Гарантийный... Возврат Порядок

Проект на тему луна естественный спутник земли. Презентация на тему Луна – спутник Земли

Слайд 1

Здравствуйте! Я звездочёт - волшебник.

Слайд 2

Я хочу попросить вас, ребята, об одной вещи. Закройте-ка глаза. Представьте себе космос. Как вы думаете, какой он? Какими словами можно описать необъятное космическое пространство?
(холодное, темное, огромное, блестящее и т. д.)

Слайд 3

Космос

Слайд 4

Ночь приходит – Она восходит. В небе сияет, Тьму разгоняет.
Теперь я хочу загадать вам загадку:

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Вы молодцы! Отлично умеете отгадывать загадки.
Конечно же, это Луна. Луна входит в состав Солнечной системы. Вы ведь уже знаете, что такое Солнечная система? Давайте вспомним вместе.
Солнечная система - совокупность небесных тел, движущихся вокруг солнца, как центрального тела, то есть планеты (9 планет) с их спутниками, кометами и метеорами.

Слайд 8

Попробуйте-ка найти место Луны в космическом царстве и запомните, что Луна входит в состав Солнечной системы.

Слайд 9

В космическом царстве все такие непоседы. На месте никого не удержишь, все движутся и движутся. Вот и Луна так и вертится возле своей подружки – Земли.
За это Луну даже прозвали спутником Земли. Как вы думаете, что означает слово спутник? Земля притягивает к себе Луну, не дает ей удаляться. Путь, по которому Луна движется вокруг Земли, называется орбитой Луны.
Опыт: пусть один из вас будет моделью Земли, а второй – моделью Луны. Продемонстрируйте, как Луна движется вокруг Земли. Только не забудьте, что Земля крутится вокруг своей оси, покажите и это.

Слайд 10

Луна имеет форму шара. А вот вам задание: из предложенных предметов назовите те, которые имеют шарообразную форму, - то есть по форме похожи на Луну.

Слайд 11

Луна намного меньше Земли и гораздо меньше Солнца.
Задание: определите, какой из нарисованных ниже кругов соответствует по размерам Солнцу, какой – Земле, а какой – Луне.

Слайд 12

Задание: взгляните на представленный ниже рисунок и определите, что же расположено от Земли дальше, Луна или Солнце.

Слайд 13

Ребята, хочется вам посмотреть поближе, что же там есть на Луне? Давайте туда слетаем. Прямо в этой одежде полетим? Почему нет? Что необходимо надеть для космического путешествия? (представьте, что вы уже в скафандрах) Чтобы полет прошел удачно, возьмите в руку карандаш – это будет волшебная палочка. Она поможет вам в полете. Итак, закрываем глаза и произносим заклинание: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, в звездный космос полети!

Слайд 14

Задание: не открывайте глаза. Расскажите, что вы наблюдаете вокруг себя во время полёта. Пофантазируйте.

Слайд 15

Слайд 16

Космос

Слайд 17

космонавт

Слайд 18

Земля из космоса

Слайд 19

Приближаемся к Луне!

Слайд 20

Внимание, приготовьтесь, прилуняемся!

Слайд 21

Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком, лунной пылью.
Смотрите: этот след оставил космонавт, высаживавшийся на поверхности Луны.
Этот след сохранится на миллионы лет. Почему? Да потому что на Луне нет воздуха, а, значит, нет и ветра, который мог бы уничтожить этот след. Вы ведь уже знаете, что ветер – это движение воздуха.

Слайд 22

А еще на поверхности луны есть высокие горы, гораздо выше, чем на Земле и глубокие ямы (кратеры). Таких глубоких впадин нет на Земле. Ученые выяснили, что они образовались от падения метеоритов на поверхность планеты.

Слайд 23

Опыт: в следующий раз, когда будете гулять на улице, возьмите небольшие камешки и воспроизведите процесс падения метеоритов на поверхность Луны (бросайте на песок). Проверьте: от падения камней образуются ямки.

