Гарантийный... Возврат Порядок

Определение понятия «сила», виды силовых способностей, средства и методы развития. Развитие силовых способностей Значение силовых способностей

Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют: 1) собственно мышечные; 2) центрально-нервные; 3) личностно-психические; 4) биомеханические; 5) биохимические; 6) физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.

К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации.

Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.

От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.

Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и др.), биохимические (гормональные) и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.) факторы .

Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость).

Собственно силовые способности проявляются: 1) при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с околопредельными, предельными отягощениями (например, при приседаниях со штангой достаточно большого веса); 2) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). В соответствии с этим различают медленную силу и статическую силу.

Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата.

Статическая сила характеризуется двумя ее особенностями в проявлении (В.В. Кузнецов, 1975): 1) при напряжении мышц за счет активных волевых усилий человека (активная статическая сила); 2) при попытке внешних сил или под воздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу (пассивная статическая сила).

Воспитание собственно силовых способностей может быть направлено на развитие максимальной силы (тяжелая атлетика, гиревой спорт, силовая акробатика, легкоатлетические метания и др.); общее укрепление опорно-двигательного аппарата занимающихся, необходимое во всех видах спорта (общая сила) и строительства тела (бодибилдинг).

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента.

К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.). Для оценки уровня развития взрывной силы пользуются скоростно-силовым индексом (в движениях, где развиваемые усилия близки к максимуму):

I = F max / t max

где F max - максимальная сила, проявляемая в конкретном упражнении; t max - максимальное время к моменту достижения F max .

Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой (Ю.В. Верхошанский, 1977). Стартовая сила - это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила - способность к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.

К специфическим видам силовых способностей относят силовую выносливость и силовую ловкость.

Силовая выносливость - это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе. Например, при упоре рук в стороны на кольцах или удержании руки при стрельбе из пистолета проявляется статическая выносливость, а при многократном отжимании в упоре лежа, приседании со штангой, вес которой равен 20-50% от максимальных силовых возможностей человека, называется динамическая выносливость.

Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся в непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). Ее можно определить как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц» (Ж.К. Холодов, 1981).

В физическом воспитании и на спортивной тренировке для оценки степени развития собственно силовых способностей различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила - это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела. Относительная сила - это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека. В двигательных действиях, где приходится перемещать собственное тело, относительная сила имеет большое значение. В движениях, где есть небольшое внешнее сопротивление, абсолютная сила не имеет значения, если сопротивление значительно - она приобретает существенную роль и связана с максимумом взрывного усилия.

Результаты исследований позволяют утверждать, что уровень абсолютной силы человека в большей степени обусловлен факторами среды (тренировка, самостоятельные занятия и др.). В то же время показатели относительной силы в большей мере испытывают на себе влияние генотипа. Скоростно-силовые способности примерно в равной мере зависят как от наследственных, так и от средовых факторов. Статическая силовая выносливость определяется в большей мере генетическим условиями, а динамическая силовая выносливость зависит от взаимных (примерно равных) влияний генотипа и среды (В.И. Лях, 1997).

Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек - от 11-12 до 15-16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы к общей массе тела (к 10-11 годам она составляет примерно 23%, к 14-15 годам - 33%, а к 17-18 годам - 45%). Наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдаются в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет. Следует отметить, что в указанные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям. При развитии силы следует учитывать морфофункциональные возможности растущего организма.

Задачи развития силовых способностей. Первая задача - общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата человека. Она решается путем использования избирательных силовых упражнений. Здесь важное значение имеют их объем и содержание. Они должны обеспечить пропорциональное развитие различных мышечных групп. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуществлении двигательной активности. Скелетные мышцы являются не только органами движения, но и своеобразными периферическими сердцами, активно помогающими кровообращению, особенно венозному (Н.И. Аринчин, 1980).

Вторая задача - разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков). Данная задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов.

Третья задача - создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видов м спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки. Решение этой задачи позволяет удовлетворить личный интерес в развитии силы с учетом двигательной одаренности, вида спорта или выбранной профессии.

Воспитание силы может осуществлять в процессе общей физической подготовки (для укрепления и поддержания здоровья, совершенствования форм телосложения, развития силы всех групп мышц человека) и специальной физической подготовки (воспитание различных силовых способностей тех мышечных групп, которые имеют большое значение при выполнении основных соревновательных упражнений). В каждом из этих направлений имеется цель, определяющая конкретную установку на развитие силы и задачи, которые необходимо решить исходя из этой установки. В связи с этим подбираются определенные средства и методы воспитания силы.

9.1 Понятие о силовых способностях, их виды. Факторы, определяющие уровень развития и проявления силовых способностей.

Выполнение любого движения или сохранение какой-либо позы тела человека обусловлено работой мышц. Величину развиваемого при этом усилия принято на­зывать силой мышц.

МЫШЕЧНАЯ СИЛА как характеристика физических возможностей человека - это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений.

Одним из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу является режим работы мыши. В процессе выполнения двигательных действий мышцы могут проявлять силу:

При уменьшении своей длины (преодолевающий, т.е. миометрическийрежим, например, жим штанги лежа на горизонтальной скамейке средним или широким хватом).

При ее удлинении (уступающий, т.е. плиометрический режим, например, при­седание со штангой на плечах или груди).

Без изменения длины (удерживающий, т.е. изометрический режим, например, удержание разведенных рук с гантелями в наклоне вперед в течение 4-6 сек.).

При изменении и длины, и напряжения мышц (смешанный, т.е. ауксотоничес-кий режим, например, подъем силой в упор на кольцах, опускание в упор руки в стороны ("крест") и удержание в "кресте").

Первые два режима характерны для динамической, третий - для статической, четвертый - для стато-динамической работы мышц. Эти режимы работы мышцобо-значаюттерминами «динамическая сила» и «статическая сила». Наибольшие вели­чины силы проявляются при уступающей работе мышц, иногда в два раза превосхо­дящие изометрические показатели.

В любом режиме работы мышц сила может быть проявлена медленно и быстро. Это характер их работы.

Сила, проявляемая в уступающем режиме в разных движениях зависит от скоро­сти: чем больше скорость, тем больше и сила (рис. 9.1.)

В изометрических условиях скорость равна нулю. Проявляемая при этом сила несколько меньше величины силы в плиометрическом режиме. Меньшую силу, чем в статическом и уступающем режимах, мышцы развивают в условиях преодолева­ющего режима.

С увеличением скорости движений величины проявляемой силы уменьшаются. В медленных движениях, т.е. когда скорость движения приближается к нулю, вели­чины силы не отличаются существенно от показателей силы в изометрических ус -

В соответствии с данными режимами и характером мышечной деятельности си­ловые способности человека подразделяются на два вида:

1) собственно-силовые, которые проявляются в условиях статического режи­ма и медленных движений;

2)скоростно-силовые, проявляющиеся при выполнении быстрых движений преодолевающего и уступающего характера или при быстром переключении от ус­тупающей к преодолевающей работе.

Рис. 9.1. Связь между силой и скоростью в

преодолевающем и уступа­ющих режимах (по Б. Абботу и др.). У/ и V 2 - скорость уменьшения и увеличения длины мышцы; Р^ и р£ -соответствующие этим

скоростям величины силы в преодолевающем (миометри-ческом) режиме; fj и ^ -соответствующие величины силы в уступающем (плиометрическом) режиме; Р о - максимальная изометри­ческая сила"

Собственно-силовые способности человека могут проявляться при удержа­нии в течение определенного времени предельных отягощений с максимальным на­пряжением мышц (статический характер работы) или при перемещении предметов большой массы. В последнем случае скорость практически не имеет значения, а прилагаемые усилия достигают максимальной величины (характер работы по спортивной терминологии медленный, динамический, "жимовой"). В соответствии с таким характером работы мышечная сила может быть статической и медленной динамической.

Скоростно-силовые способности проявляются в действиях, в которых наряду со значительный силой требуется и существенная скорость движения. При этом, чем выше внешнее отягощение, тем большее действие приобретает силовой ха­рактер, чем меньше отягощение, тем больше действие становится скоростным.

Формы проявления скоростно-силовых способностей во многом зависят от ха­рактера напряжения мышц в том или ином движении, который выражается в раз­личных движениях быстротой развития силового напряжения, его величины и дли­тельности.

Важной разновидностью скоростно-силовых способностей является "взрывная сила" - способность проявлять большие величины силы в наименьшее время. Она имеет существенное значение при старте в спринтерском беге, в прыжках, метани­ях, ударных действиях в боксе и т.д.

Если зарегистрировать динамограмму отталкивания при прыжке вверх с места у квалифицированного спортсмена и новичка, то кривая их взрывного усилия у мас­тера спорта показывает не только высокий уровень проявления силы, но и достиже­ние её за очень короткий промежуток времени (рис. 9.2.).

Рис. 9.2. Проявления «взрывной силы» при прыжке вверх у мастера спорта (1) и начинающего спортсмена (2).

Видно, что у мастера спорта не только высокий уровень проявления силы, но и самое главное то, что мак­симальных величин силы он достигает за очень короткий промежуток времени.

Кривая взрывного усилия трехкомпонентна и качественно определяется такими свойствами нервно-мышеч­ного аппарата, как максимальная сила мышц, способность к быстрому проявлению внешнего усилия в начале рабочего напряжения мышц (стартовая сила), способ­ность к наращиванию рабочего усилия в процессе разгона перемещаемой массы -ускоряющая сила. Установлено, что эти свойства в той или иной степени присущи человеку любого возраста, пола, независимо от того, занимается он спортом или нет и вида двигательной деятельности.

Уровень развития взрывной силы можно оценить с помощью скоростно-силово-го индекса, который вычисляется по следующей формуле:

J = F max /1 max

Где: J - скоростно-силовой индекс;

F max - максимальное значение силы, показанной в данном движении; f max - время достижения максимальной силы.

Силу мгновенно проявить нельзя. Мышцам необходимо время, чтобы проявить максимальную силу. Установлено, примерно через 0,3 сек. от начала движения мыш­ца проявляет силу, равную 90 % от максимума. В то же время в спорте есть много движений, которые выполняются за время меньшее чем 0,3 сек. К примеру, время отталкивания в беге у сильнейших спринтеров длится 100-60 мс., отталкивания в прыжках в длину 150 мс., отталкивания в прыжках в высоту способом "фосбюри-флоп" 180 мс., при отталкивании на лыжах с трамплина 200 - 180 мс., финальное усилие в метании копья примерно 150 мс. В этих случаях человек не успевает про­явить максимальную силу. Поэтому ведущим фактором силовых способностей бу­дет не сама величина проявляемой силы, а быстрота ее нарастания, т.е. градиент силы. Подтверждением этому служит уменьшение времени, затрачиваемого на вы­полнение движений в метании копья, толкании ядра, отталкивании в беге, прыжке и т.д. с ростом квалификации спортсменов. О величине градиента силы можно су­дить по значениям тангенса угла наклона касательной к кривой F(t) на начальном участке (см. рис. 9.2.). Его величина характеризует уровень развития стартовой силы. Таким образом, в скоростно-силовых упражнениях повышение максимальной силы может не привести к улучшению результата. На спортивном жаргоне это озна­чает, что человек "накачал" такую силу мышц, которую не успевает проявить в ко­роткое время. Следовательно, человек, имеющий меньшие силовые показатели, но высокие значения градиента, может выиграть у соперника с большими силовыми возможностями.

У спортсмена А - большая сила и низкий градиент силы; у спортсмена Б - наобо-

Лекция 9 Силовые способности и методика их. развития

рот, градиент силы высок, а максимальные силовые возможности небольшие.

Рис. 9.3. Кривые нарастания силы у двух спортсменов.

Из рис. 9.3. видно, что у спортсмена А - большая сила и низкий градиент силы. У спортсмена Б, наоборот, гра­диент силы высок, а макси­мальные силовые возможно­сти небольшие. При большой длительности движения (tg), когда оба спортсмена успе­вают проявить свою макси­мальную силу, преимуще­ство оказывается у более сильного спортсмена А. Если же время выполнения дви­жения очень коротко (меньше t-j), то преимущество будет на стороне Б.

В результате современных исследований выделяется еще одно новое проявле­ние силовых способностей, так называемая способность мышц накапливать и ис­пользовать энергию упругой деформации ("реактивная способность"). Она харак­теризуется проявлением мощного усилия сразу же после интенсивного механичес­кого растяжения мышц, т.е. при быстром переключении их от уступающей работы к преодолевающей в условиях максимума развивающейся в этот момент динамичес­кой нагрузки (рис. 9.1.). Предварительное растягивание, вызывающее упругую де­формацию мышц, обеспечивает накопление в них определенного потенциала на­пряжения (неметаболической энергии), который с началом сокращения мышц яв­ляется существенной добавкой к силе их тяги, увеличивающей её рабочий эффект. Установлено, что чем резче (в оптимальных пределах) растяжение мышц в фазе амортизации, тем быстрее переключение от уступающей работы мышц к преодо­левающей, тем выше мощность и скорость их сокращения. Сохранение упругой энергии растяжения для последующего сокращения мышц (рекуперация механи­ческой энергии) обеспечивает высокую экономичность и результативность в беге, прыжках и других движениях. К примеру, у гимнастов время перехода от уступаю­щей работы к преодолевающей имеет высокую связь с уровнем прыгучести. Отме­чена высокая зависимость между реактивной способностью и результатом в трой­ном прыжке с разбега, в барьерном беге, в тяжелоатлетических упражнениях, а так­же между импульсом силы при отталкивании с подседом в прыжках на лыжах с трам­плина.

В практике физического воспитания различают также абсолютную и относитель­ную мышечную силу человека.

« Абсолютная сила характеризует силовой потенциал человека и измеряется величиной максимального произвольного мышечного усилия в изометрическом режиме без ограничения времени или предельным весом поднятого груза.

Относительная сила оценивается отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела, т.е. величиной силы, приходящейся на 1 кг собственного веса тела. Этот показатель удобен для сравнения уровня силовой подготовленнос­ти людей разного веса.

Для метателей диска, молота, толкателей ядра, штангистов тяжелых весовых ка-

121 Теория и методика физической культуры

тегорий большее значение имеют показатели абсолютной силы. Это связано с тем, что между силой и массой собственного тела наблюдается определенная взаимо­связь: люди большего веса могут поднять большее отягощение и следовательно, проявить большую силу. Не случайно, поэтому штангисты, борцы тяжелых весовых категорий стремятся увеличить свой вес и тем самым повысить свою абсолютную силу. Для большинства же физических упражнений неизмеримо важнее показатели не абсолютной, а относительной силы - в беге, прыжках, в длину и высоту, гребле, плавании, гимнастике и др. К примеру, выполнить упражнение "упор руки в сторо­ны" на кольцах ("крест") способен тот гимнаст, у которого относительная сила при­водящих мышц руки к весу тела равна или больше единицы.

Уровень развития и проявления силовых способностей зависит от многих фак­торов. Прежде всего на них оказывает влияние величина физиологического попе­речника мышц: чем он толще, тем при прочих равных условиях большее усилие мо­гут развивать мышцы. При рабочей гипертрофии мышц в мышечных волокнах уве­личивается количество и размеры миофибрилл и повышается концентрация сар-коплазматических белков. При этом внешний объем мышц может увеличиваться незначительно, поскольку, во-первых, повышается плотность укладки миофибрилл в мышечном волокне, во-вторых, уменьшается толщина кожножирового слоя над тренируемыми мышцами.

