12+

Газета «Правда Севера». Издаётся с 1 апреля 1934 года

Главная / Статьи / Незамеченный юбилей
29.09.2018 10:24
  • 7

Незамеченный юбилей

Первый самолет в Катанге

Летом этого года случился юбилей, который почти никто не заметил. Пятьдесят лет назад в Ербогачёне началось выполнение регулярных пассажирских авиарейсов по маршруту Иркутск — Киренск — Ербогачён — Киренск — Иркутск. Первый ИЛ — 14 сел в Ербогачёне летом 1968 года.

Авиационная история Катанги ведёт свой отсчёт с 1949 года. На берегу Тунгуски, там, где сейчас музей Шишкова, стоял дом (возможно — остатки от церкви). В нём оборудовали аэропорт, на Камешке (тогда это место называлась Каланча) — радиорубку (первой радисткой была Мальвина Иннокентьевна Пермякова,, кассиром — Анна Семёновна Фаркова), за рекой, в районе озера Стрелка — расчистили ВПП и зимой, спустя 4 года после Победы, на лёд Тунгуски сел первый ПО — 2 (в зимний период самолёты принимали на льду реки). В таком виде ербогачёнское авиахозяйство просуществовало около 3 лет. Двухместный ПО — 2 выполнял почтово — пассажирские рейсы. Если вёз почту — пассажир уже не помещался. Вообще, ПО — 2 имеет свою славную историю. Это — один из самых массовых самолётов в мире (другое название — У — 2). Начало эксплуатации — 1928 год, производился до 1954 года. Самолёт имел разговорное название "кукурузник", так как во время налётов вражеской авиации во время Великой Отечественной войны эти самолёты, благодаря их небольшим размерам, удавалось прятать в зарослях (в том числе в кукурузе).(до войны активно использовался в сельском хозяйстве для обработки посевов удобрениями и пестицидами- отсюда и "кукурузник").

Интенсивность полётов ПО — 2 в Катанге впечатляла. Есть свидетельства, что случалось — одновременно в воздухе находились 9 самолётов. Однажды осенью, поднялся сильный ветер и самолёты буквально разметало по району. Двум удалось сесть около населённых пунктов, а остальные пикировали в тайгу. Один пилот тогда погиб.

В начале 50-х неудобство ситуация с заречной "взлёткой" стала очевидной и было принято решение строить новый аэровокзал и ВПП на 700 метров в черте села. В 1951 году в Ербогачёне собрали призывников за три года (31, 32 и 33 годов рождения) — около двухсот человек, плюс субботники — воскресники с участием жителей райцентра — площадка под ВПП была очищена от леса и выровнена. Тогда же было возведено двухэтажное здание аэровокзала (после ставшее гостиницей для пилотов).

На новую полосу стали принимать самолёты Ан-2 (на которых призывники, делавшие ВПП, улетели служить в Советской Армии). Позже принимали и транспортник Ли -2, которому хватало существую-щих 700 метров полосы. А к 1968 году решился вопрос об удлинении ВПП до 1100 метров для приёма ИЛ — 14. Летом 1968 года работы по удлинению ВПП были завершены и пилот — инструктор В.И.Петров совершил технический полёт по маршруту Иркутск — Киренск — Ербогачён.

В 1973 году построили новое здание аэровокзала (оно в этом году тоже юбиляр). Когда новый аэропорт сдавали в эксплуатацию, сгорел районный Дом культуры, и в здании аэровокзала проводили новогод-ние мероприятия.

ИЛы в Катангу отлетали десять лет, и в конце семидесятых в аэропорту Ербогачён сделали новую ВПП, длиной 1400 метров — для приёма самолётов АН — 24 и АН — 26. Ещё в 1977 году, когда в Катангу полномасштабно стали заходить геологи, АН — 26 с грузами для НГЭ принимали на льду Тунгуски. Ледовую ВПП делали на участке от Шиверы до Камешка. Мало того, есть информация, что и в Преображенке принимали двадцать шестые: разгораживали огороды, удлиняли полосу и принимали!

Новую ВПП, которую делали иркутяне, СМУ — 11ГА, сдали в ноябре 1979 года. Первый самолёт на неё посадил пилот В.С.Сергунин.

С тех пор ушли в историю АН-2, на ВПП Ербогачёна садился АН — 12, авиасообщение внутри района перешло на вертолёты МИ — 8, полоса та же, что и в 1979 году, аэровокзалу в этом году 45 и он далеко не ягодка. Со времени открытия прямого сообщения между Иркутском и Ербогачёном минуло пятьдесят лет, на дворе — XXI век, а в Ербогачёне всё так же: сентябрь, дожди и неизвестно, будет ли в субботу самолёт…

Дмитрий Засимов.

Материал подготовлен при содействии С.В. Верхотурова.

Автор: Дмитрий Засимов
главный редактор

Источник: "Правда Севера"

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх