 5042, Ахмад 5/234, 241, 244. Достоверность подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахих аль-джами» 5754)

Всякий раз, когда раб (Всевышнего) будет близок к Аллаху, будучи в подчинении Ему, выполняя повеления Его – он будет достоин ответа и принятия его обращений и тайных разговоров с его Господом. Достоверно передано в «Сахихе» аль-Бухари от Абу Хурайры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Всевышний Аллах сказал: «Кто враждует с близким ко Мне, тому Я объявляю войну. И самое любимое для Меня из того, посредством чего раб приближается ко Мне – это то, что Я вменил ему в обязанность. И не перестанет раб Мой приближаться ко Мне, выполняя дополнительные желательные дела, пока Я не полюблю его. А когда Я полюблю его, то буду его слухом, которым он слышит, его зрением, которым он видит, его рукой, которой он хватает, его ногой, которой он ступает. И если он попросит меня – Я дам ему, если обратится за прибежищем ко мне – Я защищу его. И Я не колеблюсь ни в чём так, как в том, что бы забрать душу верующего, в то время как ему неприятна смерть, а Мне неприятно то, что является неприятностью для него» . (Аль-Бухари 6502)

Также, когда коснется раба Аллаха беда, и он обратится к Аллаху правдиво, от чистого сердца, с сильнейшим стремлением, то его дуа не отвергается. Аллах говорит: «Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему и устраняет зло?» (Сура «Муравьи», аят 62) Сказали некоторые ученые об этом аяте:«Всевышний Аллах гарантировал ответ находящемуся в бедственном положении, когда тот взовет к Нему, и сообщил это о Себе. Причина этого в том, что острая нужда обращения к Нему исходит от чистосердечия, при обрывании связей сердца со всеми кроме Него. А чистосердечие перед Ним – это положение и чувство долга, возможные как для верующего, так и для неверного, как для покорного, так и для порочного» . (Тафсир аль-Куртуби 13/148)

И дуа Зу н-нуна (Иона, человека в рыбе), мир ему, с которым он воззвал, будучи внутри кита – у этого дуа особое положение в том, что касается ответа на него и принятия его. Сказал Всевышний Аллах: «Помяни также человека в рыбе (Иону), который ушел в гневе и подумал, что Мы не справимся с ним. Он воззвал из мрака: «Нет никого достойного поклонения, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!» Мы ответили на его мольбу и спасли его от печали. Так Мы спасаем верующих» . (Сура «Пророки», аяты 87-88)Пришло в достоверной сунне, что это дуа велико по положению и благословенно, и в каком бы деле мусульманин ни обратился с этим дуа – Аллах непременно ответит ему. Передал ат-Тирмизи и другие, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Дуа Зу н-нуна, с которым он воззвал, будучи внутри кита: «Нет никого достойного поклонения, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!»

لَّا إِلَهَ إِلَّا أَنتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنتُ مِنَ الظَّالِمِينَ

(Ля иля ха и лля А нта, субха нака, и нни ку нту мина ззалими н)

- в каком бы деле ни воззвал человек с этим дуа – Аллах непременно ответит ему» . (Ат-Тирмизи 3505, Ахмад 1/170. Достоверность подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахих аль-джами» 3383)

Также, если добавит раб Аллаха к этому приближение к Аллаху (тавассуль) в дуа посредством упоминания своих праведных дел, которые он совершал в своей жизни ради того, чтобы быть ближе ко Всевышнему Аллаху и заполучить Его довольство, то его дуа не будет отвергнуто. Как это было с тремя мужчинами в пещере, выход из которой закрыла упавшая скала. Они делали тавассуль (приближение к Аллаху), упоминая в дуа какое-то из своих праведных дел, пока Аллах не избавил их от этой проблемы. И мы уже приводили их историю полностью.*

Приближение раба к Аллаху, увеличение количества совершаемых благих дел, устремление к его Господу с тем, чем Он доволен – это самая важная причина принятия дуа, и причина ответа на него. А успех в Руках одного лишь Аллаха».

См. «Фикх аль-ад’ыя уа аль-азкар» 2/109-113.

