Гарантийный... Возврат Порядок

Восполнение пропущенного поста. Фидья-садака


Вопрос: Скажите, пожалуйста, когда начинается Ораза в 2016 году?

Azan.kz: Если будет на то воля Аллаха, ораза в этом году начинается 6 июня и заканчивается 4 июля.

Вопрос: Где можно скачать "расписание поста" для г. Алматы и для всех городов Казахстана?

Azan.kz: "Расписание поста" можно скачать на нашем сайте. Нажмите на ссылку "скачать расписание" и выберите нужный вам город.

Вопрос: Я никогда не держал (-а) оразу. Как правильно держать оразу? Что можно и что нельзя?

Вопрос: Можно ли держать оразу, если я не читаю намаз?

Azan.kz: Да, можно. Так как ораза - один из пяти столпов Ислама. Инша Аллах, Ваш пост будет принят Всевышним.

Вопрос: Что нужно говорить перед сухур?

Azan.kz: Намерение поста (нийат):

«Я намереваюсь соблюсти пост месяца Рамадан ради Всевышнего Аллаха».

Вопрос: Что нужно говорить перед разговением (ауыз ашу)?
Azan.kz: Слова, которые произносит постящийся при разговении:

«Захаба ззама-у уабталлятиль-‘урукъ, уа сабаталь-аджру инша-Аллах»

Ушла жажда, и жилы наполнились влагой, и награда уже ждет, если будет угодно Аллаху». (Абу Дауд 2357)

«Аллахум ма, лякя сумту, ва бикя аманту, ва "аляй-кя таваккяльту, ва "аля ризкыкя афтарту»

Перевод: «О Аллах, ради Тебя я постился, в Тебя уверовал, на Тебя положился и дарованным Тобой разговелся".

Вопрос: Что лучше всего делать во время поста?
Azan.kz: Вам стоит проявить усердие в поклонения, раздавать милостыню, делать добро людям, читать Коран. Если есть возможность взять отпуск во время поста, лучше сделать это, дабы больше времени прибывать в мечети с намерением поклонения Всевышнему.

Вопрос: Насколько важно принимать сухур? Если я проспал сухур и в течение дня ничего не ел и не пил, не будет ли это считаться нарушением?
Azan.kz: Если Вы не встали утром на сухур, то это не нарушает пост. Главное условие, до ифтара нельзя есть и пить. Но старайтесь не пропускать сухур.

В Рамадан Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спешил сделать разговение сам и побуждал к этому других. Кроме того, он, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал людей обязательно принимать пищу до утренней зари и по возможности делать это перед самым рассветом.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всё время сухура является благословенным, так не упускайте же его, и пусть каждый из вас выпьет хотя бы глоток воды, ибо, поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто ест, или пьёт перед рассветом» (Ахмад).

Вопрос: Важно ли спешить с разговением?
Azan.kz: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

«У каждого все будет хорошо до тех пор, пока они будут спешить с разговением». (Аль Бухари № 1957, Муслим № 1098)

Вопрос: Чем лучше всего разговляться?
Azan.kz: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

«У кого есть финики, пусть разговляется ими, а у кого их нет, тот пусть разговляется водой, ибо она очищает». (Ахмад № 15798, Ат Тирмизи № 695, Абу Дауд № 2355)

Вопрос: Можно ли кушать после фаджр намаза до восхода?
Azan.kz: После фаджр намаза - кушать нельзя. Необходимо прекратить прием пищи за 10 минут до наступления рассвета.

«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи». (Коран 2:187)

Вопрос: Если по забывчивости, днем я принял пищу, выпил воды, нарушается ли мой пост?
Azan.kz: Прием пищи и воды, совершенные по забывчивости пост не нарушают. Как только вы вспомните, что вы постящийся - вам необходимо незамедлительно прекратить прием пищи.

Есть хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто поел или попил, забывшись, пусть продолжает свой пост, ибо это Аллах накормил его и напоил». (Аль-Бухари № 6669)

Вопрос: Можно ли поститься непрерывно, например, 2 дня подряд, без разговения?
Azan.kz: Нет, нельзя.

Передают со слов Абу Са‘ида, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не поститесь непрерывно, а тот из вас, кто захочет сделать это, пусть разговеется перед рассветом (следующего дня)». (Аль Бухари № 1963)

Вопрос: Можно ли держать оразу несколько дней? Например, 3 дня в начале и 3 дня в конце?
Azan.kz: Нет, подобное запрещено.

«В месяц Рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься». (Коран 2:185)

Вопрос: Во время оразы, меня отправляют в командировку в другой город. Могу ли я приостановить свой пост?
Azan.kz: Аллах разрешил путешественнику приостановить пост, даже если во время путешествия он не испытывает никаких затруднений. По истечении оразы, Вам необходимо будет восполнить пропущенные дни. Всевышний сказал:

«А если кто болен или находиться в пути, то пусть поститься столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (Коран 2:185)

Вопрос: Могу ли я держать пост, несмотря на то, что собираюсь в командировку в другой город?
Azan.kz: Да, можно.

Хамза ибн Амр аль-Аслями, да будет доволен им Аллах, спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «О Посланник Аллаха, я чувствую, что у меня достаточно сил для того, чтобы поститься в путешествии, так будет ли на мне грех, если я стану делать это?». Пророк сказал: «Это разрешение (послабление) от Аллаха, и кто воспользуется им, тот поступит хорошо, а кто желает поститься, на том нет греха». (Муслим № 1891)

Вопрос: Во время поста можно делать обрезание (свадьбу и т.п.)?

Azan.kz: Да, в период времени оразы, Вы можете сделать ребенку обрезание (справить свадьбу и т.п.). Но в этом случае, праздничное угощенье вам необходимо перенести на вечер (после разговения).

Вопрос: Во время поста можно ли заниматься спортом?
Azan.kz: Да, можно, но не забывайте, что во время поста организму и так тяжело, постарайтесь не обременять его. Желательно взять перерыв в период поста.

Вопрос: Можно ли глотать слюну во время поста?
Azan.kz: Сглатывание слюны - оразу не портит. Но специально «копить» слюну и сглатывать - нельзя, так как это портит пост.

Вопрос: Можно ли жевать жевательные резинки?
Azan.kz: Нет, нельзя. Жевательная резинка содержит в себе сахар (либо заменитель).

К тому же, при жевании на голодный желудок жевательная резинка стимулирует выработку желудочного сока, что способствует развитию гастрита или обострению язвенной болезни.

Вопрос: Можно ли использовать крема во время поста?
Azan.kz: Да, можно. Главное, что вы не употребляете их внутрь.

Вопрос: Можно ли в период оразы чистить зубы пастой, при этом не глотать слюну.
Azan.kz: Использование зубной пасты допускается, но относится к категории макрух. При использовании зубной пасты слюна не проглатывается до тех пор, пока не пройдет ее вкус. Попадание зубной пасты в желудок нарушает пост. Необходимо тщательно прополоскать рот и быть предельно осторожным. Лучше и безопаснее пользоваться мисваком. Последнее является Сунной.

Вопрос: У меня последнее время частенько кровоточат зубы, и я собираю слюну и выплевываю, иногда по забывчивости глотаю. Нарушается ли пост из-за этого и что можно сделать?
Azan.kz: Ораза не портится, но глотать кровь специально не надо. Рекомендуем Вам быть крайне внимательным.

Вопрос: Во время Ораза разрешается курить днем?
Azan.kz: Нет, не разрешается. Курить вообще запрещено в Исламе.

Вопрос: Во время Ораза разрешается употреблять насвай?
Azan.kz: Нет, не разрешается. Так как это относится к одурманивающим веществам.

