Гарантийный... Возврат Порядок

Американский художник Джефф Кунс: биография, творчество и интересные факты. Американский художник Джефф Кунс: биография, творчество и интересные факты Секрет воплощения идеи в жизнь

Каким должен быть преуспевающий художник? Он талантлив? Не исключено. Скандально известен - по возможности, богат - обязательно. Самый «дорогой» американский художник Джефф Кунс рассказал о деньгах и о карьере в интервью журналу ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН.

Baloon flower. Полированная сталь. 1995-2000. 340 x 285 x 260 cм

«Мне уже 61 год, а я по-прежнему люблю игрушки! Вам это кажется странным? Уверен, что многие взрослые не прочь поиграть, ведь за мои пластиковые объекты и разноцветные стекляшки они выкладывают миллионы! Почему я делаю надувных зайцев и больших кукол? Они позволяют быть понятным большому числу людей, с которыми мне хочется общаться. Секрет успеха - работа с сильными эмоциями, а они связаны с сексом и властью. Кажется, Фрейд говорил, что люди всегда смеются над правительством, сексом и отправлениями прямой кишки. Эти темы занимают всех без исключения. Поэтому публика откликается на мои работы. Меня ненавидят, обожают, но главное - на меня реагируют.

Скульптура Balloon Swan (2004-11). Полированная сталь. Выставка в музее Jumex в Мексике.

В эпоху информационной передозировки и обилия катастроф, когда каждый день видишь страдания, боль и кровь по телевидению (эти зрелища просто притупляют чувствительность), реакция - это самое ценное. В 1980-х все обсуждали мои барочные бюсты из стали, в 1990-х меня ругали за порнографическую серию «Сделано на Небесах», и всех всегда интересовали подробности моей личной жизни. Таков мир!

Кажется, Фрейд говорил, что люди всегда смеются над правительством, сексом и отправлениями прямой кишки. Эти темы занимают всех без исключения. Поэтому публика откликается на мои работы. Меня ненавидят, обожают, но главное - на меня реагируют.

Я считаю себя cчастливым человеком. Дома меня ждут прекрасная жена и пятеро детей. Старшей дочери, критику журнала «Гурман», уже за двадцать, младший сын недавно родился. В моем ателье, расположенном в нью-йоркском Челси, работает группа молодых и талантливых специалистов. Это моя «фабрика мечты», явление, некогда введенное в художественную практику великим Энди Уорхолом. Здесь мы создаем наши произведения искусства. Каждый свой день я начинаю с обхода мастерской; в ней несколько «отделов». В отделе компьютерной графики мои эскизы воспроизводятся в дигитальной форме, перед тем как им стать реальностью. В живописном отделе сотрудники по частям воспроизводят живописные работы, следуя моим инструкциям. Далее появляются на свет пластиковые или металлические шедевры, в лаборатории мы сверяем цвета и формы. Все живет, бурлит и доставляет огромное наслаждение. Даже «копируя» объекты повседневной жизни, мы хотим, чтобы по красоте они превосходили реальность.

На первом плане: Balloon Dog (Magenta), 1994-2000. Полированная сталь. 307,3 × 363,2 × 114,3 cм. Музей Гуггенхайма в Бильбао.

Топиарий Puppy «Щенок». 1992. Музей Гуггенхайма в Бильбао.

Из серии New Painting And Sculpture (2009–13). Gagosian Gallery.

Художественное кредо «верь в себя и следуй своим интересам» пришло ко мне не сразу. Будучи ребенком, я помогал отцу в его мебельном магазине. И вывесил там однажды свои рисунки. Их купили! Деньги, а главное, ощущение себя юным бизнесменом доставили мне необычайное удовольствие. Не понимаю художников, которые из чистого кокетства прикрываются фразами вроде: «Искусство не должно быть материальным, оно - бескорыстный плод интеллектуальных страданий!» Что плохого в умении зарабатывать деньги? Когда деньги есть, их можно вложить в искусство. Результаты будут налицо.

Серия Gazing Balls (Ariadne). Гипс, стекло. 112,7 × 238,4 × 93 см. Центр Помпиду. Париж.

В юные годы я продавал не только свои работы, но газеты и сладости! В 21 год закончил Художественный институт в Мэриленде. Неважно, что и как мы изучали, главное, нас, американцев, научили верить в себя. После института денег не хватало на краски, не говоря уже о дорогостоящих материалах, - я пошел работать брокером на биржу. Биржа научила меня проницательности, умению понимать психологию. А без этого невозможна творческая деятельность. Ведь цель искусства- коммуникация, общение с людьми.

Когда в конце 1970-х я перебрался в Нью-Йорк, средств по-прежнему не хватало, и мне пришлось продавать входные билеты в Музей современного искусства (МоМA). Затем я искал спонсоров, занимался маркетингом, копил деньги и параллельно рисовал. Свои сбережения потратил на работы, выставленные в 1980 году в Новом музее современного искусства на Бродвее. Мы показали объекты The New из плексигласа, пылесосы The Pre-New и резиновые цветы Inflatables. Восемь лет спустя для серии Banality я сменил технику - начал работать с фарфором. И с этой целью нанял мастеров из Германии и Италии, владеющих материалом в совершенстве.

The Balloon Venus для Dom Pérignon. 2013.

В 1990 году на биеннале в Венецию я привез серию «Сделано на Небесах», в которой запечатлел себя и свою жену Чиччолину на гигантских цветных фотографиях. Сексуальный контекст произведений вызвал скандалы в Европе и Америке. Вскоре последовал развод с женой, до брака снимавшейся в порнофильмах. Это привлекло внимание публики к моей личной жизни, я стал скрываться от журналистов, не давал интервью и не участвовал в выставках. Если художник знает свое дело и добросовестно работает, рано или поздно ему выпадет шанс. Каждый день я говорю: «Сегодня твой день, Джефф. Ты создашь драгоценное произведение...»

К моему удивлению, семилетний перерыв не повлиял на мою популярность и стоимость работ. В 1997 году рекордная сумма от их продаж составила 250 тыс. долл. А уже через полтора года за фарфоровые статуэтки я получал около 1 млн долл. В 1999-м состоялись выставки сначала в галерее Sonnabend в Нью-Йорке, затем в Берлине у Макса Хецлера; серию Easyfun показали в Музее Гуггенхайма. В том же году аукционный дом Christie’s продал мою «Розовую пантеру» за 1,8 млн долл. До сих пор моим самым большим финансовым успехом считалась работа «Майкл Джексон», ушедшая за 5,1 млн долл.; однако в 2004 году другую мою работу купили за 14,5 миллионов.

