Гарантийный... Возврат Порядок

Мавзолей в галикарнасе. Мавзолей в Галикарнасе Мавзолей в галикарнасе с описанием

Семь чудес света - эти слова прочно вошли в обиход повседневной жизни. Их употребляют, когда хотят подчеркнуть выдающиеся достоинства либо произведения искусства, либо грандиозного сооружения, либо научного открытия. Чаще других к числу семи чудес света древние авторы относили:

  • (Египет)
  • (г. Вавилон)
  • (г. Эфес)
  • (г. Олимпия)
  • (г. Геликарнас)
  • (о. Родос)
  • (г. Александрия)
  • Семью чудесами света считаются творения, которые своими техническим или художественным совершенством вызывали восхищение людей прошлых веков. В энциклопедиях указано, что впервые чудеса света, ограничив семью, классифицировал и описал Филон.

    (351 г. до н. э.)
    был современником второго храма Артемиды. Более того, одни и те же мастера принимали участие в строительстве и украшении их. Лучшие мастера того времени.
    Формально говоря, этот мавзолей также памятник любви, как Вавилонские сады или индийский Тадж-Махал. Но если мидийская царевна вряд ли могла принести вред человечеству, даже если бы и хотела, и приятнее всем думать, что она была мила, добра и достойна такого памятника, то в отношении Мавсола давно уже возникали тяжкие подозрения. Проспер Мериме, говоря о Галикарнасе, столице Карии, славном городе, знаменитом тем, что там родился Геродот, писал: "Мавсол умел выжимать соки из подвластных ему народов, и ни один пастырь народа, выражаясь языком Гомера, не умел глаже стричь свое стадо. В своих владениях он извлекал доходы из всего: даже на погребение он установил особый налог... Он ввёл налог на волосы. Он накопил огромные богатства. Этими-то богатствами и постоянными сношениями карийцев с греками объясняется, почему гробница Мавсола была причислена последними к семи чудесам света".
    Но в Карии был всё-таки один человек, любивший царя, - его родная сестра и жена (нередкий обычай - также бывало в древнем Египте) Артемиссия. И когда процарствовав двадцать четыре года, Мавсол умер, Артемиссия была убита горем.
    "Говорят, что Артемиссия питала к своему супругу необыкновенную любовь, - писал Авл Геллий, - любовь, не поддающуюся описанию, любовь беспримерную в летописях мира... Когда он умер, Артемиссия, обнимая труп и проливая над ним слёзы, приказала перенести его с невероятной торжественностью в гробницу, где он и был сожжён. В порыве величайшей горести Артемиссия приказала затем смешать пепел с благовониями и истолочь в порошок, порошок этот затем высыпала в чашу с водой и выпила. Кроме того, её пламенная любовь к усопшему выразилась ещё иначе. Не считаясь ни с какими издержками, она воздвигла в память своего покойного супруга замечательную гробницу, которая была причислена к семи чудесам света".
    Очевидно, римский историк не совсем точен. Дело в том, что Артемиссия умерла через два года после Мавсола. Последние месяцы её царствования прошли в непрерывных войнах, где она показала себя отличной военачальницей и, несмотря на сложность положения маленькой Карии, окружённой врагами, смогла сохранить царство мужа. В то же время известно, что Александр Македонский спустя двадцать лет после смерти Мавсола, ознаменовавшихся в Карии отчаянной борьбой за власть, смутой и дворцовыми переворотами, осматривал мавзолей готовым и полностью украшенным. Вернее предположить, что мавзолей начали строить ещё при жизни Мавсола и Артемиссия лишь завершила его. Ведь сооружение такого масштаба должно было занять несколько лет.
    В отличие от храма Артемиды Эфесской и других подобных зданий Малой Азии Галикарнасский мавзолей, сохраняя во многом греческие традиции и строительные приёмы, несёт в себе явное влияние восточной архитектуры - прототипов ему в греческой архитектуре нет, зато последователей у мавзолея оказалось множество: подобного рода сооружения впоследствии возводились в разных районах Ближнего Востока.
    Архитекторы построили усыпальницу галикарнасскому тирану в виде почти квадратного здания, первый этаж которого был собственно усыпальницей Мавсола и Артемиссии. Снаружи эта громадная погребальная камера, площадью 5000 квадратных метров и высотой около 20 метров, была обложена плитами белого мрамора, отёсанными и отполированными на персидский манер. По верху первого этажа шёл фриз - битва эллинов с амазонками - "Амазономахия" работы великого Скопаса. Кроме Скопаса там работали, по словам Плиния, Леохар, Бриаксид и Тимофей. Во втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения, крышей же мавзолея служила пирамида, увенчанная мраморной квадригой: в колеснице, запряжённой четвёркой коней, стояли статуи Мавсола и Артемиссии. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников.
    Мавзолей знаменовал собой закат классического греческого искусства. Очевидно, он был слишком богат и торжественен, чтобы стать по-настоящему красивым. Даже на рисунках-реконструкциях он кажется таким же тяжёлым и статичным, как персидские гробницы, - в нём больше Востока, чем Греции. Возможно, виной тому пирамида, возможно, глухие высокие стены нижнего этажа. Впервые в греческом искусстве были объединены все три знаменитых ордера. Нижний этаж поддерживался пятнадцатью дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими.