Вопрос: Можно ли во время оразы принимать душ, ванну?
Azan.kz: Можно, по мере необходимости. Будьте осторожны.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чистил зубы сиваком и лил себе на голову воду во время поста. Сподвижники видели, как во время поста он, да благословит его Аллах и приветствует, обливал голову водой, спасаясь от жажды или от жары. (Ахмад № 15473, Абу Дауд № 2365)

Вопрос: Можно ли просто полоскать рот, нос во время оразы?
Azan.kz: Полоскание рта и очищение носа водой не нарушает пост, если даже сделано не при омовении. Если Вы проглотите воду, то в этом случае пост нарушается и нужно его возместить.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Хорошо (глубоко) промывай нос, кроме тех случаев, когда ты постишься». (Ат-Тирмизи, 788)

Вопрос: Можно ли стричь ногти, волосы в период поста?
Azan.kz: Можно подстригать ногти и волосы. Лучше всего это делать перед полным омовением.

Вопрос: Во время оразы, днем, я имел половой контакт с супругой. Теперь 1 день прерван. Каким образом можно восстановить его?
Azan.kz: Пост человека, вступившего в половую близость днем в Рамадан, нарушается, и он должен возместить этот день поста посредством непрерывного 2-х месячного поста, а если это ему не по силам, тогда он должен накормить 60 бедняков. (Об этом говорится в хадисе от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах). Аль Бухари № 6087,6164. Муслим № 1111)

Если половой контакт произошел по забывчивости (без намерения прервать пост), то в этом случае ораза не считается испорченной. Как только вы осознали, что вы постящийся - вам необходимо прервать половой контакт.

Вопрос: Можно ли вступать в половую близость супругам, во время оразы, в ночное время (после разговения)?
Azan.kz: «Разрешается вам в ночь поста близость с вашими жёнами (, ведь) они являются одеянием для вас, а вы - одеянием для них» (Коран 2:187)

Вопрос: Можно ли во время поста обнимать, целовать свою жену (мужа)?
Azan.kz: Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Во время поста Пророк, нередко обнимал и целовал (своих жён, однако), он владел собой лучше любого из вас». (Аль Бухари № 1927)

Вопрос: Во время поста у меня произошло семяизвержение, портится ли от этого мой пост?
Azan.kz: При непреднамеренном семяизвержении - пост не нарушается. Вам необходимо сделать полное омовение (гусуль).

Вопрос: Что делать, если во время оразы начался менструальный цикл?
Azan.kz: Вам необходимо прервать пост. В хадисе, переданном Абу Саидом аль-Худри, да будет доволен им Аллах, говорится: «Разве она не оставляет молитву и пост, когда у нее начинается менструация?». (Аль-Бухари, № 1951, Муслим № 889)

После менструального периода, женщине необходимо возместить пропущенные дни поста.

Вопрос: Как быть во время поста кормящей матери?
Azan.kz: Согласно самому верному мнению, женщина, которая беременна или кормящая, рассматривается как тот, кто болен, поэтому ей позволено не поститься, и она должна восполнить только пропущенные дни, опасается ли она за себя или за ребёнка. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах облегчил обязанность поста и часть молитвы для путника, и Он облегчил обязанность поста для беременных и кормящих женщин». (ат-Тирмизи,3/85, он сказал - это хасан хадис)

Вопрос: У меня плохое самочувствие, могу ли я прервать пост?
Azan.kz: Если в некоторые дни человеку трудно поститься, ему разрешается прервать пост в эти дни. Иногда это даже становится обязательным (например, при рекомендации врача) - если пост наносит человеку ощутимый вред. Всевышний Аллах избавил нашу общину от затруднений. Всевышний сказал:

«Он не сделал для вас никакого затруднения в религии». (Коран 22:78)

Человек, прервавший пост из-за того, что ему было очень тяжело, обязан возместить пропущенные дни после того, как ему станет легче.

Вопрос: Как быть немощным людям (неизлечимые люди)?
Azan.kz: Тот, кто вообще не в состоянии поститься (то есть, нет надежды на то, что он когда-нибудь будет в состоянии соблюдать пост, например, очень старый, а также, неизлечимо больной человек), - имеет право не соблюдать пост, однако он должен за каждый пропущенный день накормить одного бедняка. Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, прочитал Слова Всевышнего: «А те, которые способны поститься с трудом, следует в искуплении накормить бедняка». (Коран 2:184)

Вопрос: Во время поста у меня произошла рвота. Нарушен ли мой пост?
Azan.kz: «Кого одолела рвота, тот не обязан возмещать пост, а кто намеренно вызвал рвоту, тот должен возместить свой пост». (Ахмад № 10085, Абу Дауд № 2370, Ат Тирмизи № 720, Ибн Маджа № 1676)

Вопрос: Как надо проводить Ораза айт?
Azan.kz: В Ораза айт надо приготовить праздничную еду, позвать родственников, друзей. Можно самим пойти в гости к родственникам. Самое главное, чтобы чувствовалось, что это праздник.

Вопрос: Я слышал про дополнительный пост после оразы. Что это за пост и как его нужно держать?
Azan.kz: Пост в течении 6 дней после месяца Рамадан в месяц Шавваль, является Сунной. Поститься можно прерывно, т.е. 2 дня в начале, 2 дня в середине, 2 дня в конце. Поститесь также обычным образом, т.е. от рассвета до заката отказываясь от еды, питья, интимной близости и других вещей, нарушающих пост. Начинать можно после праздника "Ораза айт".

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто постится месяц Рамадан, и вслед за ним соблюдает пост шесть дней Шавваля, равен тому, кто постился на протяжении всего года» (Муслим)


Убедительная просьба к лицам, производящим копирование и распространение в социальных сетях и иных сайтах любых материалов ресурса Azan.kz, в обязательном порядке указывать активную ссылку на источник.


Прежде всего, мы просим мусульман отнестись с уважением к чужому труду и принять материалы, публикуемые на данном сайте, как аманат.

Время завершения сухура и начала ифтара в 2018 году для сотни российских городов вы найдёте в таблице, которую можно скачать .

Пост в месяц Рамазан (равно как и суннат-ураза в другие дни) некоторых пугает, особенно если этот месяц выпадает на долгие и жаркие летние дни.

Чаще всего страх связан с тем, что мусульманину в течение дня предстоит испытывать сильную жажду и у него будет «бурлить» в животе от длительного голодания. Такие мысли не располагают к , изначально создавая психологически барьер и сопротивление организма. Отсюда, подчас, вытекают разные психосоматические заболевания во время месяца уразы, иногда до него или даже после.

С чего начинается сухур?

В первую очередь, начиная держать уразу, мусульманин произносит не только намерение, но и делает дуа (мольбу или, как называют её некоторые, молитву) сухура . Текст её следующий:

«Науайту ан-ассумма саума шяхри Рамадаана мин аль-фаджри иль аль-магриби хаалисан лилЛяяхи тя’ааля»

Перевод: «Я намерился держать пост месяца Рамазан от рассвета до заката искренне ради Аллаха»

Именно обращение ко Всевышнему с просьбой не только принять наш пост, но и облегчить его, является важной составляющей начала сухура. И питание как таковое при этом отступает на второй план, потому что самое важное в исламе – надеяться (таваккаль) на Аллаха, на Его милость и помощь. Тем не менее, правильный рацион способствует облегчению уразы.

Что нужно есть на сухур?

Предрассветный приём пищи является важной составляющей поста. В эти несколько минут организм успевает запастись энергией для предстоящего дня. Именно поэтому в хадисах Посланника Аллаха (с.г.в.) говорится о важности сухура: «Соблюдайте сухур, поистине в нём есть благодать» (передали Бухари и Муслим).

В первую очередь необходимо отказаться от продуктов, которые вызывают жажду. Это солёная и копчёная продукция, а также кофе. Лучше заменить его на зелёный или травяной чай, а у кого пониженное давление – пить чёрный с сахаром, а лучше – с мёдом. Не стоит злоупотреблять и сладким, особенно мучными изделиями.