Когда в 1976 году я приехал в Нью-Йорк, никто еще не помышлял о художественном рынке. Сегодня молодое поколение художников жалуется, что нью-йоркский рынок уже поделен. Если художник знает свое дело и добросовестно работает, то ему рано или поздно выпадет шанс. Каждый раз, приходя в мастерскую, я говорю себе: «Сегодня твой день, тебе повезет, и ты создашь свое самое драгоценное произведение!»

BMV M3 GT2 Art Car. 2010. Виниловая аппликация. 17-й BMV Art Car - до Кунса расписывали такие мэтры как Фрэнк Стела, Рой Лихтенштайн, Энди Уорхолл.

Американский художник и скульптор Джефф Кунс родился в 1955 году. Одни называют его «королем кича» и «творцом банальностей», другие - одним из ключевых современных художников. Самой скандальной признана серия «Сделано на Небесах» (Made in Heaven, 1990), в которой художник откровенно запечатлел себя и свою тогдашнюю жену порнозвезду Илону Сталлер (Чиччолину). И официально женился Кунс на безобразнице вроде бы только для того, чтобы пуританская Америка и католическая Италия не наложили вето на его творчество... Самой интересной считается серия «Роскошь и деградация». Среди знаменитых работ «Щенок» в Бильбао: тринадцатиметровая скульптура из цветов, размещенная на металлической конструкции.

Современное искусство. Китч. Эти слова для современного человека не являются пустым звуком. Джефф Кунс считается ярчайшим представителем этого направления. Более того имя этого человека известно и популярно в области искусства. Он богат и знаменит. Он одновременно открыт и непонятен, его искусство кричаще, эпатажно, его произведения назойливо привлекательны. И всё же он признанный современный гений. Итак, Джефф Кунс.

Китч. Кратко о стиле

Чем же занимается этот человек? Что представляет собой его творчество? Начинается всё с китча. Это слово в переводе с немецкого языка означает "халтура", "пошлость", "безвкусица". Первый всплеск популярности этого направления пришелся на 50-е годы минувшего столетия. Массовые изделия из пластика копировали высокое аристократическое искусство. На тот период времени изделия подобного рода пользовались всеобщим восхищением. На первый взгляд, китч не вызывает симпатии, но возникает логический вопрос: почему он получил такое широкое распространение?

Если взглянуть с другой стороны, то можно увидеть присутствующую здесь иронию. Ведь все атрибуты успешной жизни прошли через цепкие лапы китча. На пьедестал современности взгромождены такие известные вещи, как бутылка напитка (кока-кола и пепси-кола), джинсы популярных марок, сигареты, певцы, носящие призрачные титулы королей. Да, безусловно, это удобно, красиво, вкусно, стильно, но не более того. Джефф Кунс - именно тот человек, который понимал и видел эти две стороны. И на основании этого направления воздвиг собственную империю.

Ранние работы Кунса

Гениальный автор Джефф Кунс, работы которого получили широкое признание в современном искусстве, заставил мир говорить о себе еще в 1985 году, когда представил свою работу на выставке коллекции Три баскетбольных мяча, находящихся в заполненном аквариуме, создают впечатления невесомости, полёта. Это творение Джеффа Кунса сильно повлияло на его дальнейшее творчество. Через время мастер представил новые работы в похожем исполнении. Овцы, коровы, акулы, погруженные в формальдегид, представлены в серии экспонатов. Кунс воспевает в своих работах только современных знаменитостей. Так, на смену Мэрилин Монро пришел Майкл Джексон. Композиция «Майкл Джексон и пузыри» была продемонстрирована в 1998 году.

Несколько слов о личной жизни и серия скульптур «Сделано на небесах»

Громкую славу приносят художнику серия скульптур «Сделано на небесах». Отношение к экспонатам вызвало волны неоднозначных отзывов в обществе. Серия скульптур изображает самого автора и его бывшую жену во время занятий любовью. Имя его первой жены более известно как Чиччолина, которая была итальянской порно-звездой Илоной Сталлер. В 1991 году пара оформила свои отношения, в 1992 году родился сын Людвиг, вскоре после этого брак распался.

Провокационная и вызывающая серия скульптур вызвала в большей степени осуждение, чем признание, но этот факт не помешал автору занять в истории искусства одну из лидирующих позиций. Его ругали, осуждали, но всегда реагировали на его творчество. С другой стороны, может показаться, что автор использовал имидж своей бывшей жены для серии работ, итогом которых стали многолетние суды между бывшими супругами, а сын оказался лишенным отца. Хотя сам Кунс утверждал, что это была настоящая любовь.

Любое произведение Кунса вызывало интерес. Личная жизнь мастера также носит провокационный характер. Ещё будучи студентом колледжа, он стал отцом дочери Шэннон Роджерс, которую отдали на усыновление. Мать девочки ввиду их юного возраста отказалась выйти за него замуж. Отец с дочерью встретились лишь в 1995 году.

В настоящее время художник счастливо женат. В его семье растёт пятеро детей, причем старшей дочери уже за двадцать лет, а младший сын недавно родился. Кунс находится в прекрасной физической форме, ежедневно ровно в полдень независимо от любых дел он посещает занятия спортом. Ссылаясь на слова знаменитого художника, хотелось бы отметить, что секрет его успеха - это работа с сильными эмоциями, именно они не оставят равнодушным ни одного человека. Со слов автора выделим такие понятия, как власть и секс. Примером может послужить выше описанная работа Джеффа Кунса скульптуры из серии «Сделано на небесах».

Собаки и надувные тюльпаны

Игрушечные собаки стали одной из самых излюбленных тем художника. На вид легкие и прозрачные, покрытые цветным глянцем, на самом деле милые игрушки созданы из любимого материала мастера - из нержавеющей стали. Так, работы Джеффа Кунса оцениваются десятками миллионов долларов. В 2013 году на аукционе его «Оранжевая собака» была продана за 58,4 миллиона долларов, которая стала самой дорогой работой живущего художника.

К любимой тематике скульптора можно отнести 13-метровую скульптуру щенка. Вся скульптура покрыта цветами. "Щенок" установлен в Испании в городе Бильбао возле музея «Гуггенхайма». Там же установлен один из многих надувных тюльпанов из нержавеющей стали, высота которого достигает двух метров, а в ширину - пять. Такое впечатление, что бутоны тюльпанов легки и воздушны.

