Меню
12+

Газета «Правда Севера». Издаётся с 1 апреля 1934 года

30.03.2019 10:21 Суббота
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 от 30.03.2019 г.

Катангская районная общественная организация "Эвенкийский национальный культурный центр"

Автор: Эвенкийский национальный культурный центр
Источник: "Правда Севера"

Эвенки — древний народ, представителей которого становится всё меньше, так как с развитием транспорта и свободы перемещения эта группа перестала быть практически изолированной от контактов с другими людьми. Это вызывает стремительное смешивание крови с разными генетическими группами, что неизбежно влечёт за собой стирание традиций этого народа в смешанных семьях. Интересными обрядами и традициями эвенков живо интересуются не только культурологи и этнографы, но и обычные люди. Существуют туристические направления, позволяющие посетить селения эвенков, чтобы воочию убедиться в самобытности и уникальности их образа жизни, занятий и досуга.

Как принимали гостей

Обычай гостеприимства известен всем народам мира. Строго соблюдался он и эвенками. Многим эвенкийским семьям приходилось значительную часть года кочевать по тайге в отрыве от других семей, поэтому приезд гостей всегда был праздником. Гостям дарили подарки, усаживали на почетное место в чуме (за очагом, напротив входа), угощали самыми вкусными блюдами, например мелко накрошенным мясом медведя, приправленным прожаренным медвежьим жиром. В теплое время года в честь приезда гостей устраивали танцы. Танцевали на поляне, невдалеке от стойбища. Традиционные эвенкийские танцы были необычайно темпераментны. Принимали в них участие все обитатели стойбища — от мала до велика. После обильного угощения, обмена новостями, танцев, когда день клонился к вечеру, кто-либо из гостей или хозяев начинал неспешный рассказ. Рассказчик то говорил, то переходил на пение, а слушатели хором повторяли наиболее важные слова. Героями повествования могли быть люди, звери, могущественные духи. Такие, например, как "Старик Амака", в руках которого "находятся нити наших жизней", или небесный охотник Манги, победивший волшебную лосиху Бугады и вернувший людям украденное лосихой солнце... Всю ночь в чуме, где принимали гостей, люди не смыкали глаз: сказания были настолько длинными, что закончить их к рассвету, как правило, не успевали. Гости оставались в стойбище еще на один день.

Как заключали мир

Эвенки ценили умение не только воевать, но и вести переговоры о мире. Сначала отряд во главе с шаманом подходил к лагерю противника и предупреждал громким криком о своем приближении. Противник высылал парламентеров — двух пожилых женщин. Ремешки их унтов (меховых сапожек) должны быть обязательно развязаны. Это знак, что парламентеры готовы вести переговоры. С пожилыми женщинами вступают в беседу такие же пожилые женщины, представляющие враждебную сторону. Шаман демонстративно отвергал предложения и приказывал готовиться к бою. Тогда обороняющиеся присылали двух пожилых мужчин с развязанными ремешками унтов. Начинались новые переговоры, которые теперь вели между собой старейшие мужчины. Однако и на этот раз соглашение достичь не удается: шаман отсылает парламентеров обратно. Тогда в лагерь нападающих прибывает шаман из обороняющегося стойбища. Оба шамана садятся спиной друг к другу, по обе стороны от вонзенных в землю крест-накрест мечей, и говорят напрямую. Заканчивается такой разговор заключением мира. Обряд, предусматривавший многоступенчатые переговоры, был призван создать у людей определенный душевный настрой, продемонстрировать каждому, как нелегко заключить мир и как важно беречь его впредь.

Эвенки — это народ, который поклоняется Духам. Нас всюду окружают Духи, к ним нужно относиться почтительно: одаривать их подарками. Есть дух тайги, дух воды, дух огня и т.д. Духи одаривают за почтение богатой добычей рыбы, оленя, сохатого. Дадут здоровья, удачи.

Обряды, обычаи — это часть культурного наследия народа.

Всю основную бытовую и производственною обрядность эвенков можно уложить в два самых всеобъемлющих по своему содержанию и смыслу обряда:

1.ИМТЫ.

2.УЛГАННИ.

Это два самых главных обряда эвенков, которые человек, ведущий традиционный образ жизни, выполняет почти ежедневно.

ИМТЫ — обряд кормления огня.

Все народы мира, все дети планеты поклонялись огню — источнику тепла, света, верили в его очищающую силу. У каждого народа это поклонение отражалось в его обрядах по-разному. Северные народы, вся жизнь которых была неразрывно связана с природой, свято верили и чтили все, что их окружает, в первую очередь огонь. У эвенков поклонение огню проявилось в разных обрядах.

