Гарантийный... Возврат Порядок

Карательный аппарат. Карательный аппарат России XIX в

МАНИФЕСТ "АВТОНОМНОГО ДЕЙСТВИЯ"

КТО МЫ ТАКИЕ?
Автономное Действие - это сообщество людей, для которых "свобода без социализма - это привилегия несправедливости, социализм без свободы - это рабство и скотство" Мы считаем главным в жизни не потребление товаров, карьеру, власть и деньги, а творчество, искренние человеческие отношения и личную свободу. Всех нас: рабочих и безработных, студентов и школьников, служащих и маргиналов связывает главное - протест против любой власти человека над человеком, государства, капитализма и официально насаждаемой буржуазной "культуры", желание не быть безотказной шестеренкой в механизме Системы и сопротивляться ей коллективно, потребность в свободной самореализации.

НАШИ ИДЕАЛ И ЦЕЛЬ
Автономное Действие против любых форм господства и дискриминации, как в обществе, так и внутри собственной организации. Система Господства представляет собой тесное переплетение государственного репрессивного аппарата, индустриальной капиталистической экономики и авторитарно-иерархических отношений между людьми. Мы считаем, что любое государство есть инструмент угнетения и эксплуатации трудового большинства общества привилегированным меньшинством. Власть государства и капитала есть подавление личности каждого и творческой энергии всех. Поэтому для нас необходимым общественным устройством является либертарный (вольный, безгосударственный, самоуправляющийся) коммунизм - общество без Господства. Ближайшая же цель Автономного Действия - заложить традицию и базу новой гуманистической культуры, общественной самоорганизации, радикального сопротивления милитаризму, капитализму и фашизму.

КАК МЫ ОРГАНИЗОВАНЫ
Наши цели могут быть реализованы лишь в случае единства со средствами их достижения. Поэтому наша межрегиональная организация имеет федеративную структуру, исключающую руководство и иерархию, отрицающую неравенство участников, централизм, жесткое разделение функций, которые губят инициативу, разрушают нашу автономию и подавляют личность. Наши идейные и организационные принципы достаточно широки, чтобы не сделать из Автономного Действия секту, и достаточно конкретны, чтобы иметь возможность скоординированных действий, общие тактику и цели, успешно решать поставленные задачи. Более подробно наша структура, условия членства и механизм принятия решений рассмотрены в Организационных Принципах Автономного Действия.

КАК МЫ ДЕЙСТВУЕМ
Участники Автономного Действия - сторонники прямого действия. Для достижения своих целей мы не участвуем в борьбе за власть, за места в парламентах и креслах чиновников, а осуществляем их явочным порядком, используя широкий спектр внепарламентского и культурного действия, если надо, то и революционного по форме и содержанию. Автономное Действие - это общий фронт подразделения которого, каждое на своем направлении, принимая участие в различных социальных движениях, осуществляет атаку на репрессивные отношения во всех сферах общественной и частной жизни, тут же выстраивая новые - лишенные господства и подчинения. Автономное Действие признает право общества и личности на сопротивление угнетению и оборону.

ПУТИ К НАШЕЙ ЦЕЛИ
Мы признаем многообразие путей достижения своих целей. Ими могут оказаться и путь революционного восстания саморганизованных масс трудящихся, и всеобщая захватная стачка, и более или менее постепенное вытеснение властных и капиталистических институтов и отношений самоуправляющимися структурами альтернативного гражданского общества и т.д. Сама жизнь распорядится, какой из них будет наиболее эффективным и своевременным. Но никогда путями к обществу без господства не будут реформы и законотворческие акты парламентариев и правительства, инициативы межгосударственных и корпоративных структур, представителей самих привилегированных и правящих классов. Наша стратегия РЕВОЛЮЦИОННА в том смысле, что идет снизу, начиная свою реализацию с базовых структур общества, и не опирается на механизмы и ресурсы Системы; в том смысле, что требует не частных изменений внутри Системы, а ее слома и замены в целом.