________________

* Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом передал, что слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«(Некогда) трое людей из числа живших до вас отправились в путь (и шли) до тех пор, пока не остановились на ночлег в какой-то пещере, но когда они вошли туда, с горы сорвался огромный камень и наглухо закрыл для них (выход из) нее. Тогда они сказали: «Поистине, от этого камня вас может спасти только обращение к Аллаху Всевышнему с мольбой (о том, чтобы Он избавил вас от него) за ваши благие дела!» (После этого) один из них сказал: «О Аллах, у меня были старые родители, и по вечерам я никогда не поил (молоком) ни домочадцев, ни рабов до (тех пор, пока не приносил молока) им. Однажды поиски деревьев увели меня далеко от дома, а когда я вернулся, они уже спали. Я надоил для них молока, узнав же о том, что они заснули, не пожелал ни будить их, ни поить молоком домочадцев и рабов раньше их, а до самого рассвета ждал с кубком в руке их пробуждения, и все это время дети кричали от голода у моих ног. А потом (мои родители) проснулись и выпили свое вечернее питье. О Аллах, если я сделал это, стремясь к Лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались из-за этого камня!» И после этого (камень сдвинулся с места, открыв) проход (, но не настолько, чтобы) они могли выбраться оттуда.Другой сказал: «О Аллах, поистине, была у меня двоюродная сестра, которую я любил больше (кого бы то ни было из) людей» «…и я любил ее так сильно, как только могут мужчины любить женщин, и желал ее, но она противилась мне. (Так продолжалось до тех пор), пока не выдался (засушливый) год. И тогда она пришла ко мне, а я дал ей сто двадцать динаров, чтобы она позволила мне распоряжаться собой. И она пошла на это; когда же я получил возможность (овладеть) ею…» В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал:«…а когда я уселся между ног ее, она сказала: «Побойся Аллаха и не ломай эту печать иначе как по праву!» И тогда я покинул ее, (несмотря на то, что) любил ее больше всех, оставив у нее то золото, которое я ей дал. О Аллах, если я сделал это, стремясь к Лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались!» И после этого камень (опять сдвинулся с места, но проход был все еще не достаточно широк, чтобы) они могли выбраться оттуда.Третий сказал: «О Аллах, поистине, однажды я нанял работников и заплатил (всем) им, кроме одного человека, который оставил то, что ему причиталось, и ушел, я же использовал его деньги и приумножил их. А через некоторое время он явился ко мне и сказал: «О раб Аллаха, отдай мне мою плату». Тогда я сказал ему: «Платой твоей является все эти верблюды, коровы, овцы и рабы, которых ты видишь». Он сказал: «О раб Аллаха, не насмехайся надо мной!» Я сказал: «Я не насмехаюсь над тобой», – и он забрал все это и угнал, ничего не оставив. О Аллах, если я сделал это, стремясь к Лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались!» , и после этого камень (сдвинулся настолько, что они смогли) выбраться наружу и уйти». Аль-Бухари 3465, Муслим 2743. Пер. хадиса: В. (А.) Нирша.

Бог даровал нам особое благо — возможность просить у Него то, что мы хотим для себя из добра. Аллаh Всевышний сказал в Священном Кур’ане (Сура «Гафир», Аят 60) означающее:

«И сказал ваш Господь: «Обращайтесь ко Мне с ду’а — будет вам ответ»».

Обращение к Всевышнему с просьбой — это один из видов поклонения Творцу, ведь, обращаясь к Богу в своих молитвах, мы тем самым признаем Его Единственность и Всемогущество. Мы знаем, что только Он — Создатель и пользы, и вреда, поэтому и просим у Него в надежде, что наши молитвы исполнятся. Обращаясь к Аллаhу, мы верим без сомнения, что только Он создает здоровье, счастье, удачу в совершении добра, защиту, сохранность от грехов и все другие блага.

Пророк Мухаммад, мир Ему, призывал нас больше читать ду’а. Он сказал: «Мольба – это поклонение Аллаhу». И после этого произнес Аят из Курана что означает: «И сказал ваш Господь: «Обращайтесь ко Мне с ду’а — будет вам ответ»». Этот Хадис передали Ибн Хиббан и другие имамы.

Внимание! Обращение к Аллаhу с просьбой не меняет судьбу. Если человек получил то, что просил, значит, это было предопределено ему еще до его рождения, как и его ду’а. В любом случае от чтения ду’а есть огромная польза.

Польза от дуа

Создатель обещал, что будет ответ на просьбу молящегося, и руки просящего «не останутся пустыми»:

  • человек получит то, что он просил;
  • даже если человек не получил желаемое, то его дуа может стать причиной того, что Аллаh защитит его от неприятностей;
  • за обращение к Аллаhу верующий получит вознаграждение на Том Свете.

Кроме этого, чтение дуа освобождает сердце от волнения, тяжести, грусти, и человеку становится легче.

Вероятность исполнения просьбы молящегося больше, если он будет следовать таким рекомендациям:

  • во время дуа рекомендуется приподнять руки и повернуть ладони вверх, так как с Небес спускается милость и благодать;
  • желательно быть в состоянии таhарат и повернуться в направлении Кыблы;
  • рекомендуется начинать чтение дуа с восхваления Аллаhа, например, словами «Альхамдулилляh»;
  • в особо важных случаях перед чтением дуа рекомендуется -сунну из двух рак’атов;
  • есть особые времена, 8 которые больше вероятность исполнения просьбы. Например: «последняя треть ночи; «последний час пятницы; «между двумя проповедями во время джуму’а 1 ; «дни праздников»; «ночь Предопределения; «день ‘Арафат; «день ‘Ашура»; «ночь середины месяца Ша’бан; «между Азаном и Икаматом; «когда имам поднимается на минбар для чтения проповеди»; «при разговении после Поста»; «когда начинается дождь»; «в суджуде 2» ; «во время выполнения некоторых ритуалов Хаджа»; «когда пьют воду «зам-зам»; «при первом взгляде на Ка’бу»; «в путешествии»; «в некоторых местах дуа исполняется с большей вероятностью, например, у могил Пророков и СВЯТЫХ»;
  • рекомендуется читать именно те тексты дуа, которые переданы в Кур’ане и Хадисах. Однако при этом надо быть внимательным и не допускать ошибок ни в тексте, ни в произношении;
  • рекомендуется просить читать для вас дуа святого или благочестивого человека, а также того, кто только что вернулся из Хаджа;
  • вероятность исполнения дуа больше при упоминании особых Имен Аллаhа;
  • рекомендуется обращаться с мольбой к Аллаhу через Пророков и святых, так как они — почетные создания Бога.

Чтобы ду’а было принято, также важно обратить внимание на следующие вопросы:

  • чем богобоязненней человек, тем выше вероятность, что его просьба будет исполнена;
  • еда и одежда просящего должны быть халяль;
  • в сердце должно быть смирение перед Всевышним, ведь все происходит по Воле Аллаhа.