    Плиний утверждает, что мавзолей достигал в высоту ста двадцати пяти локтей, то есть шестидесяти метров, другие авторы дают либо большие либо меньшие цифры.
    Мавзолей стоял в центре города, спускавшегося к морю. Поэтому с моря он был виден издалека и выгодно смотрелся рядом с другими храмами Галикарнаса - колоссальным святилищем Ареса, храмами Афродиты и Гермеса, которые стояли выше, на холме, по сторонам мавзолея.
    По всему античному миру строились копии и подражания мавзолею в Галикарнасе, но, как и положено копиям, они были менее удачны и поэтому вскоре забыты. Он стал так знаменит, что римляне называли мавзолеями все крупные усыпальницы. Построен мавзолей был столь прочно, что, хотя и обветшал, простоял почти две тысячи лет. А о том, как мавзолей погиб, известно из хроники историка позднего средневековья, где говорится о последних днях ордена иоаннитов на острове Родос.
    "В 1522 году, когда султан Сулейман готовился к нападению на родосцев, великий магистр ввиду предупреждения опасности послал нескольких рыцарей, чтобы привести в порядок укрепления и насколько возможно воспрепятствовать высадке неприятеля. Прибыв в Мезину (так именовался тогда Галикарнас), рыцари тут же принялись за укрепление замка. За неимением подходящих материалов они воспользовались мраморными плитами и глыбами, из которых состояла древняя, полуразрушенная постройка вблизи гавани. Снимая глыбу за глыбой, они спустя несколько дней добрались до какой-то пещеры. Они увидели прекрасную четырёхугольную залу, украшенную мраморными колоннами, карнизами и различными орнаментами. Промежутки между колоннами были заполнены украшениями из различных мраморов, по стенам и на потолке виднелись мраморные же рельефы, изображавшие различные сцены и даже целые сражения. Подивившись всему этому, рыцари, однако, воспользовались и этим материалом, так же как наружными глыбами. За этой залой они нашли ещё другую, меньшую, в которую вела низенькая дверь. В этой зале они увидели четырёхугольный мраморный надгробный памятник со стоящей на нём урною. Памятник этот был сделан очень искусно из белого мрамора, дивно светившегося в темноте. Вошедшие рыцари не имели возможности оставаться там дольше, так как в это время ударил призывный колокол. Вернувшись на другой день, они увидели памятник разрушенным и могилу открытой. На земле были разбросаны кусочки золотой парчи и золотые пластинки. Это заставило их предположить, что пираты, сновавшие у побережья, ночью проникли туда и нашли много драгоценностей..."
    Так до нас дошло единственное достоверное описание погребального зала мавзолея, сделанного со слов археологов "наоборот" - последних, кто видел мавзолей стоящим, и сделавших все, чтобы от памятника ничего не осталось.
    В середине XIX века путешественники по Малой Азии обращали внимание на то, что стены турецкой крепости Будрун, перестроенной из ионнитского замка святого Петра, сложены не столько из каменных глыб, сколько из мрамора. Это неудивительно: остатки античных городов всегда служили строительным материалом сначала византийцам, а потом арабам и туркам. Но уж очень красивы и необычны были мраморные плиты стен Будруна: неизвестный гений населил их барельефы неистовыми людьми и богами.
    Когда слухи об этом дошли до английского посла в Турции, он приехал в Будрун и после долгих переговоров и множества взяток купил разрешение выломать из стен двенадцать плит и перевезти их в Британский музей. Английские учёные по сохранившимся описаниям и отзывам современников вскоре догадались, что перед ними часть знаменитого фриза Скопаса - "Амазономахии".
    Убедившись в том, что Галикарнасский музей надо искать в Будруне, сэр Ньютон, хранитель Британского музея, поспешил туда. Первое, что он увидел, высадившись на берег, были два мраморных льва, вставленные в стену крепости мордами к морю. Львы тоже были когда-то позаимствованы крестоносцами для военного строительства. Ньютон не тратил времени даром. Он облазил всю крепость, отыскивая и определяя "ворованные" плиты и статуи. В ожидании, как всегда нескорого, разрешения на изъятие плит он начал искать то место, где когда-то стоял мавзолей, который должен был находиться недалеко от крепости. Иначе бы ионнитам не было смысла таскать оттуда плиты и глыбы.
    За девять месяцев, проведенных в Будруне, Ньютон отыскал обломки мавзолея, а под слоем земли и мусора - ещё четыре плиты Скопаса. Когда же раскопки подходили к концу, обнаружили самую главную находку - расколотые на множество частей двухметровые статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие прежде в колеснице, на верху мавзолея, и разрешавшую все сомнения почти целую мраморную лошадиную голову почти в метр длиной, с бронзовой позолоченной уздечкой и подвесками - украшениями. Удивительно то, что голова оказалась деформированной. Ньютон догадался, что лошади, запряжённые в колесницу карийских монархов, стояли на шестидесятиметровой высоте. Этим-то и объяснялась несоразмерность: на лошадей следовало смотреть издали и снизу.

    Последние оценки: 5 4

    Мавсол был правителем Карии, входившей в персидскую империю, с 377 по 353 гг. до н.э. Столицей области был Галикарнас, ставший под названием Бодрум туристическим центром в современной Турции.

    Во времена правления Мавсола, Кария уже являлась колонией персидской Империи, однако царь неоднократно предпринимал попытки мятежа. Сила и влияние Мавсола были настолько крепки, что даже после подавления волнений он остался на троне. В 377 году он сменил на троне отца – Гекатомна из Миласа. Мавсол был женат на своей родной сестре Артемисии. В наше время это кажется дикостью, но тогда подобные браки в знатных семьях практиковались нередко, причем не только, среди карийских правителей, но и римских.

    Брат и сестра (муж и жена) управляли Карией совместно в течение 24 лет. Артемисия по словам современников очень любила Мавсола, впрочем, как и он ее. Царь не отстранял супругу от государственных дел, хотя бесспорно, лидирующая роль принадлежала в этом тандеме ему.

    Галикарнас во времена Мавсола стал столицей провинции – и одним из красивейших городов региона. Правитель обожал все греческое, поэтому обустраивал Карию по образу и подобию элиннских поселений. Поданные, впрочем, как и царь, говорили на греческом языке, на монетах были выгравированы греческие надписи, а сам Мавсол применял на практике некоторые принципы демократического управления.

    Столица Карии, Галикарнас являлась столь же безопасной, сколь и великолепной. Расположенный на Средиземноморском побережье в Малой Азии, Галикорнас был практически недосягаем с моря. Флот Мавсола мог легко при необходимости заблокировать небольшой канал, который вел в гавань. Кроме того, рабочие углубили городскую бухту, а песок использовали для того, что бы соорудить защитные волнорезы перед каналом.

    Талантливые архитекторы спланировали город - проложили улицы и площади, построили жилые дома. На одной стороне гавани возвели массивный, укрепленный дворец для Мавсола. Он был расположен так, что бы с вышек открывался вид как на сушу, так и на море, это позволяло вовремя отреагировать в случае приближения неприятеля. Дворец и часть поселения для пущей защиты обнесли каменными стенами, периметр которых достигал 6 км. В царский комплекс помимо хором, входил еще театр в греческом стиле, храм греческому богу войны Аресу, святилища Афродиты и Гермеса.