Говоря о выпечке – это тяжелая еда для нашего желудка, учитывая, что сейчас вся она относится к быстрым углеводам. Такая еда переваривается буквально за считанное время, после чего так же быстро появляется ощущение голода, не даёт никаких питательных веществ организму, а также способствует повышению сахара и отложению лишних килограммов.

Завтрак мусульманина во время поста должен содержать цельнозерновой хлеб или хлеб с отрубями. В отличие от пшеничной или ржаной муки, в таком хлебе имеются все элементы цельного зерна, включая его зародыш и зерновую оболочку (отруби), следовательно, содержится больше полезной для организма клетчатки, разных витаминов и минералов. Конечно, при этом очень важно правильно выбирать хлеб в магазине. Порой усыпанный семенами злаков и зёрнами хлеб может сбить с толку покупателя. Когда мы видим такие изделия на прилавке, не всегда понимаем, что в них могут присутствовать различные добавки (вкусовые и красящие). Необходимо внимательно читать состав, где всё должно быть указано.

Второй продукт – основное блюдо на сухур – это каша. Горячие и сытные каши помогают постящемуся надолго забыть о чувстве голода. Правда, это не касается продуктов из серии быстрого приготовления. Помимо многих полезных свойств каш, у них есть очень важное для постящегося – они не заставляют поджелудочную железу вырабатывать большое количество инсулина (что происходит при употреблении белого хлеба и других быстроусваиваемых продуктов), усваиваются постепенно, а также на довольно длительное время притупляют чувство голода. Мюсли и злаковые хлопья тоже хорошо подходят на сухур, особенно если их заправить молоком, йогуртом или кефиром.

Существует множество способов приготовить кашу: как на молоке, так и на воде, запекать с мясом, добавлять сухофрукты и орехи. Учитывая, что крупы можно относительно быстро приготовить, не затрачивая много времени и сил, это идеальный продукт для сухура, особенно в летнее время.

Говоря о сухофруктах как добавках к каше, стоит перечислить их полезные свойства для постящегося. 1 столовая ложка смеси разных сухофруктов даёт все необходимые микроэлементы и чувство насыщения. Мусульманам в Рамазан особенно советуют есть изюм и финики. Известно, что последние снимают усталость, что очень важно после бессонной ночи, а изюм способствует избавлению от стресса. Некоторые утверждают, что чернослив помогает им от жажды, поэтому употребляют на сухур и его. Также ряд сухофруктов (тот же чернослив, инжир и др.) помогают при проблемах с кишечником. Когда сбивается привычный образ жизни и режим питания, это становится стрессом для организма. В таких случаях сухофрукты выступают отличными помощниками.

Идеальным сбалансированным по витаминам и калорийным продуктом на сухур можно считать орехи. Их не стоит употреблять слишком много, ведь в любой еде важна умеренность. В части полезных свойств для организма, как и придания чувства насыщенности, орехи не уступают крупам и сухофруктам.

Превосходно утоляют голод и придают сил молочные и кисломолочные продукты. Желательно выбирать продукцию, обогащенную живыми культурами лактобактерий и пребиотиками, без консервантов, вкусовых добавок и искусственных красителей. Поэтому следует покупать классический творог, наринэ, бифидок, ряженку и другие продукты, отказываясь от брендовых марок с вкусовыми наполнителями. На сухур можно приготовить себе простой бутерброд с сыром и маслом.

Каждый может разнообразить свой сухур всем, чем пожелает: включать мясную продукцию и рыбу, овощи и фрукты. Всё зависит от индивидуальных особенностей организма человека и личных предпочтений. Главный принцип правильного сухура – есть питания, желательно диетические (не жареное или острое), питаться сбалансированно и умеренно.

Пусть Всевышний облегчит и примет ваш пост!

Вопрос: Можно ли держать пост, если я не читаю намаз?

Ответ: Да, можно. Так как пост — один из пяти столпов Ислама. Инша Аллах, Ваш пост будет принят Всевышним.

Вопрос: Что нужно говорить перед сухур?

Ответ: Намерение поста (нийат):

«Навайту ан-асуума саума шяхри рамадаан миняль-фаджри иляль- магриби хаалисан лилляяхи тя’ааля».

Перевод: «Я намереваюсь соблюсти пост месяца Рамазан от рассвета до заката искренне ради Всевышнего Аллаха».

Вопрос: Что нужно говорить перед разговением (ифтара)?
Ответ: Слова, которые произносит постящийся при разговении(ифтара):

«Аллахумма лякя сумту ва бикя аманту ва аляйкя таваккяльту ва ‘аля рызкыкя афтарту фагфирли йа гаффару ма каддамту ва ма аххарту»

Перевод: «О Аллах! Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что Ты мне послал. Прости, о Прощающий мои грехи, прежние и будущие!)» (Ибн Маджа, Сыйам, 48; Даракутни, II/185).»

Вопрос: Что лучше всего делать во время поста?
Ответ: Вам стоит проявить усердие в поклонения, раздавать милостыню, делать добро людям, читать Коран. Если есть возможность взять отпуск во время поста, лучше сделать это, дабы больше времени прибывать в мечети с намерением поклонения Всевышнему.

Вопрос: Насколько важно принимать сухур? Если я проспал сухур и в течение дня ничего не ел и не пил, не будет ли это считаться нарушением?
Ответ: Если Вы не встали утром на сухур, то это не нарушает пост. Главное условие, до ифтара нельзя есть и пить. Но старайтесь не пропускать сухур.

В Рамазан Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спешил сделать разговение сам и побуждал к этому других. Кроме того, он, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал людей обязательно принимать пищу до утренней зари и по возможности делать это перед самым рассветом.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Всё время сухура является благословенным, так не упускайте же его, и пусть каждый из вас выпьет хотя бы глоток воды, ибо, поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто ест, или пьёт перед рассветом» (Ахмад).

Вопрос: Важно ли спешить с разговением?
Ответ:

«У каждого все будет хорошо до тех пор, пока они будут спешить с разговением». (Аль Бухари № 1957, Муслим № 1098)

Вопрос: Чем лучше всего разговляться?
Ответ: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

«У кого есть финики, пусть разговляется ими, а у кого их нет, тот пусть разговляется водой, ибо она очищает». (Ахмад № 15798, Ат Тирмизи № 695, Абу Дауд № 2355)

Вопрос: Можно ли кушать после фаджр намаза до восхода?
Ответ: После фаджр намаза — кушать нельзя. Необходимо прекратить прием пищи за 10 минут до наступления рассвета.

«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи». (Коран 2:187)

Вопрос: Если по забывчивости, днем я принял пищу, выпил воды, нарушается ли мой пост?
Ответ: Прием пищи и воды, совершенные по забывчивости пост не нарушают. Как только вы вспомните, что вы постящийся — вам необходимо незамедлительно прекратить прием пищи.

Есть хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

«Кто поел или попил, забывшись, пусть продолжает свой пост, ибо это Аллах накормил его и напоил». (Аль-Бухари № 6669)

Вопрос: Можно ли поститься непрерывно, например, 2 дня подряд, без разговения?
Ответ: Нет, нельзя.

Передают со слов Абу Са‘ида, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не поститесь непрерывно, а тот из вас, кто захочет сделать это, пусть разговеется перед рассветом (следующего дня)». (Аль Бухари № 1963)

Вопрос: Можно ли держать пост несколько дней? Например, 3 дня в начале и 3 дня в конце?
Ответ: Нет, подобное запрещено.