Сила человека зависит от состава мышечных волокон. Различают "медленные" и "быстрые" мышечные волокна. Первые развивают мышечную силу напряжения, причем скорость их в три раза меньше. Второй тип волокон осуществляет в основ­ном быстрые и мощные сокращения. Силовая тренировка с большим весом отяго­щения и небольшим числом повторений мобилизует значительное число быстрых мышечных волокон, в то время как занятия с небольшим весом и большим количе­ством повторений активизируют как быстрые, так и медленные волокна. В различ­ных мышцах тела процент медленных и быстрых волокон неодинаков, и очень силь­но отличается у разных людей. Стало быть, с генетической точки зрения, они обла­дают разными потенциальными возможностями к силовой работе.

На силу мышечного сокращения влияют эластичные свойства, вязкость, анато­мическое строение, структура мышечных волокон и их химический состав.

Существенную роль в проявлении силовых возможностей человека играет регу­ляция мышечных напряжений со стороны ЦНС. Величина мышечной силы при этом связана:

С частотой эффекторных импульсаций, посылаемых к мышце от мотонейтро­нов передних рогов спинного мозга;

Степенью синхронизации (одновременности) сокращения отдельных двигатель­ных единиц;

Порядком и количеством включенных в работу двигательных единиц.

Перечисленные факторы характеризуют внутримышечную координацию. Вмес­те с тем, на проявление силовых способностей влияет также согласованность в ра­боте мышц синергистов и антагонистов, осуществляющих движение в противопо­ложных направлениях (межмышечная координация). Проявление силовых способ­ностей тесно связано с эффективностью энергообеспечения мышечной работы. Важную роль при этом играет скорость и мощность анаэробного ресинтеза АТФ, уровень содержания креатинфосфата, активность внутримышечных ферментов, а также содержание миоглобина и буферные возможности мышечной ткани.

Максимальная сила, которую может проявить человек зависит и от механичес­ких особенностей движения. К ним относится: исходное положение или поза, длина плеча рычага и изменение угла тяги мышц, связанного с изменением при движении

Лекция 9 Силовые способности и методика их развития

длины и плеча силы, а следовательно, и главного момента тяги; изменение функции мышцы в зависимости от исходного положения; состояние мышцы перед сокраще­нием (предварительно растянутая мышца сокращается сильно и быстро) и т.д.

Сила увеличивается под влиянием предварительной разминки и соответствую­щего повышения возбудимости ЦНС до оптимального уровня. И наоборот, чрезмер­ное возбуждение и утомление может уменьшить максимальную силу мышц.

Силовые возможности зависят от возраста и пола занимающихся, а также об­щего режима жизни, характера их двигательной активности и условий внешней сре­ды. Наибольший естественный прирост показателей абсолютной силы происходит у подростков и юношей в 13-14 и 16-18 лет, у девочек и девушек в 10-11 и 16-17 лет. Причем самыми высокими темпами увеличиваются показатели силы крупных мышц разгибателей туловища и ног. Относительные же показатели силы особенно значи-тельнымитемпамивозрастаютудетей9-11 лети 16-17лет. Показатели силы у маль­чиков во всех возрастных группах выше, чем у девочек. Индивидуальные темпы раз­вития силы зависят от фактических сроков полового созревания. Все это необхо­димо учитывать в методике силовой подготовки.

В проявлении мышечной силы наблюдается известная суточная периодика: ее показатели достигают максимальных величин между 15-16 часами. Отмечено, что в январе и феврале мышечная сила нарастает медленнее, чем в сентябре и октябре, что, по-видимому, объясняется большим потреблением осенью витаминов и дей­ствием ультрафиолетовых лучей. Наилучшие условия для деятельности мышц - при температуре +20°С.

ученик 11 класса Малашенко Сергей

методы,факторы влияющие на развитие силовых способностей

Скачать:

Предварительный просмотр:

Реферат

«Развитие силы»

Работу выполнил: Малашенко Сергей

Ученик 11 класс.

1.Понятие о силе и силовых способностях……………………………… 1

2.Классификация силовых способностей………………………..3

  1. Задачи развития силовых способностей……………………… 7
  2. Основные и дополнительные средства……………………….. 8
  3. Контрольные упражнения……………………………………..10

3. Комплекс упражнений для развития силы отдельных мышечных групп………………………………………………………………………..17

4. Список использованной литературы…………………………………...23

Понятие о силе и силовых способностях.

Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Силовые способности - это комплекс различных проявление человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости конкретных двигательных действий и условий их осуществления вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют: 1) собственно мышечные; 2) центрально-нервные; 3) личностно-психические; 4) биомеханические; 5) биохимические; 6) физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.

К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно ленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации.

Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивное (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.

От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.

Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и др.), биохимические (гормональные) и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.) факторы.

Классификация силовых способностей

Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями ( скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость )

Собственно силовые способности проявляются: 1) при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с околопредельными, предельными отягощениями (например, при приседаниях со штангой достаточно большого веса); 2) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). В соответствии с этим различают медленную силу и статическую силу.

Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата.

Статическая сила характеризуется двумя ее особенностями проявления 1) при напряжении мышц за счет активных волевых усилий человека (активная статическая сила); 2) при попытке внешних сил или под воздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу (пассивная статическая сила).

Воспитание собственно силовых способностей может быть направлено на развитие максимальной силы (тяжелая атлетика, гиревой спорт, силовая акробатика, легкоатлетические метания и др.); общее укрепление опорно-двигательного аппарата занимающихся, необходимое во всех видах спорта (общая сила) и строительства тела (бодибилдинг).

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента.

К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей пред ель-рой величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.).

Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой. Стартовая сила - это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила- способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.

К специфическим видам силовых способностей относят силовую выносливость и силовую ловкость.

Силовая выносливость - это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе. Например, при упоре рук в стороны на кольцах или удержании руки при стрельбе из пистолета проявляется статическая выносливость, а при многократном отжимании в упоре лежа, сказывается динамическая вы-носливость.

Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). Ее можно определить как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц».

В физическом воспитании и на спортивной тренировке для оценки степени развития собственно силовых способностей различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила - это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела. Относительная сила - сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека. В двигательных действиях, где приходится перемещать собственное тело, относительная сила имеет большое значение. В движениях, где есть небольшое внешнее сопротивление абсолютная сила не имеет значения, если сопротивление значительно - она приобретает существенную роль и связана с максимумом взрывного усилия.

Результаты исследований позволяют утверждать, что уровень абсолютной силы человека в большей степени обусловлен факторами среды (тренировка, самостоятельные занятия и др.). В то же время показатели относительной силы в большей мере испытывают на себе влияние генотипа. Скоростно-силовые способное примерно в равной мере зависят как от наследственных, так и средовых факторов. Статическая силовая выносливость определяется в большей мере генетическими условиями, а динамическа силовая выносливость зависит от взаимных.

Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек - от 11-12 до 15-16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы к общей массе тела (к 10-11 годам она составляет примерно 23%, к 14-15 годам - 33%, к 17-18 годам - 45%). Наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдаются в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет. Следует отметить, что в указанные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям. При развитии силы следует учитывать морфофункциональные возможности растущего организма.

Задачи развития силовых способностей.

Первая задача - общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата человека. Она решается путем использования избирательных силовых упражнений. Здесь важное значение имеют их объем и содержание. Они должны обеспечить пропорциональное развитие различных мышечных групп. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуществлении двигательной активности. Скелетные мышцы являются не только органами движения, но и своеобразными периферическими сердцами, активно помогающими кровообращению, особенно венозному.