Слайд 24

Наблюдали вы за Луной? Всегда ли мы видим Луну в виде полного круга? А солнце? Задумывались ли вы, почему так происходит? Вы не знаете? Тогда я вам объясню.
Дело в том, что солнце, как электрическая лампочка, само излучает свет, а Луна лишь отражает свет солнца.
Если у вас найдётся мячик и фонарик, вы можете провести опыт.
Опыт: Опыт проводится в затемненной комнате. Фонарик играет роль солнца. Мячик небольшого размера является моделью Луны. Один из детей держит модель Луны в руках. Когда фонарик не включен (солнце не светит на видимую с Земли поверхность Луны), дети не видят “Луну”. Как только фонарик включается, (солнце светит на видимую с Земли поверхность Луны) дети видят “Луну” в виде полного круга.

Слайд 25

На Луне нет не только воздуха, но и воды. Подумайте, обитают ли там живые существа? Почему?
Так как Луна притягивает к своей поверхности слабее, чем Земля, то вы свободно смогли бы на Луне поднять вот такой стол (за которым сидите). На Луне вы без лишних усилий, просто подпрыгнув, смогли бы коснуться рукой этого потолка. Также просто оттолкнувшись, смогли бы прыгнуть в длину на 10-20 м (от одной стены комнаты до другой).
Вид Земли с Луны

Исследования Луны

Выполнила

ученица 5 класса

МОУ Кораблинской СОШ № 1

Цой Евгения


Луна привлекала внимание людей с древних времён. Во II в. до н. э. Гиппарх исследовал движение Луны по звёздному небу, определив наклон лунной орбиты относительно эклиптики , размеры Луны и расстояние от Земли, а также выявил ряд особенностей движения.


Изобретение телескопов позволило различать более мелкие детали рельефа Луны. Одну из первых лунных карт составил Джованни Риччиоли в 1651 году, он же дал названия крупным тёмным областям, именовав их «морями», чем мы и пользуемся до сих пор. Данные топонимы отражали давнее представление, будто погода на Луне схожа с земной, и тёмные участки якобы были заполнены лунной водой, а светлые участки считались сушей. Однако в 1753 году хорватский астроном Руджер Бошкович доказал, что Луна не имеет атмосферы. Дело в том, что при покрытии звёзд Луной те исчезают мгновенно. Но если бы у Луны была атмосфера, то звезды бы погасали постепенно. Это свидетельствовало о том, что у спутника нет атмосферы. А в таком случае жидкой воды на поверхности Луны быть не может, так как она мгновенно бы испарилась.


Вставка рисунка

С лёгкой руки того же Джованни Риччиоли кратерам стали давать имена известных учёных: от Платона , Аристотеля и Архимеда до Вернадского , Циолковского и Павлова .



Впервые Луны достигла советская автоматическая межпланетная станция « Луна-2 » 13 сентября 1959 года . Впервые удалось заглянуть на обратную сторону Луны в 1959 году , когда советская станция « Луна-3 » пролетела над ней и сфотографировала невидимую с Земли часть её поверхности. Обратная сторона Луны представляет собой идеальное место для астрономической обсерватории . Размещённым здесь оптическим телескопам не пришлось бы пробиваться сквозь плотную земную атмосферу. А для радиотелескопов Луна послужила бы естественным щитом из твёрдых горных пород толщиной 3500 км, который надёжно прикрыл бы их от любых радиопомех с Земли. Первая в мире мягкая посадка на Луну была совершена 3 февраля 1966 года советской АМС « Луна-9 », которая также впервые передала изображения поверхности другого небесного тела.


Вставка рисунка

Ставшая успешной американская программа пилотируемых полётов на Луну называлась «Аполлон» . Первый в мире облёт Луны состоялся в декабре 1968 года на пилотируемом корабле Аполлон-8 . После репетиционного полёта в мае 1969 года к Луне без высадки на неё корабля Аполлон-10 первая в мире высадка на Луну произошла 20 июля 1969 года на корабле Аполлон-11 (первым человеком, ступившим 21 июля на поверхность Луны, стал Нил Армстронг , вторым - Эдвин Олдрин ; третий член экипажа Майкл Коллинз оставался в орбитальном модуле); последняя шестая - в декабре 1972 года . Таким образом, Луна - единственное небесное тело, на котором побывал человек, и первое небесное тело, образцы которого были доставлены на Землю (США доставили 380 килограммов , СССР - 324 грамма лунного грунта )


Не исключено, что на Луне может находиться не только серебро , ртуть и спирты , но и прочие химические элементы и соединения. Водяной лёд , молекулярный водород , найденные в лунном кратере Кабеус указывают на то, что на Луне есть ресурсы, которые могут быть использованы в будущих миссиях

