Меню
12+

Газета «Правда Севера». Издаётся с 1 апреля 1934 года

11.04.2015 09:58 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13 от 11.04.2015 г.

Особенные дети

Автор: Марина Зарукина
Корреспондент
Источник: "Правда Севера"

Все больше детских домов закрывается по всей России и в Иркутской области. Такова политика нашего государства, стоящего на защите прав самых юных и беззащитных членов общества. Дети должны расти и воспитываться в семьях, поскольку  лучшего окружения для них, как среди любящих родителей и близких им людей,  попросту не существует.

Однако, есть и такие казенные учреждения, где вопрос о возмож-ном закрытии не стоит вообще. И находятся они не в ведомстве Министерства образования, а в ведомстве Министерства социаль-ной защиты, опеки и попечитель-ства, потому что проживают в них  дети, имеющие проблемы со здоровьем.
Одним из таких учреждений, главной задачей которого является воспитание и обучение детей, является Государственное обще-образовательное казенное учреж-дение "Специальная коррекци-онная школа-интернат", располо-женная в Ербогачене. Все ее воспитанники имеют отклонения в развитии, по этой причине  прист-роить их в семьи непросто. Три года здесь действует Школа приемных родителей, организованная с целью подготовки потенциальных родителей, либо опекунов, изъя-вивших желание окружить ребенка заботой и домашним теплом.
- За этот период обучение прошли девять человек, — расска-зала Людмила Антоновна Волкова — директор школы, работающая с "особенными детьми" тридцать пять лет. — В семьи были устроены семь детей. Из них одну девочку удочерили, шестерых теперь воспитывают опекуны. Дети обрели родных не только в райцентре, но и в селах Наканно и Преобра-женка. Конечно, этого недоста-точно.
- Мы ежегодно отправляем фотографии наших детишек в областной Департамент соцзащи-ты, который вывешивает их на  стендах и баннерах, организуемых в рамках оказания помощи в поисках приемных родителей, самостоятельно выкладываем  фото в Интернете, — добавляет социальный педагог Полина Верхотурова.- Но ни одного  ребенка устроить в семью за пределами района нам не удалось.
- Как считаете, почему так трудно устроить детишек в семью в наших условиях?
-  Здесь низкий социальный статус. У большинства прожива-ющих на Катанге, невысокие заработные платы, а значит, материальное положение остав-ляет желать лучшего.
- В школе — интернате мало детей, являющихся одинокими. По большей части у них есть братья и сестры. Получается, что разлучать их не нужно, а взять ответствен-ность за судьбу более чем одного ребенка потенциальные опекуны не решаются.
Мамы за гранью
В местную коррекционку воспитанники поступают по путевкам Министерства образо-вания  из  детских домов, либо почти сразу после изъятия их из социально — опасных семей со всей Иркутской области.  У каждого из них, несмотря на юный возраст, за плечами нелегкий груз  трагедий, лишений  и душевной  боли. В городах совсем маленьких детдомовцев, в большинстве, определяют в семьи, поэтому средний возраст  "малышей" здесь -  одиннадцать лет. То, что пришлось пережить им — превос-ходит сценарии любого из фильмов ужасов. На фоне всего не поддающегося никакому объ-яснению беспредела, единствен-ным утешением можно назвать лишь тот факт, что выжившие в исчадии ада дети не помнят о нем, в силу своего возраста.
Во всех случаях предыстория схожа. Беспробудное пьянство, приводящее к потере челове-ческого облика у взрослых, полуразвалившиеся домишки или квартиры без окон и дверей, в которых  печи либо отсутствовали вообще, либо были непригодны для использования. И полнейшая деградация, не дающая никакого объяснения ни одному из фактов проявления жестокости.
Рому, одного из близнецов, мать, если можно ее так назвать, невзлюбила с момента его по-явления на свет. Первый раз малыш попал в Ивано-Матренин-скую больницу в двухмесячном возрасте с переломами ручки и ключицы, второй раз — с травмами головы, после использования родительницей сковородки.
 Никита весь покрыт  пятнами от  ожогов  — это тушили сигареты об его худенькое тельце жен-щина, давшая жизнь, и ее дружки.