Вторая задача - разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков). Данная задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов.

Третья задача - создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально прикладной физической подготовки. Решение этой задачи позволяет удовлетворить личный интерес в развитии силы с учетом двигательной одаренности, вида спорта или выбранной профессии. Воспитание силы может осуществляться в процессе общей физической подготовки (для укрепления и поддержания здоровья, совершенствования форм телосложения, развития силы всех групп мышц человека) и специальной физической подготовки (воспитание различных силовых способностей тех мышечных групп, которые имеют большое значение при выполнении основных соревновательных упражнений). В каждом из этих направлений имеется цель, определяющая конкретную установку на развитие силы и задачи, которые необходимо решить исходя из этой установки.

Основные и дополнительные средства, используемые в спортивной тренировке для воспитания силовых способностей

Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Такие средства называются силовыми. Они условно подразделяются на основные и дополнительные.

Основные средства:

1. Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д.

2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела:

- упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе);

Упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты);

Упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры;

Ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 25-70 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх).

3. Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (например, силовая скамья, силовая станция, комплекс «Универсал» и др.).

4. Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов.

5. Статические упражнения в изометрическом режиме

В которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий с использованием внешних предметов (различные упоры, удержания и т.п.);

В которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий без использования внешних предметов в самосопротивлении.

Дополнительные средства :

1. Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки в гору, по рыхлому песку, бег против ветра и т.п.)

2. Упражнеия с использованием сопротивлния других предмето (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.)

3. Упражнения с противодействием партнера.

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития силовых способностей

В практике физического воспитания количественно-силовые возможности оцениваются двумя способами: 1) с помощью измерительных устройств - динамометров , динамографов, тензометрических силоизмерительных устройств; 2) с помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу.

Современные измерительные устройства позволяют измерять силу практически всех мышечных групп в стандартных заданиях (сгибание и разгибание сегментов тела), а также в статических и динамических усилиях (измерение силы действия спортсмена в движении).

В массовой практике для оценки уровня развития силовых качеств наиболее часто используются специальные контрольные упражнения (тесты). Их выполнение не требует, какого-либо специального дорогостоящего инвентаря и оборудования. Для определения максимальной силы используют простые по технике выполнения упражнения, например жим штанги лежа, приседание со штангой и т.п. Результат в этих упражнениях в очень малой степени зависит от уровня технического мастерства. Максимальная сила определяется по наибольшему весу, который может поднять занимающийся (испытуемый).

Для определения уровня развития скоростно-силовых способностей и силовой выносливости используются следующие контрольные упражнения : прыжки через скакалку, подтягивания ), отжимания на параллельных брусьях, от пола или от скамейки , поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями, висы на согнутых и полусогнутых руках , подъем переворотом на высокой перекладине, прыжок в длину с места с двух ног , тройной прыжок с ноги на ногу (вариант - только на правой и только на левой ноге), поднимание и опускание прямых ног до ограничителя , прыжок вверх со взмахом ) и без взмаха рук (определяется высота выпрыгивания), метание набивного мяча (1 - 3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой и т.д. Критериями оценки скоростно-силовых способностей и силовой выносливости служат число подтягиваний, отжиманий, время удержания определенного положения туловища, дальность метаний (бросков), прыжков и т.п.

Комплекс упражнений для развития силы отдельных мышечных групп.

Укрепление мышц брюшного пресса. Очень важно как для исправления общих проблем осанки в кифозе и лордозе, так и предотвращения травм поясницы. Косые и поперечные мышцы особенно важны в этих целях, потому что они создают внутреннее брюшное давление. Любой можем улучшить свою фигуру, укрепив мышцы брюшного пресса. Главное качество выполнения их, а не количество.

Лежа на спине, колени разведены и согнуты, спина прямая, голова откинута слегка назад. Подняться, обхватив руками под коленами (упражнения наиболее эффективно при подъеме до угла, указанного на картинке), вдавите поясницу в пол и напрягите мышцы живота. Медленно вернитесь в исходное положение

Все варианты упражнений на пресс постарайтесь выполнять, поднимаясь до угла, указанного выше.

Варианты:

Из исходного положения:

1. Скрестить руки на груди. .

2. Руки за голову (руки за головой в замок не смыкать, держим свободно за ушами, подбородком тянемся к потолку, шея, спина, голова - одна линия).

3. Вытянуть руки назад за голову.

4. В верхней точке движения (из всех указанных положений выше) сделать паузу или выполнить пульсирующие покачивания.

Исходное положение то же, руки за головой. Подняться, повернуть туловище в сторону, вернуться в исходное положение и лечь.

Варианты:

1. Подняться, поворот в одну сторону, в другую, затем вернуться в исходное положение.

2. Подняться, наклон в одну сторону, вернуться в исходное положение, наклон в другую сторону.

3. Подняться и потянуться руками вправо, влево.

Лежа на спине, ноги согнуты. Согнутую правую ногу положите на колено левой ноги, руки за голову, локти разведены в стороны. Приподняться и наклониться правым локтем к левому колену.

Лежа на спине, левую ногу перекинуть через правую, левую руку в сторону, правой рукой сильно нажать на левое бедро и держать несколько секунд.

Правую ногу вытянуть, левую согнуть и приподнять. Правую руку параллельно ног вытянуть вперед, левую поднять вверх. Затем поменять положение.

Ноги скрестить и вытянуть вверх. Руки вдоль туловища на полу. Таз немного приподнять, напрячь мышцы живота, пятками потянуться к потолку. Поясницу прижать к полу.

Силовая выносливость отражает способность длительно выполнять силовую работу без снижения ее эффективности. Двигательная деятельность при этом может быть ациклической, циклической и смешанной. Как правило, силовая выносливость требует анаэробно-аэробного режима работы мышц. Следовательно при подборе метод ее развития следует использовать те, которые позволят развить проявление выносливости как при кратковременной нагрузке (в анаэробном режиме), так и при выполнении более длительных силовых упражнений (нагрузка в аэробной режиме).

Очень часто для воспитания выносливости к силовой работе используют разнообразные упражнения с отягощениями, выполняемые методом повторных усилий с многократным преодолением непредельного сопротивления до значительного утомления или «до отказа», а также методом круговой тренировки. В тех случаях, когда хотят воспитать выносливость к силовой работе в статическом режиме работы мышц, используют метод статических усилий. Упражнения подбираются с учетом оптимального угла в том или ином суставе, при котором в специализируемом упражнении развивается максимум усилий.

Одним из критериев, по которому можно судить о развитии силовой выносливости, является число повторений контрольного упражнения, выполняемого «до отказа» с отягощением - 30- 75% от максимума.

38. Собственно-силовые способности и методика их направленного развития

Сила - это способность напряжением мышц преодолевать механические и биомеханические силы, препятствующие действию, противодействовать им, обеспечивать тем самым эффект действия (вопреки препятствующим силам тяжести, инерции, сопротивления внешней среды и т.д.). В последнее время чаще пользуются выражением «силовые способности». Силовые способности подразделяют главным образом на собственно-силовые, скоростно-силовые и силовую выносливость.

Собственно-силовые способности характеризуются тем, что доминирующую роль в их проявлении играет активизация процессов мышечного напряжения, стимулируемая внешним предметным либо иным отягощением (сопротивлением).