Ду’а, которое чаще всего читал Пророк Мухаммад:

Это означает: «О, Аллаh! Даруй нам благополучие в этом мире и счастье на Том Свете, и спаси нас от мучений ада».

_________________________________

1 В то время, когда имам сидит между чтением двух проповедей

2 Если слова этого ду’а, произнесенные вслух, прекращают Намаз, то пусть читает их в сердце.

Вам может понравится

Все мы прекрасно знаем, что человеку свойственна забывчивость. Ведь даже само слово «человек» в арабском языке إنسان (инсан) происходит от глагола «забывать» نسي (насия).

Конечно, каждый хочет быстро запоминать и долго хранить в памяти как можно больше информации, особенно религиозных знаний. По на практике многих из нас она часто «подводит», поэтому люди ищут способы ее укрепить.

Современная медицина считает причинами ухудшения памяти такие факторы, как неправильное питание, вредные привычки (например, употребление алкоголя), малоподвижный образ жизни, депрессии, стресс, а также некоторые заболевания (рассеянный склероз, болезни Паркинсона, Альцгеймера). Поэтому все свои рекомендации по улучшению памяти они связывают с материальными причинами: разнообразное питание, физическая активность, различные упражнения и «системы» для лучшего запоминания информации.

Для улучшения памяти они рекомендуют употреблять продукты, содержащие витамины группы В, витамины О, Е, С, Р, а также жирные кислоты Омега-3 и цинк: орехи (особенно грецкие), черника и черная смородина, сухофрукты (изюм, курага), тыквенные и льняные семечки, цельнозерновые продукты, гречка, мед, свежие овощи в виде салата с оливковым маслом, жирная рыба, говядина, картофель, бобовые, бананы, помидоры, белокочанная капуста, ламинария (морская капуста), брокколи. Кроме этого, они советуют выполнять специальные упражнения для тренировки сложных. Простые — это заучивание наизусть стихов или любых других текстов, упражнения с цифрами, словами и образами. Также считается, что улучшают память любые занятия, активизирующие мыслительную деятельность: устный счет, чтение литературы, разгадывание кроссвордов, решение головоломок, интеллектуальные игры.

Исламе вопросам, связанным с улучшением памяти, уделяется особое внимание, ведь получение религиозных знаний — одно из самых приоритетных занятий в жизни мусульманина. И даже есть такие знания, которые верующий обязан помнить.

Сам Пророк Мухаммад, а также мусульманские ученые давали рекомендации, как лучше запоминать информацию и не забывать выученное.

  • Ежедневно натощак съедать ровно 7 изюминок. Другой вариант - съедать по утрам натощак 7 или больше изюминок черного кишмиша с чайной ложкой меда.
  • Ежедневно употреблять маленький кусочек любана (ладана)1 — его можно жевать или растворять в горячей воде или чае и выпивать.
  • Кушать фундук
  • Вдыхать запах тмина, лаванды
  • Втирать в голову тыквенное масло.
  • На протяжении 41 дня ежедневно по утрам 7 раз читать на воду 6-7 аяты суры «Аль-А’ля»
    سَنُقْرِئُكَ فَلَا تَنسَىٰ إِلَّا مَا شَاءَ اللَّهُ ۚ إِنَّهُ يَعْلَمُ الْجَهْرَ وَمَا يَخْفَىٰ
    и затем выпивать эту воду натощак.
  • После каждого намаза класть правую руку на голову и читать 7 раз 6-й аят суры «Аль-А’ля»
    سَنُقْرِئُكَ فَلَا تَنسَىٰ
  • Память лучше, если у человека чистое тело и одежда. Желательно всегда быть в состоянии таhарат.
  • Имам Аш-Шафи‘ий говорил, что использование духов проясняет разум.
  • Память можно натренировать подобно мышцам. Для этого рекомендуется постоянно учить что-то новое и повторять то, что уже знаешь.

Что ухудшает память

  • Совершение грехов. Некоторые ученые говорили, что память в значительной степени ухудшается, когда человек смотрит на запретное.
  • Некоторые продукты, если употреблять их в больших количествах: лук, чеснок, лимон, кислые яблоки, кинза.
  • Ученые говорили, что если много кушать, то умственные способности ухудшаются, а малое количество еды улучшает память.
  • Перед уроком сделайте намерение ради Аллаhа.
  • После урока читайте такое ду‘а:

    اللهم إني أَستَودِعُكَ ما علَّمتَنيهِ فارْدُدْهُ علَيَّ عند حاجتي إليه يا ربَّ العالمين، اللهم أخرِجْنا من ظُلُماتِ الوهمِ وأكرِمنا بِنورِ الوهم وافتحْ علينا بِمعرِفةِ العِلم وحسِّن أخلاقَنا بالحِلم، وسهِّل لنا أبواب فضلِك وانشُر علينا من خزائِنِ رحمتِكَ يا أرحمَ الراحمين

    «О, Аллаh, прошу Тебя сохранить то, что Ты даровал мне знать, и даруй мне вспомнить это в нужный момент. О, Господь всех миров! О, Аллаh, даруй нам выйти из тьмы иллюзий. И даруй нам свет понимания, знания, прекрасную нравственность и мудрость с терпением. Облегчи нам вход во «Врата блага». И даруй нам еще больше милости, о, Всемилостивый!»

