Гарантийный... Возврат Порядок

Павел козлов психология. Николай иванович козлов биография

) - советский российский психолог , публицист , прозаик , преподаватель , популяризатор практической психологии. Автор научно-популярных книг по психологии.

  • Член-корреспондент общественной организации «Российская академия естественных наук »;
  • кандидат философских наук;
  • директор Тренинг-Центра «Синтон» ;
  • учредитель Международной Ассоциации профессионалов развития личности;
  • Президент профессиональной ассоциации психологов Синтон-движения;
  • член международной ассоциации прикладной психологии IAAP ;
  • российский писатель в области личной и деловой эффективности;
  • основатель Университета практической психологии.

Имеет 25-летний опыт ведения психологических тренингов. По разработанным им тренинговым методикам, в первую очередь «Синтон-программы», работают Клубы и Тренинговые центры более чем в пятидесяти городах России, а также в Белоруссии, Грузии, Израиле, Казахстане, Латвии и на Украине.

С другой стороны, сам Н. И. Козлов признает, что в качестве первопроходца направления личностных тренингов и как автор тренинговых программ, и как их ведущий он совершал немало ошибок. Часть профессиональных психологов и религиозных деятелей и в настоящее время достаточно негативно оценивают тренинги Синтон-подхода.

Основная часть негативных отзывов связана с ранним этапом его деятельности и, в частности, с публикацией его книги «Философские сказки», в которых выражено скептическое отношение автора к догматическому, в том числе религиозному, мышлению.

Большинство критических материалов, включая материалы профильных журналов, переписку, дискуссии на форумах и даже критический юмор, собрано на сайте Евгения Волкова . Критика представителей религии, а также решения судов связанные с этой критикой, собраны на сайте Центра св. Иринея Лионского .

Критика

Значительная часть критики Козлова основана на неоднозначном толковании его высказываний в книге «Философские сказки» относительно сексуального поведения в разных культурах (педофилия, зоофилия и гомосексуализм). Мнение Николая Козлова по этому вопросу тем более важно, что он является не только профессиональным психологом и популярным писателем, но занимается развитием молодежи через основанный им учебный центр «Синтон». Сам Николай Козлов на вопрос о своей позиции в вопросе сексуальных девиаций, заданный ему в форуме УЦ «Синтон», ответил так:

Зоофилия, педофилия или гомосексуализм - с точки зрения социального развития общества, так и с точки зрения индивидуального развития, - примерно такое же спорное занятие, как играть в игровые автоматы. Как правило, в современных реалиях это - занятие глупое и вредное. При этом, если зоофилия и педофилия сегодня практически не имеет обоснований (не в древнем мире мы живем) и уверенно может подвергаться осуждению, то с гомосексуализмом сложнее. Это очень нежелательное для общества отклонение, но не всегда для человека свободный выбор - часть людей рождаются с подобными отклонениями. И в этом случае современное общество склоняется к воспитанию определенной терпимости .

Об отношении к семье, как общественному институту, Николай Иванович также высказался на своем форуме:

Жить в семье ладно и с любовью большинство людей, похоже, не умели толком никогда. Но были вынуждены жить в семье, как в хозяйственной ячейке, поскольку были вынуждены. За верностью следили, когда это было выгодно, и шли на неверность, когда это становилось интереснее. За последние пятьдесят лет ситуация резко изменилась, и жить без семьи, в одиночку-самостоятельно, стало без проблем и даже удобнее - учитывая, что жить парами люди так и не научились. Большинство моих коллег в этой ситуации считают, что институт семьи себя изжил, пора от него отказываться и искать новые формы общественного жизнеустройства. Я, однако, придерживаюсь других взглядов, и верю, что будущее общества было и будет - в семье: папа, мама и дети, - если только мы все-таки заинтересуемся задачей научиться жить в семье. Мне эта задача кажется предельно достойной и даже реалистичной: по крайней мере, мой опыт работы в Синтоне говорит, что люди этому научиться могут. Что выберет человек, который уже умеет жить семьей, умеет быть счастливым в паре? Быть только в паре, всегда? Индивидуальный выбор все равно остается за каждым, и на разных этапах своей жизни этот вопрос люди решают по своему. Однако меня радует, что те, кто научился жить в семье, начинают её беречь, ценить и к своей половинке относиться как к самому родному человеку

Николай Козлов при грандиозном, просто оглушительном внешнем лоске всегда вызывал у меня недоверие. Но разве может ли быть так, что человек имеющий, наверное все возможные регалии и признание коллег — всего лишь огромный мыльный пузырь? Давайте разбираться!

О регалиях

Николай Козлов психолог, член-корреспондент общественной организации «Российская академия естественных наук», кандидат философских наук, директор Тренинг-Центра «Синтон», учредитель Международной Ассоциации профессионалов развития личности, президент профессиональной ассоциации психологов Синтон-движения, член международной ассоциации прикладной психологии IAAP, российский писатель в области личной и деловой эффективности, основатель Университета практической психологии.

Николай Козлов имеет от самых разных организаций.

Деятельность Николая Козлова одобряют коллеги:

Николай Козлов Национального психологического конкурса «Золотая Психея» .

о работе Клуба (Центра) практической психологии «Синтон» от кандидата психологических наук,профессор МГОПУ А. П. Егидеса.

от Волгоградской областной независимой ассоциации психотерапевтов.

Перечислять заслуги можно было бы и продолжить, но это не принесет никакой пользы. Итак понятно, что Николай Козлов сияет ярче сверхновой . А можно ли найти хоть маленькое пятнышко в этом ослепительном блеске? И где его искать?

Философские сказки

После недолгих поисков я наткнулся на книгу Козлова «Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день».

««Сказки» – моя самая любимая книга. Как ни открою, как ни начну читать – так восхищаюсь и стилем, и содержанием.» — пишет автор. Также на своем форуме, сайте, в статьях Николай Козлов рекомендует эту книгу как важнейшую и первую, с которой следует начинать изучать его труды. Так и поступим.

Главная идея философии Н. Козлова.

Основное понятие философии Николая Козлова — Свобода. И философские сказки именно о ней.

«На мой взгляд, человек не понимает две главные вещи . Первое – это насколько он СВОБОДЕН . Он не видит своей необъятной свободы, своих бесконечных возможностей и бесчисленных выборов – и, таким образом, отказывается от них.

Человек гораздо более свободен, чем думает, во внешнем, окружающем его мире – и только пыльные стереотипы и внутренние запреты, зачастую создаваемые им самим, мешают ему эту свободу прожить. Но если внешний, материальный мир неизбежно обкладывает человека определенными границами (хотя бы бренным телом), то внутренний, душевный мир – мир абсолютной свободы.»

«Второе, чего не понимает и не видит человек, – это насколько он НЕСВОБОДЕН . Ему может казаться, что это он делает выбор, принимает решения и несет ответственность – но в реальности он не имеет никакой свободы. У него свободы едва ли больше, чем у сложной бытовой техники, и в этом плане прав Гурджиев, утверждающий, что для описания обычного человека нужна вовсе не психология – достаточно одной механики.

Зачем это знать и зачем об этом думать? Чтобы понимать, ЧТО ты есть и чего от тебя можно ждать. Человек никогда не станет свободным, пока не поймет, что сейчас он никто, лишь нечто. И пока не поймет, что быть свободным – это прекрасно. И просто. Это просто не строить вокруг себя стены. Просто БЫТЬ свободным.

Об этом, собственно, вся эта книга. «

В этих рассуждениях очень примечательна идея простоты. Избавиться от клетки разума по мнению Николая Козлова совсем не сложно. Посмотрим, как он предлагает это сделать.