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Спутник Земли - Луна

1.Луна – спутник Земли 2.Поверхность Луны 3.Лунные фазы 4.Изучение Луны человеком

400.000 км 150.000.000 км

Земля из космоса

Поверхность Луны

Вы уже говорили, что мы видим Луну по-разному. Иногда мы совсем не видим Луны на небе. Такой ее вид называется новолунием (см. на рисунке). Через несколько дней мы уже видим Луну вот такой: Еще через несколько дней – вот такой: Можно провести от нее вниз черточку таким образом, чтобы получилась буква Р – это значит, что сейчас Луна растет. Утром вижу из окна, В небе ранняя Луна. Чтоб ее нам отличить, Нужно к полукругу Нам приставить палочку, Букву Р там получить. Фазы Луны

Еще через некоторое время мы видим Луну такой: Такой вид Луны называется полнолунием. Затем Луна будет уменьшаться и через некоторое время примет такой вид: Затем Лунный диск вновь будет уменьшаться и, наконец, примет такой вид: Останется от Луны лишь серп, похожий на букву С. Говорят, что Луна убывает, стареет. Плыл по небу Лунный серп, Серп склонялся на ущерб. И поэтому с небес Нам светила буква С.

Задание: определите, на каком из рисунков луна растёт, на каком – убывает.

Изучение Луны человеком

Отправляемся домой, на Землю! До свидания, Луна!

на занятии было легко, интересно испытывал затруднения было скучно, трудно, я ничего не понял


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок помогает формировать у учащихся общие представления о солнечной системе, продолжать выработку целостных взглядов о небесных телах и космическом пространстве, выработ...

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс "Спутник Земли - Луна".

Урок окружащего мира для 2 класса. На уроке происходит закрепление знаний о планетах Солнечной системы и изучение сутника Земли -Луны. Урок построен в форме путешествия на Луну, прикреплена презентаци...

Класс: 2

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: традиционная (с использованием ИКТ).

Цель урока: формирование представления о холодном небесном теле – Луне.

  1. Познакомить со спутником Земли – Луной, с её движением вокруг Земли, размерами и расстоянием от Земли, установить причину смены фаз Луны в течение месяца.
  2. Развивать наблюдательность, воображение и фантазию, умение строить сообщения в устной форме, находить ответ на заданный вопрос, умение принимать роль в учебном сотрудничестве.
  3. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, теллурий, иллюстрации с изображением Луны, презентация, таблица “Солнечная система”, учебник “Окр.мир” Н.Я.Дмитриева.

Ход урока

I. Орг.момент

(слайд 1)

Прозвенел звонок
Начинается урок.
Чтоб природе другом стать
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать
Учимся мы наблюдать.
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет все узнать, наша любознательность.

– Здравствуйте, ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и садитесь. Сейчас у нас урок окружающего мира.

II. Повторение пройденного

– Какую тему по окружающему миру мы проходим?

– С какими космическими объектами познакомились?

– Что узнали о солнце, планетах, звездах?

III. Тест

– Прежде чем перейти к изучению новой темы, мы с вами выполним тест, тем самым проверим насколько хорошо вы усвоили тему прошлого урока. (слайд 2-7)

Тест

  1. Планеты Солнечной системы изучают...
  2. А) географы; Б) химики; В) астрономы; Г) физики.

  3. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их...
  4. А) 7; Б) 9; В) 11.

  5. Плутон – это...
  6. А) самая большая планета Солнечной системы;
    Б) самая маленькая планета Солнечной системы;
    В) самая близкая к Солнцу планета Солнечной системы.

  7. Относительно Солнца планеты расположены так:
  8. А) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;
    Б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;
    В) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

  9. Что такое Земля?
    А) звезда;
    Б) планета;
    В) пылающий шар. (Дети ответы показывают карточкой)

IV. Постановка темы и целей урока

Все ли тайны Галактики мы открыли? Чтобы узнать тему урока, отгадаем загадки.

  1. Белые цветочки
    Вечером расцветают,
    А утром увядают.
  2. Искры небо прожигают,
    А до нас не долетают (метеориты )
  3. Вечером рассыпался горох,
    Утром встал – нет ничего
  4. Украшал ночную синь
    Серебристый апельсин
    А прошла неделька только-
    От него осталась долька
  5. Синенькая шубейка весь мир покрыла (небо )

Отгадывая загадки, дети прикрепили на доску отгадки (звезды, луну, метеориты )

Какое небо изобразили?