«В месяц Рамазан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься». (Коран 2:185)

Вопрос: Во время поста, меня отправляют в командировку в другой город. Могу ли я приостановить свой пост?
Ответ: Аллах разрешил путешественнику приостановить пост, даже если во время путешествия он не испытывает никаких затруднений. По истечении поста, Вам необходимо будет восполнить пропущенные дни. Всевышний сказал:

«А если кто болен или находиться в пути, то пусть поститься столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (Коран 2:185)

Вопрос: Могу ли я держать пост, несмотря на то, что собираюсь в командировку в другой город?
Ответ: Да, можно.
Хамза ибн Амр аль-Аслями, да будет доволен им Аллах, спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

«О Посланник Аллаха, я чувствую, что у меня достаточно сил для того, чтобы поститься в путешествии, так будет ли на мне грех, если я стану делать это?». Пророк сказал: «Это разрешение (послабление) от Аллаха, и кто воспользуется им, тот поступит хорошо, а кто желает поститься, на том нет греха». (Муслим № 1891)

Вопрос: Во время поста можно делать обрезание (свадьбу и т.п.)?

Ответ: Да, в период времени поста, Вы можете сделать ребенку обрезание (справить свадьбу и т.п.). Но в этом случае, праздничное угощенье вам необходимо перенести на вечер (после разговения).

Вопрос: Во время поста можно ли заниматься спортом?
Ответ: Да, можно, но не забывайте, что во время поста организму и так тяжело, постарайтесь не обременять его. Желательно взять перерыв в период поста.

Вопрос: Можно ли глотать слюну во время поста?
Ответ: Сглатывание слюны — пост не портит. Но специально «копить» слюну и сглатывать — нельзя, так как это портит пост.

Вопрос: Можно ли жевать жевательные резинки?
Ответ: Нет, нельзя. Жевательная резинка содержит в себе сахар (либо заменитель).
К тому же, при жевании на голодный желудок жевательная резинка стимулирует выработку желудочного сока, что способствует развитию гастрита или обострению язвенной болезни.

Вопрос: Можно ли использовать крема во время поста?
Ответ: Да, можно. Главное, что вы не употребляете их внутрь.

Вопрос: Можно ли в период поста чистить зубы пастой, при этом не глотать слюну.
Ответ: Использование зубной пасты допускается, но относится к категории макрух. При использовании зубной пасты слюна не проглатывается до тех пор, пока не пройдет ее вкус. Попадание зубной пасты в желудок нарушает пост. Необходимо тщательно прополоскать рот и быть предельно осторожным. Лучше и безопаснее пользоваться мисваком. Последнее является Сунной.

Вопрос: У меня последнее время частенько кровоточат зубы, и я собираю слюну и выплевываю, иногда по забывчивости глотаю. Нарушается ли пост из-за этого и что можно сделать?
Ответ: Пост не портится, но глотать кровь специально не надо. Рекомендуем Вам быть крайне внимательным.

Вопрос: Во время Поста разрешается курить днем?
Ответ: Нет, не разрешается.

Вопрос: Во время Поста разрешается употреблять насвай?
Ответ: Нет, не разрешается. Так как это относится к одурманивающим веществам.

Вопрос: Можно ли во время поста принимать душ, ванну?
Ответ: Можно, по мере необходимости. Будьте осторожны.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чистил зубы мисиваком и лил себе на голову воду во время поста. Сподвижники видели, как во время поста он, да благословит его Аллах и приветствует, обливал голову водой, спасаясь от жажды или от жары. (Ахмад № 15473, Абу Дауд № 2365)

Вопрос: Можно ли просто полоскать рот, нос во время поста?
Ответ: Полоскание рта и очищение носа водой не нарушает пост, если даже сделано не при омовении. Если Вы проглотите воду, то в этом случае пост нарушается и нужно его возместить.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Хорошо (глубоко) промывай нос, кроме тех случаев, когда ты постишься». (Ат-Тирмизи, 788)

Вопрос: Можно ли стричь ногти, волосы в период поста?
Ответ: Можно подстригать ногти и волосы. Лучше всего это делать перед полным омовением.

Вопрос: Во время поста, днем, я имел половой контакт с супругой. Теперь 1 день прерван. Каким образом можно восстановить его?
Ответ: Пост человека, вступившего в половую близость днем в Рамазан, нарушается, и он должен возместить этот день поста посредством непрерывного 2-х месячного поста, а если это ему не по силам, тогда он должен накормить 60 бедняков. (Об этом говорится в хадисе от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах). Аль Бухари № 6087,6164. Муслим № 1111)

Если половой контакт произошел по забывчивости (без намерения прервать пост), то в этом случае пост не считается испорченной. Как только вы осознали, что вы постящийся — вам необходимо прервать половой контакт.

Вопрос: Можно ли вступать в половую близость супругам, во время поста, в ночное время (после разговения)?
Ответ: Да

«Разрешается вам в ночь поста близость с вашими жёнами (, ведь) они являются одеянием для вас, а вы — одеянием для них» (Коран 2:187)

Вопрос: Можно ли во время поста обнимать, целовать свою жену (мужа)?
Ответ: Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Во время поста Пророк, нередко обнимал и целовал (своих жён, однако), он владел собой лучше любого из вас». (Аль Бухари № 1927)

Вопрос: Во время поста у меня произошло семяизвержение, портится ли от этого мой пост?
Ответ: При непреднамеренном семяизвержении — пост не нарушается. Вам необходимо сделать полное омовение (гусуль).

Вопрос: Что делать, если во время поста начался менструальный цикл?
Ответ : Вам необходимо прервать пост. В хадисе, переданном Абу Саидом аль-Худри, да будет доволен им Аллах, говорится:

«Разве она не оставляет молитву и пост, когда у нее начинается менструация?». (Аль-Бухари, № 1951, Муслим № 889)

После менструального периода, женщине необходимо возместить пропущенные дни поста.

Вопрос: Как быть во время поста кормящей матери?
Ответ: Согласно самому верному мнению, женщина, которая беременна или кормящая, рассматривается как тот, кто болен, поэтому ей позволено не поститься, и она должна восполнить только пропущенные дни, опасается ли она за себя или за ребёнка. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах облегчил обязанность поста и часть молитвы для путника, и Он облегчил обязанность поста для беременных и кормящих женщин». (ат-Тирмизи,3/85, он сказал — это хасан хадис)

Вопрос: У меня плохое самочувствие, могу ли я прервать пост?
Ответ: Если в некоторые дни человеку трудно поститься, ему разрешается прервать пост в эти дни. Иногда это даже становится обязательным (например, при рекомендации врача) — если пост наносит человеку ощутимый вред. Всевышний Аллах избавил нашу общину от затруднений. Всевышний сказал:

«Он не сделал для вас никакого затруднения в религии». (Коран 22:78)

Человек, прервавший пост из-за того, что ему было очень тяжело, обязан возместить пропущенные дни после того, как ему станет легче.

