Меню
12+

Газета «Правда Севера». Издаётся с 1 апреля 1934 года

21.11.2015 09:41 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 45 от 22.11.2015 г.

ОБЫЧАЙ "Нимат"

Автор: Н.В.Монго
, библиотекарь краеведческого отдела "Катангская ЦБС".
Источник: "Правда Севера"

Н.Калитин "Нимат":
Открыта любому тайга — входи!
Стучаться не надо, брат.
Но только в своей сбереги груди
Обычай отцов — нимат!

Мы люди! Одна нам дается жизнь!
Нас ветром сечет одним!
Так, встретив путника,
Поделись своей добычей с ним!

Костер разведи, чтоб согрелся он
Будь встрече нежданной рад.
И вместе припомните вы закон,
Таежный закон — нимат.

Да будет опорой в моем краю
Он всем, кто идет в тайгу.
Но помни: кто помощь принял твою,
Тот пред тобой не в долгу.

Пусть даже и сделал ты все, что мог, —
Не жди взамен ничего!
Нимат — это наш перед лесом долг,
Тайге отдают его!

Одним из древних общест-венных институтов у эвенков был "нимат" (нимады), что в переводе с эвенкийского означает "дар", "подарок".
Обычай нимат входит в систему заповедей — традиций иты (эвенк.).
Этот замечательный по своей природе обычай был широко распространен среди всех эвенков и своими корнями уходит в далекое прошлое, характеризу-ющее наиболее древний период общественного строя эвенков — своеобразную форму общего производства и потребления. Он имел большое значение в натуральном хозяйстве, общест-венных отношениях и вообще в жизни народа.
Обычай нимат в охотничьей оленеводческой культуре эвенков изначально связан с охотой на крупнокопытных животных. Наряду с оленеводством, рыбо-ловством, и пушной охотой, эти отрасли были основными составляющими хозяйственного комплекса эвенков. "Все, чем богат эвенк, он делит не жалея, и добыча дикого оленя, изюбря, медведя одним орочёном составляет добычу и для других: дележ на всех и не только между теми, кто участвовал в промысле, но и тот, кто подошел случайно, получают свою долю — "немада" (пай от промысла без участия в нем)". (Добромыслов, 1902:78;). Не только родствен-ники, но и соседи, а то и вовсе посторонние пользовались неог-раниченным гостеприимством и попадали в категорию с которым поделили добытое на охоте.
Нимату подлежали только те животные, у которых употребля-лись шкура и мясо. Добытый зверь полностью передавался в нимат.
В порядке дара прослежи-вается закономерность: охотни-ку всегда доставалась голова и сердце (или его часть) добытого зверя и реже его шкура или камусы (шкура с ног оленя). Как полагали эвенки, голова и сердце — это места, где обитает душа зверя. Эти части не отдавали, чтобы не лишиться охотничьей удачи и благосклонности духов
"Всё, что даруется небом — родителем Буга, не жалей для людей. Делись безвозмездно, соблюдая обычай нимат". (Варламова 2004:57). С.М. Широкогоров писал, что обычай дележа нимат эвенки считали фундаментальным.
Суть нимата — по мнению самих эвенков, — одаривание с одной стороны, а с другой — помощь временно нуждающимся из-за неудачи на промыслах, болезни или увечья, а также безвозмездная помощь семьям, где нет кормиль-ца-мужчины, могущего самостоя-тельно вести промысел.
Кроме того, нимат распростра-нялся и на семьи другого рода. Получивший его, при наличии благоприятных условий или удачи на охоте, также отдавал свою добычу в нимат тому, от кого тот получал раньше.
В нимат добытого зверя могли получить и те, кто непосредственно охотился вместе, но не добыл лично. Группа охотников по взаимному согласию могла отдать в нимат добычу соседу, незави-симо от его социального положе-ния. Получивший нимат имел право распоряжаться по своему усмотре-нию, но, однако, по другим неписа-нным законам он обязательно делился со всеми, находящимися в стойбище. Только тот, кто жил в некотором отдалении от давшего в нимат зверя, мог полностью использовать его, поделившись им внутри своего стойбища. Шкуру, лапы мог использовать сам для себя или продать.