    Мавсол решил строить галикарнасский мавзолей еще до своей смерти, по совету своей жены Артемиссии. Проектировали сооружение греческие архитекторы Сатир и Пифей, было также приглашено множество самых лучших скульпторов того времени

    Мавсол и Артемисия тратили колоссальные суммы на обустройство города. Средства поступали в казну в виде налогов. Галикарнас украшали статуи, строения и храмы, многие из которых были отделаны мрамором. В центре города незадолго до кончины царя отвели место под Мавзолей. Строительство возглавляла любимая жена Мавсола. Она не считалась с издержками и бросила все силы и средства на возведение усыпальницы, которой доселе свет не видывал. Царица хотела показать миру, насколько богата их семья, возможно, именно тщеславие двигало Артемисией, а вовсе не любовь, однако, истинные мотивы от нас скрыло время.

    Мавзолей расположили на вершине холма близ Галикарнаса. Во внутреннем дворе располагалась каменная платформа, на которой располагалась могила. К вершине платформы вела каменная лестница, со скульптурами львов по бокам, а также со статуями богов и богинь

    В архитектуре галикарнасского мавзолея впервые в греческой архитектуре сочетались три разных ордера: греческий, ионический и коринфский. Нижний этаж поддерживался 15 дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние – ионическими. В основании этого гигантского сооружения лежал пятиярусный прямоугольник, облицованный белыми мраморными плитами и украшенный сверху скульптурным фризом длиной 117 м – мраморными рельефами. На основании помещался периптер – усыпальница с целлой для жертвоприношений, его окружали 39 одиннадцатиметровых колонн.

    Плиний Старший свидетельствовал, что общая протяженность птерона была никак не меньше 440 футов, в высоту же платформа достигала 20 метров. На платформе находилась пирамидальная структура, которая в высоту почти равнялась основанию, к верху, она, как и положено пирамиде, сужалась. Стены гробницы украшали барельефы, изображающие сцены из греческой мифологии. Пирамидальную крышу гробницы подпирали 36 7-ми метровых колонн, по 9 на каждой из сторон. Между колоннами были установлены статуи.

    Мраморная квадрига венчала пирамиду. Квадрига – это каменная колесница, запряжная четырьмя массивными лошадьми, также вырезанными из мрамора. Роль возниц отводилась, естественно, статуям, изображавшим Мавсола и его супругу Артемисию. Высота скульптурной композиции составляла 6 метров.

    Лошадей, со скульптурами Мавсола (работы Пифея) и его жены Артемисии (работы Скопаса). В усыпальнице периптера стояли мраморные саркофаги царя и царицы. У подножия гробницы располагались мраморные статуи всадников и львов работы Леохара, Тимофея, Бриаксида. Строительство было завершено лишь при внуке царя Мавсола. Строение было столь непохожим на все прежние усыпальницы, что по имени создателя получило название «мавзолей».

    Мавзолей обладал колоссальными по тем временам размерами - занимал площадь в 5000 м. кв. и имел высоту 46 метров от основания до вершины. В архитектуре гробницы явно пролеживались азиатские, восточные черты. Об этом говорит и пирамидальная, сужающаяся крыша, и массивное квадратное основание, отделанное плитами мрамора, отполированными до блеска. Красота Мавзолея заключалась не только в интересном архитектурном решении, но и в богатой отделке. Кроме того, над каждой из сторон четырехугольной усыпальницы трудился «свой» скульптор – что не могло не сказаться на целостности восприятия здания. Конечно, Мавзолей оформлялся в едином стиле, но авторский почерк, так или иначе, прослеживался.

    Камера погребения находилась на первом этаже – в основании. Она, как и саркофаг, была изготовлена из белого алебастра и украшена золотом. Второй этаж напоминал по своему строению греческий храм, использовался, скорее всего, для жертвоприношений.

    Пепел царственной четы хранился в золотых урнах в усыпалице, находившейся в основании здания. Ряд каменных львов сторожил это помещение. Над массивным каменным основанием возвышалось сооружение, напоминавшее греческий храм, окружённый колоннами и статуями. На вершине здания находилась ступенчатая пирамида. Венчало её, на высоте 43 метров над землёй, скульптурное изображение колесницы, запряжённой лошадьми. На ней, вероятно, стояли статуи царя и царицы.

    Мавзолей стоял в непосредственной близости от храмов греческим богам. По тем временам было удивительным, что гробница царя земного по убранству и внешнему виду гораздо превосходила святилища правителей небесных. Возможно, именно это несоответствие привлекало внимание современников к Геликарнасскому Мавзолею, оно же и послужило поводом для занесения усыпальницы в список Семи Чудес Света античного мира.

    Мавзолей был еще не достроен, когда в 353 году д.н.э. скончался Мавсол. По кирийскому обычаю труп правителя кремировали. Часть праха, убитая горем вдова, приказала смешать с ароматическими веществами и водой, а затем выпила, надеясь таким образом воссоединиться с духом умершего мужа. Артемисия сменила на троне супруга и правила еще 2 года, пока смерть от тоски (либо болезней) не настигла ее. Тело царицы также было сожжено, а затем похоронено рядом с мужем. После того, как супруги нашли свое последние пристанище, вход в гробницу замуровали камнями. Существует версия о том, что и тогда гробница была достроена не до конца, отделочные работы завершились лишь в 350 году до Рождества Христова. Исторические источники путаются в датах, да это и понятно, слишком много воды с тех пор утекло.

    Что же случилось с гробницей, и какая участь постигла город Галикарнас? Мавзолей простоял много веков. Он пережил и завоевание города Александром Македонским в 334 году до н.э., и нападение пиратов в начале первого тысячелетия нашей эры. Галикарнас уже был разрушен и превратился из роскошного города в небольшое прибрежное поселение. Маволей, не смотря на это, продолжал простираться над руинами, горделиво, помпезно как и раньше. Шестнадцать столетий памятник тщеславия и любви восхищал взоры завоевателей и обывателей. Редкий путешественник не заезжал в бывшую столицу Карии, чтобы воочию увидеть одно из Чудес Света.

    В начале XV века в Малую Азию прибыли крестоносцы, рыцари мальтийского ордена. Они немало поспособствовали уничтожению Мавзолея. Мраморные плиты и камни воины растащили, использовав их для отделки замка-крепости Св. Петра. Форт был возведен на том самом месте, где некогда возвышался дворец Мавсола и Артемисии. Впрочем, не только люди были безжалостны к Гробнице – время и природные катаклизмы привели к тому, что уж к концу шестнадцатого столетия от усыпальницы осталось лишь основание.