Вопрос: Как быть немощным людям (неизлечимые люди)?
Ответ: Тот, кто вообще не в состоянии поститься (то есть, нет надежды на то, что он когда-нибудь будет в состоянии соблюдать пост, например, очень старый, а также, неизлечимо больной человек), — имеет право не соблюдать пост, однако он должен за каждый пропущенный день накормить одного бедняка. Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, прочитал Слова Всевышнего:

«А те, которые способны поститься с трудом, следует в искуплении накормить бедняка». (Коран 2:184)

Вопрос: Во время поста у меня произошла рвота. Нарушен ли мой пост?
Ответ: Да

«Кого одолела рвота, тот не обязан возмещать пост, а кто намеренно вызвал рвоту, тот должен возместить свой пост». (Ахмад № 10085, Абу Дауд № 2370, Ат Тирмизи № 720, Ибн Маджа № 1676)

Вопрос: Как надо проводить Ураза байрам?
Ответ: В Ураза байрам надо приготовить праздничную еду, позвать родственников, друзей. Можно самим пойти в гости к родственникам. Самое главное, чтобы чувствовалось, что это праздник.
Вопрос: Я слышал про дополнительный пост после поста. Что это за пост и как его нужно держать?
Ответ: Пост в течении 6 дней после месяца Рамазан в месяц Шавваль, является Сунной. Поститься можно прерывно, т.е. 2 дня в начале, 2 дня в середине, 2 дня в конце. Поститесь также обычным образом, т.е. от рассвета до заката отказываясь от еды, питья, интимной близости и других вещей, нарушающих пост. Начинать можно после праздника » Ураза байрам «.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Тот, кто постится месяц Рамазан, и вслед за ним соблюдает пост шесть дней Шавваля, равен тому, кто постился на протяжении всего года» (Муслим)

Если человек в состоянии поститься, то ему необходимо восполнить не соблюденный по той или иной причине пост только постом . Удобнее поститься зимой, когда дни наиболее коротки. Говорят, что «зима - это весна верующего. В короткие зимние дни он совершает дополнительный пост, а в длинные зимние ночи - молится» . Кстати, нет обязательности восполнять пропущенные дни поста подряд, вполне допустимо восстанавливать, исходя из возможностей, ритма жизни, графика рабочей недели и т. д.

Срок восполнения поста

Необходимо восполнить до наступления следующего месяца Рамадан . Кормящие матери, конечно же, являются исключением.

Если человек не успел восполнить до наступления следующего Рамадана, то как быть? Обязательность восполнения остается на нем долгом, который следует безотлагательно погасить. Чего-то дополнительного при этом он не делает - лишь восполняет пропущенный пост постом .

Можно ли соблюдать дополнительный, желательный (сунна, нафиля) пост , не восполнив долговой обязательный? Такое канонически возможно, но восполнение долгового все-таки первостепенно .

Фидья-садака

А вот выплата фидьи-садаки актуальна для тех, кто предположительно больше уже не будет иметь физических возможностей для соблюдения поста . Фидья-садака - это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше - из расчета среднесуточных затрат на собственное питание) восполняющего таким образом пропущенные дни поста .

Восполнение поста за умершего

Для умирающего целесообразным является учет пропущенных им дней поста и завещание наследникам выплатить фидью за эти дни из его имущества. Дети покойного могут выплатить фидью и из своих личных сбережений от его имени .

«Если человек пропустил какое-то количество дней поста по уважительной причине и умер, так и не имея физической возможности восполнить их, то за него эти дни не восполняемы постом, выплачивается фидья . Если же он имел возможность, но не постился, откладывая на потом, и внезапно умер, то желательно, чтобы за него постился кто-то из его родных или, что также возможно, были накормлены нищие, неимущие, число которых определяется количеством пропущенных дней, то есть выплачивается фидья» .

В своде хадисов имама ат-Тирмизи приводятся слова Ибн ‘Умара: «Если кто-либо умер и на нем остался долг поста, то пусть за него накормят по одному нищему за каждый день пропущенного поста» . В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима передается от ‘Аиши о том, что Пророк (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то умер, а на нем остался долг поста, то пусть за него постится родственник» .

Большинство мусульманских ученых (джумхур) считает, что родственник не обязан поститься за покойного, даже если за последним остался долговой пост. Основным мнением ученых (в том числе мнением богословов шафиитского и ханафитсткого мазхабов) является то, что «за умершего пост, как и молитва-намаз, не соблюдается», лишь можно накормить нищих, передать фидью от его имени в счет погашения долгового поста. Упомянутое в хадисе «пусть за него постится родственник» они трактуют именно так. Опираются они в этом на слова Ибн ‘Аббаса о том, что «один за другого не совершает молитву-намаз и не соблюдает пост». Также опираются на слова ‘Аиши, приведенные в св. х. ‘Абдур-Раззака: «Не поститесь за ваших умерших, а накормите от их имени (выплатите фидью)». Известный мухаддис имам аль-Аскаляни отмечает низкую степень достоверности обеих приведенных цитат, а слова ‘Аиши о недопустимости относит вообще к недостоверному (да‘иф джидден), то есть не имеющему на самом деле к ней отношения. К тому же слова Ибн ‘Аббаса («один за другого не совершает молитву-намаз и не соблюдает пост») можно отнести как к «при жизни», так и к «после смерти». Отмечу, что переданный ‘Аишей и приведенный выше хадис из св. х. аль-Бухари (№ 1952) и Муслима является абсолютно достоверным хадисом от Пророка, недвусмысленно дозволяющим соблюдение поста от имени покойного его родным или близким. Также обращу внимание читателя на то, что в комментарии имама аль-‘Аскаляни к хадису № 1953 св. х. аль-Бухари говорится, что им (соблюдающим пост от имени покойного) может быть не только кровный родственник, но любой близкий человек.

Напомню основополагающее мнение мусульманского богословия относительно «может ли один заменить другого»: недопустимо совершать какие-либо формы физического (телесного) поклонения за другого ни при жизни, ни после смерти. Исключением являются те случаи, относительно которых имеются прямые аргументы, например достоверный хадис. Именно таковым и является рассматриваемый нами случай .

Вопросы по теме восполнения поста и выплаты фидьи-садаки

Я не держал пост до последних 3 дней Рамадана. В дни, когда не держал, безбожно курил марихуану, были на то причины. Только с последней недели Рамадана я завязал и продержал пост последние 3 дня. А после окончания я позволил себе расслабиться один день, но очень сожалею об этом.

У меня есть хороший друг, который сказал, что я могу держать пост и после Рамадана. Сейчас я уже второй день соблюдаю пост. Не курю даже сигареты. Подскажите, правильно ли я делаю? Радик.

Вам необходимо восполнить все пропущенные дни обязательного поста один к одному.

Что касается курения марихуаны и сигарет, то настоятельно советую вам прочитать мою книгу «Мужчины и Ислам». Изучите, какие качества и характеристики должны быть присущи мужчине-мусульманину.

Мы проспали сухур и намаз, к сожалению. Мама встала, когда солнце уже взошло, и попила воды, сказав, что надо закрыть рот (то есть начать пост). Потом произнесла намерение. Об этом она слышала у своей знакомой. Я прочитал всю информацию о посте на сайте нашего муфтията и вопросы-ответы на вашем сайте и пришел к выводу, что маме следует восполнить пост за этот день. Один к одному. Как правильно? Максат, Казахстан.

Ей нельзя было пить воду, если намеревалась поститься. Придется восполнить этот день.

Уважаемый Шамиль Рифатович, дело в том, что я пропустил сухур, а родители и так были не рады, что я держал пост, поэтому настояли на том, чтобы я поел завтрак. Мне 16 лет. Как искупить свою вину? Что бы вы посоветовали, чтобы впредь избежать таких ситуаций? Азамат.

Непродолжительный дневной сон поможет вам вставать ранним утром на сухур. Если пост в упомянутый день был пропущен, тогда восполните его по завершении месяца Рамадан.

Я проспал утренний прием пищи, и поэтому пост в этот день не держал, Можно ли мне восполнить этот день после окончания месяца Рамадан? Я думал, что так можно делать! Руслан.

Вам нужно восполнить этот день после окончания месяца поста. Если вы вдруг проспали утренний прием пищи, то все равно следует поститься.

Когда я в прошлом году держал уразу, то пропустил несколько дней (4–7 дней) из-за лечения. Как мне возместить, я не помню, сколько дней я пропустил. Ф.

Возместите предположительно пропущенное количество дней. Главное, чтобы в предстоящий месяц Рамадан вы не пропустили ни одного дня. Восполнение пропущенных дней не откладывайте на неопределенное «потом».

У меня несколько дней долга по посту, но времени осталось очень мало, и я подсчитала, что один день все равно останется долгом. Можно ли его восполнить после этой уразы. Будет ли считаться пост за прошлый год полноценным или нет? Молдир.