В 2014 году для популярного шведского бренда H&M, современным гением была создана сумка с изображением скульптуры «Собака желтая». Хотелось бы отметить еще один не маловажный факт, что над созданием произведений работает на сегодняшний день под руководством эпатажного художника и скульптора более 130 человек. Джефф Кунс является президентом корпорации Jeff Koons LLC. Центральный офис корпорации расположен в Нью-Йорке.

Розовое металлическое сердце

Искусство Джеффа Кунса нашло отражение еще в одной серии работ. Розовое металлическое сердце по внешнему виду схоже с конфетой в яркой обёртке. В 2007 году сердце было продано на аукционе за баснословные деньги. Цена составила 23,6 миллиона долларов. На тот момент эта работа установила мировой рекорд по проданной цене. В бирюзовом, ультрамариновом, золотом, фиолетовом цвете существуют другие варианты сердец. Все они напоминают легкие воздушные шары, но это лишь иллюзия, шарики и конфетки созданы из стали. Автор использовал в этих работах свой излюбленный материал.

Современная античность

Выставка Джеффа Кунса, которая прошла в Нью-Йорке в 2013 году, на первый взгляд кажется не похожей на стиль Кунса. Белоснежные человеческие фигуры с синими шарами на плечах застыли в разных позах. Но при этом присутствие китча ощутимо и в этих работах. Сюжет и стилистика принадлежит временам древнего Рима и Древней Греции. Но Джефф Кунс скульптуры преподносит в своей манере, близкой к поп-арту.

Особое внимание хотелось бы обратить на скульптуру Палеолитической Венеры. Работа представлена в фирменном стиле Кунса, и если эротика в творениях этого современного гения является неотъемлемым атрибутом, то его интерес к историческим образам можно предугадать, другими словами это всё тот же китч.

В последние годы он все больше стал рисовать на бумаге. Джефф Кунс в картинах объединяет коллажи изображений скульптур античной эпохи, соединяя их с банальными и неожиданными штрихами черновика.

Нарушение прав автора

Джефф Кунс в мае 2017 года в Нью-Йорке на выставке представляет свою скульптуру «Сидящая балерина». Было замечено поразительное сходство этой работы с произведением Оксаны Жникруп украинского скульптора - миниатюрной фарфоровой статуэткой, которая была названа скульптором «Балерина Леночка». Однако позже ситуация была выяснена. На копирование этой статуэтки Джеффу Кунсу дала разрешение наследница украинского скульптора Оксаны Жникруп, её дочка Лозова Леонтина.

Художника уже не раз обвиняли в плагиате. В марте 2017 года французский суд обязал Кунса выплатить 48 тысяч евро жене покойного фотографа Франсуа Боре, у которого в 1988 году Кунс украл идею для создания своей скульптуры под названием «Обнаженные». Такого рода фотография была опубликована Боре в 1970 году. Но тем не менее Джефф Кунс художник, который всегда следовал своим интересам, все идеи мастера в жизнь воплощает его команда, он же в основном является создателем идеи и работает на компьютере. Невольно задаешься вопросом, почему же это современное искусство так высоко ценится и стоит наравне, например, с Ренессансом.

Художник и маркетолог

Не раз Кунса обвиняли в том, что он поставил своё искусство на волну бизнеса. Способность к торговле он унаследовал от своих предков. Но история самого Джеффа - это классическая американская мечта вкупе с гением маркетинга и несгибаемой воли Кунса. Немало важен и тот факт, что у Кунса есть свой кумир - это Пикассо. Кунс пропагандирует здоровый образ жизни, чтобы так же, как и его кумир, творить до глубокой старости.

Своим примером Кунс показал, как современное искусство можно поставить на конвейер и превратить его в многомиллионное состояние. У американцев есть такая пословица: он был очень хороший бизнесмен - он разорялся всего три раза. Кунс был не просто хороший бизнесмен, а даже очень хороший, так как его компания на грани банкротства оказалась лишь единожды в 90-е годы. Но выдающийся гений сумел поправить свои дела, и его бизнес вновь пошел в гору.

На гребне волны успеха

В настоящее время Кунс востребован и по-прежнему знаменит. Сотрудничество с Леди Гагой, роспись автомобиля BMW. Со слов Кунса можно передать суть его творчества такими словами: я фокусируюсь только на том, что мне на самом деле интересно. На публике он ведет себя просто, позёрство или звездная болезнь ему не характерны, на все вопросы старается отвечать с большой долей юмора, одет всегда в строгий деловой костюм, на вопросы отвечает вдумчиво, точен и сдержан. Время его расписано буквально по минутам.

"Я всегда боюсь потерять даже одного своего почитателя"

(Джефф Кунс)

В среду на Christie"s за 11,8 млн долларов был продан "Голубой бриллиант" Джеффа Кунса.

Джефф Кунс родился в Йорке, Пенсильвания. Будучи подростком почитал Сальвадора Дали. Джефф Кунс посещал школу при Художественном институте Чикаго и Мэрилендский художественный колледж. После колледжа Кунс работал брокером на Уолл-Стрит. Он получил признание в 80-х годах, после чего создал студию-завод в Сохо (Нью-Йорк. Он возглавил штат из более чем 30-ти сотрудников, каждый из которых отвечал за отдельные аспекты его работы (прослеживается явная связь с «Фабрикой» Энди Уорхолла. Ранние работы Кунса — концептуальная скульптура, одна из наиболее известных — «Три мяча 50/50 Бак», 1985 года, которая состояла из трех баскетбольных мячей, плавающих в воде, которая заполняла прозрачную емкость наполовину. Влияние этой работы на более позднюю работу Дэмиена Херста, «Физическая невозможность смерти в сознании живущего», не вызывает сомнения. В 1990-е годы он создал серию огромных скульптур из стали, имитировавших игрушки из продолговатых воздушных шариков. Игра в такие шарики, как говорил Кунс, в детские годы произвела на него впечатление, не стершееся по сей день. Серия «Банальность», кульминацией которой стало создание в 1988 году позолоченной скульптуры Майкла Джексона («Michael Jackson and Bubbles»)в натуральную величину. Три года спустя она была продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за более чем пять миллионов долларов.

Брак

В 1991 г. Джефф Кунс женился на итальянской порно-звезде Илоне Сталлер, больше известной под именем Чиччолина. В 1992 г. у пары родился сын Людвиг, вскоре после этого брак распался. Громкую славу художнику принесли скульптуры серии «Сделано на небесах», изображающие в различных позах его занятия любовью с бывшей женой. Там блестяще соединялся самый любимый народами всего мира стиль — китч — с самым любимым народами всего мира содержанием — порнографией.