НАША АЛЬТЕРНАТИВА
Централизованная бюрократическая машина, национальный и всемирный капитал, порожденная ими потребительская массовая культура, то есть подавляющая нас Система не только аморальная и несправедлива, но и ведет современное человеческое общество к катастрофе: экологической, военной, культурной. Крутые перемены стали сегодня насущной необходимостью. Поэтому мы предлагаем Радикальную Альтернативу существующему положению вещей, основанную на Гуманизме, Свободе и Равенстве. Наша альтернатива не есть "установление царства божьего на Земле", она только открывает дорогу настоящему социальному развитию. В таком обществе может сохраниться часть сегодняшних проблем, и появятся свои собственные, но оно все равно будет гораздо справедливей, человечней и свободней современного и, при определенных обстоятельствах, будет почти единственной альтернативой надвигающейся катастрофе. В то же время наша альтернатива - не только далекая цель, за которую мы ведем борьбу, но и общество, которое мы создаем сейчас и здесь нашим повседневным сопротивлением. Эту альтернативу намечают идейные принципы и направления деятельности, которые каждый участник Автономного Действия выбирает по своему желанию, но сообразуя свои действия с целями Автономного Действия и не вступая в противоречия с идеями этого манифеста.

Репрессивный аппарат

Диктатура НСДАП опиралась не только на мощь собственно государственного аппарата принуждения, но и на собственные партийные карательно-репрессивные структуры.

Согласно закону 29 марта 1935 г. непосредственными частями партии объявлялись «штурмовые отряды» (СА), «охранные эскадроны» (СС), особый национал-социалистический моторизованный корпус. Наиболее многочисленной частью были «штурмовые отряды» (2,5 млн. человек). Эти отряды считались оплотом мощи партии, они обеспечивали военной силой ее политические и идеологические акции. После чистки отрядов в 1935 г. они были преобразованы в части местной полиции и сохранились как особые отряды по подготовке молодежи. С 1935 г. на более важное место вышли части СС - к 1940 г. они насчитывали до 300 тыс. военнослужащих. Это была самостоятельная чисто военная организация в НСДАП. Организация комплектовалась исключительно по расовому принципу из прошедших предварительно военную службу. Военнослужащие СС формировали разного рода специальные партийные подразделения, выполняли задачи специализированной партийной охраны, составляли большую часть подразделений гос.безопасности.

Надзорно-карательный аппарат характеризовался предельной централизацией полицейского управления. В 1933 г. в Пруссии под началом ее министра - президента была сформирована Тайная государственная полиция (гестапо). С развертыванием мероприятий общей государственной централизации гестапо были подчинены все прочие полицейские службы страны, и борьба с государственно-политической преступностью была поставлены во главу угла всей полицейской деятельности. По особому закону о гестапо (10 февраля 1936 г.) на нее исключительно возлагались задачи борьбы с покушениями на партию и государство. Гестапо сосредоточило у себя ведомство общей информации, управление государственными концентрационными лагерями, а также всеми видами криминальной полиции. Во главе всей полицейской системы и внутренних дел был поставлен Г. Гиммлер (июнь 1936 г.) с одновременными правами рейхфюрера СС. В 1937 г. был принят дополнительный закон об организационном единстве всей полиции. В соответствии с этим законом полицейская службы выделялась из прочих видов бюрократии, она считалась пожизненной и давала значительные социальные привилегии. Точная централизация в совокупности с жестким применением внеправовых, карательных мер дала быстрые результаты в достижении основных полицейских задач, хотя с бытовой и общеуголовной преступностью нацистской полицейской системе справиться в итоге не удалось.

С началом Второй мировой войны централизация полицейских служб безопасности была доведена до предела. С августа 1939 г. были введены должности комиссаров по защите рейха с чрезвычайными полномочиями, в сентябре 1939 г. из Управления полиции безопасности, СД и некоторых других служб было сформировано общее имперское главное управление безопасности, сосредоточившее у себя управлении погранслужбой, обеспечение безопасности дорог и транспорта, гестапо, разведслужбы, ведомств концлагерей и др.

Разветвленная система политической безопасности и карательной политики опиралась на многократно дублированную службу внутреннего и внешнего сыска и шпионажа. Только в области внешней разведки к 1937 г. существовало 8 особых ведомств - как военных, так и чисто партийных, внешнеполитических, экономических которые представляли разветвленную информацию о положении в мире и возможностях реализации военных и политических правительственных задач.

Особую роль в государственно-репрессивной системе играли концлагеря. Их начали создавать уже в 1933 г. в целях перевоспитания инакомыслящих и врагов нации. Позднее концлагеря приобрели характер специализированного орудия в нацеленном истреблении населения по признаку политической неблагонадежности и, особенно, расовому. Всего было организовано 23 лагеря с несколькими десятками «филиалов». Заключенный концлагеря полностью лишался каких-либо прав, подлежал полной власти администрации лагеря, вплоть до применения нему смертной казни без суда за ослушание, отказ от работы и т.п. Галкин А.А. Германский фашизм. М.: Наука, 1967, с.212.