    Неизвестно точно, сколько веков мавзолей простоял и когда был разрушен, но по подсчетам ученых ему удалось выстоять 19 веков, после чего в XIII нашей эры рухнул при землетрясении. Все, что оставалось к 19-ому столетию - фундамент и несколько разрушенных скульптур, большую часть мавзолея разобрали рыцари иоанниты для строительства замка Святого Петра в Бодруме. Большая часть старинного мрамора превратилась в известь, а подземные палаты были разграблены.

    В начале XVI века Мавзолей был осквернен, а золотые чаши с прахом Артемисии и Мавсола исчезли. При этом крестоносцы обвиняли в святотатстве местных жителей-мусульман, хотя возможно в разграблении принимали участие и воины мальтийского ордена. Так или иначе, нашли погребальные камеры именно крестоносцы. Однако вопрос остается – были ли они первыми, кто вошел в недра святая святых? Согласно археологическим данным, полученным в ходе раскопок, проходящих на территории Мавзолея в 60-ых годах XX века, обнаружились некие секретные поземные ходы, пролегавшие под гробницей. Их, видимо, вырыли грабители, причем задолго до появления в Бодруме (бывшем Галикарнасе) крестоносцев. Вандалам был не нужен прах царей – их гораздо больше интересовали драгоценности и золото.

    Галикарнасский мавзолей считается одним из семи античных чудес света не из-за его размера или величия, а именно из-за оригинальности его дизайна и внутренних декораций. Исследование памятника древности началось в 1846 году экспедицией Британского музея под предводительством Чарльза ньютона. Он провел раскопки и обнаружил части рельефа стены мавзолея, также останки крыши, а также колесо колесницы диаметром в 2 метра, украшавшей крышу. Также были найдены статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие в вышеупомянутой колеснице.

    Ещё 300 лет прошло, прежде чем археологи приступили здесь к раскопкам. Они открыли части основания Мавзолея, а также статуи и рельефы, которые не были разбиты или украдены. Среди них оказались огромные статуи, изображавшие, как полагают археологи, царя и царицу. В 1857 г. эти находки были перевезены в Британский музей в Лондоне. В последние годы провели новые раскопки, и теперь на этом месте в Бодруме осталась лишь горстка камней.

    После анализа найденных артефактов был разработан ряд проектов реконструкции мавзолея в первозданном виде. По одному из этих проектов был построен мавзолей Гранта на Манхэттене, Нью-йорк

    Возможно, нашим современникам не довелось увидеть даже и фрагментов разрушенного Мавзолея, если бы, не усилия руководства Британского Музея, и археолога сэра Чарльза Томаса Ньютона, который в 1852 году прибыл в Бодрум, что бы отыскать легендарную усыпальницу Мавсола. Исследователь не знал точного месторасположения гробницы, поэтому ему пришлось скупить несколько земельных участков, более-менее подходивших описанию, сделанному еще в древние века историком Плинием.

    В результате раскопок, проведенных Ньютоном, было обнаружено разрушенное основание Мавзолея, множество фрагментов скульптур, в том числе и части той самой квадриги, что некогда возвышалась на крыше усыпальницы. Также Ньютон нашел статуи Мавсола, Артемисии и огромную лошадиную голову из мрамора. Еще одной ценной находкой явились несколько декоративных плит с барельефами, в которых исследователи узнали стиль одного из известнейших скульпторов тех времен, Скопаса. Подобные плиты, Ньютон имел счастье лицезреть, и в отделке той самой крепости, что некогда построили крестоносцы. Окончательно завершились раскопки в 1966-1977 году - ими руководил Кристиан Джеппезен из датского Университета Орхуса.

    Теперь форт, как и руины Мавзолея, являются музеем и местом «паломничества» многочисленных туристов. По сравнению с некоторыми другими почившими во времени античными Чудесами Света, Мавзолей в Геликарнасе «сохранился» неплохо – множество статуй, фрагментов барельефов и прочих декоративных элементов являются экспонатами как в местном музее в Бодруме, так и в Британском Музее.

    Современные архитекторы претворяют в жизнь задумки древних зодчих. Так, Мавзолей в Галикарнасе послужил прототипом Зданию Муниципалитета в Лос-Анджелесе, Зданию Гражданского Суда в Сант-Луи, Мемориалу воинам в Индиане, Церкви Св. Джорджа в Лондоне и Храму Памяти в Мельбурне. Кроме того, в Стамбуле находится уменьшенная копия Усыпальницы, построенная уже в наши дни. Подобных примеров заимствования идей, в современной архитектуре можно привести немало, и это лишний раз доказывает гениальность античных мастеров.

    Главным отличием мавзолея в Галикарнасе от других древних чудес, таких как храм Артемиды в Эфесе, или храм Зевса в Олимпии. являлось то, что там располагались статуи обычных людей и животных - мавзолей не был посвящен греческим богам.

    Огромный замок Святого Петра все еще стоит в Бодруме, и камни галикарнасского чуда видны в его структуре. На территории самого мавзолея остались лишь следы от некогда величественного сооружения и небольшой музей, рассказывающий об истории Галикарнаса. Основные фрагменты сохранились в Британском музее.

    По образцу галикарнасского мавзолея построено множество зданий по всему миру. Самые знаменитые из них - вышеупомянутое сооружение на Манхеттене, и Массонский храм в Вашингтоне:

    В завершение, еще одно сооружение в Мельбурне, построенное по подобию Галикарнасского мавзолея.

    Пятое классическое чудо света Древнего Мира в Галикарнассе. Галикарнас – столица небольшого Карийского государства, родина Геродота – «отца истории». Город был основан в 12 веке до н. э. дорийцами, во времена переселения греческих племен на побережье Малой Азии.

    В настоящее время это небольшой порт Будрум в Турции. Описывая Галикарнас, историки древнего мира отмечали, что он был неприступным, хорошо укрепленным как со стороны эгейского моря, так и с суши. Был он очень богат, культурным по-гречески, роскошным по-персидски.

    Улицы и площади города украшали беломраморные храмы, царский дворец, сады, театр. Возле храма Афродиты – Богини красоты и любви, бил фонтан. По поверью, вода в нем имела волшебные свойства.