Вам следует восполнить после завершения предстоящего месяца Рамадан, и все будет считаться полноценным.

Если я без уважительной причины пропустил один день поста, правда ли, что мне надо держать пост 30 дней после месяца Рамадан? Mikail.

Если человек соблюдает религиозную практику на протяжении нескольких лет, а потом бросает, в том числе не постится в Рамазан, получается, что он должен будет восполнить каждый пропущенный день 60-ю днями поста? Алибек.

Неправда. Каждый пропущенный день необходимо восполнить одним днем поста .

У меня небольшие проблемы со здоровьем по урологической части, и, так как я сам учусь на врача (студент 5 курса), решил не затягивать и заняться этим вопросом. Но проблема в том, что я в учебное время не успевал сходить сдать анализы и оставил до лета. Летом же освободился только к 1 августа .

Врач предложил мне оперативное вмешательство, однако совсем не хотелось бы пропускать более недели поста. Я решил сдать спермограмму и в зависимости от результатов решить, делать все-таки операцию сейчас или подождать до зимних каникул. Я сдал в тот день анализы на спермограмму, а насколько мне известно, это нарушает пост. Если нарушает, то как мне восполнить это? Ислам.

Восполните одним днем поста.

У меня обнаружили неизлечимое наследственное заболевание, мне необходимо быть на пожизненной специальной диете и пожизненном приеме лекарств. Лекарства следует принимать 4 раза в день. В случае отказа от них может наступить смерть или тяжелые осложнения. Я каждый год держала пост в священный месяц Рамадан и хотела бы продолжать это делать, но моя болезнь не дает мне такой возможности. Я даже не смогу возместить пост в другое время, так как, повторюсь, прием лекарств назначен пожизненно. Слышала, что человек в таком случае должен накормить бедняка за каждый пропущенный день поста.

1. Скажите, права ли я и как следует это сделать? То есть я должна ежедневно раздавать еду или могу подсчитать, сколько в среднем трачу на еду в день, и каждый день отдавать эту сумму нуждающимся людям? Или можно подсчитать, сколько трачу на еду в месяц, и в начале Рамадана отдать всю эту сумму?

2. Если я отдаю людям деньгами, а не раздаю еду, то имеет ли значение, пойдут эти деньги на еду или нет? А если они пойдут на лекарства, к примеру? К.

1. Все три варианта возможны. В третьем лучше дождаться завершения месяца Рамадан.

2. Главное - с каким намерением вы передаете эти деньги неимущему либо по иным направлениям передачи закята . То, как он или они их потратят, вас не касается.

Я - новообращенный мусульманин. Держу пост, но почувствовал боль в области печени, предположил, что это из-за моего хронического гепатита B. Врач наверняка скажет воздержаться от поста. Если прекращу поститься, то правильно ли я рассчитал фидью-садаку: каждый день надо давать 1,75 кг муки. Ее цена 15 руб. за кг. Значит 1,75х15х31(день)=813,75 - моя фидья за Рамадан. Верно ли? Для меня этот вопрос важен, так как это мой первый Рамадан и я имел искреннее намерение соблюсти пост. Leon.

Вы неверно и не точно информированы. Если вы в состоянии поститься, то восполните пост постом. А вот выплата фидьи-садаки актуальна для тех, кто предположительно больше уже не будет иметь физических возможностей для соблюдения поста . Фидья-садака - это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше - из расчета среднесуточных затрат на собственное питание) восполняющего таким образом пропущенные дни поста .

У меня сахарный диабет второго типа. Если не поем вовремя, начинается гипогликемия. Как мне быть в такой ситуации? Денис.

Не поститесь и выплачиваете фидью-садаку.

Я собираюсь держать пост в Рамадан, но проблема в том, что я пью таблетки 3 раза в день во время еды (соответственно, запиваю их водой). Как мне быть? Принимать таблетки или воздержаться от поста, а когда закончу курс лечения, поститься? Орхан.

Если данный курс лечения крайне необходим для вас с точки зрения поддержания здоровья и жизни, тогда вам нужно его завершить, а пропущенные дни поста восполнить после месяца Рамадан один к одному.

Я читаю намаз с 26 лет, держу уразу с 27 лет. Мой друг, читающий намаз, сказал, что у меня есть долг за намаз 13 лет (с 13 до 26 лет) и за уразу - 14 лет (с 13 до 27 лет). Прав ли он? Жомарт.

1. Человек, осознанно ставший мусульманином, ничего из прошлого восполнять не должен. Единственное, если, например, приняв Ислам, он не сразу начал выполнять обязательную молитву или пропустил обязательный пост, тогда все это необходимо восполнить.

2. Если человек был абсолютно неверующим, но из числа «этнических мусульман», то, начав исполнение религиозной практики, он так же, как и неофит , ничего не восстанавливает.

3. В случае же, когда человек был носителем постулатов веры, но не соблюдал религиозную практику, необходимо все восполнить, начиная с периода полового созревания.

В этом году я постилась только первую неделю Рамадана. Потом пришлось прервать пост из-за насморка, который до сих пор продолжается.

Будет ли мне такой же саваб за пост в восполняемый день, как и за день поста в месяц Рамадан? Дина.

Вам в любом случае нужно восполнить пропущенные дни поста, и это - обязанность пред Богом, а то, насколько будет вознаграждаемо, одному Всевышнему ведомо. Насморк я все-таки не отнес бы к тяжелым заболеваниям, из-за которых нужно прерывать пост.

Здесь полезно напомнить хадис: «Если верующий, не относившийся к какой-либо из категорий, освобожденной от соблюдения поста, не соблюдал пост в один из дней месяца Рамадан, [то пусть знает, что] этот день он не сможет восполнить и целым веком поста. [То есть каждый день обязательного поста крайне важен и ценен. Если человек, для которого соблюдение поста обязательно, оставил это без внимания, пренебрег данной формой поклонения Творцу, пропустил день, то ни один из дней земной жизни не сможет возместить эту потерю. Масштабы огромны и исключительны. Конечно же, верующий восполняет пропущенное в последующем, но особой значимости каждого из дней месяца Рамадан ни один иной день года не имеет]» .

Возможные исключения перечислены в моем материале «Пост женщины».

См.: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 3 т. Т. 3. С. 263.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если человек восполняет пропущенный обязательный пост, то ему выбирать: либо в разбивку, либо подряд [все пропущенные дни один за другим]». См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 248, хадис № 1690.

По этому поводу есть несколько хадисов. Степень достоверности у них не высокая, но в общей массе они имеют вес, дают основание именно для такого богословского заключения, а потому большинство ученых (джумхур) были согласны с возможностью выбора в данном вопросе. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 248; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 236.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 239; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]: В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 3. С. 1735; аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 44.

См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 47.

Следует упомянуть о наличии авторитетного мнения, что если человек просрочил восполнение пропущенного до наступления очередного месяца обязательного поста, то он постится в наступивший Рамадан, а после восполняет ранее пропущенное, дополнительно кормя при этом по одному бедняку за каждый день (фидья). Замечу, что достоверных хадисов на этот счет нет. В богословской литературе это упоминается как мнение нескольких сподвижников. Большинство мусульманских богословов (в том числе богословы-шафииты) говорят о необходимости этого. Часть ученых, среди которых богословы ханафитского мазхаба и имам аль-Бухари, не соглашались с этим, говоря, что достаточно поста, а относительно чего-то большего соответствующих аргументов нет. Так же считал и имам аш-Шавкяни. Подробнее об этом см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 237–239; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1735, 1746; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 249, 250; аль-Буты Р. Машурат иджтима‘ия [Советы людям]. Дамаск: аль-Фикр, 2001. С. 41.

О том, в какие дни помимо месяца Рамадан предпочтительно, желательно соблюдать пост, читайте в соответствующем материале.