  • Перед тем, как учить текст наизусть, произносите саляуат нашему господину Мухаммаду — Посланнику Аллаhа, а также читайте ду‘а и зикр.
  • Лучшее время для заучивания наизусть — ранее утро, то есть сразу после рассвета.
  • Для облегчения запоминания рекомендуется учить тексты по такому принципу: выучите первую строку, затем вторую, а потом повторите с самого начала. И так каждый раз: выучив новую строчку, повторяйте все с начала.
  • Передача знаний другим людям позволяет не забыть то, что знаешь.
  • Сдача экзамена позволяет дольше помнить пройденный материал.

Заходя в кабинет, читайте 23 аят суры «Аль-Маида»:

قَالَ رَجُلَانِ مِنَ الَّذِينَ يَخَافُونَ أَنْعَمَ اللَّهُ عَلَيْهِمَا ادْخُلُوا عَلَيْهِمُ الْبَابَ فَإِذَا دَخَلْتُمُوهُ فَإِنَّكُمْ غَالِبُونَ ۚ وَعَلَى اللَّهِ فَتَوَكَّلُوا إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ

Перед началом экзамена читайте:

رَبِّ اشْرَحْ لِي صَدْرِي وَيَسِّرْ لِي أَمْرِي وَاحْلُلْ عُقْدَةً مِّن لِّسَانِي يَفْقَهُوا قَوْلِي

После этого скажите:

بسم الله الرحمن الرحيم توكَّلتُ على الله

и приступайте к сдаче экзамена.

Если во время экзамена не можете вспомнить ответ, то читайте 8-й аят суры «Ат-Тарик»:

إِنَّهُ عَلَىٰ رَجْعِهِ لَقَادِرٌ

Одно из благих дел, к которому стремятся мусульмане — это выучить наизусть Священный Кур’ан. Учить наизусть Кур’ан помогает чтение некоторых аятов и ду‘а. Это испробовали на себе многие теологи и их ученики. Вот некоторые из этих рекомендаций:

  • Ежедневно 10 раз читать 79-й аят суры «Аль-Анбия»:

    فَفَهَّمْنَاهَا سُلَيْمَانَ ۚ وَكُلًّا آتَيْنَا حُكْمًا وَعِلْمًا ۚ وَسَخَّرْنَا مَعَ دَاوُودَ الْجِبَالَ يُسَبِّحْنَ وَالطَّيْرَ ۚ وَكُنَّا فَاعِلِينَ

يا حَيُّ يا قَيُّومُ يا رَبَّ مُوسَى و هارونَ و ربَّ إِبْرَاهِيمَ، و يا ربَّ مهمدٍ صلى الله عليه و سلم أَجمعين، ارْزُقْني الفَهْمَ و ارزقني العِلْمَ و الحِكْمَةَ و العَقْلَ برَحْمَتِكَ يا أَرْحَمَ الرَّاحِمِين

это означает: «О, Живой, Не нуждающийся ни в чем! О, Господь Мусы и hаруна! О, Господь Ибраhима! О, Господь Мухаммада! О, Аллаh, даруй им всем еще больше величия и почета. Даруй мне понимание и даруй мне знания, и мудрость, и разум по Твоей милости, о, Всемилостивый!»

  • Ибн Мас‘уд, да будет ему милость Аллаhа, передал хадис Пророка о том, что если кто-то боится, что забудет Кур’ан после того, как он его выучил, или забудет выученный урок, пусть скажет:

    اللهم نَوِّرْ بالكتابِ بَصَري واشْرَحْ به صَدْري واسْتَعْمِلْ به بَدَنِي وأَطْلِقْ بِهِ لِسانِي وَ قُوِّ به جَنانِي واشْرحْ به فَهْمِي وَ قُوِّ به عَزْمِي بِحَوْلِكَ وَ قَوَّتِكَ فإِنَّهُ لا حول ولاقُوَّةَ إِلَّا بِكَ يا أَرْحَمَ الراحمين

  • Чтобы лучше помнить выученные аяты Кур ана, читайте ду‘а:

    اللهم افتح عليَّ فُتُوحَ العارِفين بحِكمَتك ، وانْشُرْ عَليَّ رَحْمتَكَ ، وذَكِّرْني ما نَسِيتُ يا ذا الجلال والإكرام

Советы тем, кто хочет найти то, что потерял или забыл, куда положил

  • Читайте 8-й аят суры «Ат-Тарик»:
    إِنَّهُ عَلَىٰ رَجْعِهِ لَقَادِرٌ
  • Читайте ду‘а:

    يا جامِعَ النَّاسِ لِيَومٍ لا رَيْبَ فيه إجْمَعْ عليَّ ضالَّتِي

Для того, чтобы ваша память была крепкой, соблюдайте шари’ат. Знания — это особый свет, и этот свет не дается грешникам.

Проверьте свою память: помните ли вы, с чего началась эта статья?

7 причин чаще улыбаться в Исламе

В Исламе хорошие отношения с окружающими — это большое благо для верующего. Но для того, чтобы достичь прекрасных взаимоотношений с людьми, необходимо много работать и прежде всего над собой, над своими недостатками, желаниями и амбициями, борясь со своим нафсом. А также важно при этом развивать в себе хорошие качества и высокую культуру поведения.

Если вы хотите завоевать любовь окружающих, то сделайте первый шаг сами. Будьте приветливы, вежливы и скромны, говорите людям приятные слова, то есть ведите себя с другими так, как хотите, чтобы они вели себя с вами. И это легко, если вы всем сердцем стремитесь делать добрые дела, надеясь на вознаграждение Всевышнего. Если вы будете искренними в своем намерении, то никакие жизненные неурядицы не собьют вас с толку и не выведут из себя, учитесь быть приятными в общении, поднимайте людям настроение добрыми шутками 1 и искренней улыбкой.