«Щенок»

В 1992 г. Кунс был приглашен создать скульптуру для выставки в Германии. Результатом стал «Щенок», 13-ти метровая скульптура терьера, украшенная цветами. В 1995 году скульптура была демонтирована и заново установлена в Музее современного искусства в Sydney Harbour. В 1997 году фигура была приобретена Фондом Соломона Р. Гуггенхайма и устанавливаться на террасе Музее Гуггенхайма (Бильбао). Трое человек под видом садовников попытались взорвать скульптуру, но были пойманы полицией. После установки «Щенок» стал одной из достопримечательностей Бильбао. Так летом 2000 года он отправился в Нью-Йорк на временную выставку в Рокфеллер центре.

Классификация

Творчество Кунса классифицируют как нео-поп или пост-поп, направления, возникшие в 80-е годы как реакция на концептуализм и минимализм

Последние работы

Директор лос-анджелесского Музея современного искусства (LACMA) обнародовал план построить перед входом в его здание 48-метровый кран, на котором будет подвешена копия локомотива 1940-х годов. Паровоз, по замыслу Джеффа Кунса, будет периодически пыхтеть и выпускать пар, сообщила газета The New York Times. Стоимость проекта и сроки его реализации пока неизвестны, но дирекция музея уже получила поддержку Эли Брода (Eli Broad), крупнейшего американского коллекционера современного искусства, чье собрание, в частности, включает двадцать работ Кунса.

Ко всему еще и неплохой живописец

Jeff Koons, Landscape Waterfall II, 2007 (Фото Наталии Машаровой)

Balloon Dog 2003

Jeff Koons
Rabbit, puhallettava lelu
1986

Lot 15, "Michael Jackson and Bubbles," by Jeff Koons, porcelain ceramic blend, 42 by 70 ½ by 32 ½ inches, 1988, numbered

"Висящее сердце" Кунса продано на аукционе "Сотбис" за $21 млн

А теперь ретроспекция:

Coffee Pot, fluorescent lights, plastic tubes

New Hoover Deluxe Celibrity QS,

Vacuum cleaner, acrylic, fluorescent lights

137 x 66 x 48 cm

Two Ball Total Equilibrium Tank, 1985

Glass, steel, sodium chloride reagent, distilled water, basketball

159 x 93 x 34 cm

Jim Bean - J.B. Turner Train, 1986

Ushering into Banality, 1988

Pink Panther, 1988

104 x 52 x 48 cm

Jeff in the Position of Adam, 1990

Ilona on Top (Rosa Background), 1990

Oil inks on canvas

Silver Shoes, 1990

Hand on Breast, 1990

Fingers between Legs, 1990

Blow Job (Kama Sutra), 1991

Couch (Kama Sutra)

Ilona on Top - Outdoors (Kama Sutra), 1991

Position Three (Kama Sutra), 1991

Kiss (Kama Sutra), 1991

Jeff Eating Ilona (Kama Sutra), 1991

Интервью:


Я всегда боюсь потерять даже одного своего почитателя

Открытая улыбка, руки, живущие собственной жизнью, и изумительные многослойные глаза. Это Джефф Кунс - парадоксальный и супермодный гений XXI века.

Инсталляции Кунса поражают не только смешением стилей, материалов и необычностью. Они пропитаны гениальностью - будь то гигантский щенок, стоящий у входа в музей Гугенхайма в испанском Бильбао, или эпатирующая эротическая венецианская экспозиция, главная героиня которой - бывшая жена Кунса Чиччолина.

Главное - заставить человека развивать мир, говорит художник, вошедший в десятку самых влиятельных деятелей современного искусства по версии журнала ArtReview. И еще: «Интересно заставить человека почувствовать, что он живой, что он может чувствовать и ощущать».

Сегодня он вместе с тремя малышами и беременной женой приехал в Киев - на выставку Reflection, которая пройдет 6 октября в PincukArtCentre. ИМК посчастливилось его встретить.

- Господин Кунс, Вы никогда раньше не были в Украине. Каковы первые впечатления?

Мы с семьей объездили немало мест, но у вас впервые. Нам очень здесь нравится. Правда, интересно и здорово. Мы по-настоящему впечатлены городом. Его красоту заметили еще из окна самолета. Особенно большую блестящую статую (имеется в виду статуя Родины-матери. - Ред.). Дети обратили на нее особое внимание.

- В PincukArtCentre будут выставлены две Ваши картины. О чем они?

Это будут мои работы, созданные в последнее временя, - «Водопад II», 2007 г. и «Девочка (крошки)», 2007 г. Эти картины несколько напоминают работы мастеров XIX века. Они настолько живые, что когда на них смотришь, испытываешь эффект присутствия.

Ваши работы всегда необычны, Вы работаете в нескольких жанрах, используете разные материалы. С чем у Вас ассоциируется Украина?

Если говорить о живописи, то Украина у меня ассоциируется с красивой природой, некими сельскохозяйственными пейзажами. Думаю, мне стоило бы получше изучить украинскую природу. Очень хочу увидеть маленькие озера, леса. А когда вернусь, обязательно уделю время изучению украинской истории. Возможно, тогда смогу упорядочить для себя картинки, которые ассоциируются у меня с Украиной.

- Что для вас важнее - большое количество зрителей или один, но весьма достойный критик?

- Думаю, что одного человека все-таки недостаточно. Все ведь ощущают и чувствуют по-разному. На самом деле куда приятнее иметь дело с несколькими людьми, вести диалог с ними, пытаться что-то им донести.

Но, с другой стороны, первична все-таки идея. Если она есть, то способ донести ее до людей по большому счету не имеет значения. Если есть идея, она в любом случае проникнет в сознание людей, которые этого хотят.

Но хочу отметить: я всегда боюсь потерять даже одного своего почитателя. Если придет много людей, и все скажут, какая замечательная картина, и только один скажет, что работа плохая, - это будет неприятно. Я буду очень разочарован.

- PincukArtCentre подготовил много неожиданностей во время выставки. Вы к ним готовы?

- Правда? Не знал. Будет сюрпризом.

- А Вы любите сюрпризы?

- Вообще да. Люблю неожиданности.

- Что бы Вы посоветовали посетителям, которые впервые увидят Ваши работы?