Какие объекты мы видим ночью, а какие днем и ночью?

– Я подготовила вам небольшой кроссворд. Давайте отгадаем его и посмотрим, какое ключевое слово у нас получится. (Слайд 8)

  1. Звезда, вокруг которой вращается Земля?
  2. Самая удаленная от Солнца планета?
  3. Небесное тело, вращающееся вокруг Солнца?
  4. Небесное тело, которое само светится?

– Итак, какое получилось ключевое слово? (Луна)

Значит о чем мы сегодня будем говорить? (о Луне)

– Видели ли вы Луну?

– Что вы о ней знаете?

А все ли вы знаете о ней?

– А хотите ли узнать больше? (да)

– Ребята тема нашего урока называется “Спутник Земли – Луна” (слайд 9)

– Давайте посмотрим, что мы должны узнать о ней в течении этого урока, (слайд 10)

  1. Луна - спутник Земли.
  2. Поверхность Луны.
  3. Лунные фазы.
  4. Изучение Луны человеком.

– Вы будете настоящими исследователями, учеными-астрономами. Будете на основе научных фактов делать выводы.

V. Изучение новой темы.

– Вот мы с вами и на месте. Приступим к поиску ответов на наши вопросы?

1. Луна – спутник Земли. (Слайд 11)

– Ребята, перед вами наша планета Земля и Луна. Что вы можете о них сказать?

– Как вы думаете, каковы размеры Луны по сравнению с размерами Земли?

– Прочитайте на с. 65, что сказано о размерах Луны.

Луна меньше и легче Земли и притяжение меньше. Человек в 60 кг весит 10 кг. А сколько весить будете вы?

Какое расстояние до Луны?

– Расстояние до Луны примерно 400 тысяч километров. Это самое близкое к Земле космическое тело. Если бы это было возможно, человек смог дойти до Луны за 40 лет. Автомобиль добрался бы за полгода. Ракета достигнет Луны примерно за трое суток полёта.

Используется таблица: на доске:

– Работа в парах.

Решение шутливой задачки о том, как второклассник отправился на Луну. Сколько лет будет старичку, когда он вернётся обратно?

(40л + 40л + 8л = 88л)

– Оказывается, Земля и Луна, они как 2 брата, всегда неразлучны. Луна движется вокруг Земли, а вместе с Землей вокруг Солнца. Поэтому Луну называют спутником Земли.

– Давайте чтобы это все лучше представить, рассмотрим движение Земли и Луны вокруг солнца при помощи теллурия.

– Во время практической деятельности дети получают дополнительную информацию, опираясь на наблюдения и факты. (Луна обращена к Земле одной стороной, смена дня и ночи через 14 земных суток, температура + 130,– 170. Период оборота вокруг Земли – 1 месяц, за это время проходят сутки на луне. Отсутствие атмосферы, воздуха, ветра)

– Вот мы увидели наглядно движение спутника Земли Луны.

– Почему Луну называют спутником Земли? (ответы детей)

2. Поверхность Луны.(слайд 13)

– Что вы видите на изображении?

– Посмотрите на поверхность Луны и скажите, какая она?

– Рассмотрите фотографию Луны и послушайте стихотворение Джанни Родари., к-е расскажет нам ваш одноклассник … (рассказывает один ученик) . Подумайте, что назвали лунными морями.

У лунного моря
Особый секрет, –
На море оно не похоже.
Воды в этом море ни капельки нет,
И рыбы не водятся тоже.
В волны его
Невозможно нырнуть,
Нельзя в нём плескаться,
Нельзя утонуть.
Купаться в том море
Удобно лишь тем,
Кто плавать
Ещё не умеет совсем!

(Учащиеся высказывают предположения:

Скорее всего, это горы и впадины на поверхности Луны.)

Поверхность Луны каменистая и очень неровная. Горы чередуются с равнинами, покрытыми пылью. На Луне много впадин, которые образовались от ударов метеоритов об ее поверхность.

– Эти впадины называются кратерами или по другому их называют “лунными морями”.

Давайте повторим хором это слово – кратер (хором).

– Люди даже дали названия этим морям: Море Спокойствия, Море Дождей, океан Бурь.

– Значит, что такое “лунные моря”? (кратеры, образованные в следствии падения метеоритов - камней упавших из космоса).

Физминутка

3. Лунные фазы


А сейчас, ребята, посмотрите сказку, которую мы с вашими одноклассниками подготовили для вас. Называется она “Почему у месяца нет платья?” И подумайте, почему ее так назвали? (инсценировка сказки двумя учениками)

Заглянул Полумесяц к Портному,
Не к небесному, а к земному.
Сшей мне, мастер, нарядное платье,
Буду по небу в праздник гулять я!

Снял Портной с Полумесяца мерку.
Приглашает его на примерку.
Но всего лишь за несколько дней
Вдвое сделался Месяц полней.
И в плечах, и в груди ему тесно
– Так поправился Месяц небесный!
– Чуть не плачет с досады Портной:
Что за бес подшутил надо мной!
Ваша милость слегка пополнела
Иль от стирки материя села,

Я, по правде сказать, не пойму...
Ладно! Новую примерку сниму.

Вот проходят за сутками сутки,
Не теряет Портной ни минутки.
Ну, а Месяц – гуляка ночной
– Стал тем временем полной Луной.
Примеряет он тесное платье
И, вздыхая, бормочет проклятья:
Греховодник, мошенник, злодей!
Постыдился бы добрых людей.
За последние три дня и три ночи
Платье стало тесней и короче!

Ничего не ответил Портной,
Где уж спорить Портному с Луной!
Снял он мерку с заказчика снова:
Будет к празднику платье готово.
Швы у платья Портной распорол,
Грудь расширил, надставил подол.
Доработать осталось немножко,
А уж Месяц стучится в окошко.
Да не Месяц, а тоненький Серп
– В это время он шёл на ущерб,
– Не Луна, а всего половинка:
Только рожки да круглая спинка.
Весь затрясся от гнева Портной:
Нет, довольно шутить надо мной!
Угодить вам пытался я сдуру.
Что ни день, вы меняли фигуру.
То Вы делались круглым, как блин.
То худым, точно этот аршин.
Шить Вам платье - пустое занятье,
Оставайтесь-ка лучше без платья!

– Какую тайну раскрывает эта сказка? (слайд 14)

– Почему же у месяца нет платья? (Луна бывает разная)

– А вы знаете, от чего зависит разный вид Луны?

– Разный вид Луны зависит от того, как она освещена невидимым нам ночью Солнцем. Вид Луны в течение месяца меняется, потому что она занимает разное положение относительно Солнца и Земли. Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. Изменение формы Луны называется фазами. Они существуют только для нас, на Луне никаких фаз нет. То Луна похожа на круглую тарелку, то на серп, который назвали месяцем. Всему этому есть объяснение. Солнце – это пылающий шар. Оно испускает свет. А Луна не испускает света; она словно зеркало, отражает свет Солнца. Лучи Солнца освещают её только с одной стороны. Только эту освещенную сторону Луны и видно с Земли. По мере того как Луна движется вокруг Земли, Солнце освещает её по-разному. В зависимости от того, какая часть Луны освещена, мы видим на небе её то целиком, то половинкой, то узким серпиком. Если наблюдать за Луной, вы заметите, серп “молодой”, “растущей” Луны отличается от Луны “стареющей”. Для этого нужно соединить отрезком прямой линии кончики рожек и немного продлить вниз эту линию. У нас получится буква “Р”, т.е. первая буква слова “растущий”. Значит мы нарисовали молодую Луну. А “стареющий” серпик сам об этом говорит, потому что он похож на букву “С” – первую букву слова “стареющий”.

4. Изучение человеком Луны

(слайд 15)

– Ребята, как вы думаете, мечтали ли люди побывать на Луне?

– Люди издавна мечтали побывать на Луне. Настоящий штурм Луны начинается с 1959 года. В 1966 году станция “Луна-9” прилунилась и передала телевизионное изображение лунного ландшафта. В 1970 году станция “Луна-16” произвела бурение и доставила лунный грунт на Землю. Изучением Луны также занимались и другие страны.