  1. Улыбка — это легкий способ получить вознаграждение.

Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал означающее: «Не пренебрегайте никаким добрым делом, даже улыбкой брату-мусульманину» 2 .

И действительно, улыбнуться легко, для этого не требуется особых усилий и затрат, но даже за такое простое доброе дело есть вознаграждение, если оно сделано искренне ради Аллаhа.

А также Пророк говорил означающее: «Улыбнуться брату-мусульманину – это милостыня» 3

Сподвижник Посланника Аллаhа Джурайдж ибн Абдуллаh говорил 4 , что когда бы он ни встретил Пророка, мир ему, Посланник Аллаhа всегда улыбался ему.

  1. Искренняя улыбка это путь к успеху во взаимоотношениях с людьми.

Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил означающее: «Вы не расположите к себе своим богатством столько людей, сколько можете привлечь улыбкой и хорошим нравом» 5 .

Улыбка делает счастливыми окружающих людей. Радостное сияющее лицо, открытый взгляд и добрая улыбка помогают быстрее найти общий язык и зарождают любовь в сердцах других людей. С улыбчивым человеком приятно общаться, от него легче принять совет, и ему хочется помочь и поддержать, если он нуждается в помощи.

Люди хотят знать, что в вашем сердце, но понять это они могут только по косвенным признакам — глядя на ваше лицо, слушая ваши слова, видя ваши поступки. И если на вашем лице искренняя улыбка, то им хочется быть с вами рядом, слушать вас и поддерживать.

Чтобы ваша улыбка была искренней и шла из самого сердца, хорошо думайте о людях. Даже если с вами поступили не лучшим образом, найдите оправдание и не держите зла на других. Прощайте и желайте всем добра.

Улыбка заразительна. Давно замечено, что улыбающийся человек вызывает улыбку у других и поднимает им настроение.

  1. Улыбка делает нас счастливыми.

Улыбайтесь, даже если в душе вы чем-то расстроены или вас мучает боль. Никто не знает, что в вашем сердце, поэтому, глядя на вас, пусть все думают, что у вас все в порядке, и радуются за вас. Если вы улыбаетесь даже в трудной ситуации, то в этом есть польза и для вас самих — так намного легче переносить неприятности, ведь по воле Аллаhа улыбка дает спокойствие и облегчение. А также это — проявление терпения и покорности, за которые будет вознаграждение.

Как показывает практика, улыбаясь, человек на самом деле становится счастливее, а нахмурившись — несчастнее.

  1. Улыбка делает нас более привлекательными.

Давно замечено, что угрюмость и хмурое выражение лица отталкивают людей, а улыбка притягивает. Если мы видим, что кто-то улыбается, то хотим знать почему.

Любовь, искренность и улыбка украшают человека намного больше, чем дорогая и красивая одежда. Поэтому уделяйте больше внимания своему внутреннему миру, чем внешности. Не тратьте свое время на постоянные поиски новых нарядов и украшений. Достаточно того, что у вас уже есть — главное, чтобы одежда была чистой, а внешний вид опрятным. Один из признаков успешности — быть довольным тем, что дал Аллаh, а не гнаться за богатством и статусом. Истинное богатство вовсе не в деньгах и не в количестве красивых и дорогих вещей. Один мудрый человек сказал: «Если у вас есть вторая половинка, которая поддерживает вас, ребенок, который относится к вам с почтением, и друг, который любит вас искренне ради Алла hа, то вы богатый человек».

  1. Улыбка — признак успешного человека.

Приятное выражение лица, доброжелательность и искренняя улыбка — это признаки по-настоящему успешного человека. Он спокоен, терпелив, уверен в себе и делает добрые дела вне зависимости от того, как поступают с ним другие. Он великодушен и вежлив даже с теми, кто ему вредит или противоречит. И именно таким было поведение лучшего создания Аллаhа — Пророка Мухаммада, мир Ему.

  1. Улыбка помогает произвести хорошее впечатление при знакомстве.

Как известно, первое впечатление остается надолго и порой бывает очень трудно его исправить, успешные люди знают, что улыбка — это один из простых и легких способов расположить человека и оставить о себе приятное мнение.

  1. Улыбка помогает сгладить конфликтные ситуации.

Один из способов уладить конфликт – это улыбка. Терпение, доброжелательность и приветливое выражение лица помогут погасить гнев и агрессию и не дадут развиться ссоре. А если ссора уже произошла, то улыбка поможет вновь восстановить добрые отношения.

___________________________________________

1 в шутках не должно быть запрещенного по Шари’ату, то есть хитрости, обмана, унижения достоинства человека, и они не должны причинять вред другим

2 передал этот хадис Абу Зарр Аль-Гыфарий

3 передал этот хадис Ибн Хиббан в своем сборнике

4 это передал имам Аль-Бухарий в своем сборнике

5 это изречение передал имам Аль-Хаким в книге «Аль-Мустадрак»

Посланник Аллаhа сказал: «Лучшие места на земле — это мечети» 1 . В День Суда они будут вознесены в Рай. Аллаh Всевышний дал нам знать о том, что мечети имеют особое величие, почетность и достоинство, так как являются одним из религиозных символов мусульман. Об этом сказано в Священном Кур’ане 2: «Проявление уважения, почтения и особой любви к религиозным ритуалам и символам Ислама является признаком богобоязненности и благочестия».