- Советовал бы, прежде всего, прийти и открыть свое сердце для искусства. Искусство - это ведь очень чувствительная субстанция. С одной стороны, оно апеллирует ко всем, с другой - трудно достучаться до человека с ограниченным восприятием мира. Если вы видите нечто, и это вас трогает - это здорово. Для этого я и работаю. Я и мои работы открыты для каждого. Один нюанс - будьте и вы открыты для восприятия.

- Как Вы знаете, в рамках Вашей выставки пройдет дискуссия с украинскими художниками. Что бы Вы спросили у ваших украинских коллег?

- Я бы поговорил с ними об иконографии - персональной и массовой. Есть ведь искусство субъективное - для себя. А есть объективное - информационно насыщенное, то, что мы хотим донести до людей. Интересно, конечно, спросить, что волнует наших коллег здесь и сегодня.

- Что для Вас важнее всего в Ваших работах?

- Наверное, желание заставить каждого человека думать, интеллектуально участвовать в развитии мира вокруг. Интересно заставить человека почувствовать, что он живой, он чувствует и ощущает. Хорошо, когда эта цель достигается.

Каким должен быть преуспевающий художник? Он талантлив? Не исключено. Скандально известен - по возможности, богат - обязательно. Самый «дорогой» американский художник Джефф Кунс рассказал о деньгах и о карьере в интервью журналу ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН.

Baloon flower. Полированная сталь. 1995-2000. 340 x 285 x 260 cм

«Мне уже 61 год, а я по-прежнему люблю игрушки! Вам это кажется странным? Уверен, что многие взрослые не прочь поиграть, ведь за мои пластиковые объекты и разноцветные стекляшки они выкладывают миллионы! Почему я делаю надувных зайцев и больших кукол? Они позволяют быть понятным большому числу людей, с которыми мне хочется общаться. Секрет успеха - работа с сильными эмоциями, а они связаны с сексом и властью. Кажется, Фрейд говорил, что люди всегда смеются над правительством, сексом и отправлениями прямой кишки. Эти темы занимают всех без исключения. Поэтому публика откликается на мои работы. Меня ненавидят, обожают, но главное - на меня реагируют.

Скульптура Balloon Swan (2004-11). Полированная сталь. Выставка в музее Jumex в Мексике.

В эпоху информационной передозировки и обилия катастроф, когда каждый день видишь страдания, боль и кровь по телевидению (эти зрелища просто притупляют чувствительность), реакция - это самое ценное. В 1980-х все обсуждали мои барочные бюсты из стали, в 1990-х меня ругали за порнографическую серию «Сделано на Небесах», и всех всегда интересовали подробности моей личной жизни. Таков мир!

Кажется, Фрейд говорил, что люди всегда смеются над правительством, сексом и отправлениями прямой кишки. Эти темы занимают всех без исключения. Поэтому публика откликается на мои работы. Меня ненавидят, обожают, но главное - на меня реагируют.

Я считаю себя cчастливым человеком. Дома меня ждут прекрасная жена и пятеро детей. Старшей дочери, критику журнала «Гурман», уже за двадцать, младший сын недавно родился. В моем ателье, расположенном в нью-йоркском Челси, работает группа молодых и талантливых специалистов. Это моя «фабрика мечты», явление, некогда введенное в художественную практику великим Энди Уорхолом. Здесь мы создаем наши произведения искусства. Каждый свой день я начинаю с обхода мастерской; в ней несколько «отделов». В отделе компьютерной графики мои эскизы воспроизводятся в дигитальной форме, перед тем как им стать реальностью. В живописном отделе сотрудники по частям воспроизводят живописные работы, следуя моим инструкциям. Далее появляются на свет пластиковые или металлические шедевры, в лаборатории мы сверяем цвета и формы. Все живет, бурлит и доставляет огромное наслаждение. Даже «копируя» объекты повседневной жизни, мы хотим, чтобы по красоте они превосходили реальность.

На первом плане: Balloon Dog (Magenta), 1994-2000. Полированная сталь. 307,3 × 363,2 × 114,3 cм. Музей Гуггенхайма в Бильбао.

Топиарий Puppy «Щенок». 1992. Музей Гуггенхайма в Бильбао.

Из серии New Painting And Sculpture (2009–13). Gagosian Gallery.

Художественное кредо «верь в себя и следуй своим интересам» пришло ко мне не сразу. Будучи ребенком, я помогал отцу в его мебельном магазине. И вывесил там однажды свои рисунки. Их купили! Деньги, а главное, ощущение себя юным бизнесменом доставили мне необычайное удовольствие. Не понимаю художников, которые из чистого кокетства прикрываются фразами вроде: «Искусство не должно быть материальным, оно - бескорыстный плод интеллектуальных страданий!» Что плохого в умении зарабатывать деньги? Когда деньги есть, их можно вложить в искусство. Результаты будут налицо.

Серия Gazing Balls (Ariadne). Гипс, стекло. 112,7 × 238,4 × 93 см. Центр Помпиду. Париж.

В юные годы я продавал не только свои работы, но газеты и сладости! В 21 год закончил Художественный институт в Мэриленде. Неважно, что и как мы изучали, главное, нас, американцев, научили верить в себя. После института денег не хватало на краски, не говоря уже о дорогостоящих материалах, - я пошел работать брокером на биржу. Биржа научила меня проницательности, умению понимать психологию. А без этого невозможна творческая деятельность. Ведь цель искусства- коммуникация, общение с людьми.

Когда в конце 1970-х я перебрался в Нью-Йорк, средств по-прежнему не хватало, и мне пришлось продавать входные билеты в Музей современного искусства (МоМA). Затем я искал спонсоров, занимался маркетингом, копил деньги и параллельно рисовал. Свои сбережения потратил на работы, выставленные в 1980 году в Новом музее современного искусства на Бродвее. Мы показали объекты The New из плексигласа, пылесосы The Pre-New и резиновые цветы Inflatables. Восемь лет спустя для серии Banality я сменил технику - начал работать с фарфором. И с этой целью нанял мастеров из Германии и Италии, владеющих материалом в совершенстве.

The Balloon Venus для Dom Pérignon. 2013.

В 1990 году на биеннале в Венецию я привез серию «Сделано на Небесах», в которой запечатлел себя и свою жену Чиччолину на гигантских цветных фотографиях. Сексуальный контекст произведений вызвал скандалы в Европе и Америке. Вскоре последовал развод с женой, до брака снимавшейся в порнофильмах. Это привлекло внимание публики к моей личной жизни, я стал скрываться от журналистов, не давал интервью и не участвовал в выставках. Если художник знает свое дело и добросовестно работает, рано или поздно ему выпадет шанс. Каждый день я говорю: «Сегодня твой день, Джефф. Ты создашь драгоценное произведение...»