Андрюша  питался  очистками, когда мать, загуляв в очередной раз, бросила его одного в холодном, нетопленом доме, в котором не было никаких продуктов.
Мать девяти детей, трое из которых — инвалиды, нуждаю-щиеся в постоянной помощи, тра-тила их пенсии  на водку. Старших же сыновей заставляла бродяж-ничать и выпрашивать деньги на улице у прохожих.
Наш район, увы, не является островком благополучия и сердеч-ности. Спасенных от родительниц детей и здесь, к сожалению, нема-ло.
 Вечно пьяная мамаша грудной Иришки нашла свой способ усмирять раздражавшую во время гулянок кроху. Вместо пустышки она влаживала ребенку в ротик лоскутик грязной марли, смоченной в водке. Использование успокоительного привело к ожогу ротовой полости. Как говорят педагоги,  девчушка осталась в живых благодаря  усилиям врача-педиатра ЦРБ Саблина Е.А. Родительница же уверяет, что от дочери отвыкла, и не предпринимает никаких усилий по возвращению её в семью.
Настю также изъяли из семьи в возрасте до года. Когда пришли с проверкой члены комиссии, они обнаружили малышку одну в доме с разбитыми окнами и открытой дверью. В качестве пустышки у нее была пробка от винной бутылки, а у входной двери крутилась собака, которая беспрепятственно могла попасть в жилище.
Территория добра
Больше пятидесяти мальчи-шек и девчонок проживают сегодня в стенах школы-интерната. Четверо из них являются круглыми сирота-ми, остальные относятся к катего-рии сирот социальных — то есть, родители у них есть, но лишены родительских прав. Лишены права воспитывать собственных детей по причине того, что сами не подда-ются никакому воспитанию, утратив все человеческие качества, кото-рые хотя бы отчасти были в них заложены.
Тем не менее, их дети, по словам заместителя директора по внеклассной работе Г.В.Ходаковс-кой, — для которых потеря семьи стала трагедией, мам своих любят, скучают по ним, ждут от них какой-либо весточки — будь то телефонный звонок, письмецо, в редких случаях посылочка.
Здесь нет здоровых детей. Попадают они в школу — интернат, имея в перечне документов меди-цинское заключение.  Попадают, имея такие душевные травмы, что излечить  их не удается. И для того, чтобы оттаяли их сердечки, чтобы вернулось хоть какое-то доверие к людям, нужны годы совместного труда педагогов и воспитателей, коллектива работников школы, осуществляющих уход за детьми.  Не секрет, что работать с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, непросто. Они недовер-чивы, обидчивы, остро чувствуют фальшь и лицемерие со стороны взрослых. С ними очень важно  установить теплые, доверительные отношения, пробудить в них уверенность в себе, помочь в преодолении трудностей.
Эти детишки отнюдь не злопа-мятны, они научены различать добро и зло, и всегда откликаются  на ласку и заботу. И каждый- каждый воспитанник этой особой школы мечтает о том, чтобы у него, как у многих его здоровых сверст-ников, появилась семья, пусть не родные, но заботливые и любящие его мама и папа, пусть вредные и неуступчивые, но свои, братишки и сестренки, которые, после любой детской ссоры непременно, обнимут, помирятся. Они хотят, чтобы у них был свой дом, в котором тепло и уютно, где перед сном принято читать сказки, где будет кому рассказать о своих тайнах и страхах, где их непременно будут ждать из школы и переживать, оттого, что опаздывают, или мало покушали.
Мальчики и девочки приучены к труду, охотно помогают в выполне-нии многих видов посильных для них работ.
И очень хочется, чтобы нашлись в нашем районе добрые люди, которые могут позаботиться о маленьком, беспомощном чело-вечке, окружить его теплом, стать его защитником. Эти дети, имею-щие в силу жизненных обстоя-тельств, отклонения в развитии, будут и став взрослыми, нуждаться в советах, помощи и поддержке. И самыми лучшими друзьями и наставниками для них могли бы стать взрослые — любящие и надежные приемные родители, либо опекуны. И только их  любовь может излечить, и помочь  преодо-леть все невзгоды. И только они могут в корне изменить жизнь хотя бы одного ребенка с изломанной судьбой, впустив его на свою территорию — территорию добра.


Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

189