См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 249, 250; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 237; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1746.

Можно перевести это в денежный эквивалент, передать деньгами по тем направлениям, по которым передается ежегодный закят. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743, 1744.

См., например: Аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 44.

См., например: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 1. С. 355.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1700.

См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 236, хадис № 717; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 249, хадис № 1693; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 4. С. 1408, хадис № 2034.

Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари, Муслима, Ахмада и Абу Дауда. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 543, хадис № 9038, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 580, хадис № 1952; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 251, хадис № 1696; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 4. С. 1408, хадис № 2033.

Подробнее обо всем этом см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 241–243, хадисы № 1952, 1953 и комментарии к ним; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 250–253, хадис № 1696 и комментарии к нему; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 4. С. 1408, 1409, хадисы № 2033–2035 и комментарии к ним.

Отмечу, что касательно молитвы-намаза мнение ученых едино, то есть разногласия отсутствуют относительно того, что один не может совершать намазы за другого ни при жизни того, ни после смерти. Ныне здравствующие не совершают долговые обязательные молитвы-намазы за покойных. См., например: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. В 20 т. Т. 17. С. 75; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 1. С. 355.

См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 60.

Подробнее об этом читайте в моем материале «60 дней или нет? Преднамеренное нарушение поста».

Фидью можно передать деньгами по тем направлениям, по которым передается ежегодный закят. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743, 1744.

Подробнее об этих направлениях см. в моем переводе смыслов Священного Корана (9:60). Т. 2. С. 194, 195.

«…Те же, кто не сможет восполнить пост [именно постом] в другие дни [по причине старческой немощности или неизлечимой болезни], должны накормить бедняка [из среднего, обычного, чем кормят семью]. Кто сделает больше [чем накормит бедняка], то это лучше для него самого…» (см.: Св. Коран, 2:184). Также см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743, 1744.

«…Из среднего [обычного], чем вы кормите семью» (см.: Св. Коран, 5:89). Подробнее о том, чем может измеряться фидья, и о том, что Сунной размер ее не определен и не ограничен каким-то продуктом питания, см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 247; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах [Ступени успеха с помощью Открывающего все Господа]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. С. 244; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих: В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 4. С. 1408.

Можно перевести это (среднесуточные расходы на питание) в денежный эквивалент, передать деньгами по тем направлениям, по которым передается ежегодный закят. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743, 1744.

Подробнее об этих направлениях смотрите в моем переводе смыслов Священного Корана (9:60). Т. 2. С. 194, 195.

Неофит - новый приверженец какой-нибудь религии.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа и др. См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 238, хадис № 722; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 272, хадис № 2396; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1672; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 517, хадис № 8492, «хасан»; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 308.

Чем сухур и ифтар отличаются от обычного завтрака или ужина?

Во время поста Рамадана сунной являются два приема пищи: предрассветная трапеза (сухур) и трапеза разговения (ифтар). Сухур и ифтар – это акты поклонения, к которым надо отнестись серьезнее, чем к обычному завтраку или ужину. Правильный подход к организации этих трапез способствует выполнению Поста.

Верно ли то, что разница между постом мусульман и постом людей писания – это сухур?

Да, верно, Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Воистину, разница между нашим постом и постом людей писания – это сухур». Сухур является важным предписанием и милостью Всевышнего для мусульман. Отведать предрассветную трапезу - великое благо. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, также сказал: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто совершает сухур» (Имам Ахмад); «Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать (баракат)» (Аль‐Бухари и Муслим).

В какое время принимают сухур во время Рамадана?

Принимают сухур до второго азана на утренний намаз. Старайтесь просыпаться вовремя, чтобы поесть не спеша.

Сколько времени должно пройти между азаном и сухуром?

На этот вопрос есть ответ в хадисе. Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, сказал: «Столько, (что можно было прочитать) пятьдесят аятов» (Аль‐Бухари и Муслим)

В какое время необходимо перестать принимать сухур?

Еда становится запрещенной, когда появляется истинный рассвет – сигнал для начала поста и утренней молитвы (фаджр). Не предписано отказа от пищи и питья до начала времени молитвы фаджр.

Как быть, если вы услышали второй азан, принимая сухур?

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если один из вас слышит призыв к молитве и блюдо находится в руке одного из вас, то пусть он не кладет его, пока не удовлетворит свою нужду из него».

Если нет времени нормально позавтракать, что лучше съесть на сухур?

Пророк, мир ему и благословение, сказал: «В предрассветной трапезе благодать. Совершайте сухур хотя бы глотком воды» (имам Ахмад). А также: «Прекрасный сухур верующего – это финики» (Абу Дауд)

В чем польза сухура для здоровья?

По мнению медиков, сухур заряжает организм энергией для эффективной работы в течение первой половины дня. Во второй половине дня организм подпитывает энергия распада углеводов и части жиров. Тем самым обменные процессы в организме остаются в норме.

Сколько жидкости нужно выпить на сухур, чтобы днем не мучала жажда?

На сухур лучше ограничиться 1-2 стаканами воды, в идеале – через 20 минут после еды, чтобы не разжижать нужный для пищеварения желудочный сок.

Как правильно употреблять воду и напитки во время поста Рамадан?

Желательно употреблять около 2 литров чистой питьевой воды в сутки, но на сухур лучше ограничиться 1-2 стаканами воды. Остальную воду надо восполнить по возможности на ифтар и/или в удобное время ночью.

Из напитков лучше зеленый чай, чем черный чай и кофе; намного полезнее напитки из кисломолочных продуктов, приправленные солью, зеленью и травами. После их употребления редко мучает жажда.

В еде стоит ограничить то, что вызывает жажду: жирную, жареную, копченую и соленую пищу, а также рыбу, после которой обычно хочется пить. Лучше исключить фаст-фуд, жареный картофель, традиционные бутерброды, сливочное масло, пирожные и торты, чипсы.

Каким продуктам лучше отдать предпочтение на сухур и ифтар?

Рекомендована пища, которая содержит сложные углеводы жирные кислоты, и потому дольше усваивается организмом, что создает длительное чувство насыщения и не приводит к ожирению. Обратите внимание на свежие овощи и фрукты, зелень, оливковое масло, неочищенный рис, овсяные хлопья, гречневую кашу, хлеб из цельного пророщенного зерна или муки грубого помола, хлеб с отрубями, свежий фруктовый сок без сахара, макароны из твердых сортов пшеницы, сухофрукты (финики и пр.)

Как питаться во время поста при высокой физической активности?

В этом случае нужны белки, которые перевариваются около 8 часов: отварное или запеченное нежирное мясо (говядина, курица и т.д.), яйца, грибы, молочные и соевые продукты, горох, красная фасоль, чечевица.

Когда правильно начинать ифтар?

Первую часть ифтара желательно начинать сразу после захода солнца и до совершения вечерней молитвы магриб. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Люди не перестанут находиться в благополучии до тех пор, пока будут спешить с разговением» (аль-Бухари, 1957, Муслим, 1092)

Почему важно вовремя делать разговение?

«Во время каждого разговения, Аллах выберет людей, освобожденных от Огня» (Ахмад, 5/256, Сахих ат-Таргиб, 1/419)

Что значит «спешить с разговением»?

Каждая часть земли имеет свое время захода солнца, которое не всегда совпадает с астрономическими расчетами. Поэтому, если кто-то может видеть положение солнца собственными глазами, должен, вне зависимости от расписания, ускорять то, что нам приказано Всевышним. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, тщательно оберегал эту Сунну, обучая ей и практикуя ее.

Как правильно разговляться во время поста Рамадан?