«Этот его мир РЕАЛЕН, этот его мир ЖИВЕТ ровно постольку, поскольку в него – в мир ТАКОЙ – человек верит. Поэтому первое, что я делаю тому, кому хочу помочь, – показываю человеку, что он ДУРАК. Я разрушаю его мир. Рушу устои. Освобождаю место для нового – и только после этого дарю ему мир Новый.»

Идея о разрушении внутреннего мира человека кажется мне сомнительной и опасной. Но все же, почему нет? А что если Николай Козлов действительно способен аккуратно демонтировать старое здание и построить на его месте новое безо всякого ущерба? И что это за Новый Мир? Чем планируется заменить прежние, неэффективные установки?

Раз в названии книги есть «практическая психология», новая Философия будет нам представлена наглядно, мы сможем найти самые явные и понятные примеры эффективного поведения и мышления.

В книге затронуто немало разных тем, но давайте начнем с понятного и близкого многим.

Отношение к детям

«Когда мужчина заботится о детях, это не его обязанность – это его подарок . А если он перестает заботиться – он не бросает ребенка . Он просто идет в своей жизни дальше, чтобы, возможно, заботиться о других детях.»

Неожиданно!!

Может быть мы так далеко отстали в своем развитии и укрепились в ложных установках, что просто не можем понять прогрессивных идей? Попробуем разобраться. Как же аргументирует Н. Козлов свою позицию?

«Он бросил жену с маленьким ребенком. Он — придурок?».

Те, кто не назовут Будду придурком по мнению Козлова вынуждены будут принять такое поведение как нормальное.

Вы слышали когда-нибудь фразу «нужно попробовать в жизни все»?

Что под этим «все» подразумевается? Квантовая физика, молекулярная химия, микробиология, а может быть наркотики или съемки в порно?

Может быть «поступать как Будда» все-таки не значит «бросить семью»? Разве за это его ценят люди?

Вообще Н. Козлов нередко использует Будду для подтверждения своих идей, хотя в целом не согласен с его учением. Когда нет весомых аргументов все средства хороши?

О женщинах

«Я люблю женщин всем сердцем, но вот уважать уже не могу.»

Уважение — признание достоинств личности. Почему Н. Козлов отказывается признавать достоинства личности женщин?

«Женщина не настолько глупа, чтобы быть Личностью.
Естественно, я говорю не про всяких, а только настоящих Женщин. Тех, которые живут как Женщина, а не как Человек.»

Так-то, в мире, который предлагает построить Николай Козлов нет места для женщины Личности. Почему? Как он видит женщину?

Лучше всего об этом расскажет сам

«суть женщины – обезьянничанье. Простите, способность подражать и подстраиваться. Приспосабливаться. Это ей дано от Бога – чисто интуитивно почувствовать, что требует ситуация, и быть такой, какой нужно. И тогда она изменит и речь, и манеру поведения, и способ мышления.»

«Женщина не дура и живет свободно, вне внутренней ответственности и вне логики.»

«Нормальная женщина не врет никогда – она просто абсолютно не помнит то, что говорила пару минут назад.»

Вот такой набор стереотипов составляет понимание женщин Н. Козловым. По мне — не слишком глубоко для ученого-психолога.

О Любви

«Любовь делает осмысленным любое занятие, уравнивает любые дела и ценности, ставит на одну доску и высокую миссию, и любую ерунду. Служение человечеству оказывается здесь не более осмысленным занятием, чем, например, собирание спичечных этикеток.» — звучит помпезно, но, что это значит? Что такое любовь по Козлову? И как она проявляется? Все очень просто:

«ЛЮБОВЬ – ЭТО ЗАБОТЛИВОЕ ДЕЙСТВИЕ».

«Каждый может любить каждого. Каждого может любить каждый.» Каждый может заботиться о каждом? Так видимо это стоит понимать?

Если мой любимый – тот, на кого я плеснул наполняющую меня любовь, то какая , собственно, разница, кого любить , в чью сторону плескаться? Тот, кто не нравится мне, не нравится только до тех пор, пока не получил от меня своей порции моей любви .

Значит заботиться можно о ком угодно, независимо от нашего к нему отношения, и тогда он нам обязательно понравится, то есть мы его полюбим. Так это стоит понимать?

Ну раз любовь это «заботливое действие», то мужчины «любят», когда заботятся друг о друге? А женщины?

Ответ да:

«Действительно, какая разница, любить женщин или мужчин? И там, и там возможна забота, нежность, давание и получение. Если не ставить своей задачей увеличение народонаселения, то однополая любовь оказывается гораздо более логичной. Женщина встретит более нежные ласки у женщины, мужчина быстрее найдет взаимопонимание у мужчины.
Но я пишу это – и работает только моя голова, логика, а душа моя (то есть мои стереотипы) лежит у меня только к женщинам. Мужчины как сексуальные партнеры мне неинтересны.
Расшифровка – на поверхности: «неинтересны» – значит НАЛИЧИЕ ЗАПРЕТА.
Вот обнимать мужчин – я уже разрешил себе, а дальше – нет. Ну никак не хочется. И целоваться совсем не вкусно. Хотя, повторяю, головой понимаю, что именно бисексуал – норма, а мои ограничения – это моя ограниченность. Мои верования. Мой сон. «

Такие неожиданные выводы. Главный их источник очевиден — «теория чистого листа». Но, к счастью уже давно известно, что человек не является чистым листом.

Кстати, чуть позже вы увидите, что Н. Козлов пошел в своих размышлениях дальше, ведь заботиться можно и о животных…

О потере родных

«Солнышко дает нам тепло и свет, дает нам жизнь. Оно любит нас, но если мы завтра исчезнем, оно будет так же тепло любить других. Какое ему дело до нас

«Я люблю свою жену и своих детей , но не могу сказать, чтобы был к ним привязан. Они могут исчезнуть из моей жизни или жизни вообще, и я отнесусь к этому так же, как и к любому другому природному явлению .»

О сексе

Здесь Козлов опять призывает следовать нас простым правилам. Это очень логично и последовательно, ведь если любовь по Козлову незатейлива, то с сексом должно быть еще проще.

«Я люблю заниматься сексом, особенно с другими и особенно теоретически: похоже, что нет другой темы, так просвечивающей нашу несвободу и нашу, прикрытую моралью, безнравственность.

Если девушка полчаса (или полгода) мучит приятного ей молодого человека, устраивая проблему из «снять кофточку», вместо того чтобы прижаться к нему всем свежим, молодым телом и устроить ему праздник, – по-моему, она ведет себя безнравственно.»

Так-то, девушки, если вы встретили симпатичного человека, то, по мнению Н. Козлова, у вас не более получаса на раздумья иначе все — вы БЕЗНРАВСТВЕННЫ!!

Тема щекотливая. Моралисты стоят на страже и приготовились к атаке. Как же усыпить их бдительность? Н. Козлов ссылается на опыт античности начиная довольно осторожно:

«Древние греки , как и римляне, в своем отношении к сексу в гораздо большей степени, чем мы, руководствовались здравым смыслом. Гетеры были украшением общества, и, когда город посещала известная гетера, самые уважаемые лица города считали за честь приветствовать ее как деятеля культуры.»

Разберем подробнее, что же Н. Козлов называет здравы смыслом?

«Античная Греция не знала запрета мастурбации, и всеми почитаемый мудрец Диоген, по преданию, любил заниматься этим на рынке. Гомосексуальные отношения считались естественным дополнением мужской любви и дружбы, а подобные отношения между взрослым и подростком рассматривались как наставничество.
Просто потому, что это действительно создает между воспитателем и воспитуемым самые живые привязанности. «

Гомосексуальные отношения полезны для воспитания! Такой Козловский здравый смысл. 🙂

Но иудеи разрушили эту идиллию:

«настали трудные времена, и после череды невзгод, возвратившись из изгнания и посчитав оставшихся, иудеи поняли, что мастурбация, проституция, зоофилия и другие сексуальные радости им не ко времени.Они посуровели и настроились строго на размножение.

Тому, кто хочет выжить, действительно уже как-то не до пирожных .

Н. Козлов здесь характеризует мастурбацию, проституцию и зоофилию как «сексуальные радости» и сравнивает с пирожными:).

Есть у Н. Козлова мнение и по поводу педофилии:

«было объявлено, что нагота – это стыдно, секс-техника греховна, удовлетворение самого себя – это мастурбация (буквальный перевод – «пачканье рук»), сексуальное влечение – это похоть, сексуальные развлечения – разврат, а приобщение к половой жизни детей и подростков – растление . Шла грамотная ЯЗЫКОВАЯ РАБОТА: порабощение человека через ЯЗЫК

Он благоразумно избегает прямых и бесхитростных формулировок своих идей, но и без всякого чтения между строк мы видим, что определение приобщения к половой жизни детей и подростков как растление есть «порабощение человека через язык».

Такое положительное отношение к гомосексуализму, зоофилии и педофилии не могло остаться незамеченным. Н. Козлову пришлось оправдываться на свое форуме:

«Зоофилия, педофилия или гомосексуализм — с точки зрения социального развития общества, так и с точки зрения индивидуального развития, — примерно такое же спорное занятие, как играть в игровые автоматы. Как правило, в современных реалиях это — занятие глупое и вредное.
При этом, если зоофилия и педофилия сегодня практически не имеет обоснований (не в древнем мире мы живем) и уверенно может подвергаться осуждению, то с гомосексуализмом сложнее. Это очень нежелательное для общества отклонение, но не всегда для человека свободный выбор — часть людей рождаются с подобными отклонениями. И в этом случае современное общество склоняется к воспитанию определенной терпимости.»

Как глупое и вредное?? А как же «живые привязанности», «сексуальные радости», «пирожные»? Да и ранее Козлов писал «именно бисексуал – норма». Наш герой резко врубил заднюю скорость поняв, что написал лишнего.

Причем когда он ратовал за эти «радости» то ставил в пример эпоху античности, утверждая, что «римляне, в своем отношении к сексу в гораздо большей степени, чем мы, руководствовались здравым смыслом», а оправдываясь уже писал, что это не соответствует современным реалиям. Вы уж определитесь…

Вообще сама идея таким образом ссылаться на чей-либо опыт довольно сомнительна. То, что так кто-то делал ранее никак не ведет к тому, что так наиболее разумно поступать сейчас. Почему Н. Козлов называет отношение к сексу римлян основанным на здравом смысле?

Ответ прост — оно хорошо соответствует его картине мира, в которой запреты — зло, а индивидуальная свобода ничем не ограничена .
Ниже еще одна замечательная иллюстрация этого:

С тренинга «Синтон»:

«– Девушки, позаботьтесь о листке бумаги и ручке, ребята, расставьте все стулья амфитеатром. Девушки садятся, ребята встают перед ними, на лобное место – стол, на стол – Великая Желтая Книга.
Это на клубном жаргоне. Догадайтесь.
– Сейчас сюда по одному будут подходить парни и, вот так положив руку на Книгу, будут давать Торжественное обещание. О чем обещание? – О своей готовности Откликнуться. Каждый парень, который на это решится, обещает, что, какая бы девушка его ни выбрала, он ПОДАРИТ ЕЙ КРАСИВЫЙ ВЕЧЕР И НОЧЬ. Он, насколько это будет в его силах, СДЕЛАЕТ ЕЙ ПРАЗДНИК. Конкретика: договориться надо в течение двух недель (соответственно, время найдете), расходы пополам, в случае трудностей с квартирой проблему решать вместе. Кто, в случае чего, с квартирой поможет?
Руки поднялись.
– Спасибо. Свои выборы девушки пишут на листочках. Кто не будет выбирать никого – это, естественно, тоже ваше право – все равно что-то на листочках пишет, хоть чертиков рисует, чтобы никто не знал, кто когда пишет, а когда – нет. Все листочки потом сдают мне, я обещаю, что о результатах не узнает никто, кроме тех, кого вы выбрали. Поднимите руки, кто мне верит.
– Спасибо.
– Итак, сейчас будет Слово ребят. Но… Но вначале давайте… давайте потанцуем! Ребята приглашают девушек, девушки приглашают ребят! Отметим наш праздник!
Красивая медленная музыка. Пусть отдышатся. И поразмышляют.
– Спасибо, девушки сели, ребята – к барьеру! Итак, уважаемые заказчицы, вы сейчас имеете возможность выбрать себе молодых людей по вкусу – давайте договоримся, не более трех.
У девушек лица, как у кота перед сметаной.
– Кстати, если какого-то молодого человека выберут много девушек, он будет иметь право ограничить себя двумя.
– Да-да-да! – озабоченно подтвердили ребята…
– Ребята, посмотрите на девушек еще раз. Подумайте: действительно ли хватит у вас души подарить себя любой из тех, которая здесь сидит? Если кто-то не готов, он тоже должен будет это сказать.
Итак, кто первый?
Все хорошо, но стояла тишина. И у многих ребят дрожали руки…
Но потом ребята пошли. Выходили, что-то говорили, в ответ был и смех, и аплодисменты. Уж на что скептически был настроен Антон, снизошел и он: «Я совершенно не ожидал, что окажусь таким щедрым. Но уж раз пошла такая пьянка… Ладно!» Было очевидно, что не каждый парень – такой уж Подарок, но ведь и не каждого надо было выбирать… Несколько ребят колебались предельно: подходили к столу, поднимали руку… – и отходили, потом подходили снова…
Зрелище…
Два парня тактично отказались. Им аплодировали тоже.
Итоговые результаты? Простите, информация закрытая, могу сказать только, что выборы были и что вся информация до ребят дошла. И обид не было.
Хотя среди девушек ходили слухи, что кто-то из ребят все-таки сачканул…
Уже после, обсуждая это занятие, самые внимательные заметили, что задание было не по теме. «Помощь – это вытянуть из ямы. А здесь шла речь о Подарке – девушки скорее развлекались!»
Возможно, они были правы, но такая позиция широкой поддержки не получила. И многие, что-то вспоминая, говорили, что это была ОЧЕНЬ СИЛЬНАЯ ВЕЩЬ.
Тем не менее многие парни выражали недовольство.
По крайней мере кричали громко, возмущенно и почти серьезно.
Они требовали, чтобы на очередном занятии такое же обязательство дали девушки…
– Ишь, губы раскатали! – отвечали им девушки молча.
И последнее: по общему мнению, главным препятствием и для ребят, и для девушек здесь оказывалась Любовь. Те, кто Любили – в упражнении не участвовали.
На вопрос: «Кто сможет помочь?» – отозвались все, кроме Любящих. «Кто своим друзьям – и более чем друзьям! – кто готов сделать Подарок? Устроить им Праздник?» – отозвались все, кроме Любимых.
Им было не до людей – они Любили. Их душа была занята Любовью – и в ней уже не было места до Щедрой Доброты.
Любовь оказалась по другую сторону баррикад. По другую сторону – от Добра и Радости . Так?»

В точном соответствии с написанным мною выше — ограничивающую свободу любовь Н. Козлов выставляет в негативном свете противопоставляя добру и радости. Или ты готов заняться сексом с любым и любой в качестве щедрого подарка или ты душевно скуп и неполноценен.

О религии

Религию Н. Козлов довольно резко критикует и противопоставляет ей социальный дарвинизм, хотя с удовольствием ссылается на Христа и Будду, когда это требуется ему для подтверждения каких-либо тезисов.

«Вот в лесу, например, нет христианства, и поэтому в лесу инвалид либо погибает, либо, если он в своем инвалидстве не задеревенел, перестает ныть и начинает выживать. И побеждать.»