Основы методики воспитания силовых способностей. Общая задача в процессе многолетнего воспитания силы как физического качества человека заключается в том, чтобы всесторонне развить ее и обеспечить возможность высоких проявлений в разнообразных видах двигательной деятельности (спортивной, трудовой и т. д.). Частными задачами будут:

1)приобретение и совершенствование способности осуществлять основные виды усилий - статические и динамические, собственно силовые и скоростно-силовые, преодолевающие и уступающие;

2)гармоническое укрепление в силовом отношении всех мышечных групп двигат. аппарата;

3)развитие способности рационально пользоваться силой в разнообразных условиях.

Наряду с этим в зависимости от конкретных условий той либо иной деятельности решаются специфические задачи по специализированному воспитанию силы.

Средствами воспитания силы являются упражнения с повышенным сопротивлением - силовые упражнения. В зависимости от природы сопротивления силовые упражнения делятся на 2 группы:

1. Упражнения с внешним сопротивлением. В качестве внешнего сопротивления обычно используют: вес предметов, противодействие партнера, сопротивление упругих предметов, сопротивление внешней среды (бег по глубокому снегу, например).

2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела. Применяются также упражнения, в которых отягощение весом собственного тела дополняется весом внешних предметов.

В отношении функционального воздействия на организм природа фактора, вызвавшего сопротивление, не особенно существенна. Во всех случаях воздействие на организм будет сходным, если только величина сопротивления одинакова. Однако некоторой спецификой в методическом отношении различные упражнения все же обладают.

Упражнения с тяжестями удобны своей универсальностью: с их помощью можно воздействовать как на самые мелкие, так и на самые крупные мышечные группы; эти упражнения легко дозировать. В то же время их отличает ряд нежелательных черт. Исходное положение в упражнениях с тяжестями часто связано со статическим удержанием груза.

Для упражнений с преодолением сопротивления упругих предметов характерно возрастание напряжения к концу движения. Упражнения, по ходу которых преодолевается тяжесть собственного тела, выполняются обычно при дистальной опоре конечностей. При этом характерный для мышечного аппарата нашего тела проигрыш в силе оказывается не столь высоким, как в случае движения при проксимальной опоре. Таким образом, если в каком-либо движении приходится преодолевать вес собственного тела или внешнего отягощения, то в первом случае движение в силовом отношении оказывается более легким.

Наряду с приведенной классификацией силовых упражнений нужно учитывать деление их по степени избирательности воздействия, а также по режиму функционирования мышц - статические и динамические, собственно силовые и скоростно-силовые, преодолевающие и уступающие.

Воспитание силы, как и других физических качеств, осуществляется в соответствии с общими методическими принципами физического воспитания.

39. Скоростно-силовые способности и методика их направленного развития

Скоростно-силовые способности являются своего рода соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежат функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений (прыжки в длину и высоту, метания снарядов значительного веса и т.д.).

Некоторые из проявлений скоростно-силовых способностей получили название «взрывной силы». Этим термином обозначают способность по ходу движения достигать возможно больших показателей внешне проявляемой силы в возможно меньшее время (оценивается по градиенту силы или скоростно-силовым индексом, который вычисляется как отношение максимальной величины силы, проявленной в данном движении, ко времени достижения этого максимума). «Взрывная сила» имеет весьма существенное значение в ряде скоростно-силовых действий (при старте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях, ударных действиях в боксе и т. д.).

При воспитании способности к проявлению большой силы в условиях быстроты движений широко используют метод повторно-прогрессирующего упражнения. В данном случае максимальное силовое напряжение создается посредством перемещения какого-то непредельного отягощения с наивысшей скоростью. При этом следует выполнять упражнения с полной амплитудой движения. Если выполнять движения с ограниченной амплитудой («в остановку»), то могут закрепиться нежелательные координационные отношения. Поэтому рекомендуется, например, приседания завершать выпрыгиванием, шире использовать метания, ударные движения и т. п.

Скоростно-силовые упражнения нужно применять в сочетании с собственно силовыми, как бы опираться на них. При использовании только скоростно-силовых упражнений не удается существенно повысить уровень максимальной силы, так как в быстрых движениях воздействие на нервно-мышечный аппарат очень кратковременно. Применяя собственно силовые упражнения для воспитания быстроты, следует учитывать, однако, что в условиях объемных силовых нагрузок скорость движений обычно временно снижается. Она начинает повышаться лишь через 2-6 недель после того, как эти нагрузки прекращаются либо резко уменьшаются. В этот период используют главным образом скоростные упражнения с непредельными отягощениями.

10.2.1. Структура силовых способностей. Сила как способность человека противодействовать сопротивлению и преодолевать его за счет мышечных напряжений может проявляться при статистическом режиме работы мышц, когда они не изменяют своей длины, и при динамическом режиме, связанном либо с уменьшением длины мышц (преодолевающий режим), либо с ее увеличением (уступающий режим).

Силовые способности зависят от физиологического поперечника мышцы, соотношения мышечных волокон различных видов, количества включенных в работу двигательных единиц, синхронизации деятельности мышц-синергистов, своевременного выключения из работы мышц-антагонистов. В конкретных двигательных действиях силовые способности прямо обусловлены биомеханической структурой движения: возможностью вовлечения в работу крупных мышечных групп, длиной плеч рычагов и др.

Выделяют следующие основные виды силовых способностей: максимальную силу и силовую выносливость. Под максимальной силой подразумеваются наивысшие возможности, которые спортсмен способен проявить при максимальном произвольном мышечном сокращении. Под взрывной силой понимают способность преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения . Силовая выносливость это способность длительное время поддерживать оптимальные силовые характеристики движений.

Эти силовые способности играют разную роль в обеспечении высоких результатов в различных видах спорта. Максимальная сила в сочетании с высокой скоростью мышечных сокращений имеет особенно большое значение для достижения высоких результатов в непродолжительной работе: беге на дистанциях 100,200, 400 и 800 м, плавании на дистанциях 100 и 200 м., спринтерской велосипедной гонке на 1000 м. на треке, беге на коньках на дистанциях 500 и 1000 м, гребле на дистанциях 500 и 1000 м Значение максимальной взрывной силы для спортивного достижения резко падает с увеличением длины дистанции. Между результатами на стайерских дистанциях (в гонах на шоссе в велосипедном спорте, беге на 10000 м, плавании на 1500 м. и т.д.) и уровнем развития максимальной и взрывной силы связь практически отсутствует. Вместе с тем взрывная сила оказывается решающим фактором успеха в прыжках и метаниях, тяжелоатлетическом двоеборье, прыжках на лыжах с трамплина и др.



Силовая выносливость во многом определяет результативность спортсменов в видах спорта циклического характера: в зависимости от длины дистанции речь может идти о преимущественной взаимосвязи силы с выносливостью при работе анаэробного, аэробного или смешанного характера. Силовая выносливость играет важную роль для достижения высоких результатов в фигурном катании на коньках, горнолыжном и парусном спорте.

В различных видах борьбы все силовые способности в равной мере определяют уровень спортивных достижений. Многообразие двигательных действий и широкая вариативность функциональных состояний спортсмена во время поединков требуют преимущественного проявления максимальной силы, взрывной силы или силовой выносливости.

Проявление силовых способностей тесно связано с эффективностью энергообеспечения соответствующей работы, совершенством спортивной техники, а также уровнем развития скоростных способностей и гибкости.

Высокие силовые способности в упражнениях общеподготовительного характера еще не гарантируют таких же способностей в специально-подготовительных и соревновательных упражнениях. Силовые возможности в таких случаях являются лишь предпосылкой, требующей специальной работы для «увязывания» возросшего уровня силовой подготовленности со специфическими проявлениями двигательной и вегетативных функций, характерными для соревновательной деятельности в данном виде спорта.



Обеспечить соответствие между уровнем развития силовых качеств, совершенством спортивной техники, деятельностью вегетативных систем можно, используя в процессе тренировки принцип сопряженности воздействия (В.М. Дьячков, 1977; В.В. Кузнецов, 1970). Суть этого принципа заключается в повышении возможностей вегетативных систем и становлении основных составляющих технического мастерства спортсменов при одновременном развитии силовых качеств. Если этот принцип выдерживается, то возрастающий уровень физической и функциональной подготовленности тесно увязывается с техническим мастерством, образуя достаточно слаженную систему.

10.2.2. Методика развития силовых способностей. Эффективность силовой подготовки спортсменов во многом зависит от технической оснащенности тренировочного процесса. В течение последних 15 лет в системе силовой подготовки реализован ряд методических подходов, основанных на использовании как традиционных отягощений и сопротивлений (штанги, гантелей, блочных устройств, преодоления массы собственного тела и сопротивления партнера и т.д.), так и разнообразных специальных тренажерных устройств. Применяя тот или иной силовой тренажер, руководствуются как минимум одним из следующих факторов:

1) возможностью выдержать основные методические требования к развитию того или иного вида силы;

2) повышением эффективности управления и контроля за процессом силовой подготовки;

3) возможностью реализации принципа сопряженности в развитии силовых качеств и становлении технического мастерства.

Наиболее удачные технические и методические решения оказываются связанными со всеми тремя факторами. Именно такие тренажерные упражнения в достаточно короткий срок получили теоретическое обоснование и широкое распространение в практике спорта.

Внедрение различных тренажерных устройств позволило значительно тоньше по сравнению с традиционными отягощениями дифференцировать режим работы мышц при выполнении силовых упражнений. В частности, в настоящее время принято выделять упражнения силовой направленности, выполняемые в следующих режимах:

1) изометрическом (статическом);

2) изотоническом (динамическом);

3) изокинетическом;

4) в режиме переменных сопротивлений.

Это деление не является достаточно строгим, поскольку все режимы, кроме изометрического, являются различными вариантами работы динамического характера. Однако, благодаря четким различиям в методике, тренажерном оборудовании и эффективности, такое деление способствует упорядочению процесса силовой подготовки спортсменов и дает основания для выделения соответствующих методов развития силовых способностей.

При изометрическом режиме работы мышц прирост силы наблюдается только по отношению к той части траектории движения, которая соответствует применяемым упражнениям. Сила, приобретенная в результате тренировки в этом режиме, почти не распространяется на работу динамического характера, что требует периода специальной силовой тренировки, направленной на реализацию силовых качеств при выполнении движений динамического характера.

В числе преимуществ изометрической тренировки, которые заставляют использовать ее в практике, нужно отметить возможность интенсивного локального воздействия на отдельные мышечные группы; при локальных статистических напряжениях проявляются наиболее точные кинестетические ощущения основных элементов спортивной техники, что позволяет наряду с повышением силовых качеств совершенствовать ее отельные параметры (В.В. Кузнецов, 1970).

При тренировке в статистическом режиме, когда ставится задача развития максимальной силы, надо стремиться к использованию максимальных или близких к ним напряжений. Задачи силовой подготовки требуют развития силы применительно к различным фазам движений, что вызывает необходимость применения серии родственных упражнений для каждой фазы движения. Комплексы статистических упражнений могут выполняться ежедневно или через день с относительно небольшим числом повторений (до 10-15), продолжительность каждого из которых составляет от 5-6 до 10-12 при развитии максимальной силы и от 10-15 до 30-40 секунд при развитии силовой выносливости. Нужно учитывать, что от частоты занятий зависят как динамика прироста максимальной силы, так и особенности ее сохранения после прекращения регулярных занятий.

Наилучшей техникой дыхания при выполнении изометрических упражнений является следующая: глубокий вдох перед упражнением, задержка дыхания на несколько секунд во время упражнения, медленный выдох в заключительной части упражнения.

При выполнении упражнений в динамическом режиме с традиционными отягощениями (например, со штангой) сопротивление является постоянным на протяжении всего движения. В то же время силовые возможности спортсмена в различных фазах движения существенно изменяются в связи с изменением рычагов приложения силы, из-за чего максимальное сопротивление мышцы испытывают обычно в крайних точках амплитуды движения.

Упражнения со штангой, блочными устройствами или другими подобными отягощениями молоприемлемы для развития силовых возможностей применительно к скоростной работе. Объясняется это тем, что такие упражнения должны выполняться с постоянной невысокой скоростью. Только в этом случае обеспечивается нагрузка на мышцы по всей амплитуде движения, то в отдельных фазах она не соответствует реальным возможностям вовлеченных в работу мышц.

При выполнении движений со штангой или другим подобным снарядом с высокой скоростью работа является неэффективной, так как максимальные усилия в начале движения придают снаряду ускорение. Кроме того, при выполнении различных упражнений в конечных позициях мышцы практически не испытывают нагрузку. Так бывает, например, в различных видах выжиманий штанги, отжимания на параллельных брусьях.

Все эти недостатки упражнений со штангой, гантелями, блочными устройствами, с сопротивлением партнера в определенной мере компенсируются простотой, доступностью инвентаря, исключительным многообразием упражнений.

Разнообразие средств традиционной динамической силовой тренировки обеспечивает всестороннее воздействие на мышечный аппарат, сопряженное совершенствование силовых качеств и основных элементов технического мастерства. Сочетание преодолевающего и уступающего режимов работы мышц позволяет выполнять движения с достаточно большой амплитудой, что является положительным фактором для проявления и развития силовых качеств.

Путем рационального подбора упражнений (например, использования узконаправленных упражнений с ограниченной амплитудой движений) можно в определенной мере компенсировать недостатка данного метода, связанные с уменьшением нагрузки на мышцы из-за инерционности скоростно- силовой работы. Таким же путем можно обеспечить нагрузку на мышцы, адекватную их возможностям в той или иной фазе.

При развитии максимальной силы выполняется работа с большими отягощениями (75-90% от максимума) при небольшом числе повторений (6-8 в одном подходе) и медленном темпе (на преодолевающую часть работы затрачивается 1-2 с, на уступающую 2-4 с). Темп движений и продолжительность пауз между подходами можно варьировать: когда ставится задача прироста силы за счет увеличения мышечной массы, планируются медленный темп и непродолжительные паузы (20-40 с); при необходимости повысить силу за счет совершенствования межмышечной и внутримышечной координации увеличивают темп (0,8-1,0 с на преодолевающую часть работы, 1-2 с – на уступающую) и продолжительность пауз (до 2-3 мин.).

При развитии взрывной силы величина отягощений обычно колеблется в пределах 70-90% от максимально доступных спортсмену. При выполнении специальных упражнений, основных элементов соревновательных действий величина сопротивления определяется спецификой вида спорта и характером движений и может колебаться в очень широком диапазоне – от 20-30 до 90-100% максимально доступных. Темп движений – предельный или околопредельный (90-95 %). Число повторений невелико и определяется характером упражнений, объемом мышц, вовлеченных в работу, квалификацией и подготовленностью спортсмена. Продолжительность пауз отдыха между отдельными упражнениями должна обеспечивать полное восстановление работоспособности.

Силовая выносливость, т.е. способность длительное время проявлять оптимальные мышечные усилия – это одна из наиболее значимых физических способностей. От уровня ее развития во многом зависит успешность профессиональной, бытовой, военной и спортивной двигательной деятельности. Силовая выносливость имеет различные формы проявления в зависимости от характера выполняемого двигательного действия. Однако, ее специфичность выражена в меньшей степени, чем специфичность скоростных способностей. Поэтому возможен «перенос» силовой выносливости в различных упражнениях.

В зависимости от режима мышечных напряжения выделяют:

Динамическую силовую выносливость.

Статическую силовую выносливость.

В зависимости от объема мышечных групп, участвующих в работе, различают:

Локальную силовую выносливость, когда в работе принимает участие менее 1-3 общего объема мышц тела;

Региональную силовую выносливость, когда в работе участвуют мышцы, составляющие от 1/3 до 2/3 мышечной массы;

Глобальную силовую выносливость, когда в работе задействовано свыше 2/3 мышц тела.

Силовая работа разного характера обеспечивается анаэробными или аэробными источниками энергии.

Динамическая силовая выносливость типична для упражнений с повторными и значительными мышечными напряжениями при относительно невысокой скорости движений, а также для упражнений циклического характера, где нужна «быстрая сила». Упражнения силового динамического характера могут выполняться с различной величиной отягощения (интенсивностью) и числом возможных повторений (объема). Чем больше вес преодолеваемого отягощения, тем меньше число возможных повторений упражнений.

Показатели силовой динамической выносливости в значительной мере зависят от уровня развития максимальной силы. Как правило, люди с большой силой могут выполнить силовое упражнение большее число раз. Правда, эта закономерность проявляется только в том случае, если величина преодолеваемого сопротивления не менее 20-30% максимальных силовых возможностей человека. При меньших отягощениях число возможных повторений быстро растет и фактически не зависит от максимальной силы. Поэтому, если развиваются силовые способности путем использования значительных сопротивлений, то специально выносливость можно не развивать. При меньших сопротивлениях (30-70% от максимума) надо одновременно развивать как силу, так и выносливость. Если величина преодолеваемого сопротивления не менее 20-30% от уровня максимальной силы, то развитие силы практически не скажется на выносливости. Выносливость следует совершенствовать, применяя силовые нагрузки с весом 20% от максимального.

Для развития силовой динамической выносливости используется в основном повторный, интервальный и круговой методы.

Статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с длительным удержанием предельных, околопредельных и умеренных напряжений, необходимых, главным образом, для сохранения определенной позы.

Выносливость к статическому усилию во многом зависит от силы напряжения мышц. Чем меньший процент по отношению к максимальной силе мышц составляет усилие, тем больше будет выносливость. Упражнения с нагрузкой 50% от максимальной силы можно выполнить в течение 1 мин. Если развиваемое усилие менее 15% от максимального, работа может быть довольно продолжительной.

Между максимальной силой мышц и их статической выносливостью нет прямой связи. При повышении максимальной силы, например, мышц спины, их статическая выносливость, как правило, изменяется незначительно.

При выполнении статических упражнений до «отказа» можно выделить три стадии работоспособности:

1. Оптимальной работоспособности.

2. Компенсированного утомления.

Независимо от характера упражнения, продолжительности исполнения статического напряжения, функционального состояния организма, длительность первой фазы составляет – 41,1 – 43,6%; второй – 41,6-42,4%; третьей – 13,6-16,5% от общей длительности. Следовательно, оптимальное время воздействия статических нагрузок составляет от82% до 86% от максимума. Эта закономерность в развитии утомления при статических нагрузках принимается во внимание при разработке методики совершенствования статической выносливости.

С возрастом силовая выносливость к статическим усилиям постоянно увеличивается. Наибольший прирост к статическому усилию наблюдается в период от 13 до 16 лет, т.е. в период полового созревания: у девочек он составляет в среднем 32%, а у мальчиков 29%.

Таблица 19.

Примеры дозирования нагрузок при развитии силовой выносливости с помощью различных методов тренировки

Метод Вариант метода Цель применения Компоненты нагрузки
Вес отягощения, % от макс. силы Длительность работы К-во повторений в подходе К-во подходов Отдых между подходами Темп движений
Повторный Многократное преодоление непредельного сопротивления с непредельным числом повторений Одновременное развитие силы и силовой выносливости 70% 8-10 3-6 2-3 мин средний
-“- Развитие силовой выносливости и уменьшение жирового компонента массы 50-70% 15-30 3-6 3-6 мин. высокий
-“- Развитие силовой выносливости и совершенствование рельефа мышц 30-60% 50-100 2-6 5-6 мин. высокий
Многократное преодоление непредельных сопротивлений до предельного утомления Развитие силовой выносливости 25-60% 2-4 оптимальный
Интервальный интенсивный Развитие силовой выносливости (мощности анаэробного алактатного источника) 60-75% 8-15 сек. 8-12 2-3 30-90 сек. высокий
экстенсивный Развитие силовой выносливости (емкости анаэробного источника при умеренном привлечении гликолитического механизма) 50-60% 15-30 сек 15-30 2-3 45-90 сек. высокий

Для развития статической силовой выносливости применяются различные изометрические упражнения, выполнение которых должно ограничиваться стадией компенсированного утомления, т.е. статическими нагрузками 82-86% от максимальной («до отказа»). С их помощью можно воздействовать практически на любые мышечные группы. При этом очень важно, чтобы исходное положение и суставные углы были такими, при которых включаются в работу именно те мышечные группы, выносливость которых нужна для повышения результата в данном упражнении.

В комплексы изометрических упражнений входят обычно не более 6-9 упражнений. Длительность статического напряжения мышц должна продолжаться более 12-20 сек. Естественно, что у каждого человека максимальная длительность статических упражнений монотонны, требуют значительных психических напряжений, неинтересны и быстро приводят к утомлению. Стало быть, увлекаться ими при проведении занятия не следует. Выполнение многих изометрических упражнений силового характера связано с большим натуживанием всего организма. Поэтому применять их в возрасте 7-14 лет надо осторожно, в малых объемах, избегать длительных предельных статических напряжений и придерживаться следующих методических положений.

Статическая выносливость повышается быстрее, когда изометрические напряжения выполняются в сочетании с динамической работой мышц, усиливающей кровообращение (легкий бег «трусцой», различные общеразвивающие упражнения и пр.);

В занятиях не следует применять дополнительных отягощений или они должны быть небольшими (1-3 кг.);

Статические упражнения надо обязательно чередовать с упражнениями на растягивание.

Развитие силовой выносливости предусматривает широкий диапазон отягощений, величина которых определяется прежде всего уровнем силовых проявлений в конкретном виде спорта. Например, в тренировке метателей величина отягощений может достигать 70-90% и более от максимально доступных спортсмену; пловцы, как правило, применяют отягощения 40-60%, гребцы – 50-70% и т.д. темп движений должен максимально соответствовать характеру двигательных действий в соревновательной деятельности; продолжительность упражнений предусматривает работу до значительного утомления. В зависимости от специфики вида спорта и величины отягощений число повторений может колебаться в пределах от 20-30 до 150-200 и более. Длительность пауз связана с продолжительностью упражнений: кратковременные упражнения (20-60 с) предполагают непродолжительные паузы (15-30 с), что позволяет достичь кумуляции утомления в результате нескольких подходов; длительные упражнения (2-10 мин.), когда тренировочный эффект достигается за счет влияния каждого отдельного упражнения, требуют продолжительных пауз, достаточных для восстановления работоспособности.

Не следует опасаться, что выполнение упражнений, направленных на повышение максимальной силы, приведет к снижению скоростных возможностей мышц, хотя Д. Каунсилмен (1980), указывает, что если применять большие отягощения при малом числе повторений и низкой скорости, то мышечная масса и силовые возможности возрастают за счет гипертрофии красных мышечных волокон, не способных к скоростной работе. Это может привести к снижению выносливости и не только не способствует, но даже препятствует проявлению силовых качеств при выполнении скоростной работы, так как они обеспечиваются преимущественно белыми мышечными волокнами.