При посещении мечети следует проявлять к ней особое почтение и соблюдать определенные правила.

Культура посещения мечети

  • Идя в мечеть, сделайте намерение ради Аллаhа, и тогда за каждый ваш шаг будет вознаграждение.
  • Перед посещением мечети не употребляйте лук или чеснок, так как это является причиной неприятного запаха изо рта.
  • При входе в мечеть рекомендуется прочитать салауат Пророку Мухаммаду и такое ду‘а означающее: “Начинаю с Именем Аллаhа. О, Аллаh Открой мне врата Твоей милости”.
  • Входить в мечеть рекомендуется с правой ноги, а выходить – слевой.
  • После входа в мечеть рекомендуется выполнить Намаз «тахиятуль-масджид» («приветствие мечети»), состоящий из двух рак‘атов, так как это — сунна-муаккада 3 . Пророк Мухаммад сказал означающее: «Зайдя в мечеть, прежде чем сесть, сделайте Намаз-сунну из двух рак’атов» 4 .

Внимание! Намаз-сунна выполняется только в том случае, если нет долгов по обязательным Намазам.

  • Ведите себя так, чтобы не мешать другим — не шумите, не кричите, не разговаривайте слишком громко, а также желательно выключить мобильный телефон.
  • Нежелательно (макруh) в мечети покупать и продавать 5 , хотя такие торговые сделки и являются действительными. Пророк Мухаммад говорил означающее: «Если увидите, что кто-то продает или покупает в мечети, скажите ему: «Пусть Аллаh не даст тебе благословения в этом!»».
  • Выходя из мечети, произнесите означающее: “О, Аллаh! Прошу благословения и удачи», чтобы Аллаh дал благословение вашим делам.

Особенности выполнения ритуалов в мечети

  • Мужчине обязательный Намаз лучше совершать в мечети — за это будет больше вознаграждения. А Намаз-сунну предпочтительней 6 совершать дома.
  • В мечети ограждением («сутрой 7 ») для Намаза является стена перед молящимся, предыдущий ряд молящихся, а также столб. Ставить перед собой стол, табуретку, сумку или другой предмет следует только в том случае, если все вышеперечисленное занято.

Мечеть — это место совершения особого ритуала — И‘тикяф (пребывание в мечети ради Аллаhа). За этот ритуал есть большое вознаграждение, даже если он длился недолго. Минимальное время И‘тикяф — хотя бы немного больше, чем время, достаточное для того, чтобы произнести «Субханаллаh». Для И’тикяф необходимо сделать намерение 8 в сердце (не обязательно произносить его вслух). Вознаграждение за И’тикяф есть даже в том случае, если человек просто находился в мечети и не выполнял при этом никаких других ритуалов 9 . Однако вознаграждение будет намного больше, если он читает зикр или Кур’ан. И’тикяф можно делать в любое время, но больше вознаграждения за него — в последние 10 дней Рамадана.

Этот ритуал выполняли и мусульмане общин предыдущих Пророков, как, например, Пророка Ибраhима.

Что запрещено делать в мечети

  • Загрязнять мечеть наджасой 10 или мустакзаром 11 .
  • Мусорить, если это мешает находящимся в мечети. Запрещено стряхивать на пол даже крошки хлеба, кусочки сиуака или шелуху семечек, так как они могут прилипать ко лбу или ногам молящихся.
  • Находиться в мечети в состоянии джунуб 12 , а также женщинам в период менструации и послеродовых выделений.
  • Разговаривать настолько громко, что это мешает другим (молиться, слушать урок и т.д.).

Некоторые ошибочные мнения о том, что нельзя делать в мечети

  • Невежественные люди утверждают, что в мечети нельзя разговаривать на мирские темы. При этом они ссылаются на ложные хадисы, что разговоры в мечети уничтожают вознаграждение подобно тому, как огонь сжигает дрова, или что из-за разговоров в мечети пропадает вознаграждение за благие деяния, совершенные в течение сорока лет. На самом деле Пророк никогда такого не говорил! В мечети можно разговаривать на любые темы, если в них нет греха (злословия, лицемерия, обмана и т.п.) и если эти разговоры не мешают другим.

Известен рассказ, который передал имам Ат-Тирмизий, о том, как однажды Пророк Мухаммад с некоторыми сподвижниками находился в мечети. Сподвижники вспоминали о жизни во времена невежества 13 . Они рассказывали друг другу о разных людях и их поступках и смеялись. И Пророк, мир Ему, улыбался, слушая эту беседу. Эта история — доказательство того, что разговаривать в мечети не запрещено и не макруh.

  • Некоторые невежественные люди утверждают, что в мечети нельзя (грех) сидеть, вытянув ноги в направлении кыблы 14 . На самом деле в мечети можно сидеть в разных позах и даже лежать, и нет запрета вытягивать ноги в направлении кыблы 15 .

Уход за мечетью

Забота о чистоте мечети — это одно из хороших дел, за которое есть вознаграждение. А также является сунной воскуривание 16 в мечети приятных благовоний, таких, как бахур и т.д, которые использовал Пророк Мухаммад. В мечети Пророка в Медине традиция воскуривать благовония каждую пятницу непрерывно соблюдается со времен ‘Умара ибн Аль-Хаттаба. К сожалению, в наше время во многих мечетях эта сунна не выполняется. Поэтому будет большое благо тому, кто ее возобновит, как и сказано об этом в хадисе Пророка Мухаммада: «Тот, кто возобновит сунну, которая была забыта, получит большое вознаграждение, и, кроме того, он удостоится вознаграждения каждого, кто будет ее соблюдать, и вознаграждение их не уменьшится» 17 .