Так, возник политический режим, главной особенностью которого стало аппаратное управление с господством и контролем над всеми формами общественно и личной жизни. Оно включило в себя аппарат террора (штурмовые отряды, гестапо и др.), который был главным действующим лицом преобразования власти в стране.

В Кыргызстане антикоррупционные ведомства исправно отправляют под арест высокопоставленных чиновников из команды бывшего президента Алмазбека Атамбаева. Еще одной жертвой этой зачистки на верхах стал мэр Бишкека Албека Ибраимова.

13 июля городские депутаты выразили мэру вотум недоверия и освободили его от должности. Спустя неделю спецназ ГКНБ арестовал Ибраимова в его загородном доме. Экс-мэр Бишкека обвиняется в коррупции. Бывший градоначальник руководил столичным хозяйством с начала 2016 года и считается ставленником Атамбаева.

Ранее был взят под стражу по схожим обвинительным статьям политический тяжеловес Кубанычбек Кулматов , который с 2004 года занимал руководящие посты в Таможенной службе, а в период президентства Алмазбека Атамбаева успел побывать губернатором Чуйской области и мэром Бишкека, а также руководителем крупных финансовых учреждений.

Самым громким по-прежнему остаётся дело бывшего премьер-министра Сапара Исакова , которого обвиняют в коррупционных схемах при заключении тендера на модернизацию столичной ТЭЦ.

Параллельно с этим 25 июля Первомайский районный суд Бишкека восстановил в должности заместителя председателя таможенной службы Раимбека Матраимова , известного в народе по кличке «Раим-миллион». Хотя Матраимов ни разу не был судим, его репутация считается весьма скандальной. Именно поэтому на фоне объявленной антикоррупционной кампании решение суда выглядит странным. Хотя ещё есть время одуматься и не восстанавливать его на «сытой» должности в таможне. Уволен он был, кстати, с подачи премьера Исакова.

Адвокат Исакова, известный в Кыргызстане юрист и общественный деятель Нурбек Токтакунов неоднократно заявлял о многочисленных нарушениях в уголовном деле в отношении его подзащитного. В интервью Пресс-Клубу «Содружество» адвокат рассказал о последних новостях и выразил своё мнение о громких посадках политических деятелей в Кыргызстане.

Кардинально нового ничего пока нет, так как я работаю в условиях отсутствия какой-либо информации со стороны следствия, которое сознательно ограничивает меня в доступе к информации. Даже к той, на доступ к которой я имею полное право в соответствии Уголовно-процессуальным кодексом.

Следствие даже не ознакомляет защиту с назначаемыми экспертизами. О них я узнаю окольными путями. Вначале, еще в мае, была проведена техническая экспертиза, о которой мы узнали только после посадок проводивших ее экспертов. Потом следствие назначило новую техэкспертизу, и снова не сообщило нам об этом.

Хотя согласно закону, назначая экспертизу, следователь должен ознакомить с постановлением обвиняемого и его защиту для того чтобы они имели возможность сформулировать свои вопросы, а также ходатайствовать относительно экспертиз.

Также следствие назначило аудит Счётной палате, и снова мы об этом ничего не знали, пока нам не сообщили о проверке в самой Счётной палате.

Последние новости касаются того, что следствие подвергло сомнению результаты проведённой строительно-технической экспертизы, в которой ставился вопрос о соответствии стандартам качества работ, выполненных на ТЭЦ. По-видимому, потому, что эта экспертиза была проведена другими экспертами еще в эпоху премьерства Жээнбекова.

Тем самым следствие подвергло сомнению решение правительства Сооронбая Жээнбекова, которое принимало построенные объекты.

Таким образом, когда они начинают копать, то в итоге выходят на самих себя.

Исходя из ваших слов можно сделать вывод, что на следствие оказывается давление. У вас есть предположение, кто это может быть?

Это явное давление со стороны кыргызстанской «опричнины» - Генпрокуратуры и ГКНБ. Сооронбай Жээнбеков использует «карательный аппарат», который до него уже был создан Алмазбеком Атамбаевым, с помощью которого тот нейтрализовал своих политических оппонентов. Поскольку этот аппарат уже действовал, Жээнбекову оставалось просто назначить туда своих людей, чтобы их ресурсы помогали ему нейтрализовать его политических противников. Чем он сейчас собственно и занимается.

Причём президенту даже не нужно говорить или давать какие-то конкретные указания. Все всё прекрасно понимают. «Карательный аппарат» в курсе, кто его политический оппонент, а кто союзник. И понимает, в каком направлении нужно действовать.