К моему удивлению, семилетний перерыв не повлиял на мою популярность и стоимость работ. В 1997 году рекордная сумма от их продаж составила 250 тыс. долл. А уже через полтора года за фарфоровые статуэтки я получал около 1 млн долл. В 1999-м состоялись выставки сначала в галерее Sonnabend в Нью-Йорке, затем в Берлине у Макса Хецлера; серию Easyfun показали в Музее Гуггенхайма. В том же году аукционный дом Christie’s продал мою «Розовую пантеру» за 1,8 млн долл. До сих пор моим самым большим финансовым успехом считалась работа «Майкл Джексон», ушедшая за 5,1 млн долл.; однако в 2004 году другую мою работу купили за 14,5 миллионов.

Когда в 1976 году я приехал в Нью-Йорк, никто еще не помышлял о художественном рынке. Сегодня молодое поколение художников жалуется, что нью-йоркский рынок уже поделен. Если художник знает свое дело и добросовестно работает, то ему рано или поздно выпадет шанс. Каждый раз, приходя в мастерскую, я говорю себе: «Сегодня твой день, тебе повезет, и ты создашь свое самое драгоценное произведение!»

BMV M3 GT2 Art Car. 2010. Виниловая аппликация. 17-й BMV Art Car - до Кунса расписывали такие мэтры как Фрэнк Стела, Рой Лихтенштайн, Энди Уорхолл.

Американский художник и скульптор Джефф Кунс родился в 1955 году. Одни называют его «королем кича» и «творцом банальностей», другие - одним из ключевых современных художников. Самой скандальной признана серия «Сделано на Небесах» (Made in Heaven, 1990), в которой художник откровенно запечатлел себя и свою тогдашнюю жену порнозвезду Илону Сталлер (Чиччолину). И официально женился Кунс на безобразнице вроде бы только для того, чтобы пуританская Америка и католическая Италия не наложили вето на его творчество... Самой интересной считается серия «Роскошь и деградация». Среди знаменитых работ «Щенок» в Бильбао: тринадцатиметровая скульптура из цветов, размещенная на металлической конструкции.

Работы Джеффа Кунса говорят сами за себя, а Джефф Кунс за себя: его слова, отшлифованные и гладкие, напоминают его собственные надувные игрушки. Журнал GARAGE Russia подготовил ретроспективу высказываний, которые Кунс сделал за десятилетия игры в высшей профессиональной лиге современного искусства. С любезного разрешения редакции GARAGE Russia «Артгид» дарит эту антологию современной некритической мысли своим читателям.

Джефф Кунс. Фото: Dan Kitwood/Getty Images

«Меня неоднократно обвиняли в аморальности, в том, что я приспособленец, который спекулирует на собственном творчестве, и т. д., и т. п. Мне же кажется, что это просто реакция людей на ту силу, что заключена в моих работах. Люди не понимают, что я готов брать на себя ответственность за эту силу, а к любой ответственности я отношусь очень серьезно» (1987)

«Одна из самых известных фраз моряка Попая: “Я такой, какой есть”. Чтобы выйти за пределы предметного искусства, которое тесно связано с внешним миром и людьми, прежде всего необходимо принять себя» (2009)

«Я считаю, что художники должны эксплуатировать самих себя, но они также должны брать на себя ответственность за эксплуатацию своей аудитории» (1992)

«Самая перверсивная вещь для меня — это желание лидировать среди тех, чьи недостатки тебе известны. Вести кого-то за собой и заранее знать, что все равно окажешься в тупике, потому что существует множество путей, по которым можно направить человека. Именно эта перверсия доставляет мне самое большое удовольствие» (1991)

«Джефф Кунс — жертва. И я надеюсь, что каждый из нас жертва. Жертвой быть необходимо, чтобы впитать в себя чужую культуру и стать ее частью. Если бы люди смогли принять такую позицию, то они бы лучше прислушивались к жизни. Жизнь стала бы ближе и понятней» (1991)

«Я никак не воспринимаю Джеффа Кунса, совсем никак. Ваше восприятие Джеффа Кунса куда реалистичнее моего собственного, потому что для себя я не существую» (1992)

«Мораль всегда играла огромную роль в моих работах. Много раз я спускался на самое дно лицемерия и поднимался наверх, не сделав никаких однозначных моральных выводов. Многие считают меня грешником, но на самом деле я святой. Бог всегда был на моей стороне, и каждый, кто может достаточно дистанцироваться, видит мою правильную моральную позицию» (1992)

«В моем искусстве секс всегда использовался как прямой способ коммуникации со зрителем. Поверхность моих произведений из нержавеющей стали — секс в чистом виде. В них есть и мужское, и женское начало: тяжесть материала сочетается с женственностью зеркальной поверхности» (1992)

Джефф Кунс. Собака из воздушных шаров (цвета маджента). 1994-2000 Зеркально отполированная нержавеющая сталь с прозрачным цветным покрытием 307,3 х 363,2 х 114,3 см Jeff Koons

«Я никогда не хотел создавать что-то популярное, то, что просто приносит известность. Но мне всегда хотелось делать работы, которые приносили бы людям радость. В этом моя цель. Мне хочется видеть вещи, которые радовали бы меня самого и которые делали бы более ярким ощущение от того, что я жив» (2009)

«Вопрос, как привлечь к себе внимание самой широкой зрительской аудитории, но при этом оставаться на территории высокого искусства, представляет для меня огромный интерес. Я думаю, что мои работы понятны любому человеку, и у меня нет каких-то особых требований к зрителям. Почти как на телевидении, я рассказываю понятную любому историю, от которой каждый сможет получить удовольствие. Поэтому я стараюсь заинтересовать как можно больше людей и всегда надеюсь, что если они начнут изучать мое творчество дальше, то станут разбираться в тонкостях искусствоведческой терминологии, потому что я совершенно не готов отказаться от ее использования» (1986)

«Роль зеркал за зайцем и цветком — подчеркивать вашу важность, потому что искусство полностью зависит от вас, вы ему необходимы. Стоит вам переместиться, и отражение меняется. Таким образом зеркала утверждают важность присутствия зрителя и намекают на то, что восприятие всего происходит только у него в голове» (2014)