Одним из обязательных обрядов является кормление, угощение духа огня. Огонь кормят по всевозможным случаям и почти ежедневно, т.к. вся жизнь эвенка зависит от огня. Все можно просить у духа огня: зверя — значит сытую жизнь, благополучия для семьи — не будут болеть родные, т.к. ты поручаешь ему заботу о здоровье, счастье — он убережет тебя и твоих родных от всевозможных неудач, несчастных случаев.

Имты — самый всеобъемлющий и всеохватывающий обряд. По представлениям эвенков, огонь — это посредник между человеком и высшим божеством БУГА.

Обряд кормления огня самый простой форме, не обременительный, не требующий специальных приготовлений. Вот почему он жив, и до сих пор соблюдается в любом доме и любой семье.

Тогое — эникун, мунэ нямалгикал, дегдэлкал соты,

бэюнэ букэл.

Хэгды энекэ! Мунэ бэлэдекэл.

Огонь-матушка, согрей нас, гори сильнее,

пошли зверя.

Большая матушка! Нам помогай!

УЛГАННИ ( обряд очищения) — следующий по значимости и частоте исполнения обряд эвенков.

По представлению эвенков, каждый человек обязан пройти обряд очищения, чтобы предстать перед духами с чистой душой, без злых помыслов. Только в этом случае духи отнесутся к вам благосклонно. Костер сожжет все дурное, а дым багульника очистит ваши души.

Полоски ткани — это олицетворение и воплощение представлений о нитях жизни, о веревке — судьбе. Повесив на дерево полоски — тряпочки, эвенк как бы соединяет свою нить жизни с нитью — жизни деревьев, а значит отдает ее в руки верховному божеству Эникэн Буга.

Приезжих сородичей или гостей пропускают через чичипкан — расколотый ствол молодой лиственницы с целой верхушкой либо два ствола молодых лиственниц с завязанными верхушками. При этом окуривают дымом багульника, отряхивая с людей веточкой все их болезни, грехи, заботы, желают им здоровья, удачи в охоте, счастья. По завершению обряда УЛГАНИ, молодые парни подходят к чичипканам, сдвигают стволы, снизу завязывают тальником и относят за пределы.

Авгара бикэллу, экэллу бумурэ, ?элэмуhивэ экэллу, аят бэй?экэллу, кутучи бикэллу!

Будьте здоровы, не болейте, запретное не делайте, будьте удачливы в охоте, будьте счастливы!

На примере этих двух основных обрядов рассмотрим роль женщины в обрядности эвенков.

В обрядности эвенков очень большое место принадлежит женщине. Мужчины совершают обряды и произносят тексты в основном имеющие к охоте и рыболовству.

Вся семейная обрядность держится на женщине. Роль эту полагается выполнять старшей по возрасту, но если в семье все молодые, все выполняет хозяйка дома, т.е. хозяйка огня-очага.

Обряд кормления огня также проводится женщиной. Даже благодарность огню за добытого зверя принято делать хозяйке дома. Встретив охотника с добычей, она тут же должна покормить огонь. Мужчина кормит огонь позднее, когда разделывает пушного зверя, либо начинает есть мясо добытого зверя, а также в тех случаях, если ему пришлось есть, разжигая огонь, еще не приехав домой.

А обряд УЛГАННИ могут совершать только женщины, и лишь в отсутствии таковых может совершать это мужчина, но предмет его дарения будет уже другим — не тряпочки-полоски привязывает он на деревья, а оставляет пульки, папиросы или что-то другое.

Произносить благопожелания при весеннем прилете птиц, а также и при их осеннем отлете могут только женщины, желательно старушки. Мужчинам этого делать нельзя.

Особая роль женщины в исполнении ритуала встречи и проводов перелетной птицы связана с вечным круговоротом жизни и смерти, ибо только она рожает детей, только она дает начало новой жизни. Предпочтение старым женщинам объясняется их уже однажды выполненной ролью в этом отношении, давшим уже не раз жизнь новому человеку, а также с восприятием их как держательниц родового очага, поддерживающего жизнь всему живому.

Особая роль женщины в жизни эвенкийского общества отражена и в фольклоре, что отмечает К.К. Лебедева, анализируя образы "сибирских амазонок" в фольклоре народов Севера. По ее мнению, эти традиции "восходят к бытовым отношениям ранней исторической эпохи", связаны с генезисом пантеона духов-хозяев", а также с обрядами, в основе которых лежат обряды инициации мужчин и женщин.

Таким образом, обряд УЛГАННИ по своей сути является не простым дарением и жертвой в виде полосок-ленточек, а его суть и глубинный смысл связан с укреплением души-судьбы человека, с укреплением нити жизни через деревья и травы. Основная роль в нем принадлежит женщине, как подательницы жизни человека

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

12