____________________________________________________

1 передал имам Муслим
2 значение аята 32 суры «Аль-Хадж
3 это сунна, которую Пророк выполнял всегда
4 макруh (нежелательно) садиться, не прочитав перед этим Намаз-Сунну «приветствие мечети». А если у человека есть долги по Намазам, то пусть вместо этой сунны выполняет Намаз-долг.
5 кроме некоторых случаев, когда это действительно необходимо
6 вознаграждение за него будет больше
7 это преграда перед молящимся во время выполнения Намаза высотой не менее 2/3 локтя (около 32 см) и находящаяся на расстоянии не более 3 локтей (примерно 144 см) от кончиков пальцев ног.
8 например: (“Я намерился находиться в мечети ради Аллаhа”)
9 но недостаточно просто пройти через мечеть
10 нечистотами: калом, мочой, рвотой, кровью, спиртом и т. д.
11 веществом, не являющимся наджасой, но вызывающим отвращение: плевок, слизь из носа
12 после полового акта или выделения маний до выполнения гусля
13 до того, как они приняли Ислам
14 направление на Ка‘бу
15 запрещено вытягивать ноги в сторону Мусхафа и других религиозных книг, находящихся вблизи на уровне ног
16 поджигание благовоний для получения ароматного дыма
17 хадис передал Ибн Маджаh

Дождь – это, наверное, самое удивительное природное явление, какое только может быть. Это великая милость Всевышнего Аллаха . Неоценима роль дождей в круговороте воды на нашей планете. Всевышний удивительным образом сделал дождь средством для поддержания жизни людей, животных и растений. В священном Коране о дожде сказано:

فَانْظُرْ إِلَى آثَارِ رَحْمَةِ اللَّهِ كَيْفَ يُحْيِي الْأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا

« посмотри на последствия милости Аллаха (посредством дождя), как Он оживляет (заставляет произрастать и цвести) землю после её смерти (засухи)» (сура «Ар-Рум», аят 50).

Дождь – спасительная влага для почвы, вода, образующаяся при конденсации водяного пара, выпадающая из облаков и достигающая земной поверхности в виде капель жидкости. Диаметр дождевых капель колеблется от 0,5 до 6 мм. Капли мельче 0,5 мм называются моросью. Капли крупнее 6 мм сильно деформируются и разбиваются при падении на землю. В зависимости от объёма осадков, выпадающих за определённый промежуток времени, по интенсивности различают слабые, умеренные и сильные (ливневые) дожди.

За один сильный грозовой ливень продолжительностью всего 20–30 мин. может выпасть до 25 мм осадков. Среднее годовое количество осадков на всей поверхности Земли – ок. 910 мм. В тропических регионах среднегодовое количество осадков не менее 2500 мм, в умеренных широтах – ок. 900 мм, а в приполярных районах – ок. 300 мм.

С каждой каплей дождя и каждой снежинкой, падающей с неба, спускается ангел, чтобы не дать им коснуться друг друга, что мы видим своими глазами.

В книге «Аль-Мукадимату аль-Хадрамия» пишется, что во время первого дождя нового года (по Хиджре) желательно открыть своё тело (кроме аврата), встать под дождём и купаться под ним, также совершать омовение стекающей дождевой водой. Если не получается искупаться, то хотя бы сделать омовение . Также желательно во время грома и молний поминать Аллаха. Но нежелательно смотреть на молнию.

Имам Малик (да будет доволен им Аллах) в своём сборнике хадисов «Мувата» приводит хадис с достоверной цепочкой от Абдулаха бин Зубайра (да будет доволен им Аллах): «Он (Пророк) (мир ему и благословение Аллаха) во время грома и молнии прекращал разговор и произносил:

سبحان من يسبّح الرّعد بحمده, والملائكة من خيفته

«Пречист Аллах от всего неподобающего, приписываемого Ему, Он – Тот, Которого восхваляют гром и ангелы, испытывая страх перед Ним».

Также во время дождя желательно сказать:

اللّهمَّ صَيِّبَاً هنئا و سَيباً نافعاً

«О Аллах, одари нас обильным дождём и полезным потоком».

После дождя желательно сказать:

مطرنا بفضل الله ورحمته

«Мы удостоились дождя по щедрости и милости Аллаха».

Если есть опасность от сильных ливней, желательно сказать:

اللّهمَّ حوالينا ولا علينا

«О Аллах, пролей дождь не на нас, а на наши окрестности».

Есть много времён, ситуаций и мест, в которых Всевышний принимает дуа. Упоминается, что велика вероятность принятия мольбы во время дождя.

ثنتان ما تردان الدعاء عند النداء وتحت المطر

«В двух ситуациях Аллах непременно принимает мольбу: во время азана на молитву и во время дождя» («Джамиуль-ахадис», № 11324).

Лечебные свойства дождевой воды

При чтении на воду аятов Корана или иных молитв она приобретает лечебные свойства. К примеру, мусульманские специалисты широко используют воду, на которую читаются аяты Корана, для лечения от всевозможных заболеваний, для улучшения памяти, даже для лечения одержимых духами, именуемыми в исламской традиции джиннами .