После азана на вечернюю молитву рекомендуют съесть немного фиников или выпить воды (около стакана). Некоторые разговляются выпечкой, фруктами или сухофруктами, соком и т.п. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Когда кто-нибудь из вас будет разговляться, пусть разговляется финиками, а если не найдёт фиников, пусть разговляется водой, ибо поистине она очищает» (Абу Дауд, 2355, ат-Тирмизи, 658, Ибн Маджах, 1699)

Как разговлялся Наш Пророк, мир ему и благословение?

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, съедал три финика, затем совершал молитву магриб, затем ел снова, если считал, что нуждается в ужине.

Что лучше для разговления: финики или вода?

По мнению медиков, финики быстро насыщают кровь глюкозой, которая через 20 минут активизирует работу центра голода и насыщения в головном мозге, регулирующего аппетит. При употреблении воды мозг аналогичным образом реагирует на тяжесть в желудке.

Когда начинается основной прием пищи, под которым часто понимают «ифтар»?

Вторая часть ифтара – ужин в семейном кругу или с другими членами общины – начинается после совершения намаза.

Следует ли ограничивать себя в приеме пищи на ифтар?

Организуя такой ужин, следует помнить об умеренности – еды может быть много, но излишнее количество съесть – греховно. Передают, что жена Пророка, мир ему и благословение, Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение, умер, и ему так никогда и не довелось досыта поесть хлеба с оливковым маслом два раза в день».

Какую пищу готовить на ифтар во время поста Рамадана?

Предпочтение следует отдать салатам из свежих овощей, блюдам из круп, овощным, мясным или рыбным блюдам. Рекомендуют ограничить жареное, жирное, мучное и сладкое, исключить по возможности продукты быстрого приготовления (сублиматы, колбаса и пр.), которые быстро усваиваются организмом, не насыщая его полноценными белками и углеводами.

Какие блюда традиционно готовят на ифтар?

В каждой местности и, тем более, в каждой семье есть свои особые рецепты блюд для сухура и ифтара. Напомним лишь, что меню разнообразит нежирный плов, спагетти, итальянская лазанья, цыплёнок с овощами, тушёное мясо, кебаб из нежирной говядины, хинкал на кукурузной муке или пшеничной грубого помола; запечённая рыба, сваренные на пару овощи, салат из свежих овощей, кукурузные оладьи, сырный суп с овощами и др.

Как правильно питаться, если накануне поста возникли проблемы со здоровьем?

В этом случае лучше обратиться к врачу-диетологу, чтобы он помог вам скорректировать питание на это время.

Если вы проспали сухур и в течение дня ничего не ели) и не пили, будет ли это считаться нарушением поста?

Если Вы не встали утром на сухур, то это не нарушает пост. Главное – до ифтара нельзя есть и пить. Но старайтесь не пропускать сухур, ведь наш Пророк, мир ему и благословение, говорил: «Соблюдайте сухур, поистине в сухуре есть благодать» (имам Бухари 1923, имам Муслим 1095)

В чем ценность времени сухура?

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Всё время сухура является благословенным, так не упускайте же его, и пусть каждый из вас выпьет хотя бы глоток воды, ибо, поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто ест или пьёт перед рассветом».

Можно ли употреблять пищу или напитки после фаджр намаза до восхода солнца?

Нет, нельзя. Необходимо прекратить прием пищи за 10 минут до наступления рассвета. «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (Коран 2:187)

Почему важно спешить с разговением в Рамадан?

Наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спешил сделать разговение сам и побуждал к этому других: «Люди будут жить в благополучии, пока будут спешить с разговением» (Аль Бухари № 1957, Муслим № 1098)

Чем лучше всего разговляться во время поста в Рамадан?

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: «У кого есть финики, пусть разговляется ими, а у кого их нет, тот пусть разговляется водой, ибо она очищает» (Ахмад № 15798, Ат Тирмизи № 695, Абу Дауд № 2355)

Нарушится ли ваш пост, если днем вы непреднамеренно (по забывчивости) приняли пищу или выпили воды?

Непреднамеренный прием пищи и воды не нарушает пост. Как только вы вспомните, что вы держите пост, необходимо незамедлительно прекратить прием пищи.

На этот случай есть достоверный хадис Пророка, мир ему и благословение: «Кто поел или попил, забывшись, пусть продолжает свой пост, ибо это Аллах накормил его и напоил» (Аль-Бухари № 6669)

Можно ли поститься непрерывно, например, два дня подряд, без разговения?

Нет, нельзя. Передают со слов Абу Са‘ида, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Не поститесь непрерывно, а тот из вас, кто захочет сделать это, пусть разговеется перед рассветом (следующего дня)» (Аль Бухари № 1963)

Что нужно говорить перед сухуром (утренним приемом пищи)?

Нужно произнести намерение поста (нийат): «Я намереваюсь держать пост месяца Рамадан ради Всевышнего Аллаха».

Что нужно говорить после разговения?

ذهب الظمأ وابتلت العروق وثبت الاجر الله

Захаба ззама-у уабталлятиль-‘урукъ, уа сабаталь-аджру инша-Аллах

или «Хвала Господу, Который помог мне поститься и наделил меня тем, чем я совершил разговение».

Что говорил наш Пророк, мир ему и благословение, после разговения?

На эту тему есть несколько дуа: «Ушла жажда, и жилы наполнились влагой, и награда уже ждет, если будет угодно Аллаху» (Абу Дауд 2357, аль-Байхакъи 4/239)

«О Аллах, ради Тебя я постился, в Тебя уверовал, на Тебя положился, Твоей пищей разговелся. О, Прощающий, прости мне грехи, что я совершил или совершу»

Аллахумма лякя сумту, ва бикя ааманту, ва ‘аляйкя таваккяльту, ва ‘аля ризкыкя афтарту, фагфирлии йя гаффаару маа каддамту ва маа аххарту

اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ بِكَ آمَنتُ ذَهَبَ الظَّمَأُ وَ ابْتَلَّتِ الْعُرُوقُ وَ ثَبَتَ الْأَجْرُ إِنْ شَاءَ اللهُ تَعَلَى يَا وَاسِعَ الْفَضْلِ اغْفِرْ لِي اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذِي أَعَانَنِي فَصُمْتُ وَ رَزَقَنِي فَأَفْطَرْتُ

Аллаахумма лякя сумту ва ‘аляя ризкыкя афтарту ва ‘аляйкя таваккяльту ва бикя аамант. Зэхэбэ ззомэу вабтэллятиль-‘урууку ва сэбэталь-аджру ин шээаллааху та‘аля. Йя ваасиаль-фадлигфир лии. Альхамду лилляяхил-лязии э‘аанании фа сумту ва разакании фа афтарт

О, Всевышний, я постился ради Тебя [для того, чтобы Ты был доволен мною]. Завершил я пост тем, чем Ты наделил меня. На Тебя я положился и в Тебя уверовал. Ушла жажда, наполнились жилы влагой, и утвердилось вознаграждение, если пожелаешь Ты. Обладатель безграничной милости, прости грехи мои. Хвала Господу, Который помог мне поститься и наделил меня тем, чем я совершил разговение.

Что нужно делать в первую очередь, когда наступило время ифтара: совершать вечернюю молитву или разговляться?

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: «До тех пор, пока мусульмане будут спешить с разговением, им всегда будет сопутствовать успех» (Бухари, «Саум», 45)

Масрук, да будет доволен им Аллах, рассказал Айше, да будет доволен ей Аллах: «Среди сподвижников есть два человека, которые всегда стараются совершать богоугодные дела. Но в одном они различаются: один из них всегда предпочитает быстрее прочитать вечернюю молитву и скорее сесть за стол, а второй спешит разговляться и позже совершить намаз». Айша, да будет доволен ей Аллах, спросила: «А кто тот, кто спешил с разговением?» И, услышав в ответ «Абдуллах ибн Масуд», сказала: «Так всегда поступал Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха» (Муслим, «Сыям», 49-50)