О нецензурщине

«Нецензурщина – это не значит грязь. Это значит живая речь, не кастрированная цензурой.»

«В мире нет грязных слов, но люди, инфицированные культурой, воспринимают их как грязные. Люди верят в грязь слов и, когда злы, кидаются этими словами. При этом один радостно верит, что кидается грязью, а другой с тоской верит, что теперь грязью облеплен. Оба сумасшедшие.»

«Меня коробит мат и Баркова, и мат русских действительно народных сказок. Мне было неловко признаваться, но я тоже душевно нездоров.»

Удивительно поверхносто рассуждая Н. Козлов не задумывается, почему его коробит мат и ему не удается избавиться от этой неловкости, при том, что по его словам быть свободным просто. Где же простота? Откуда трудности? С удовольствием отвечу.

Есть такая штука в психологии, называется «ассоциация».

« Ассоциация — связь, возникающая в процессе мышления между элементами психики, в результате которой появление одного элемента , при определённых условиях, вызывает образ другого , связанного с ним.»

То есть мозг устроен так, что, например, вызывая из памяти зрительный образ лимона мы непроизвольно получаем запах, вкус и так далее. Слюноотделение начинается независимо от нашего желания.

Теперь конкретно по поводу нецензурных слов. Коробит потому, что эти слова употребляются чаще всего в негативном контексте. Хотя они далеко не всегда имеют ясные и устойчивые ассоциативные образы — вызывают отрицательные эмоции.

Если сговорившись начать всем употреблять их только в самых приятных случаях с соответствующими интонациями, то постепенно они обязательно начнут радовать нас.

Хотя бы иногда почитывая классику психологии Н. Козлов обязательно знал бы это и не испытывал неловкости из-за неприятия нецензурных слов. Но он не читал. Серьезно! Н. Козлов сам рассказывает об этом в другой своей книге «Истинная правда, или учебник психолога по жизни». Он из тех, кто предпочитает «живую практику мертвой теории» не зная, что настоящая наука уже давно невозможна без их теснейшего сотрудничества.

Да и вспоминали бы вы, о великий практик, свои идеи о грязи слов когда пишете свои многочисленные иски «О защите чести, достоинства и деловой репутации».

О науке

Удивительно, но Н. Козлов крайне негативно отзывается о науке.

Язык науки он называет «птичий»:

«Текст, кроме этого, обязательно делается научным, то есть пишется специальным тяжелым стилем и специальными словами, которые называются научной терминологией. Делается, это, как правило, от страха, чтобы редкий будущий читатель не сразу догадался о том, что с самого начала и так печально ясно нашему автору: весь его текст – ахинея.
Так пишут практически все. А кто, уважая себя, пишет не так, тот из науки уходит.»

Да, к сожалению серьезному исследователю чтобы написать в научной статье «я попробовал и у меня получилось» придется соблюсти много правил, например дотошно описать эксперимент, сделать расчеты, вычислить погрешность. Так и получится «тяжелый стиль». Во многих случаях он просто неизбежен. Будьте уверены, ценная научная статья какой бы сложной она не была непременно найдет своего благодарного читателя. Надо понимать, что наука «не доллар чтобы нравиться всем». Многих устроит и научно-популярная литература, но это, конечно все-таки уже не совсем наука.

Можно было бы долго рассуждать про научную терминологию, но самое главное что надо знать об этом — термины необходимы в первую очередь для однозначности трактовок.

«Любовь» у Н. Козлова это и забота и секс и что-то еще, что он не раскрывает явно. «Зоофилия» — то пирожное и сексуальная радость, то игровые автоматы. Такой подход открывает обширный простор для маневров и спекуляций. У автора всегда остается возможность добавить пару штрихов к образу своего слова или сказать, что его не так поняли.

Научный термин уже не картина, а лаконичная схема. Читатель научных работ не получит красочные образы, но может быть всегда уверен в том, что он точно понимает, что имел ввиду автор.

Сам Н. Козлов считает, что использование эмоциональных образов — отличный способ склонить к своей точке зрения читателя: «Я буду инженером и садовником, менеджером и пастухом – кем угодно, если только полученные таким образом картинки окажутся ясными и убедительными.» В научных работах сложнее — там должна убеждать логика повествования.

Презирая науку Н. Козлов заходит очень далеко и пытается отобрать у нее даже право на объективность: «Если вы скажете серьезному Ученому, что истинность доказывается фактами, он рассмеется вам в лицо. Факты конкретного ученого исследователя доказывают только то, что видит в них для себя этот конкретный ученый.» Надо ли разоблачать подобный бред??

В ход идет и явное вранье:

«Вы помните – в начале века физика была одной из самых бедных наук, и расцвела она не от уравнения Шредингера. Она расцвела тогда, когда пообещала Атомную Бомбу. Она стала перспективным убийцей, и тогда Государство заметило и полюбило ее. Физика стала – королевой наук.»

Здесь Н. Козлов ставит все с ног на голову. Не «расцвела тогда, когда пообещала», а наоборот, возможность изобретения атомной бомбы появилась как раз благодаря расцвету физики. То есть правильнее «когда расцвела — пообещала», но даже в таком виде труженики науки все еще преподносятся как психи, которые только и мечтают как бы кого-нибудь взорвать.

От физики всегда была большая отдача. Это отразилось даже в названии археологических периодов: «бронзовый век», «железный век». Все же понимают, что металлургия неотделима от физики?

Железные дороги, аваиция, телефон, радио, телескоп — все это было создано до задолго до атомной бомбы. Вас чем-то не устраивают мои примеры? Поищите, их сотни.

Н. Козлов кажется думает, что наука причина всех бед:
«Основы наук должны знать все, и они таковы: если твоя Наука государством не финансируется – значит, ты ничего не сделаешь. А если твоя Наука финансируется хорошо – значит, тебя финансирует военно-промышленный комплекс.
Уважаемый коллега, я понимаю, что тебе тоже надо есть и что ты больше ничего не умеешь, но повесь себе на стеночку: если ты работаешь в Науке – ты работаешь на уничтожение человечества.
ЕСЛИ ТЫ РАБОТАЕШЬ В НАУКЕ – ТЫ РАБОТАЕШЬ НА УНИЧТОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Я уже это писал, повторю еще раз: более всего я желаю, чтобы вы ужасно разозлились и доказали, что я совершенно не прав. Жизнью своей доказали.
Я мечтаю оказаться неправым.
ВОЗРАЗИТЕ МНЕ – ЖИЗНЬЮ!»

Позвольте я возражу наукоборцу по-своему. Очевидно, что благодаря науке стало возможным производство высокоэффективного оружия. Но посмотрите вокруг — все что вас окружает создано с использованием научного знания. Устройство, с которого вы читаете статью, ваша одежда, обувь, ключи, деньги, стул, на котором вы возможно сидите и так далее. Многие из вас, читатели перенесли операции, например удаление аппендицита, многим пришлось употреблять антибиотики, когда температура взлетела под сорок или это делали ваши близкие. Что бы с вами было бы если не наука??

Н. Козлов и медицину не жалует:

«современная Медицина – это наука о том, как поддерживать жизнь в тех, кто о ней совершенно не заботится, а то и просто ее недостоин. «

Утверждение «ЕСЛИ ТЫ РАБОТАЕШЬ В НАУКЕ – ТЫ РАБОТАЕШЬ НА УНИЧТОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» настолько очевидно абсурдно, что я чувствую себя очень странно опровергая его. Беда в том, что Н. Козлов умудряется убеждать в этой глупости очень многих своих читателей!

Тройка упоротых цитат которые я комментировать не буду:

«Наука же – это фабрика по изготовлению все более страшных дубин детьми, сбежавших из-под контроля.»

«наука учит тебя ненасытности…

И ты будешь страдать от этого всегда.»