В последнее время по коррупционным статьям были арестованы и другие политические значимые фигуры, такие как Албек Ибраимов и Кубанычбек Кулматов. За их делами тоже стоят политические мотивы или всё-таки обвинения в коррупции не беспочвенны?

Когда идёт борьба с коррупцией, то правоохранительные органы арестовывают всех без разбору. Причём сажать проще всего лиц из правящей группировки, а не оппозиционной. Поэтому если бы аресты были и среди правящей верхушки, то вопросов бы не возникало.

У нас вообще вся страна коррумпированная. Абсолютно вся. И основано это на коррупционном мышлении самого народа. Достаточно проверить любую школу или поликлинику, чтобы обнаружить там финансовые нарушения. Сажать можно всех.

Но если речь идет о том, чтобы навести порядок, то наказывать надо всех – невзирая на лица и принадлежность к каким-либо политическим силам. Тогда можно было бы сказать, что эти аресты действительно связаны с борьбой с коррупцией.

Вы неоднократно заявляли, что Жээнбеков борется с атамбаевской командой, расправляется с его соратниками. Зачем президенту это надо? Ведь эти два политика давние соратники, которые ещё с середины 90-х состояли в одной партии.

Политика это искусство предательства, поэтому это было вполне прогнозируемо. Я сам в социальных сетях высказывался, что не пройдёт и месяца, как Жээнбеков «перекрасится» из соратника Атамбаева в его противника. Так, собственно говоря, и случилось.

Это обычное дело для политиков: когда один становится президентом, он естественно стремится укрепить свою власть. Если Атамбаев рассчитывал на то, что Жээнбеков будет продолжать проводимую им политику, действовать в русле его стратегических планов, то он жестоко ошибся.

Став президентом Сооронбай Жээнбеков стал собирать свою команду и проводить свою собственную политику. И это было вполне ожидаемо.

Евгений Погребняк (Джалал-Абад)

Диктатура НСДАП опиралась не только на мощь собственно государственного, подконтрольного партии аппарата принуждения, но и на собственные партийные карательно-репрессивные структуры.

Согласно закону 29 марта 1935 г. непосредственными частями партии объявлялись «штурмовые отряды» (СА), «охранные эскадроны» (СС), особый национал-социалистический моторизованный корпус (наравне с иными общественными организациями в рамках партии). Все они не имели самостоятельного юридического значения, но подлежали только особой партийной юрисдикции. Наиболее многочисленной частью были «штурмовые отряды» (2,5 млн. чел, в т. ч. рабочих и ремесленников свыше 52%). Эти отряды считались оплотом мощи партии, они обеспечивали военной силой ее политические и идеологические акции. После чистки отрядов в 1935 г. (связанной с клановой борьбой в верхах партии) они были преобразованы в части местной полиции и сохранились как особые отряды по подготовке молодежи. С 1935 г. на более важное место вышли части СС – к 1940 г. они насчитывали до 300 тыс. военнослужащих. Это была самостоятельная чисто военная организация в НСДАП, которая рассматривалась как «разведслужба партии». Организация комплектовалась исключительно по расовому принципу из прошедших предварительно военную службу. Военнослужащие СС формировали разного рода специальные партийные подразделения, выполняли задачи специализированной партийной охраны, составляли большую часть подразделений государственной безопасности.

Надзорно-карательный аппарат характеризовался предельной централизацией полицейского управления . В 1933 г. в Пруссии под началом ее министра-президента была сформирована Тайная государственная полиция (гестапо – от Geheime Staatspolizei). С развертыванием мероприятий общей государственной централизации гестапо были подчинены все прочие полицейские службы страны, и борьба с государственно-политической преступностью была поставлена во главу угла всей полицейской деятельности. По особому закону о гестапо (10 февраля 1936 г.) на нее исключительно возлагались задачи борьбы с покушениями на партию и государство. Гестапо сосредоточило у себя ведомство общей информации, управление государственными концентрационными лагерями, а также всеми видами криминальной полиции. Тайная полиция была вообще поставлена в ряд особых направлений всего внутреннего управления. Приказы и распоряжения гестапо были исключены из-под судебного контроля. Во главе всей полицейской системы и внутренних дел был поставлен Г. Гиммлер (июнь 1936 г.) с одновременными правами райхсфюрера СС. В 1937 г. был принят дополнительный закон об организационном единстве всей полиции. В соответствии сэтим законом полицейская служба выделялась из прочих видов бюрократии, она считалась пожизненной и давала значительные социальные привилегии. Такая централизация в совокупности с жестким применением внеправовых, карательных мер дала быстрые результаты в достижении основных полицейских задач, хотя с бытовой и общеуголовной преступностью нацистской полицейской системе справиться в итоге не удалось.