    О Мавсоле

    Особого расцвета этот город достиг при Мавсоле и его супруге Артемисии. Мавсол был наместником Персидского царя в Галекарнассе в 377-353 г д. н. э. В одних источниках упоминается, что Мавсол был образованным человеком своего времени.

    Он способствовал широкому распространению в Карии науки, Греческой философии, истории. Кроме того, он был известным строителем. Так, царский дворец был спроектирован и построен по его проекту.

    Новаторство в строительстве этого дворца состояло в том, что стены его, сложенные из кирпича-сырца, были покрыты штукатуркой с зеркально отшлифованной поверхностью.

    В других же источниках описано, что Мавсол был властным, хитрым, жестоким правителем. Он вводил один за другим, чрезмерные налоги. За время своего правления присоединил к Карии близлежащие области и острова. Все это позволило ему накопить огромные богатства и, следовательно, построить себе гробницу.

    Устройство и архитектурное оформление Галикарнасского мавзолея

    В центре главной улицы Галикарнасса стоял музей – усыпальница Мавсола. Это мемориальное сооружение, по утверждению древних авторов представляло прославление великой, безграничной любви Мавсола и Артемисии, сохранившееся в народной памяти. Строительство его началось еще при жизни Мавсола.

    Витрувий писал, что проектировалась и строилась гробница мавсола архитекторами Пифием и Сатиром – лучшими представителями эпохи наивысшего рассвета Греческой архитектуры. Архитектурное же оформление – Пракситель, Скопас, Леохард и Бриаксид. Величайшее мастерство этих архитекторов и скульпторов принесло мавзолею в Галикарнасе мировую славу.

    Галикарнасский мавзолей – трёхъярусное сооружение, в плане – несколько вытянутый прямоугольник, размер которого 66,0*77,5 м; периметр основания 143,35 м, общая высота 49-50 м. Фундамент мавзолея – огромный пьедестал, был сложен из кирпича-сырца и облицован мраморными плитами. Для его строительства использовали 44,5 млн. стандартных кирпичей.

    Первый ярус мавзолея – высокий подий, где размещался заупокойный храм. В нем находились гробницы Мавсола и Артемисии. Площадь храма составляла 5000 м2, высота достигала 20 м. Кладка стен первого яруса была выполнена из прямоугольных квадров. Они были сложены «насухо», горизонтальными рядами, а также чередованием тычковых и ложковых рядов.

    На площадке над первым ярусом располагалась стройная мраморная колоннада из 36 колонн. Высота колонн – 13,125 м. Она и образовывала второй ярус мавзолея. Между этими колоннами стояли статуи так же выполненные из мрамора. Здесь хранились жертвоприношения.

    Третий ярус – ступенчатая пирамида – мраморная крыша мавзолея. Венчала это сооружение скульптурная группа: в квадриге стояли огромные мраморные статуи Мавсола и Артемисии (квадрига – это двухколесная античная колесница, в которую запрягали четверо в один ряд, лошадей)

    Это символизировало четыре стихии (огонь, воду, воздух и землю). Квадригой правил возница стоя. Скульптурные группы квадриги в античные времена Греции и Рима, часто украшали различные сооружения. Окружали мавзолей мраморные статуи львов и скачущих всадников.

    Это грандиозное сооружение опоясывали три ленты скульптурного фриза. Фриз высотой до 1 м, был выполнен из мрамора, окрашенного в темно-синий цвет. Ученые исследователи считают, что рельефы фриза, в которых изображены кентавромахия, амазономахия, состязания на колесницах – выполнены Скопосом, Леохаром, Бриаксидом, Проксителем.

    Амазономахия – ожесточенная борьба греков с амазонками – легендарными воительницами. Очень выразителен рельеф: могучий воин, прикрываясь щитом, наносит удар по стройной, прекрасной, раненной амазонке. Она упала, но, опираясь о землю слабеющей рукой, еще пытается отразить удар грека.

    Рельефные фигуры фриза были окрашены в оранжево-красные тона. Некоторые детали вооружения выполнены из позолоченной бронзы. Интересно, что впервые в греческой архитектуре именно в этом сооружении сочетались элементы всех трех ордеров: дорического, ионического, коринфского.

    Так, нижний этаж поддерживали 15 дорических колонн. В верхнем этаже внутренние колонны – коринфские, внешние – ионические. Таким образом, в архитектуре Галикорнаского музея соединились традиции архитектур и Греции, и Востока: Малоазийский высокий подий, элементы трех знаменитых ордеров и ступенчатая пирамида – классическая Восточная кровля.

    О царице Артемисии

    В записях древних авторов упоминается о великой любви Артемисии – родной сестры и супруги – к Масолу. Так, римский историк Авл Геллий писал, что царица «питала к своему супругу необыкновенную любовь, любовь, не поддающуюся описанию, любовь беспримерную в летописях мира». И, когда в 353 г д. н. э. умер Мавсол, по приказу Артемисии его тело было сожжено на костре и организованы пышные похороны.

    С печалью, и великой скорбью по ушедшему в небытие мужу, Артемисия растерла в порошок его сгоревшие кости. Смешав их с духами и залив водой, выпила. Всю оставшуюся жизнь Артемисия посвятила дальнейшему строительству музея – памятнику своей безграничной любви к супругу. А также, продолжала осуществлять замыслы мавсола по укреплению и развитию Галикарнаса.

    Но, великая скорбь по супругу, приблизила ее кончину. В 350 г д. н. э. ее не стало. И она не успела закончить строительство музея. В одних источниках сказано, что Мавсол и Артемисия были бездетны. Согласно легенде, строительство мавзолея завершил Александр Македонский.

    Но по хронологии, это не совпадает. В других источниках упоминается, что у них был сын, который, после смерти Артемисии, продолжил работы по строительству и оформлению мавзолея. Но и он не успел завершить его строительство. Это выполнил их внук.

    Заключение

    Мавзолей в Галикарнасе простоял 19 веков. В 12 в н. э., он был еще в хорошем состоянии. В 13 в н. э. он разрушился в результате нескольких землетрясений. В 1404 г родосские рыцари, на месте разрушенного мавзолея, начали строить замок-крепость Святого Петра. Для чего использовали камни, остатки рельефов и статуй мавзолея.