«мир был прекрасен, как Женщина и Тайна.
Ученый же сделал из мира – Проститутку, которую всегда можно заказать по телефону и поиметь.»

Главное, что следует извлечь из всего этого — Н. Козлов не получил высшего психологического образования. Получал, ему его давали, но он не принял. Н. Козлов даже откровенничает об этом в другой книге:

«Я продолжаю оставаться при уеждении, что вузовские учебники — как минимум, это бездарное времяпрепровождение , а как максимум — вредное компостирование мозгов . Относительно недавно мне пришлось пролистывать нашихклассиков от психологии(Ананьев, Божович, Выготский, Гальперин, Дубровина… продолжайте по алфавиту). Начал вчитываться — абзац, еще абзац — и вдруг ощутил, как начинает стопориться душа и глушится живое движение мысли.»

«На самом деле, написание настоящей правильной диссертации является достаточно специальным видом литературной и социальной работы, поэтому ориентированные по жизни люди делают всё проще: просто платят специалисту , который великолепно защищабельную диссертацию напишет практически на любую заказанную вами тему.
Конкретно: будет нужда, дам телефончик.»

Помните, как ранее Н. Козлов использовал Будду для подтверждения своих идей? Авторитет ненавистной ему науки на это тоже вполне пригоден:

«Это точно не Наука, росла книга из науки и плотность использованного в ней собственного и заимствованного научного материала значительно превышает среднестатистическую.»

В этом весь Козлов — оставить пути к отступлению «Это точно не наука», потом примазаться к авторитету «росла книга из науки», а дальше очернять что есть сил.

В книге «если вам представили: «Кандидат философских наук », знайте — перед вам, как правило, просто ремесленник средней руки , делающий рефераты работ других специалистов», а в судебных исках (Н. Козлов большой любитель судебных тяжб) «Я, как учёный (кандидат философских наук) в своей деятельности…».

Вообще ученый, ненавидящий науку, на мой взгляд, как воспитатель ненавидящий детей — работает в детском саду и получает за это деньги, но по-хорошему к детям его нельзя подпускать на километр.

Отношение коллег

Как вы читали в начале статьи, Н. Козлов имеет благодарственные отзывы и от различных организаций и от психологов. Все мы их рассматривать здесь не будем, но важно написать по поводу престижного психологического конкурса «Золотая Психея». Сейчас поймете почему.

Скриншоты сделаны на сайте http://psy.su/

Если вы вдруг неправильно поняли, Н. Козлов с учебным центром «Синтон» был финалистом конкурса в 2000 году, но победа досталась не ему, а «Журналу практического психолога», в котором в том году были опубликованы критические материалы о Н. И. Козлове и «Синтоне» с применением термина «деструктивный культ»! Вот это поворот! 🙂

Надо полагать жюри высоко оценило эти материалы и было в целом согласно с ними?

Критики от коллег к Н. Козлову более чем достаточно, можете ознакомиться здесь:

если вам недостаточно анализа «Философских сказок».

Причины популярности

Почему ученый-неуч популярнее чем большинство настоящих труженников науки?

Секс продает.

А Н. Козлов продает секс. То, что происходит на тренингах «Синтон вы уже читали в разделе «О сексе»». Вот еще пара цитат Н. Козлова:

«Нектар любого занятия – карусель недолгих, но близких встреч. Новые глаза – это каждый раз новый вызов, новый мир, новое испытание, а что может быть слаще этого?»

«Если туда подмешать еще и близкий физический контакт, и нежные касания, то у некоторых, с устатку или непривычки, начинает идти кругом голова.»

Люди любят простые решения.

«Быть свободным – это прекрасно. И просто. Это просто не строить вокруг себя стены. Просто БЫТЬ свободным.» Здесь Н. Козлов раз за разом обещает простоту решений и далее в своей книге действительно выполняет это обещание. Простота философии, простота решений, простота повествования.

Влекущая Козловская Свобода.

Свобода важная тема наверное для всех без исключения. Все мы от чего-то зависим: от денег, от власти, от родителей, от своих нравственных установок, от убеждений, опыта и так далее. На мой взгляд свобода состоит в самоограничении. Свобода она для чего-то. «Свободен что-то сделать». А чтобы сделать это, нужно чем-то пожертвовать. Если человек делает «свободный» выбор стать художником или чемпионом мира по боксу, то он должен от многого отказаться, значительно ограничить свою свободу. Такой парадокс.

Козловская свобода проще, нравится человек — не медли, займись с ним сексом, не томи ни его ни себя. Тяготит чтение научной литературы — не читай, настоящему ученому в этом нет нужды, написал книгу не позаботившись о том чтобы читатель тебя правильно понял и не понаделал глупостей — запросто сбросил груз ответственности:»не несу никакой ответственности за неуклюжие душевные движения тех, кто не выдержит нагрузки этой книги. Если я сделал тяжелую штангу, а кто-то стал ее поднимать и надорвался — мои соболезнования, но в его несчастье виновата только его глупость «. Неотягощенному душевными терзаниями человеку конечно гораздо проще.

Николай Иванович Козлов (род. 16 августа 1957) - доктор психологических наук, профессор, основатель Тренинг-Центра , ректор Университета практической психологии . Разработчик и лидер в современной российской практической психологии.

Участие в профессиональных Ассоциациях

Президент Ассоциации психологов синтон-подхода , аккредитованный член ЕАС (Европейская ассоциация консультирования, №RUS0055), член IAAP - International Association of Applied Psycholog y (№967055).

Биография, вклад в науку и практику

Н.И. Козлов - разработчик и основатель в практической психологии, ведущий российский писатель в области личной и деловой эффективности. Более 30 лет - опыт ведения психологических тренингов. По разработанным им тренинговым методикам, в первую очередь , работают Клубы и Тренинговые центры более чем в пятидесяти городах России, а также в Белоруссии, Грузии, Израиле, Казахстане, Латвии и на Украине. В 2005 году внесен в энциклопедию успешных людей «Кто есть Кто в России» .

Окончил в 1979 году факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, преподавал в ИПК Госкоминтуриста. Учился у , с 1982 года начал вести собственные тренинги, в 1983 основал Клуб практической психологии (в настоящее время Тренинг-Центр) «Синтон». ТЦ по итогам Национального психологического конкурса «Золотая Психея» был признан финалистом в номинации «Лучший проект 2000 года в практической психологии». Разработанная Н. И. Козловым тематические циклы «Базовый ​», «Мир эмоций », «Успешный человек », «Личная жизнь », «Королевство», «Трудные игры». Разработал систему коучинга « » как методику самостоятельной работы по запланированному личностному росту. Автор тренингов «Логический анализ текста» и «Искусство написания книг», развивающих мышление и умение продуктивно работать с научными и научно-популярными текстами. Основатель собственной тренерской школы, воспитавший и подготовивший несколько десятков успешных тренеров бизнес- и личностного направления. В 2004 году совместно со А.Свияшем , И. Вагиным и учредил , разрабатывающую корпоративные стандарты в области ведения тренингов личностного роста. В 2000 году была разработана тренинговая бизнес-программа «Деловой Стандарт» («Мастерство коммуникации и эффективный бизнес» , «Эффективная деятельность: как цели ставить, как цели достигать» , «Лидерство и руководство: техники эффективного влияния », «Власть над эмоциями: ключи к управлению собой и другими », проведены более 80 открытых бизнес-тренингов с руководителями крупнейших компании России и Украины.

Автор книг по практической психологии и деловому успеху : «Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день», «Философские сказки для обдумывающих житье, или веселая книга о свободе и нравственности», «Формула личности», «Книга для тех, кому нравится жить», а также «Формула успеха, или Философия жизни эффективного человека», «17 мгновений успеха: стратегии лидерства» и «Простая правильная жизнь». За последние пятнадцать лет книги Н.Козлова разошлись по России тиражом свыше 1,5 млн экземпляров. Кроме написания книг, тренерской, научной, организационной и методической работы, ведет большую просветительскую и консультативную работу через свой личный сайт http://nkozlov.ru.