– А сейчас мы прочитаем о том, кому удалось побывать на Луне. Внимательно слушайте и запоминайте. (один ученик читает)

Карточка (читает ученик) В 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин побывали на Луне. Им даже удалось поездить на лунном вездеходе. В 1970 году на поверхности Луны начал своё движение первый отечественный самоходный аппарат “Луноход – 1”. Множество кратеров на Луне вызвано падением метеоритов, т.к. у Луны нет атмосферы, в отличие от Земли. Из - за отсутствия атмосферы на поверхности Луны происходят резкие колебания температуры. На освещенной Солнцем поверхности она поднимается до +130 градусов, а ночью падает до – 160 градусов.

– Как звали американских астронавтов побывавших на Луне? (Нил Армстронг, Эдвин Олдрин)

VI. Закрепление изученного материала

(слайд 16)

– Что удалось выяснить учёным – астрономам в результате изучения Луны? (Учёные доказали, что на Луне нет воздуха, воды, а следовательно нет животных и растений и т.д.)

VII. Итог

– Получили ли мы ответы на неизвестные ранее нам вопросы?

– Что нового узнали на уроке? (о том что Луна спутник Земли, о поверхности Луны, о фазах, о людях покоривших луну)

Мы получили много научной информации. А можно ли любоваться Луной? И мы не одни, любовались Луной во все времена. Художники, писатели, композиторы посвятили Луне свои произведения.

1. Послушайте отрывок из “Сказки о мёртвой царевне” А.С.Пушкина:

Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.

2. Л Бетховен “Лунная соната”. Во время музыки просмотр слайдов.

Дом.зад. Подготовить сообщение о Луне от имени астронавта или ученого астронома.

Слайд 1

Наша спутница Луна

Выполнила: Погребняк Ксения. 11 класс. Колыбельская СОШ. 2007г.

Слайд 2

Первые сведения о луне

ЛУНА – это, пожалуй, единственное небесное тело, в отношении которого с древнейших времен ни у кого не было сомнений, что оно движется вокруг Земли. Во II в. До н.э. Гиппарх определил наклон лунной орбиты к плоскости эклиптики и выявил ряд особенностей движения Луны. Он создал весьма совершенную для своего времени теорию ее движения, а также теорию солнечных и лунных затмений. ЛУНА, естественный спутник Земли, находится от нее на среднем расстоянии 384400км. Наклон орбиты к плоскости эклиптики 5 °8" 43", масса 7,349.1022 кг (1/81,3=0,0123 массы Земли), средний радиус Луны 1737,1 км (0,2727 Земли), ускорение силы тяжести на поверхности 1,62 м/с2. Средняя плотность 3341 кг/м3, сидерический период обращения 27,3 сут, синодический период обращения 29,5 сут (708 часов). Светит отраженным солнечным светом, визуальное сферическое альбедо 0,075 (отражает 7,5% падающего солнечного света). После периодов бурной солнечной активности отдельные места лунной поверхности могут слабо светиться под действием люминесценции. Температура на поверхности Луны 100-400 К (днем на экваторе достигает 130оС, а ночью минус 170оС. За 1,5 часа затмения охлаждается до минус 100оС), магнитное поле 0,4 гамм.

Слайд 3

Внешний вид

Как все планеты и их спутники, Луна светит отраженным солнечным светом. Обычно бывает видна та часть Луны, которую освещает Солнце. Исключение составляют периоды вблизи новолуния, когда отраженный от Земли свет слабо освещает и темную сторону Луны, создавая картину «старой Луны в объятиях молодой».

Слайд 4

Поверхность луны

На Луне можно выделить три основных типа образований: 1) моря – обширные, темные и довольно плоские участки поверхности, покрытые базальтовой лавой. Берега большинства морей представляют собой обрывы, а по дну тянутся невысокие валы в десятки метров.

Слайд 5

Яркие приподнятые перекрывающихся, на долю которых приходится немногим области, заполненные множеством больших и маленьких круглых кратеров, часто более 83% площади поверхности Луны. Поверхность «материков», являющаяся более старой, гориста, ее уровень выше, чем у «морей», и разность средних высот достигает 2,3 км. Трещины и крутые каньоны шириной 1–2 км часто тянутся на сотни километров почти по прямой. Их глубина составляет от одной до нескольких сотен метров; более тысячи из них внесены в каталоги. Эти разрывные трещины в лавовой коре часто параллельны краям морей. Некоторые из них напоминают меандры русел земных рек.