С началом Второй мировой войны централизация полицейских служб и служб безопасности была доведена до предела. С августа 1939 г. были введены должности комиссаров по защите райха с чрезвычайными полномочиями, в сентябре 1939 г. из Управления полиции безопасности, СД и некоторых других служб было сформировано общее Имперское главное управление безопасности (RSHA), сосредоточившее у себя управление погранслужбой, обеспечение безопасности дорог и"транспорта, гестапо, разведслужбы, ведомство концлагерей и др.

Разветвленная система политической безопасности и карательной политики опиралась на многократно дублированную службу внутреннего и внешнего сыска и шпионажа. Только в области внешней разведки к 1937 г. существовало 8 особых ведомств – как военных, так и чисто партийных, внешнеполитических, экономических, которые предоставляли разветвленную информацию о положении в мире и возможностях реализации военных и политических правительственных задач.

Особую роль в государственно-репрессивной системе играли концлагеря. Их начали создавать уже в 1933 г. в целях «перевоспитания инакомыслящих» и «врагов нации». Позднее концлагеря приобрели характер специализированного орудия в нацеленном истреблении населения по признаку политической неблагонадежности и, особенно, расовому. Всего было организовано 23 лагеря с несколькими десятками «филиалов» (в годы войны число лагерей для интернированных и военнопленных достигло 2 тыс.). Заключенный в концлагере, согласно особым инструкциям, полностью лишался каких-либо гражданских прав (кроме чисто немецкого населения), подлежал полной власти администрации лагеря, вплоть до применения к нему смертной казни без суда за ослушание, отказ от работы и т. п.

Во время Великой Отечественной войны система судопроизводства, закрепленная в Конституции, и даже судебная практика конца 30-х гг. были, в сущности, отменены. Органами правосудия в годы войны стали общие народные суды и военные трибуналы, причем в военных трибуналах принцип выборности судей был открыто заменен их назначением.
После завершения войны многие чрезвычайные судебные и административные меры были отменены. Например, указом Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. была отменена ^смертная казнь. Вновь вводилась выборность судей и судебных заседателей, сокращалось количество трибуналов, которые сохранились после войны в армии, на флоте, в МВД, МГБ и частично на транспорте.

Верховный Суд избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет (первые послевоенные выборы прошли в 1946 г.). Остальные суды избирались, как провозглашал Основной Закон, всеми трудящимися гражданами СССР сроком на 3 года и были ответственны и подотчетны вышестоящим органам. Суды всех ступеней были на деле послушными органами административно-репрессивного аппарата, а выносимые ими приговоры были заранее согласованы и предопределены.

В 1945-1946 гг. активизировалась деятельность прокурорского надзора. В 1946 г. была введена должность Генерального прокурора СССР, который назначался Верховным Советом сроком на 7 лет. Генеральный прокурор назначал прокуроров республик и утверждал прокуроров нижестоящих уровней.

С 1943 г. функции управления в области охраны государственной безопасности и общественного порядка осуществляли НКВД СССР (до 1946 г. - нарком Л. П. Берия, затем - С. Н. Круглов) и НКГБ СССР (нарком В. Н. Меркулов, затем - В. С. Абакумов). В 1946 г. они были переименованы соответственно в Министерство внутренних дел СССР и Министерство государственной безопасности СССР.

Влияние этих структур на внутриполитическую жизнь страны в 40-е - начале 50-х гг. было огромным и всеобъемлющим, существовала налаженная система тотального шпионажа, подавления малейших проявлений инакомыслия. Методы работы репрессивного аппарата изменились по сравнению с периодом 20-30-х гг., превратив его в отлаженный карательный механизм, важнейший регулятор отношений в обществе, послушное орудие верховной власти.

В сферу компетенции НКВД (МВД) и НКГБ (МГБ) официально входило не только обеспечение государственной безопасности, охрана общественного порядка и социалистической собственности. Задачи этих ведомств состояли также в управлении автомобильным транспортом, шоссейными и грунтовыми дорогами, в руководстве многими научными исследованиями, делом геосъемки и картографии, лесной охраны, переселенческим делом, пожарной охраны, органами ЗАГС, даже архивами и др.