С 2008 года возглавляет редакционную коллегию, создающую портал «Психологос: энциклопедия практической психологии» www.psychologos.ru. В 2010 году открыл Университет практической психологии , ведущий программы дополнительного психологического образования и готовящий коучей, психологов-консультантов и психологов-тренеров.

Женат, пятеро детей. Занимается спортом, полон творческих планов.

Книги Николая Козлова

  • Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день
  • Философские сказки
  • Истинная правда
  • Формула личности
  • Книга для тех, кому нравится жить
  • Формула успеха
  • Семнадцать мгновений успеха: стратегии лидерства
  • Простая правильная жизнь
  • На крыльях любви, или Как делать семью
  • Психологос. Энциклопедия практической психологии
  • Книги Н.И.Козлова на OZON.RU

Ссылки

  • Личный сайт Николая Ивановича Козлова
  • Сайт Тренинг-Центра СИНТОН
  • Сайт Университета практической психологии

Видео с Н.И. Козловым на Ютубе:

  • Психология эмоций : лекция в Санкт-петербурском Институте психологии и социальной работы.
  • Интервью Секреты новых богатых

КАК ОТНОСИТЬСЯ К СЕБЕ И ЛЮДЯМ, ИЛИ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Николай КОЗЛОВ

Моему отцу посвящается

Вместо предисловия

Три истории - как три мазка, как три аккорда. Пусть Книга начнется с этих трех историй: может быть, они лучше любых длинных предисловий представят некоторые стороны ее содержания и тональность?

Когда мне было 26 лет, я работал в пионерском лагере руководителем авиамодельного кружка. В пересменок я забрался в столярную мастерскую, чтобы на циркулярной пиле изготовить рейки. Брусок сорвался, и рука пролетела по визжащему диску. Дальше - замедленно: вижу - ниже ладони болтается что-то окровавленное, пальцы почти полностью отрезаны. Первые свои мысли тогда хорошо помню: "Отрезал. Что потерял? - Потерял гитару, пишущую машинку и каратэ. (Кстати, ошибся - потерял только гитару). С этими потерями - жить стоит? - Стоит" Подвел черту: "Значит, надо и дальше жить счастливо".
Посмотрел, не валяются ли где отрезанные пальцы, взял порезанную руку в другую, наметил как идти и аккуратно, спокойно пошел, стараясь не потерять сознание. Иду по дороге к лагерной машине и громко, но спокойным голосом кричу: "Ко мне! На помощь! Я порезал руку!" Подошел, лег на траву и дал подбежавшим четкие распоряжения: "Два полиэтиленовых пакета и лед - быстро"
(чтобы упаковать руку в холод - я надеялся на микрохирургическую операцию).
"В Москву - быстро!" По дороге я пел песни, это отвлекало и меня, и сопровождающих... Микрохирургии на меня не хватило, но врачи пришили почти все.
По моим впечатлениям, самым спокойным и здравомыслящим человеком в этой ситуации (кроме, естественно, врачей) - был я.

Ключи от квартиры

Герои следующей истории встретились у меня в клубе пять лет назад. Как-то на занятии я развиваю один из своих любимых тезисов, что создать семью могут два любых человека, если только у них есть желание, и они не имеют выраженных физических и нравственных дефектов. Любовь им может как помочь, так и помешать, и в принципе не обязательна. Обсуждаем, спорим, мои аргументы звучат убедительно.
И вдруг... Женя К. вынимает из кармана ключи, поднимает их для всеобщего обозрения и объявляет: "Я согласен с Н.И., но хотел бы это проверить.
Девочки! Это - ключи от моей квартиры. Кто хочет стать моей женой? Любая!"
В ответ напряженное молчание. Я тоже немного опешил: разговоры - разговорами, а тут человек предлагает ключи от квартиры... Но и самому интересно, спрашиваю: "Девочки, есть желающие?"
И вдруг... Оля С. поднимает руку и говорит: "Я согласна".
Мы потом долго обсуждали - все сошлись на том, что до этого момента никаких "особых" отношений между ними не было: обычные, хорошие, как и со всеми.
Делать нечего: я бодро объявляю, что у нас в клубе родилась новая семья.
Все поздравляют Олю и Женю. Здесь же обсудили, как им теперь жить, точнее учиться жить семьей. Облегчало ситуацию то, что у Жени была однокомнатная квартира.
Но важное условие: из разных соображений договорились о запрете на секс на время эксперимента. Оля и Женя ушли с занятий вместе, вместе пришли на следующее занятие... Мы их не расспрашиваем, потому что они спокойны и улыбаются. А через месяц они подошли ко мне и сказали, что уже подали заявление. Как объяснила Ольга: "Вы знаете, нам семейная жизнь очень понравилась. Конфликтов у нас никаких нет: мы их столько сыграли в Клубе, что дома нет желания этим заниматься. Правда, одно условие мы нарушили: спустя две недели Женя перестал на ночь уходить на кухню. У меня такое ощущение, что мы просто открыли свои душевные клапаны, и всю любовь, которую носили в себе, просто выплеснули друг на друга. Мы так любим друг друга!"
Сейчас у них уже дочка. Живут хорошо.

Аллочка и очки

Кто носит очки, знает, как трудно было еще недавно найти хорошую оправу.
Мы долго искали моей жене Аллочке приличную оправу. Вдруг нам приносят итальянскую, с большими тонированными стеклами, прекрасно смотрится, но и цена велика. Нет, мы не бедные, но и не миллионеры, это точно. Ходим вокруг, размышляем - и хочется, и колется...
А тут звонок в дверь. Что такое? Врываются разъяренные соседи с нижнего этажа, оказывается, мы их залили, а они только что сделали капитальный ремонт. Мы залили им ванную, часть кухни, прихожей и даже угол спальни, которую они только что оклеили импортными обоями. Соседи возмущаются, жена плачет. Они требуют денег на ремонт, спорить не приходится. Деньги отдаю (из только что полученной зарплаты), жена плачет еще громче. Соседи, ругаясь, уходят. Я их провожаю, возвращаюсь к жене и говорю: "Все, этот вопрос больше не обсуждается. Очки мы тебе берем.
Почему? Потому что человеку плохо. А ему должно быть - хорошо.

А теперь - давайте познакомимся.

Здравствуйте!

Меня зовут Николай Иванович, мне 33 года (в душе чувствую себя лет на 19), я психолог и муж (жена зовет меня Солнышко). Жену зовут Алла (она у меня "Чуда")- У нас два сына - Ваня и Саша, погодки. Внешне очень похожи друг на друга, оба живые и энергичные, но Ваня жесткий, а Шурик - лапочка.
Мне ближе Ваня, Аллочке - Саша. На работе - веду психологические группы, читаю лекции, консультирую. Дело свое люблю и без него жизнь представляю с трудом. Слушать исповеди и чувствовать, что пусть не сразу, но ты можешь помочь человеку, - приятно. Видеть, как после твоей работы у людей расправляются плечи и открываются глаза - большое счастье. Немалое место в моей жизни и в этой книге занимает молодежный Клуб, но о нем - позже. Скажу только, что без этого никогда не была бы написана моя книга.