Материки

Слайд 6

Горные цепи

Столь знакомые нам на Земле, такие, как Апеннины, довольно редки на Луне и много небольших горных систем - кольцевые структуры (цирки), подобные той, что окружают кратер Коперник. Основные цепи гор на видимой стороне Луны (Апеннины, Альпы и Кавказ), конечно, были сформированы столкновением, породившим Море Дождей. Концентрические цепи гор окружают и некоторые другие моря. Некоторые горы вдоль южного края Луны сравнимы по высоте с Эверестом. Максимальные высоты лунных гор ~ 5 км. Горы пологие с уклоном в 15-200. Более гориста обратная сторона Луны.

Слайд 7

Строение и состав луны

Плотность лунных пород составляет в среднем 3,343 г/см3, что заметно уступает средней плотности для Земли (5,518 г/см3) Поверхностный слой - лунная кора средней толщины 68 км (от 6 км в Море Кризисов до 107 км на невидимой - в северной части кратера Королева) - имеет состав, близкий к составу «материков». Кора со стороны повернутой к Земле тоньше. Под корой располагается верхняя мантия - слой толщиной около 250 км. Еще глубже - средняя мантия толщиной порядка 500 км; полагают, что именно в этом слое в результате частичного выплавления формировались «морские» базальты. На глубинах порядка 600-800 км, то есть у подошвы твердой оболочки Луны - литосферы, располагаются глубокофокусные лунные сейсмические очаги. Нужно, однако, отметить, что естественная сейсмическая активность на Луне невелика. Основными причинами сейсмической активности Луны являются приливное воздействие 3емли и падения крупных метеоритов. .

Слайд 8

Кратеры луны

Самая большая структура на Луне, официально внесенная в список кратеров, - Герцшпрунг, диаметром 591 км, который расположен на обратной сторон Луны и поэтому не виден с Земли. Этот кратер представляет собой многокольцевую ударную деталь. Подобные ударные структуры на видимой стороне Луны позже были заполнены лавой, которая, отвердев, превратилась в темную твердую породу.

Слайд 9

Гассенди. Лунный кратер 100 км в диаметре, расположенный на северной границе Моря Влажности. В кратере имеется несколько пиков, а его дно пересекается расселинами. Кратер Гассенди получил известность, в частности, в связи с исследованием нестационарными явлениями на Луне.

Слайд 10

Циолковский (Tsiolkovskii) Кратер на обратной стороне Луны, имеющий в диаметре180 км. Кратер наполовину заполнен темной лавой, через которую пробивается центральный пик. В полушарии, лишенном темных морей, этот кратер по контрасту является одной из наиболее заметных деталей. Астронавты Аполлона 13 сфотографировали его при возвращении домой как место кандидат будущей посадки Аполлона 17. Затем пришлось отказаться из-за сложности связи с местом на обратной стороне Луны.

Слайд 11

Исследование Луны КА

Исследования Луны проводилось несколькими сериями КА: Луна (первые три Лунник, СССР), Рейнджер (США), Сервейор ("Исследователь", США), Лунар Орбитер ("Лунный орбитальный аппарат", США), Зонд (СССР) и пилотируемыми КА "Аполлон". Последний полет по программе «Аполлон» состоялся в конце 1972 года, а через 4 года прекратились и полеты советских «лунников». Лишь через два десятка лет, в 1990 году, свой искусственный спутник «Хитен» послала к Луне Япония, ставшая третьей «лунной державой». Затем было еще два американских спутника - «Clementine» (1994 год) и «Lunar Prospector» (1998 год). Наконец в 2003 году свой КА запустило Европейского космического агентство.

Слайд 12

Гаррисон Шмидт, геолог, собирает образцы лунного грунта с помощью регулируемого совка. Устройство на скале на переднем плане обеспечивает устойчивую вертикаль.

Слайд 13

Аполло (посадочный лунный модуль "Орел") и луноход.

Время пребывания на Луне

Слайд 14

Иллюзия Луны

Вблизи горизонта Луна выглядит гораздо большей, чем высоко в небе. Это оптическая иллюзия. Психологические опыты показали, что наблюдатель подсознательно регулирует свое восприятие размера объекта в зависимости от размера других объектов в поле зрения. Луна кажется меньше, когда она высоко в небе и окружена большим пустым пространством; но когда она у горизонта, ее размер легко сравнить с расстоянием между ней и горизонтом. Под влиянием этого сравнения мы неосознанно усиливаем свое впечатление о размере Луны.