    Но, в 1522 г они оставили крепость, которая вскоре и сама разрушилась. В 1856-1859 г, английский археолог Ч. Ньютон, который проводил раскопки на месте мавзолея, нашел много фрагментов скульптур. С 1846 г Британский музей в Лондоне начал приобретать все то, что было найдено от разрушенного мавзолея. А это:

    • плиты с рельефами, изображающие сцены амазономахии и кентавромахии;
    • фрагменты двух коней, высота которых около 3,5 м (один из них с бронзовой уздечкой);
    • мужская фигура, высотой 3,03 м, собранная из 74 фрагментов. Лицо мужчины восточного типа, обрамлено длинными волосами.

    Насчет последнего пункта – предполагают, что это статуя Мавсола, а рядом должна была стоять фигура Артемисии. Некоторые исследователи считают, что были обе эти фигуры выполненные из паросского мрамора, стояли не на колеснице, а у подножья мавзолея.

    Позднее, в память о Галикарнасском мавзолее, подобные мемориальные погребальные сооружения стали называть «мавзолеями» (от имени Мавсол). Например, известны:

    • мавзолей Ленина в Москве (Россия);
    • мавзолей Мао-Дзе-Дуна в Пекине (Китай);
    • мавзолей Димитрова в Софии (Болгария).

    И, таким образом, в словари многих народов мира вошло название «Мавзолей», как память о великой любви Артемисии и Мавсола.

    МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ - один из наиболее величественных памятников греческой архитектуры поздней классики, великолепная гробница, сооруженная в 4 в. до н.э. в столице небольшого карийского государства, Галикарнасе (юго-восток Малой Азии). Считается одним из так называемых «семи чудес света». Мавзолей был построен по приказу правителя Карии Мавсола (правил 377-353 до н.э.), который еще при своей жизни начал в Галикарнасе строительство этой усыпальницы для себя и своей жены Артемисии II. Сооружение стало впоследствии называться мавзолеем (греч. Mausoleion) по имени царя Мавсола. Сам царь не дожил до окончания строительства.

    Мавсол был правителем Карии, входившей в персидскую империю, с 377 по 353 гг. до н.э. Столицей области был Галикарнас, ставший под названием туристическим центром в современной Турции.

    Во времена правления Мавсола, Кария уже являлась колонией персидской Империи, однако царь неоднократно предпринимал попытки мятежа. Сила и влияние Мавсола были настолько крепки, что даже после подавления волнений он остался на троне. В 377 году он сменил на троне отца - Гекатомна из Миласа. Мавсол был женат на своей родной сестре Артемисии. В наше время это кажется дикостью, но тогда подобные браки в знатных семьях практиковались нередко, причем не только, среди карийских правителей, но и римских.

    Брат и сестра (муж и жена) управляли Карией совместно в течение 24 лет. Артемисия по словам современников очень любила Мавсола, впрочем, как и он ее. Царь не отстранял супругу от государственных дел, хотя бесспорно, лидирующая роль принадлежала в этом тандеме ему.

    Галикарнас во времена Мавсола стал столицей провинции - и одним из красивейших городов региона. Правитель обожал все греческое, поэтому обустраивал Карию по образу и подобию элиннских поселений. Поданные, впрочем, как и царь, говорили на греческом языке, на монетах были выгравированы греческие надписи, а сам Мавсол применял на практике некоторые принципы демократического управления.

    Столица Карии, Галикарнас являлась столь же безопасной, сколь и великолепной. Расположенный на Средиземноморском побережье в Малой Азии, Галикорнас был практически недосягаем с моря. Флот Мавсола мог легко при необходимости заблокировать небольшой канал, который вел в гавань. Кроме того, рабочие углубили городскую бухту, а песок использовали для того, что бы соорудить защитные волнорезы перед каналом.

    Талантливые архитекторы спланировали город - проложили улицы и площади, построили жилые дома. На одной стороне гавани возвели массивный, укрепленный дворец для Мавсола. Он был расположен так, что бы с вышек открывался вид как на сушу, так и на море, это позволяло вовремя отреагировать в случае приближения неприятеля. Дворец и часть поселения для пущей защиты обнесли каменными стенами, периметр которых достигал 6 км. В царский комплекс помимо хором, входил еще театр в греческом стиле, храм греческому богу войны Аресу, святилища Афродиты и Гермеса.

    Мавсол решил строить галикарнасский мавзолей еще до своей смерти, по совету своей жены Артемиссии. Проектировали сооружение греческие архитекторы Сатир и Пифей, было также приглашено множество самых лучших скульпторов того времени

    Мавсол и Артемисия тратили колоссальные суммы на обустройство города. Средства поступали в казну в виде налогов. Галикарнас украшали статуи, строения и храмы, многие из которых были отделаны мрамором. В центре города незадолго до кончины царя отвели место под Мавзолей. Строительство возглавляла любимая жена Мавсола. Она не считалась с издержками и бросила все силы и средства на возведение усыпальницы, которой доселе свет не видывал. Царица хотела показать миру, насколько богата их семья, возможно, именно тщеславие двигало Артемисией, а вовсе не любовь, однако, истинные мотивы от нас скрыло время.

    Мавзолей расположили на вершине холма близ Галикарнаса. Во внутреннем дворе располагалась каменная платформа, на которой располагалась могила. К вершине платформы вела каменная лестница, со скульптурами львов по бокам, а также со статуями богов и богинь

    В архитектуре галикарнасского мавзолея впервые в греческой архитектуре сочетались три разных ордера: греческий, ионический и коринфский. Нижний этаж поддерживался 15 дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими. В основании этого гигантского сооружения лежал пятиярусный прямоугольник, облицованный белыми мраморными плитами и украшенный сверху скульптурным фризом длиной 117 м - мраморными рельефами. На основании помещался периптер - усыпальница с целлой для жертвоприношений, его окружали 39 одиннадцатиметровых колонн.

    Плиний Старший свидетельствовал, что общая протяженность птерона была никак не меньше 440 футов, в высоту же платформа достигала 20 метров. На платформе находилась пирамидальная структура, которая в высоту почти равнялась основанию, к верху, она, как и положено пирамиде, сужалась. Стены гробницы украшали барельефы, изображающие сцены из греческой мифологии. Пирамидальную крышу гробницы подпирали 36 7-ми метровых колонн, по 9 на каждой из сторон. Между колоннами были установлены статуи.