Я писал книгу серьезно и весело. Весело, потому что от души. Серьезно, чтобы мне не было стыдно перед людьми, которых уважаю я, и которые до сих пор уважали меня.
Я писал книгу прикладную, а не теоретическую; книгу популярную, а не научную. В связи с этим прошу прощения у тех авторов, чьи мысли и образы я так или иначе использовал, не всегда на них ссылаясь. У меня постоянно было опасение, что, делай я ссылки на каждое дельное высказывание, вся книга пестрела бы пометками: "Коллективный разум". Я писал не для специалистов-психологов, а для всех остальных, которых проблема авторства волнует мало. Правда, на одного человека я не ссылался настолько часто, что надо сразу его назвать: Аркадий Петрович Егидес, психолог, психотерапевт, специалист по семье и сексологии. Собственно, благодаря именно ему я начал формироваться как психолог-практик. И последнее. Если быть точным, то под этой обложкой лежат четыре отдельные книги, совершенно различные не только по теме и содержанию, но и по стилю, тону, языку.

МУДРОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНЫХ КОНТАКТАХ

Часть 1. Секреты семейного общения

Что делает людей родными

Всегда интересно наблюдать, как, из каких кирпичиков складывается общение в семье. К примеру, оно может быть и приятным развлечением, и традиционным ритуалом, и деловым общением, и злой манипуляцией, и живым контактом, близостью. Что касается близости, то тут речь идет о близости душевной. Люди могут быть физически близки, а души и сердца их - разделены. Точно так же люди могут говорить по телефону за тысячи километров, но при этом произойдет Встреча, они будут близки друг другу как никогда. Как же протекает обычное семейное общение? Что сближает людей?

"Как дела?"

Обычный вопрос "Как дела?" при встрече близких людей может быть чем угодно. В частности, он может быть ничего не значащим приветствием, повседневным ритуалом. Военные отдают при встрече честь, в средние века надо было сделать 16 ритуальных подскоков, а тут такая же формальность - надо произнести "Как дела?". На это собеседник так же формально ответит. "Нормально". Ни у того, ни у другого душа даже не вздрогнула: приветствие было, Встречи не произошло. Другое "Как дела?" может быть деловым вопросом: мне нужна информация, и мне ее дают. Человек здесь для меня - только источник информации, не более того. "Ну, как дела?", произнесенное с соответствующей интонацией, может быть началом игры-манипуляции: "Ну, попался", когда спрашивающий уже заранее уверен, что здесь что-то "не то" и собирается по этому поводу "врезать". "Привет! Как дела?" - может быть и началом развлечений, с подтекстом: "Рассказывай, что знаешь интересного". Тогда начинается более-менее занимательный треп, в котором люди привычно коротают время. Ну, и, конечно, "Как дела?" может стать моментом близости, живым контактом любящих друг друга людей.
"Как дела?" здесь значит: "Я так рад тебя видеть! У тебя на душе все хорошо?", а ответное "Хорошо" может расшифровываться: "Я тебя тоже очень рада видеть, и теперь с тобой рядом мне просто замечательно..." Эти двое встретились. Наверное, все эти виды, формы общения - и ритуалы, и развлечения, и деловое общение - имеют право на существование.
Единственное, что мне не близко - это игры-манипуляции. Да, я знаю людей, которым хорошо, когда другим плохо, но мне эта радость непонятна.
Иное дело, важно, чтобы мы всегда давали друг другу то, в чем нуждаемся.
Предположим, ей скучно, она хочет развлечься, а он все по делу и по делу... Плохо. Но и с другой стороны - вдруг ему нужно серьезно поговорить, а она от разговора все уходит - хиханьки да хаханьки. Его это будет бесить.
Ну и, наверное, самый трудный вариант - когда один хочет тепла, близости, а другой этого не дает, заменяя это в своем общении то легким трепом, то бессмысленными и надоевшими ритуалами, то, тем более, уколами манипуляций...
Плюс надо учитывать то, что общение - это вовсе не только то, что говорится словами. Это язык поступков, взглядов, касаний, шагов друг к другу. В связи с этим интересно посмотреть, чем может быть для супругов секс.
Действительно, может ли секс быть для них просто ритуалом, традицией? - Конечно. Так, во многих уже немолодых и не склонных к творчеству парах становится заведено: вот подходит суббота, они ужинают, принимают душ, ложатся, и теперь у них традиционная половая близость. У кого-то секс может оказаться развлечением в дождливый осенний день, когда заняться больше нечем, А может ли секс быть деловой процедурой? Да, например, серьезной процедурой в деле зачатия детей. Скажем, у супругов с этим проблемы, они долго готовились, высчитывали дни, и вот теперь супруг по всем правилам, как надо, выполняет оплодотворение... К сожалению, секс может быть и игрой-манипуляцией, которая закончится, например, замечательной фразой: "А ты мне шубу купишь?" Но, наверное, люди должны стремиться к тому, чтобы для них интимные отношения были в полном смысле слова проявлением близости, доверия, моментом встречи двух любящих друг друга людей.

Насколько близки близкие люди?

Переживание близости глубинно необходимо, по-видимому, каждому человеку, и каждый страдает от его отсутствия. Что же нам мешает быть близкими?
По-настоящему близкий человек - это тот, кто нас понимает. Но понимать Другого - трудно, и одним из первых препятствий я назвал бы ЭГОЦЕНТРИЗМ, т.е. неумение или нежелание поставить себя на место другого человека.
У детей эгоцентризм выражен очень ярко, и каждый может убедиться в этом, воспроизведя с детьми 5-7 лет эксперимент Ж. Пиаже.
Дети рассаживаются вокруг круглого стола, им дается все необходимое для рисования, а на столе стоят 3 пирамидки: красная, синяя и зеленая. Дается задание: "Нарисуйте эти пирамидки!" Это задание дети выполняют без труда.
"Хорошо, спасибо. А теперь, пожалуйста, пусть Ваня нарисует пирамидки так, как их видит Маша - она сидит напротив тебя. Сможешь?" - Ваня, ни минуты не колеблясь, берет снова цветные карандаши и рисует пирамидки - точно так же, как и в первый раз.
Ему пока еще не может прийти в голову, что с другой стороны стола, с другой точки зрения те же самые пирамидки будут выглядеть уже по-другому, и красная, скажем, окажется уже не слева, а справа...
Дети взрослеют, а эгоцентризм - остается. Нет, конечно, сейчас мы уже знаем, что каждый человек одну и ту же ситуацию воспринимает по-своему, со своей точки зрения - но проблема в том, что это знание нами используется слишком редко.
Вот простейший эксперимент, который часто проводится в практике семейного консультирования. Приходят муж и жена, но мужа просят подождать в коридоре.
Супруга начинает ярко, подробно и образно рассказывать, как непорядочно и плохо ведет себя ее муж. Тогда консультант обращается к ней с просьбой описать ситуацию от лица мужа. Видели бы вы, какое недоумение, затруднение и растерянность на лице жены. Ой, как не хочется ей ставить себя на место мужа и смотреть на ситуацию и себя его глазами. "Ведь ваш муж, наверное, рассказал бы о том же самом по-другому. Вот сейчас мы его пригласим - как будет рассказывать про это он? - Ну, уж он тут наплетет. Я-то рассказываю как на самом деле все было..." Ничуть не лучше (а, скорее всего, хуже) покажет себя в аналогичной ситуации ее муж.
А попробуйте сами: вспомните ситуацию последней домашней ссоры и попробуйте описать ситуацию и себя глазами того, с кем вы поссорились! И трудно, и не хочется, потому что выглядите непривлекательно.
Супруги прожили вместе более 10 лет, успели уже много раз крупно поругаться, а вот поставить себя на место другого, посмотреть на семью его глазами, постараться его понять - нет, на это времени, а точнее ума и душевных сил не хватило.
Готовы ли вы к подобному эксперименту?
Он вовсе не сложен тем, кто не ругается, а выслушивает мнение другого даже в ссоре. "Я вижу проблему так. А как ты?"

Вот еще один аналогичный эксперимент, выявляющий взаимопонимание между супругами и, кстати, способствующий его улучшению. Супругам даются листочки бумаги, и они должны (каждый отдельно друг от друга) дописать незаконченные предложения. Какие? - Например, предлагается фраза "Я больше всего ценю в тебе..." - и надо дописать 5-10 пунктов, предположим: порядочность, чувство юмора, справедливость, твою зарплату, любовь ко мне, терпимость... Каждый пишет то, что ему важно.