Таким образом, нимат играл не только хозяйственно-экономичес-кую роль, но и идеологическую. Так, получивший нимат из чувства долга, боясь создать о себе отрицательное общественное мнение, обязан был вернуть свой фактический долг, что воспитывало дисциплину, верность и сознание своего долга как члена коллектива. Лучший охотник, давший больше нимата, естественно, мог пользо-ваться большим уважением среди сородичей. Его примеру всегда следовали остальные. Вернуть больше, чем получил, — существо-вавший такой обычай эвенков — подтверждает  большое значениие этого замечательного обычая в жизни эвенкийских семей.
Здоровый молодой охотник, получивший нимат, вынужден был, чтобы не заслужить обществен-ного порицания, ценой больших усилий убить зверя и этим самым добыть себе авторитет в обществе. Постепенно у молодых охотников появлялся опыт, как собственный, так и привитый старыми охотника-ми. Нимат, таким образом, способ-ствовал воспитанию молодых людей и овладеванию сложными делами таежного следопыта. Вместе с тем, нимат способствовал выявлению способных и неспо-собных охотников, а также чест-ных, бескорыстных и нечестных, жадных людей.
Одаривание (нимат) происхо-дит, тем не менее, также между двумя охотниками. В этом случае нимат рассматривается как дар со стороны предлагающего добычу, и как внимание и уважение — со стороны получающего. Этот замечательный древний обычай, играл большую роль в укреплении мира и дружбы между различными группами людей.
С развитием товарно-денежных отношений нимат несколько видоизменился. Он потерял свою традиционную обязанность, превра-тился в формальную обязанность. Ниматом диктует теперь частная собственность, социальное положе-ние охотников и оленеводов. Формализм в этом замечательном обычае ярко выражался в том, что вторая сторона — помощь нуждаю-щимся в мясе и шкурах — потеряла свою былую значимость.
При внимательном изучении этого древнего института общест-венных отношений эвенков и сопоставления с охотничьими обычаями других народов выясня-ется, что нимат — это не просто подарок или помощь, — это своеобразная форма производст-венных отношений, восходящая к эпохе первобытного строя.
Таким образом, к уничтожению этого замечательного традиционного обычая привел могучий капитал, проникший в жизнь эвенков. Натуральное хозяйство и все вместе с тем связанные с ними традиции и обычаи, выработан-ные веками кочевым народом, естественно, не выдержали борьбы с развитием товарно-денежных отношений, не эквивалентного обмена и классового неравенства.
Этот обычай, а в понимании эвенков — закон — в прошлом пронизывал все сферы их жизни, и был глубоко укоренен в сознании охотника, верившего, что охотничья удача во многом зависит от благосклонности духов-хозяев.
В настоящее время нимат сохраняется и бытует среди тех, кто постоянно хозяйствует в тайге или тундре, а также распростра-няется на их родственников и знакомых, живущих в неболь-ших поселках.
Соблюдение обычая привет-ствуется, что показывает настрой людей на поддержание тра-диционных ценностей, хотя по многим причинам следовать им становится все труднее.
В настоящее время на трансформацию обычая влияет целый комплекс факторов: индивидуализация промысла, связанная с улучшением и модернизацией охотничьего снаряжения, средств транспорта; рост товарности промысла, увеличение потребности в деньгах и товарах.
Инновации новейшего вре-мени ведут к изменению системных связей между людьми, это обстоятельство накладывает ограничения на дележ и формирует круг "своих" людей, в число которых входят биологические родственники и "нужные" люди.

Материал подготовлен Монго Н.В. — библиотекарь краеведческого отдела “Катангская ЦБС”.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

250