«Я пытаюсь донести до людей мысль о том, что в жизни не нужно быть эрудированным, достаточно быть просто умным» (1991)

«В определенный период художникам было достаточно шепнуть на ухо королю или папе, чтобы их слова обрели политическую силу. Теперь для того, чтобы добиться того же эффекта, они должны шептать на ухо миллионам людей» (1992)

«В рекламе, опубликованной в журнале Artforum, я показан на фоне школьной доски в окружении учащихся детских садов и первых классов школы, то есть тех, кто еще слишком мал для знакомства с моим искусством. Мне очень хотелось уязвить этой рекламой тех читателей Artforum, которые меня ненавидят. Мне хотелось заставить их ненавидеть меня еще больше, потому что я увлекаю за собой их будущее, их детей» (1992)

«Я смотрю на атлетов на этих плакатах, сравнивая их с современными художниками, и думаю о том, что мы, художники, используем искусство для своего подъема по социальной лестнице точно так же, как некоторые этнические группы используют для этих целей спорт. Мы были белыми ребятами из среднего класса, которые въехали на искусстве в класс выше!» (2003)

«Моя задача состояла не в том, чтобы направлять внимание зрителя, а в том, чтобы определить структуру социальных классов. В плакате Aqui Bacardi я пытаюсь разобраться в ментальности и стремлении к роскоши тех, чей доход составляет $15 000 и меньше. Плакат как бы говорит: “Давайте играть с собствеными жизнями. Бросим все кости, и будь что будет”. А в плакате Frangelico я пытаюсь разобраться в людях с доходом свыше $45 000, которые больше озабочены тем, что они потеряны в собственных паттернах мышления. Обе эти аудитории обманываются на разных уровнях, потому что у них разные представления об абстрактном мышлении и роскоши из-за разного уровня доходов. Люди высшего класса хотели бы вытащить представителя класса пониже, имеющего амбиции и смекалку, на границу своего уровня — в этом и есть их сила. Если они могут продвинуть вас по социальной лестнице на границу с собственным высшим классом, значит, они смогут обыгрывать вас каждый раз, но вам никогда не переступить этой границы и не попасть в высший класс, потому что роскошь и абстрактное мышление — сторожевые псы высшего класса» (1987)

«Если уж мне удалось продвинуться и попасть в класс буржуазии <...> то и у любого это может получиться. Возможно, не все люди ставят перед собой такую цель, но я всегда пытаюсь в трех измерениях показать им возможность социальной мобильности. Люди действительно способны достигать результатов и двигаться вперед» (1992)

«Каждый в состоянии почувствовать, что искусство может быть чем-то очень великодушным или является инструментом сегрегации, причем настолько мощным, что вы ощущаете ущербность собственной культуры. Моя идея в том, чтобы создать работы, которые охватывали бы все культуры и давали людям возможность почувствовать, что их культура идеальна ровно в том виде, в котором она существует» (2004)

«Для меня нержавеющая сталь — это материал пролетариата, именно из нее делают кастрюли и сковородки. Это очень прочный материал, и в то же время он создает ложное ощущение роскоши. Если бы я делал свои объекты из серебра, они не представляли бы абсолютно никакого интереса» (1992)

Джефф Кунс. Бак с тремя мячами в полном равновесии (из серии «Д-р Джей Сильвер»). 1985 Стекло, сталь, дистиллированная вода, хлористый натрий, три баскетбольных мяча 153,7 х 123,8 х 33,7 см Jeff Koons

«Бюст Людовика XIV — это метафора искусства, сосредоточенного в руках монарха; ваза с цветами — метафора искусства, воплощающего собой экономическую стабильность, подобно тому как тролли символизируют мифологию. Я работаю с метафорами, чтобы создать поддельный устойчивый фасад для искусства» (1987)

«Когда я шел из района с низким уровнем жизни, из Гарлема, до района Центрального вокзала Нью-Йорка, где уровень жизни очень высок, то увидел все типы рекламы: от адресованной самым бедным до той, что предназначена для самых богатых. И я осознал, что степень условности изображения меняется. Чем больше денег, тем больше абстракций в рекламе. Такое ощущение, что абстракция используется для того, чтобы унизить вас, хотя реклама и так всегда пытается это сделать» (2003)

«Я никогда не упрощаю свои идеи, чтобы сделать их доступными. Я стараюсь, оперировать подвижной терминологией, чтобы привести аристократию вниз, а низшие классы — вверх» (1987)

«Я понял, что не хочу, чтобы человеческая рука участвовала в моей работе, это бы меня смущало. Если бы я начал лепить лебедя, а получился бы олень, значит, материал манипулировал мной. Поэтому я решил свести свое физическое участие в создании собственных работ к нулю» (2012)

«Работы, особенно металлические отливки, выглядят настолько цельно, что мое собственное участие в их создании незаметно. Я ничего не предпринимаю, чтобы повлиять на доверие зрителей к объектам (или на психологическое восприятие). Стоит в них чуть-чуть что-то изменить, прибавить или убавить — и это восприятие меняется. Полное доверие, полная уверенность зрителя — вот то, чего я добиваюсь при создании этих работ» (1987)

Джефф Кунс. Подвешенное сердце (красное/золотое). 1994-2006 Высокохромистая нержавеющая сталь с прозрачным цветным покрытием 291 х 280 х 101,5 см Jeff Koons

«Я всегда считал, что в работе необходимы дисциплина и время. Но мне никогда не нравилось что-то делать исключительно ради процесса. Это попахивает фетишизмом. Фетишизм я могу сравнить с тем, как собака гоняется за собственным хвостом, — он ни к чему не приводит, это пустая трата сил. Во время работы я сосредоточен на том, что считаю важным, и уделяю этому много внимания, но, должен признать, когда возникает ощущение, что объект отдает больше энергии, чем в него было вложено, это замечательно» (2008)

«Я пытаюсь запечатлеть человеческие страсти в определенном объекте, зафиксировать желания на поверхности, сделать их бессмертными» (1987)

«Если застенчивый человек окажется в толпе, то его застенчивость станет только очевиднее. Примерно так же я работаю с объектами. Я помещаю их в определенный контекст или делаю из определенного материала, который выявляет их характерные особенности. Необходимо, чтобы на выставке была видна душа объекта» (1986)

«Я всегда использовал чистоту и порядок, чтобы создать для зрителя ощущение вечности и вызвать у него чувство экономического комфорта. Под экономическим давлением все вокруг начинает рассыпаться. Пропадает порядок. Поэтому в моих работах порядок обязателен, но не как дань минимализму. Он должен дать зрителю ощущение экономической безопасности» (1991)