    Мраморная квадрига венчала пирамиду. Квадрига - это каменная колесница, запряжная четырьмя массивными лошадьми, также вырезанными из мрамора. Роль возниц отводилась, естественно, статуям, изображавшим Мавсола и его супругу Артемисию. Высота скульптурной композиции составляла 6 метров.

    Крышей мавзолея служила ступенчатая пирамида из 24 ступеней, на верху которой возвышалась квадрига - мраморная колесница, запряженная четверкой лошадей, со скульптурами Мавсола (работы Пифея) и его жены Артемисии (работы Скопаса). В усыпальнице периптера стояли мраморные саркофаги царя и царицы. У подножия гробницы располагались мраморные статуи всадников и львов работы Леохара, Тимофея, Бриаксида. Строительство было завершено лишь при внуке царя Мавсола. Строение было столь непохожим на все прежние усыпальницы, что по имени создателя получило название «мавзолей».

    Мавзолей обладал колоссальными по тем временам размерами - занимал площадь в 5000 м. кв. и имел высоту 46 метров от основания до вершины. В архитектуре гробницы явно пролеживались азиатские, восточные черты. Об этом говорит и пирамидальная, сужающаяся крыша, и массивное квадратное основание, отделанное плитами мрамора, отполированными до блеска. Красота Мавзолея заключалась не только в интересном архитектурном решении, но и в богатой отделке. Кроме того, над каждой из сторон четырехугольной усыпальницы трудился «свой» скульптор - что не могло не сказаться на целостности восприятия здания. Конечно, Мавзолей оформлялся в едином стиле, но авторский почерк, так или иначе, прослеживался.

    Камера погребения находилась на первом этаже - в основании. Она, как и саркофаг, была изготовлена из белого алебастра и украшена золотом. Второй этаж напоминал по своему строению греческий храм, использовался, скорее всего, для жертвоприношений.

    Пепел царственной четы хранился в золотых урнах в усыпалице, находившейся в основании здания. Ряд каменных львов сторожил это помещение. Над массивным каменным основанием возвышалось сооружение, напоминавшее греческий храм, окружённый колоннами и статуями. На вершине здания находилась ступенчатая пирамида. Венчало её, на высоте 43 метров над землёй, скульптурное изображение колесницы, запряжённой лошадьми. На ней, вероятно, стояли статуи царя и царицы.

    Мавзолей стоял в непосредственной близости от храмов греческим богам. По тем временам было удивительным, что гробница царя земного по убранству и внешнему виду гораздо превосходила святилища правителей небесных. Возможно, именно это несоответствие привлекало внимание современников к Геликарнасскому Мавзолею, оно же и послужило поводом для занесения усыпальницы в список Семи Чудес Света античного мира.

    Мавзолей был еще не достроен, когда в 353 году д.н.э. скончался Мавсол. По кирийскому обычаю труп правителя кремировали. Часть праха, убитая горем вдова, приказала смешать с ароматическими веществами и водой, а затем выпила, надеясь таким образом воссоединиться с духом умершего мужа. Артемисия сменила на троне супруга и правила еще 2 года, пока смерть от тоски (либо болезней) не настигла ее. Тело царицы также было сожжено, а затем похоронено рядом с мужем. После того, как супруги нашли свое последние пристанище, вход в гробницу замуровали камнями. Существует версия о том, что и тогда гробница была достроена не до конца, отделочные работы завершились лишь в 350 году до Рождества Христова. Исторические источники путаются в датах, да это и понятно, слишком много воды с тех пор утекло.

    Что же случилось с гробницей, и какая участь постигла город Галикарнас? Мавзолей простоял много веков. Он пережил и завоевание города Александром Македонским в 334 году до н.э., и нападение пиратов в начале первого тысячелетия нашей эры. Галикарнас уже был разрушен и превратился из роскошного города в небольшое прибрежное поселение. Маволей, не смотря на это, продолжал простираться над руинами, горделиво, помпезно как и раньше. Шестнадцать столетий памятник тщеславия и любви восхищал взоры завоевателей и обывателей. Редкий путешественник не заезжал в бывшую столицу Карии, чтобы воочию увидеть одно из Чудес Света.

    В начале XV века в Малую Азию прибыли крестоносцы, рыцари мальтийского ордена. Они немало поспособствовали уничтожению Мавзолея. Мраморные плиты и камни воины растащили, использовав их для отделки замка-крепости Св. Петра. Форт был возведен на том самом месте, где некогда возвышался дворец Мавсола и Артемисии. Впрочем, не только люди были безжалостны к Гробнице - время и природные катаклизмы привели к тому, что уж к концу шестнадцатого столетия от усыпальницы осталось лишь основание.

    Неизвестно точно, сколько веков мавзолей простоял и когда был разрушен, но по подсчетам ученых ему удалось выстоять 19 веков, после чего в XIII нашей эры рухнул при землетрясении. Все, что оставалось к 19-ому столетию — фундамент и несколько разрушенных скульптур, большую часть мавзолея разобрали рыцари иоанниты для строительства замка Святого Петра в Бодруме. Большая часть старинного мрамора превратилась в известь, а подземные палаты были разграблены

    В начале XVI века Мавзолей был осквернен, а золотые чаши с прахом Артемисии и Мавсола исчезли. При этом крестоносцы обвиняли в святотатстве местных жителей-мусульман, хотя возможно в разграблении принимали участие и воины мальтийского ордена. Так или иначе, нашли погребальные камеры именно крестоносцы. Однако вопрос остается - были ли они первыми, кто вошел в недра святая святых? Согласно археологическим данным, полученным в ходе раскопок, проходящих на территории Мавзолея в 60-ых годах XX века, обнаружились некие секретные поземные ходы, пролегавшие под гробницей. Их, видимо, вырыли грабители, причем задолго до появления в Бодруме (бывшем Галикарнасе) крестоносцев. Вандалам был не нужен прах царей - их гораздо больше интересовали драгоценности и золото.

    Галикарнасский мавзолей считается одним из семи античных чудес света не из-за его размера или величия, а именно из-за оригинальности его дизайна и внутренних декораций. Исследование памятника древности началось в 1846 году экспедицией Британского музея под предводительством Чарльза ньютона. Он провел раскопки и обнаружил части рельефа стены мавзолея, также останки крыши, а также колесо колесницы диаметром в 2 метра, украшавшей крышу. Также были найдены статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие в вышеупомянутой колеснице.