Посланник Аллаха (мир ему и благословение), обращаясь к сподвижникам, спросил их: «Хотите, я обучу вас молитве, которой обучил меня ангел Джабраил (мир ему) и посредством которой у вас не будет нужды в лекарстве?» После того как сподвижники дали утвердительный ответ, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Берётся дождевая вода, и на неё читается сура «аль-Фатиха» семьдесят раз, «аль-Фаляк» – семьдесят раз, «Ан-Нас» – семьдесят раз, затем читается благословение на Пророка (мир ему и благословение) – семьдесят раз, произносятся слова «субханаллах» – семьдесят раз. Эту воду пьют утром и вечером семь дней подряд».

Молитва о прошении дождя

Иногда по воле Аллаха дождей не бывает длительный период и устанавливается высокая температура воздуха, в результате чего снижаются влагозапасы почвы и возникает почвенная засуха. Постепенно, по мере усиления жары, пересыхают пруды, реки, озёра, родники, – возникает опасность гибели растений и животных.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), ниспосланный как милость для миров, научил нас, как вести себя во время засухи. Сунной является часто просить о дожде у Всевышнего Аллаха, особенно после намазов и во время пятничной хутбы (проповеди). Молитва о дожде, то есть намаз, совершаемый при засухе, является настоятельной сунной (суннатун-муаккадатун).

Если после первой молитвы (намаза) дождь не пошёл, необходимо молиться ещё и ещё. Если дождь пошёл перед началом намаза, следует воздать хвалу Аллаху, прочитать молитвы, дуа, а затем совершить намаз. Перед намазом имам призывает джамаат (общину) готовиться к нему: в течение трёх дней соблюдать пост, раскаяться в совершённых грехах, оплатить долги у кого они есть, просить прощения у обиженных, дать бедным и сиротам милостыню (садака), простить друг другу обиды, совершать как можно больше добрых дел и тем самым постараться приблизиться к Аллаху. На четвёртый день поста, надев старую одежду, с благоговейной боязнью перед Аллахом все выходят на поле. С собой приводят и детей, и стариков, и даже скот. Молитва о дожде состоит из двух ракаатов, и совершают её так же, как и праздничные молитвы (намаз-ид). Для молитвы о дожде нет фиксированного времени. После намаза читается хутба, а вместо праздничного такбира читается истигфар (просьба о прощении грехов с произнесением «Астагфируллах»). В первую часть хутбы включается и следующее дуа:

اللَّهمَّ اسقِناغَيْثاً مُغِيثاً هَنيئاً مَريأً مَريعاً غَدَقاً مُجَلِّلاً سَحَّا عَامّاً طَبَقاً دَائِماً اللَّهمَّ اسْقِنا الْغَيثَ و لا تَجْعَلْنا مِن القَانِطِينَ. اللَّهمَّ أِنّا نَسْتَغْفِرُكَ انَّكَ كُنْتَ غَفَّاراً فَأَرْسلِ السَّماءَ علينا مدْراراً

«О мой Аллах, пошли нам дождь, такой, который спасает от бедствий, дождь добрый, благодатный, у которого результат похвальный (который даст хороший урожай), дождь обильный, охватывающий все земли, пропитывающий и покрывающий землю, постоянный. О мой Аллах, пошли нам дождь и не сделай нас потерявшими надежду. О мой Аллах, мы просим Тебя, чтобы Ты простил нам наши грехи, ведь Ты лучший из прощающих; пошли нам обильный дождь».

В начале второй части хутбы имам поворачивается в сторону Киблы, при повороте выворачивает верхнюю одежду наизнанку, и все присутствующие следуют в этом за ним. Это символизирует надежду на изменение. Не выворачивать одежду таким образом является нежелательным. Верхняя одежда остаётся вывернутой наизнанку до вечера, т. е. пока не лягут спать.

Если имам по какой-либо причине не совершает этот намаз, люди могут совершить его сами. Согласно мазхабу имама Абу-Ханифы (да будет доволен им Аллах), молитву прошения дождя можно совершать и индивидуально.

Курамухаммад-хаджи Рамазанов в своей книге «Суннат-намазы» отмечает, что в последнее время и в сёлах, и в городах редко можно видеть людей, совершающих намаз прошения дождя, все забросили эту высокочтимую сунну Пророка (мир ему и благословение). Ответственность за это перед Аллахом ложится на имамов мечетей и алимов. Невозможно представить себе всю величину приобретения Божественного дара тем, кто оживляет заброшенную людьми сунну Пророка (мир ему и благословение).

В хадисе, приводимом аль-Байхаки, говорится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто держится моей сунны в то время, когда разложилась моя умма, получит воздаяние, равное воздаянию ста шахидов (т. е. погибших в борьбе на пути Аллаха)».

В достоверном хадисе, который приводят Ибну Маджа и ат-Тирмизи, говорится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто бы ни оживил хоть одну мою сунну, заброшенную людьми после меня, тот получит столько вознаграждения, сколько получают все последовавшие этой сунне люди, ничуть не уменьшая их вознаграждения».

Совершить молитву о дожде надо хотя бы потому, что это сунна дорогого нам Пророка (мир ему и благословение), что в ней мы читаем дуа и предстаём перед Господом миров – Аллахом, признавая, что мы нуждаемся в Нём, в Его милости и помощи. Даже если дождя не будет, в этом случае мы хотя бы проявим покорность Аллаху и исполним сунну, за что будет воздаяние на Том свете.

Самым малым при выпрашивании дождя является чтение дуа, т. е. мольбы о ниспослании дождя, затем – прошение дождя в обязательном намазе, читая молитву «Кунут» («Махдина») в последнем ракаате, выпрямившись после поясного поклона. Но лучше всего совершить намаз так, как было описано выше. Да поможет нам в этом Аллах! Амин!