«Одна из причин, по которой я работаю с реди-мейдами, заключается в том, что они являются метафорами для людей. В конце концов никого на самом деле не волнуют объекты, нас заботят люди. Поэтому мы учимся верить в себя, потом верить в других, и это высшая точка, которой вы можете достигнуть благодаря искусству» (2013)

«В серии работ, которую я назвал “Новое”, меня интересовала психологическая связь отдельного человека с понятиями новшества и бессмертия. Образ возникал, когда зритель смотрел на неподвижный объект, пылесос, который становился вечным благодаря тому, что был помещен в выставочное пространство» (1987)

«Искусство может определять человеческое желание и цели так же, как это делают и другие дисциплины — например, экономика... Но искусство может определять формы бытия с большей ответственностью, чем экономика, потому что оно связано и с философией, и с рынком» (1987)

«Мои работы не содержат эстетических ценностей. А содержат только ценности информационные» (1990)

Джефф Кунс. Aqui Bacardi. 1986 Холст, масляные чернила 114,3 х 152,4 см Jeff Koons

«Если доверить управление искусством монарху — такому, как Людовик XIV, — оно будет воплощением его эго и со временем ста- нет декоративным. если доверить управление искусством массам, символом которых является комик Боб Хоуп, то оно будет воплощать эго масс и со временем станет декоративным. если отдать искусство в руки Джеффу Кунсу, то оно будет отражает его эго и со временем опять же станет декоративным» (1992)

«Мои работы отличаются от, скажем, концептуального искусства, они “идеальнее”, чем концептуальные произведения. Концептуальному искусству всегда нужны какие-то механизмы поддержки, чтобы скрыть изъяны в его структуре, — иначе оно распадется. Моим работам такая поддержка не нужна, в них нечего скрывать. Если в моем произведении есть изъян, значит, он там неслучаен. Именно это я имею в виду, когда говорю о наглядности в искусстве, которую я противопоставляю искусственной поддержке» (1987)

«Я считаю, что искусство — это гуманный акт, и должна быть какая-то ответственность за то, что искусство способно влиять на человечество и делать этот мир лучше (и это не клише!)» (1986)

«Мне нравится все, что связано с воздухом, потому что он символизирует нас. Мы — дышащие машины, мы — объекты, наполненные воздухом. Мы делаем глубокий вдох — и становимся символом оптимизма и будущего. Мы делаем выдох — и это символ смерти, как будто бы мы сдуваемся» (2014)

«Искусство может и должно помогать людям двигаться по социальной лестнице. Я верю, что в конечном итоге сформируется общество, где у каждого будет голубая кровь. В таком обществе человек будет существовать в состоянии энтропии или покоя и украсит окружающее его пространство предметным искусством, которое выше критического диалога» (1987)

«Архетипы — это на самом деле то, что помогает каждому выжить в этом мире. Они очень важны, поэтому у них такие масштабы. Однако они не устрашающи: если вы любите ванильное мороженое, вы же возьмете большую порцию, а не маленькую, правда?» (1997)

«Я считаю, что скоро экономическая ценность и структура искусства станут неактуальными, а актуальными для искусства будут ощущение безопасности и поддержка. С этой точки зрения у моих работ очень сильная биологическая подоплека: пылесосы воплощают идеи чистоты и защиты, а емкости с жидкостью, поддерживающей баскетбольные мячи, напоминают материнскую утробу» (1987)

«Я пытаюсь создавать произведения искусства, которые вызывали бы определенную реакцию у любого зрителя вне зависимости от его происхождения. Чтобы, глядя на них, он мог сказать: “Да, мне это нравится”. если у зрителей нет такой реакции, то это только потому, что у них уже есть предубеждение против моих работ. Но со временем они смогут отбросить это предубеждение и сказать: “Знаете, это глупо, но мне нравится. Это очень здорово!”» (1989)

БИБЛИОГРАФИЯ

Michael Archer, Jeff Koons: One Ball Totally Equilibrium Tank (2011) || Dan Cameron, “Art and its Double Life” Flash Art (May/June 1987) || Dan Cameron, NY Art Now: The Saatchi Collection (1987) || Channel 13/PBS, The Edge (1991) || Panel Discussion: Jeff Koons, 1991 Hoffman Distinguished Lecturer, Dallas Museum of Modern Art (1991) || Lucy Davies, “Is Jeff Koons Having a Laugh?” The Telegraph Online (2012) || Flash Art 129, “From Criticism to Complicity”, panel discussion (1986) || Thyrza Nichols Goodeve, “Euphoric Enthusiasm: Jeff Koons’s Celebration”, Parkett 50-51 (1997) || Ignant, Jeff Koons on Balloon Dog, video (2014) || Dodie Kazanjian, “Koons Crazy”, Vogue (August 1990) || Jeff Koons and Robert Rosenblum, The Jeff Koons Handbook (1992) || Jeff Koons, Jeff Koons: Pictures 1980-2002, exh. cat., ed. Thomas Kellein (2003) || Jeff Koons Popeye Series, exh. cat. Serpentine (2009) || Jeff Koons, Jeff Koons Retrospective, exh. cat., ed. Merit Woltmann (2004) || Angelika Muthesius, ed., Jeff Koons (1992) || Klaus Ottmann, “jeff koons”, interview, Journal of Contemporary Art (1986) || Daniel Pinchbeck, “Jeff Koons”, Splash (April 1989) || Giancarlo Politi, “Jeff Koons”, Flash Art 132 (1987) || Andrew Renton, “Jeff Koons: I have my finger on the eternal”, Flash Art 153 (1990) || Reserve Channel, Jeff Koons: The Optimism of Inflatables, YouTube (2013) || Reserve Channel, Jeff Koons: The Voice of an Object, YouTube (2013) || Bobby Sheehan, dir., Jeff Koons: Beyond Heaven, film (2009) || Katy Siegel, “’80s Then: Jeff Koons talks to Katy Siegel”, Artforum International (March 2003) || Fiona M Simpson, ed. Jeff Koons (1992) || Interview with Stefan Hildebrandt, Cologne (1991) || The Broad, The Un-Private Collection: Jeff Koons and John Waters, Koons and Waters in conversation at The Orpheum Theatre, L.A., YouTube (2014) || Lynne Warren and Jeff Koons, “A Conversation” Jeff Koons, ed. Francesco Bonami (2008)