    Ещё 300 лет прошло, прежде чем археологи приступили здесь к раскопкам. Они открыли части основания Мавзолея, а также статуи и рельефы, которые не были разбиты или украдены. Среди них оказались огромные статуи, изображавшие, как полагают археологи, царя и царицу. В 1857 г. эти находки были перевезены в Британский музей в Лондоне. В последние годы провели новые раскопки, и теперь на этом месте в Бодруме осталась лишь горстка камней.

    После анализа найденных артефактов был разработан ряд проектов реконструкции мавзолея в первозданном виде. По одному из этих проектов был построен мавзолей Гранта на Манхэттене, Нью-йорк

    Возможно, нашим современникам не довелось увидеть даже и фрагментов разрушенного Мавзолея, если бы, не усилия руководства Британского Музея, и археолога сэра Чарльза Томаса Ньютона, который в 1852 году прибыл в Бодрум, что бы отыскать легендарную усыпальницу Мавсола. Исследователь не знал точного месторасположения гробницы, поэтому ему пришлось скупить несколько земельных участков, более-менее подходивших описанию, сделанному еще в древние века историком Плинием.

    В результате раскопок, проведенных Ньютоном, было обнаружено разрушенное основание Мавзолея, множество фрагментов скульптур, в том числе и части той самой квадриги, что некогда возвышалась на крыше усыпальницы. Также Ньютон нашел статуи Мавсола, Артемисии и огромную лошадиную голову из мрамора. Еще одной ценной находкой явились несколько декоративных плит с барельефами, в которых исследователи узнали стиль одного из известнейших скульпторов тех времен, Скопаса. Подобные плиты, Ньютон имел счастье лицезреть, и в отделке той самой крепости, что некогда построили крестоносцы. Окончательно завершились раскопки в 1966-1977 году - ими руководил Кристиан Джеппезен из датского Университета Орхуса.

    Теперь форт, как и руины Мавзолея, являются музеем и местом «паломничества» многочисленных туристов. По сравнению с некоторыми другими почившими во времени античными Чудесами Света, Мавзолей в Геликарнасе «сохранился» неплохо - множество статуй, фрагментов барельефов и прочих декоративных элементов являются экспонатами как в местном музее в Бодруме, так и в Британском Музее.

    Современные архитекторы претворяют в жизнь задумки древних зодчих. Так, Мавзолей в Галикарнасе послужил прототипом Зданию Муниципалитета в Лос-Анджелесе, Зданию Гражданского Суда в Сант-Луи, Мемориалу воинам в Индиане, Церкви Св. Джорджа в Лондоне и Храму Памяти в Мельбурне. Кроме того, в Стамбуле находится уменьшенная копия Усыпальницы, построенная уже в наши дни. Подобных примеров заимствования идей, в современной архитектуре можно привести немало, и это лишний раз доказывает гениальность античных мастеров.

    Главным отличием мавзолея в Галикарнасе от других древних чудес, таких как храм Артемиды в Эфесе, или храм Зевса в Олимпии. являлось то, что там располагались статуи обычных людей и животных — мавзолей не был посвящен греческим богам

    Огромный замок Святого Петра все еще стоит в Бодруме, и камни галикарнасского чуда видны в его структуре. На территории самого мавзолея остались лишь следы от некогда величественного сооружения и небольшой музей, рассказывающий об истории Галикарнаса. Основные фрагменты сохранились в Британском музее

    По образцу галикарнасского мавзолея построено множество зданий по всему миру. Самые знаменитые из них — вышеупомянутое сооружение на Манхеттене, и Массонский храм в Вашингтоне:

    В завершение, еще одно сооружение в Мельбурне, построенное по подобию Галикарнасского мавзолея:

    Подробнее .

    Знаменитый портовый город Бодрум имеет богатую и длинную историю, которая корнями уходит вглубь веков. Тысячи лет назад он назывался Галикарнас и являлся столицей Карии. А сегодня мы можем забронировать отель в Бодруме и насладиться замечательным отдыхом. В этом прекрасном городе родился знаменитый Геродот, однако Галикарнас прославился благодаря своему правителю-тирану Мавсолу. Жестокий и алчный, он обложил все население непомерными налогами и при жизни приказал построить себе роскошную гробницу. Сегодня она является одним из семи чудес света.

    Достать до небес

    Величественная гробница огромного размера, должна была затмить все строения города, и по проекту ее возведение началось в самом его центре. В строительстве принимали участие самые лучшие архитекторы и мастера того времени Сатир и Пифий, скульпторы Скопас и Леохар, создавшие большое число статуй для декора фасадов. Много лет царь следил за ходом работ, созерцая, как поднимается гробница ввысь. Однако финал стройки он так и не увидел, скончавшись за 2 года до ее завершения.

    Основные работы заканчивала супруга Мавсола. Внушительный постамент в основе здания, имел 20 метров в ширину и 43 метра в длину. Верхний ярус включал 36 колонн, которые несли на себе третий ярус в виде ступенчатой пирамиды. Венчала мавзолей мраморная композиция, изображающая колесницу с четверкой коней, в которой восседала трехметровая царственная чета. Вместе со статуями царя и царицы высота мавзолея составляла почти 50 метров.

    Из праха пришло, в прах и превратится

    Впрочем, Артемисия тоже не дожила до полного завершения строительства. Уже после ее кончины был закончен потрясающий барельеф, который передавал сцены из мифологии древней Греции. Слава о красоте и величии мавзолея разлетелась далеко за пределы не только города, но и всей страны. Сооружение простояло почти 2000 лет, пережив не одно поколение. Люди были уверены, что он будет существовать вечно, ведь мавзолей пережил даже страшное землетрясение в 13 веке. К сожалению, никто не стал реставрировать гробницу, а пришедшие в 15 веке рыцари-иоанниты окончательно разобрали строение для постройки своих храмов.

    После долгих прогулок по руинам античного города вам просто необходим глоток свежего, морского воздуха. Не упустите, выпавшей возможности и отправляйтесь в знаменитую бухта Гюмбет , где кипит вся жизнь Бодрума. Ее природное очарование и потрясающие панорамные виды покорят ваше сердце навсегда.