Но главное, в ведении МВД и МГБ по-прежнему находилась огромная система ГУЛАГа, где день и ночь трудились сотни тысяч абсолютно бесправных и безымянных заключенных (после войны их имена были заменены номерами). 19 апреля 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР по указанию Сталина ввел особый вид наказания - "каторжные работы" сроком до 20 лет, функционировавшее с 1934 г. по сентябрь 1953 г. Особое совещание при министре внутренних дел СССР - внесудебный репрессивный орган, все решения которого принимались с ведома и одобрения "вождя" - взяло на себя после войны прерогативы военно-полевых судов и активно использовало каторжные работы как меру наказания, постоянно пополняя армию бесплатных работников.

В первое послевоенное десятилетие в СССР отсутствовали какие-либо массовые общественные движения. Все находилось под контролем партии, государственного аппарата и репрессивных органов. Все крупные антисоветские "дела" были спровоцированы МВД и МГБ. Идеологический контроль давил любое проявление небюрократической инициативы. Исключениями являлись вновь присоединенные к СССР западные области, где велась партизанская война против советской власти. Наиболее активные очаги были в Западной Украине (бендеровское движение) и в Литве. В этих районах с повстанческим движением удалось покончить лишь к середине "50-х гг.

После войны в СССР вернулась незначительная часть российских эмигрантов первой волны, в основном из Франции и Китая, а также некоторых других стран. Несмотря на добровольность возвращения, многие из них подверглись репрессиям и гонениям.

В ходе освобождения Красной Армией стран Восточной Европы и во время боевых действий в Маньчжурии было захвачено немало бывших белогвардейцев и деятелей антисоветских организаций, часть из которых являлись активными, пособниками немцев и японцев. Наиболее крупными удебными процессами над ними были: дело атамана Г. М. Семенова и его сообщников, слушавшееся в августе 1946 г., а также суд над бывшими генералами белого движения, служившими в вермахте - П. Н. Красновым, А. Г. Шкуро и Султан-Гиреем Клычем (Килечем), а также С. Н. Красновым, Т. И. Дамановым и Г. фон Панвицем в январе 1947 г. Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила большинство из них к смертной казни.

Большой резонанс в стране получили и показательные процессы, проведенные в декабре 1945 г. - январе 1946 г. в Киеве, Минске, Риге, Смоленске и других городах над немецкими военными преступниками, виновными в злодеяниях на советской земле, и над пособниками оккупантов. Из 88 обвиняемых, среди которых были 18 генералов вермахта и СС, 66 были повешены.

Суд состоялся и над руководителями "Русской освободительной армии" - бывшими советскими генералами А. А. Власовым, В. Ф. Малышкиным, М. Н. Жиленковым и девятью другими предателями Родины. Все они по приговору суда были казнены.

Одновременно репрессиям подверглись десятки тысяч попавших в плен советских офицеров, которые из фашистских лагерей были отправлены в лагеря советские.
Происшедшее сразу после смерти Сталина перераспределение обязанностей внутри руководящей верхушки партии и страны привело к слиянию в марте 1953 г. МВД и МГБ в единое Министерство внутренних дел, которое возглавил Л. П. Берия. После устранения Берии в середине 1953 г. пришедшие к власти наследники "вождя" постарались прежде всего поставить под свой контроль деятельность именно репрессивного аппарата государства, понимая, какую опасность для них может представлять эта гигантская карательная машина, действовавшая долгие годы только по личным указаниям и распоряжениям Сталина. После июльского (1953) пленума ЦК партии было упразднено Особое совещание при министре внутренних дел, ликвидированы трибуналы в войсках МВД, восстановлен нормальный порядок расследования и судебного рассмотрения дел. 13 марта 1954 г. произошло разукрупнение МВД СССР - был образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. В ведении МВД СССР осталась только охрана общественного порядка (административный надзор, милиция, пожарная охрана, ЗАГС у. т. п.).

Помимо репрессивных органов важную функцию в государственном управлении выполняла система государственного контроля, действовавшая с 1940 по 1957 г. Возглавляемый до 1953 г. Л. 3. Мехлисом Наркомат (с 1946 г. - министерство) государственного контроля стал, по сути, главным фискальным учреждением в стране. В его функции входил контроль за исполнением решений руководства во всех отраслях народного хозяйства страны и финансовой дисциплиной. Громоздкий бюрократический аппарат МГК, занимавшийся выявлением злоупотреблений и, главное, поиском виновных и привлечением их к судебной ответственности, действовал независимо от других государственных структур, выполняя указания партийного руководства.