В теме популярной психологии впервые читателям предлагается такое полное энциклопедическое издание. Любовь и семейные отношения, смысл жизни и эффективная коммуникация, воспитание детей и лучшие методики самосовершенствования — по всем этим темам читатель найдет ответы на ключевые вопросы и, главное, разумные практические рекомендации, а также примеры из лучших мировых психологических исследований, статей, тренингов и методик. Автор энциклопедии, Николай Иванович Козлов, один из самый известных российских психологов. Его книги-бестселлеры «Как относиться к себе и к людям», «Философские сказки», «Простая правильная жизнь» и другие — знакомы десяткам миллионов читателей. Н. И. Козлов — доктор психологических наук, профессор, президент Ассоциации психологов синтон-подхода, аккредитованный член ЕАС (Европейская ассоциация консультирования), ректор Университета практической психологии, основатель и научный руководитель крупнейшего в России Тренинг-центра «Синтон» , главный редактор портала «Психологос» , самого популярного психологического портала рунета.

Это книга о вкусной и здоровой жизни. Как живой и пристрастный собеседник, она поможет обычному человеку открыть в себе психолога — психолога-практика, психолога по жизни, а тем, кто уже психолог, — не потерять в себе Человека. Поскольку истинная правда — всегда объемна, то книга вам поможет увидеть, кроме правды своей, правду другого человека, совсем разную правду мужчин и женщин и правду общечеловеческую — правду детей, которыми, похоже, является каждый из нас. Книга всерьез отвечает на много веселых как. Специально для молодежи — как знакомиться на улице, для всех — в какие игры мы играем, когда просто живем, зачем мы ссоримся и как жить по-другому, о силе слабости, чем по правде определяется наше отношение к изменам и каков Кодекс порядочного человека — в общем, как стать богатым и здоровым, а не бедным и больным. На страницах — психологические практикумы и тесты, медитации и провокации, деловая информация и нужные анекдоты, то есть все, чем может и должна быть наполнена реальная жизнь. Заодно узнаете о жизни психолога изнутри, зачем и какая психология нужна именно вам, что такое Lifespring, НЛП и другие психологические тренинги для нормального человека, познакомитесь с жизнью удивительного Клуба "Синтон" и как стать в жизни — Мастером. Вот так простенько и все под одной обложкой. Хорошая встреча!

Это - первая книга Н.И. Козлова. Это современный вариант книг Д. Карнеги, только основанный на российском материале и включающий более широкий круг вопросов: не только деловое и повседневное общение, но и личностный рост, семья, секс. Большое место автор уделяет проблемам семьи и секса, анализирует конкретные ситуации, спорит со многими укоренившимися предрассудками и показывает пути гармонизации отношений в паре. Книга содержит большое количество прикладной информации: психологических советов и рекомендаций, задачек психологического практикума (с анализом возможных решений), тестов на личностные особенности с упражнениями для освобождения от нежелательных черт и выработки нужных. Все взято из жизни и к жизни приложимо.

Эта книга Н. И. Козлова, как и другие, щедра мыслями, конкретикой и пронизана богатым опытом практической работы. Психолог-теоретик найдет здесь очень неожиданную, но предметную и доброжелательную критику гуманистического подхода в психологии и сможет познакомиться с “Синтон-программой” как новым подходом к организации и ведению группового психологического тренинга. Психолог-практик не пропустит подробные методики психологических игр и упражнений, тем более — живые описания хода тренинговых занятий. Психолог-преподаватель непременно воспользуется великолепными схемами и картинками, помогающими в разборе конкретных житейских ситуаций, межличностных и семейных взаимоотношений. Психолог по жизни, скорее всего, заинтересуется методикой Дистанции как методом самостоятельной работы по запланированному личностному росту. Книга учит, книга будоражит, книга содержит огромное количество живых иллюстраций и примеров, а исключительно яркий и эмоциональный язык делает книгу близкой и увлекательной для широкого читателя.

Кому больше дано, с того больше и спрашивается. В отношении лидеров это не так! Если вы хотите в жизни иметь больше — вам выгодно быть лидером. Если вы хотите в жизни сделать больше — вы должны стать лидером. Лидер — это тот, кто имеет преимущество. Лидер — это тот, кому разрешено иметь преимущество. Лидер — это тот, под кого пишутся законы. Когда быть первым и управлять жизнью вам будет настолько нетрудно, что лидерство перестанет ощущаться работой, быть лидером вам станет только — интересно. Это одно из самых интересных и творческих дел в жизни — быть лидером, то есть строить жизнь, людей и себя.

Эта книга для обдумывающих житье. Для тех, кто Жизнь, ее игру и сверкание ставит выше застывших правил и догм, кто верит, что жить можно весело и осмысленно. Эту книгу писал Практик, знающий, что ничего практичнее философии нет — естественно, философии правильной. Автор не претендует на то, что он Истиной владеет — на его взгляд, владеть Истиной безнравственно. Он с Истиной дружит — и она, похоже, отвечает ему взаимностью. Книга написана в форме Сказок, то есть свободных живых рассказов, где декорациями оказываются Вечные темы: Человек, Добро, Свобода, Религия, Искусство, а читатель поселяется среди действующих лиц: Морали Приличии Каквсевны, зав. душевной канцелярией Святой Веры Ивановны, Дракона — и наблюдает, что эти Герои делают с человеком и что человек может делать с ними. Эта книга для тех, кто разрешает себе видеть в Счастье не трудную цель, которую надо достичь, а такое же естественное и обязательное условие жизни, как утром умыться. Эта книга для тех, кто выбирает любить себя и людей, а свою жизнь — праздновать.

«Книга сделана чрезвычайно любовно — так готовят к выходу в свет любимого ребенка — и проработана до мелочей самим автором, начиная с содержания и кончая расположением текста, его композицией, рисунками и т.д. Вместе с тем она непривычна — не просто лишена академизма, но активно неакадемична по содержанию, стилю, языку, отношению к авторитетам (ну что это такое — похлопывать по плечу Будду, иронизировать над Милтоном Эриксоном или переходить на «ты» с Карлом Роджерсом?!), отсутствию той, по выражению Н.Тимофеева-Ресовского, звериной серьезности, которая способна засушить на корню любую работу. Она может вызывать недоумение, раздражать и даже бесить, но все лишь до поры, пока мы не распознаем в ее построении почерк работы автора как тренера, ясно видящего цель своей работы и не подменяющего их желанием во что бы то ни стало понравиться всем без исключения, но берущего на себя смелость провоцировать, мужество конфронтации, расчетливость бегуна на длинные дистанции, широту приглашающего к пиру хозяина, лукавость доброты и молчаливую осведомленность проводника».

Не важно, каким делом вы занимаетесь: делаете ли вы деньги или ищите смысл жизни, строите сотрудников или воспитываете детей, любое свое дело вы делаете или эффективно, или нет. Так вот, эта книга о том, как быть эффективным в любом деле. В этой книге представлено новое направление в психологии — Синтез-технология. Объединяя в своем содержании все, что проверено практикой и реально работает, она имеет свое лицо. В первую очередь, это не лозунговый, а деловой стиль и язык, технологичность подхода, четкое и простое описание методик и средств: практику нужен понятный и запоминающийся алгоритм, а не страшно звучащие термины. Синтез-технология — это психология действия, а не созерцания, это собрание «ноу-хау», но не мешок разрозненных рецептов, а последовательно простроенная система. Это — реальная психология для деловых и эффективных людей: для предпринимателей и психологов, руководителей и домохозяек, для всех тех, кто хочет стать — универсальным бизнесменом!