Это утверждение можно считать объективным лишь наполовину. Действительно, в результате такой тренировки может понизиться уровень выносливости, стабилизироваться или даже снизиться уровень скоростных качеств. Это и естественно: уж очень далеки упражнения, направленные на развитие максимальной силы по динамическим и кинематическим характеристикам от основных двигательных действий, характерных для большинства видов спорта. Что же касается причин этих негативных последствий, то ведь вовлечение в работу быстрых (белых) мышечных волокон связано не со скоростью движений, а с интенсивностью работы, величиной отягощения. Быстрые же волокна включаются в работу по мере увеличения отягощений, не скорости движений. Поэтому в случае необходимости максимальную силу можно развивать с большими отягощениями и невысокой скоростью движения, имея в виду, что получаемые в результате морфологические изменения в мышцах могут служить основной для специальной скоростно-силовой подготовки.

Особо следует выделить тренировку изотоническим методом при уступающем режиме работы мышц. Такая тренировка основана на выполнении движений уступающего характера с большими отягощениями, обычно на 10-30% превышающими доступные при работе преодолевающего характера.

В спортивной тренировке изотонический метод работы в уступающем режиме применяется очень ограничено по ряду причин: 1) движения в этом случае выполняются с низкой скоростью, что не соответствует требованиям эффективного выполнения двигательных действий в большинстве видов спорта; 2) упражнения связаны с очень высокими нагрузками на связки и суставы, с опасностью получения травм, сложны в организационном отношении, так как требуют специального оборудования при помощи партнера для возвращения отягощения в исходное положение. Однако рассматривать работу в уступающем режиме в качестве средства повышения силовых качеств заставляют ее некоторые преимущества. В частности, она способствует максимальному растяжению работающих мышц при обратных движениях, что обеспечивает совмещенное развитие силовых качеств и гибкости.

Изотонический метод работы в уступающем режиме рекомендует использовать эпизодически, в небольшом объеме на первом этапе подготовительного периода. Задача его – повышение максимальной силы; скорость движений низкая – до 4-6 секунд на выполнение одного движения; число повторений в подходе – до 6-8; паузы между подходами – до 1-2 мин., в зависимости от объема мышц, вовлеченных в работу.

Тренировка с использованием изокинетического методапредполагает использование специальных тренажерных устройств, которые позволяют выполнять движения в широком диапазоне скорости, проявлять максимальные или близкие к ним усилия практически в любой фазе движения. Это дает возможность мышцам работать с оптимальной нагрузкой на протяжении всего движения, чего нельзя добиться, применяя любые из общепринятых отягощений. Многие специалисты считают, что изокинетические упражнения должны быть основным средством силовой подготовки, особенно при развитии максимально и взрывной силы.

Известно, что наибольшему развитию максимальной силы способствуют максимальные отягощения. Вместе с тем доказано, что наиболее эффективны для развития этого качества упражнения, в которых выполняется 6-8 повторений. Однако здесь существует объективное противоречие: стремление выполнить 6-8 повторений в подходе вынуждает спортсмена применять отягощения, которые значительно меньше доступных в одном повторении. Изокинетические упражнения снимают это противоречие, так как позволяют в каждом повторении добиться максимальных проявлений силы, т.е. изокинетический режим увязывает силовые проявления с реальными возможностями не только в различных фазах движений, но и в различных повторениях отдельного подхода. Благодаря особенностям изокинетического режима сопротивление может изменятся в широком диапазоне, в зависимости от реальных возможностей мышц в каждой фазе выполняемого движения. Следует учитывать и тот факт, что при работе в изотоническом режиме скорость перемещения биозвеньев обычно не может превышать 45-60 0 в 1с в то время как в естественных движениях, характерных для различных видов спорта, она часто оказывается значительно выше. Силовые упражнения в изокинетическом режиме, выполняемые на современных тренажерах, позволяют варьировать скорость перемещения биозвеньев от 0 до 200 0 и более в 1с.

Силовая тренировка, основанная на повышении упражнений изокинетического характера с высокой угловой скоростью (более 100 0 в 1 с), оказывается более эффективной по сравнению с аналогичной по объему и продолжительности тренировкой, основанной на выполнении упражнений в изотоническом режиме или изокинетическом режиме с низкой скоростью перемещения биозвеньев (20-30 0 в 1 с). Преимущества выражаются в большем приросте силы при незначительном приросте мышечной массы, уменьшении количества жировой ткани, увеличении результативности двигательных действий, требующих проявления различных силовых качеств.

В результате объемной и напряженной работы силовой направленности, выполняемой с применением разнообразных тренажеров и оборудования, у спортсменов существенно возрастает уровень максимальной силы, силовой выносливости, взрывной силы. Однако возросший уровень этих качеств проявляется преимущественно в тех двигательных действиях и в тех условиях работы, которые имели место в процессе тренировки, и далеко не всегда обеспечивают повышение иловых возможностей при выполнении характерных для данного вида спорта приемов и действий. А, как известно, конечной задачей силовой подготовки спортсменов является достижение высоких показателей сил и мощности движений при выполнении именно этих действий. Поэтому в силовой подготовке выделяется очень важный раздел – повышение способностей спортсменов к утилизации имеющего силового потенциала в соревновательной деятельности.

В пределах тренировочного макроцикла, вне зависимости от вида спорта, структуры тренировочного процесса и особенностей силовой подготовки, просматривается 3 фазы взаимоотношений между уровнем силовых возможностей, являющихся следствием силовой подготовки, и способностью к реализации силовых качеств в процессе соревновательной деятельности:

1. Фаза сниженной реализации ,

2. Приспособительная фаза ,

3. Фаза параллельного развития (С.М. Вайцеховский, 1985).

Фаза сниженной реализации обычно охватывает период от 4 до 6 недель после начала интенсивной силовой подготовки. Резко возрастающие в результате широкого применения средств общей и вспомогательной подготовки силовые качества входят в противоречие со сложившейся координационной структурой движений, нарушаются межмышечная и внутримышечная координация, механизмы регуляции движений, снижается эластичность мышц и связок, ухудшаются чувства темпа, ритма, развиваемых усилий и т.п.

В начале приспособительной фазы постепенно повышаются возможности реализации силовых качеств, что проявляется коэффициента использования их при выполнении основных элементов соревновательной деятельности, характерной для данного вида спорта, восстановлении специализированных восприятий – чувства времени, чувства развиваемых усилий и др. в течение этой фазы постепенно улучшается динамическая и кинематическая структура движений, техника все в большей мере соответствует новому уровню силовых качеств. Продолжительность указанной фазы может достигать 3-4 недель.

Фаза параллельного развития наиболее продолжительна. Совершенствование силовых качеств осуществляется в ней параллельно со становлением технического мастерства. Широкое использование специальных силовых упражнений позволяет довольно быстро и эффективно увязывать возросший уровень силовых возможностей со всеми другими компонентами эффективной соревновательной деятельности.

При планировании программ занятий силовой направленности во всех случаях, когда это возможно, надо стремиться к тому, чтобы тренировка наряду с повышением уровня максимальной силы, силовой выносливости и взрывной силы способствовала также совершенствованию способности к реализации этих качеств. Кроме того, целесообразно планировать специальные программы, направленные на повышение эффективности реализации. По всем параметрам нагрузки (темп движений, их форма, координационная структура и др.), кроме величины отягощений, упражнения должны максимально приближаться к основным специально-подготовительным и соревновательным.

При выполнении упражнений, направленных на развитие силовой выносливости, очень важно поддерживать темп, обеспечивающий максимальную мощность достижений. Этому условию соответствует темп, находящийся в относительно узком диапазоне. Излишняя погоня за скоростью неизбежно связана с потерей мощности. Таким образом, наибольшее количество работы производится при определенном соответствии между темпом и величиной развиваемых усилий, что также способствует повышению способности к утилизации силового потенциала и его проявлению в условиях соревновательной деятельности.